Примеры стран с традиционной экономикой – Традиционная экономика: особенности, преимущества и недостатки, примеры
2.1. Традиционная экономика на примере Бутана
Экономика Бутана — одна из наименее развитых в мире, и является ярким примером традиционной экономической системы. Она основана на сельском хозяйстве и лесоводстве, которые предоставляют основные средства существования больше чем 60 % населения. Сельское хозяйство состоит в значительной степени из натурального хозяйства и животноводства. Крутые горы доминируют над ландшафтом и делают строительство дорог и другой инфраструктуры трудным и дорогим. Практически отсутствуют крупные промышленные предприятия. Есть несколько предприятий деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
Экономика Бутана тесно интегрирована с Индией торговыми и кредитно-денежными отношениями. Индустриальный сектор — отсталый, представлен главным образом надомным хозяйством. Большинство проектов, типа строительства дороги, соединяющей страну с Индией, реализуется иммигрантской рабочей силой. Основное внимание правительства сосредоточено на развитии туризма и энергетики (Бутан располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами — по оценке ООН приблизительно 200 тыс. МВт).
Каждая экономическая программа, принимаемая правительством, учитывает его желание оставить неизменным традиционный стиль жизни населения и защитить окружающую среду. Сильная зарегулированность экономики и неопределенность законов в таких областях, как торговля, промышленное лицензирование, наемной рабочей силы мешает проникновению иностранных инвестиций в Бутан. [19, стр. 197]
2.2. Административно- командная экономика на примере гдр
Хозяйственная система ГДР опиралась на базисный тип государственно-социалистической централизованно-административной экономики. Она постепенно насаждалась в оккупационной зоне СССР после 1945 г. по образцу советской хозяйственной системы: путем огосударствления банков, сельскохозяйственных и промышленных предприятий, а также создания «центральных органов управления» для всех отраслей экономики. В результате сразу же после образования ГДР был принят первый двухлетний план (1949-1950 гг.).
Хозяйственный порядок и процесс хозяйствования строились согласно марксистско-ленинскому принципу примата политики над экономикой и под руководством Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), что находило свое воплощение в иерархической организации государственного и хозяйственного аппарата в соответствии с принципом демократического централизма. Высшей хозяйственно-политической инстанцией были Политбюро ЦК СЕПГ, решения которого должны были реализовывать Совет министров и подчиняющаяся ему Государственная плановая комиссия при выработке пятилетних и годовых народнохозяйственных планов.[19, стр.293]
В пятилетних планах намечались основные экономические, социальные, научно-технические, культурно-образовательные задачи и указывались пути и способы их решения. Эти планы разрабатывались с учетом долгосрочных целей развития (15-20 лет), международных договоров и степени реализации предшествующих пятилетних планов. В соответствии с поставленными партией макроэкономическими задачами (рост производства товаров и национального дохода, соотношение между накоплением и потреблением, импортом и экспортом, доходами и расходами государства, уровень цен и занятость и т.п.) центральной плановой комиссией вырабатывались и согласовывались частичные планы. Пятилетние планы рассматривались как важнейший инструмент социалистической экономической политики. Их осуществление обеспечивалось при помощи государственных плановых заданий, которые становились основой для составления годовых планов.
Годовые народнохозяйственные планы играли роль оперативных, обязательных для экономического процесса планов, с разделением по отраслям производства и непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, культура и т.п.), по регионам, по уровням регулирования (предприятия, управляемые центральными ведомствами, и предприятия регионального подчинения), по пересекающимся народнохозяйственным задачам (капиталовложения, внешняя торговля и т.д.). Разработка и координация годовых планов осуществлялись при помощи пирамидальной системы материальных и финансовых балансов, в которых согласовывались объемы производства и потребления благ, рабочей силы, основных и оборотных средств, а также доходов и расходов государства, населения и пр.
11 отраслевых промышленных министерств и другие центральные органы (министерства науки и техники, внешней торговли, внутренней торговли, финансов, Ведомство по ценообразованию, Государственный банк и др.) должны были разработать и согласовать соответствующие частичные планы. В соответствии с этими планами комбинаты, подчиняющиеся министерствам, и местные органы власти получали детальные задания, которые содержали разбивку по конкретным предприятиям. Последние на этой основе составляли свои проекты планов и заключали между собой предварительные соглашения о поставках и услугах (так реализовывался принцип единства плана, баланса и договора). После проверки и сведения воедино этих проектов вышестоящими инстанциями частичные планы согласовывались Государственной плановой комиссией и представлялись в виде общего народнохозяйственного плана. Он утверждался Народной палатой в качестве закона и подлежал безусловному выполнению предприятиями.[19, стр.294]
Как и в советской хозяйственной системе, в ГДР с самого начала приоритет отдавался производству средств производства (подразделение общественного производства) по сравнению с производством потребительских благ (II подразделение общественного производства). Доля I подразделения в совокупном чистом продукте достигала 70% (доля сельского хозяйства составляла 7,8%). Почти вес промышленные и строительные предприятия с начала 80-х годов были подчинены централизованно управлявшимся комбинатам по горизонтали (но отраслевому принципу) или по вертикали (по ступеням технологической цепочки). На них было занято 98% работающих в промышленности, ими выпускалось 97,8% чистого продукта промышленности (2,2% приходилось на долю частных предприятий). Наряду с комбинатами, входившими в сферу управления центральных ведомств, существовали комбинаты регионального подчинения, но последние производили всего лишь 6% промышленной продукции.
Генеральные директора комбинатов непосредственно подчинялись отраслевым промышленным министерствам и обладали правом давать указания директорам отдельных предприятий. Они распределяли централизованно установленные (и преимущественно агрегированные) плановые показатели по отдельным предприятиям, согласовывая при этом намеченные центром планы с производственными возможностями предприятий. Учитывая то, что в комбинаты входило довольно много разных по размерам предприятий, последние могли использовать свои преимущества по владению информацией о конкретных процессах для реализации собственных целей. Поэтому для управления поведением предприятий наряду с прямыми плановыми показателями (их было около 120) применялись также косвенные «экономические стимулы», такие, как нормативы издержек и распределения прибыли, цены, проценты, отчисления в государственный бюджет и в «общественные фонды», премии и т.п. Контроль над всеми частичными финансовыми планами, и в особенности над инвестиционным планом, возлагался на филиалы Государственного банка, которые к тому же осуществляли надзор за всеми платежными и расчетными операциями.[19, стр.295]
Такая всеобъемлющая система централизованного управления, планирования и косвенного регулирования страдала многочисленными функциональными недостатками. Особенно следует подчеркнуть, что система премирования, привязанная к показателям выполнения и перевыполнения основных и дополнительных нормативов (объем товарной продукции, чистая прибыль, объем чистой продукции, экспорт, снижение затрат, рост производительности труда и т. д.), побуждала предприятия при разработке планов добиваться установления «мягких», легко выполнимых плановых показателей, что имело своим следствием неэффективное применение факторов производства, невысокую производительность труда и инновационную вялость. Этому способствовало также отсутствие надлежащих показателей для оценки результативности производства и контроля над ней, прежде всего за недостатком цен, отражающих ограниченность благ и ресурсов.
Во многих отношениях не соответствующий потребностям (хотя и вполне согласующийся с планом) объем производства приводил на внутреннем рынке к диспропорциям между товарными фондами и покупательским спросом, а потому к незапланированному росту наличной денежной массы и скрытой инфляции (инфляции удерживания денег населением), а во внешней торговле — к пассивному платежному балансу. Наконец, закоснелая система планирования была не в состоянии оперативно реагировать как на эндогенные (обусловленные выполнением плана), так и на экзогенные (порожденные мировым рынком) факторы, вызывающие различные нарушения.
Эти имманентные системе недостатки не могли быть устранены ни реформами системы планирования (например, созданием «новой экономической системы» в 60-е годы), ни организационными изменениями структуры управления и взаимодействия предприятий (образованием комбинатов).
Кроме того, руководство ГДР оказалось не готово даже после начатой Горбачевым политики перестройки осуществить смену курса в экономической политике, подобно Польше или Венгрии. Лишь после смещения Хонеккера с высших постов в партии и в Государственном совете (октябрь 1989 г.) и под давлением ежедневных демонстраций населения с требованием демократического обновления сформированное Модровым правительство согласилось пойти на свободные выборы и провозгласило переход от «централизованной командной экономики» к «социально и экологически ориентированному рыночному хозяйству». Правда, поначалу было совершенно неясно, на каких принципах должна происходить намечаемая трансформация хозяйственной системы, и вокруг этого вопроса развернулись ожесточенные дискуссии. После первоначальных поисков «третьего пути» в июле 1990 г. стал действовать экономический, валютный и социальный союз с ФРГ, а 31 августа 1990 г. был подписан договор о воссоединении Германии.[19, стр.297]
studfiles.net
Плюсы и минусы традиционной экономики
Структура и элементы экономической системы
Экономическая система представляет собой организованную, имеющую единую направленность, совокупность хозяйственных процессов, осуществляемых в обществе с использованием имущества. Каждая система обладает структурными элементами. Для экономической системы эти элементы представлены объектами, субъектами, хозяйственными связями между ними. Одной из основных составляющих является создаваемое экономическое благо, которое может быть выражено в материальной и нематериальной форме.
Экономическая система состоит из двух подсистем, представленных производительными силами и производственными отношениями. Первые подразделяются на следующие подгруппы:
- естественные, представленные трудовыми, природными ресурсами и силами, научно – техническими, производственными возможностями, выбором из ограниченных ресурсов;
- общественные, включающие в себя производственные факторы и разделение труда, общества, произведенные блага в виде товаров и услуг;
- всеобщие, сформированные из науки, образования, трудового процесса, средств производства и предметов труда, а так же эффективности и конечного соотношения результатов к затратам.
Экономические отношения описываются тремя видами связей, а именно, организационно – экономическими, социально – экономическими и технико-экономическими.
Замечание 1
Любая национальная хозяйственная система имеет свои особенности. Обычно они формируются под воздействием исторических, социальных, научных и технических, а так же организационных и управленческих факторов. При этом сама экономика выстраивается относительно создания, обмена и конечного потребления экономических благ.
Стоит отметить, что еще одним важным элементом любой экономической системы является механизм, заложенный в ее основу. Существуют такие виды механизмов как, индикативный, рыночный и директивный. Рыночный создает условия для саморегуляции системы путем установления равновесия основных макроэкономических параметров. Директивный механизм представлен государственным вмешательством в хозяйственную жизнь страны. Индикативный вид строится на совокупности методов директивного и рыночного механизма регулирования.
Виды экономических моделей и их отличительные особенности
На различных этапах эволюции мирового общества применялись различные модели экономических систем. В настоящее время большинство экономик представляет собой структуры, включающие в себя элементы каждой из ранее существовавших моделей. Такой подход позволяет создать наиболее адаптированную под современные реалии систему хозяйственных отношений, называемую смешанной моделью экономики. Обычно, она строится на принципах рыночных отношений, при этом включает в себя командные элементы. Государство осуществляет контроль и управление отраслями стратегического значения, либо сферами хозяйственной жизни, обеспечивающими национальную безопасность. Смешанная модель применяется во многих развитых странах, где соотношение элементов различных систем зависит от особенностей конкретного государства.
Рыночная экономическая модель строится на принципах свободы предпринимательства, потребительского выбора. Для нее характерно многообразие форм собственности. Свободы хозяйствующих субъектов формируют конкуренцию. Она является одним из важнейших элементов системы, влияющих на ее саморегуляцию. В процессе жизнедеятельность рыночной экономики постепенно устанавливается равновесие ее основных показателей. Такая модель является базой для многих современных хозяйственных систем. Именно она позволяет наращивать темпы производства, прибыли и повышать уровень жизни населения.
Еще одной моделью, характерной для СССР, стран социалистического лагеря, а так же ряда азиатских стран была командная экономическая модель. В ней главная роль отведена государству. Вся экономика находилась под контролем управляющего аппарата. Им устанавливались планы, которые необходимо было выполнить в определенные сроки. Предприятия не ориентировались на прибыль, а лишь выпускали количество продукции, заданной сверху. Ценообразование так же находилось под государственным контролем. Потребители были ограничены в выборе. Они могли купить только то, что было предложено ассортиментом магазинов. Командная модель является наиболее управляемой и прозрачной. Однако, отсутствие конкуренции привело к экономической стагнации множества стран и требовало пересмотра используемой экономической модели.
Традиционная модель экономики. Ее плюсы и минусы
Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран. В них вся хозяйственная жизнь строится вокруг сельского хозяйства и земледелия. Капитал и богатства находят в руках тех, кто владеет землей.
В некоторых странах присутствует общинный уклад. Технологии плохо развиты. Производство является преимущественно мелкотоварным, основанным на частной собственности. То есть, производитель использует для создания благо свое имущество и собственную трудовую силу. Для стран с традиционным укладом характерно большое количество мелких фермеров и ремесленников, составляющих основу экономики. Малоразвитое предпринимательство подразумевает большие объемы иностранных инвестиций.
Замечание 2
Основной ячейкой такого общества является семья, которая строится на традициях и подчинению старшим. Управление осуществляется собранием старейшин, либо государственным аппаратом управления, состоящим из пожилых людей.
Традиционные системы являются достаточно инертными. В них с трудом проникают новые технологии, разработки и другие достижения научного прогресса, так как общество их отторгает. Традиции поколений для них в приоритете.
Из всего выше перечисленного можно сделать выводы о плюсах и минусах такой экономической модели. К плюсам можно отнести:
- стабильность системы;
- предсказуемость процессов внутри модели;
- основательность устройства структуры экономики;
- высокое качество выпускаемой продукции.
Среди минусов можно выделить:
- зависимость от иностранных инвестиций;
- низкая степень устойчивости к глобальным экономическим кризисам;
- инертность;
- отторжение достижений научного прогресса;
- высокий уровень влияния природных и климатических условий.
Традиционная модель практически не способна к саморазвитию и прогрессу. Ее успешность зависима от внешних факторов и воздействий других стран. Так, при снижении темпов экономического роста в развитых и развивающихся странах, в государствах с традиционным укладом сразу начинается экономический спад на фоне снижения экспортных поставок.
spravochnick.ru
Типы экономики — Answr
Экономика — совокупность законов, норм и отношений, связанных с хозяйственной деятельностью людей.
В зависимости от хозяйственного механизма и социального уклада виды экономики подразделяются на такие, как:- традиционная;
- командная;
- рыночная;
- смешанная.
Традиционный тип экономики
Традиционная система базируется на исторических традициях, которые передаются из поколения в поколение. В современном обществе она применяется в странах со слаборазвитой хозяйственной структурой, в основу которой входит сельское хозяйство, ремесленничество, примитивные формы торговли. Роль государства в экономических отношениях низкая. Регулятором хозяйственных отношений выступают рынки, где приоритет стоит на извлечении собственной выгоды, а не коллективной. Здесь медленно внедряются новые технологии из-за нежелания людей вносить изменения в повседневный уклад жизни. Распределение ресурсов, труда для изготовления благ и его продуктов, базируются на обычаях общины. Например, страны юго-восточной Азии: Афганистан, Бангладеш, Пакистан.Характерные черты
Традиционная система стабильна. Она практически не имеет производственных издержек, а рабочие имеют мотивацию для коммерческой реализации своего мастерства, что оказывает положительное влияние на качество продукции.Система характеризуется:
- преобладающим применением ручного труда;
- использованием природных источников энергии;
- построением власти на родоплеменных отношениях;
- небольшим сегментом добывающей промышленности или его отсутствием;
- эксплуатацией, ограничением прав и свобод низшей прослойки общества.
Командный тип экономики
Командная система предусматривает государственную собственность на ресурсы, централизованное планирование, минимальную интенсивность свободных рыночных отношений. Государство решает все — от места размещения предприятия до каналов поставки сырья и сбыта продукта. Властные структуры устанавливают показатели рентабельности, к которым привязывают оплату труда, премии и штрафные санкции. Эта система направлена на:- подавление личных свобод граждан;
- управление, посредством административных распоряжений и системы планирования;
- государственную форму собственности.
Рыночный тип экономики
Рыночная система является гарантом соблюдения условий заключения сделок, невмешательства третьих лиц. Она позволяет свободно выбирать рынки сбыта товара и услуг. Предприниматель самостоятельно выбирает, где закупать сырье, какой продукт производить, кому его реализовать, как использовать полученный доход.Основные признаки:
- частная собственность;
- возможность выбора форм деятельности;
- ценообразование, основанное на спросе и предложении;
- здоровая конкуренция;
- ограниченная роль государственных структур.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика позволяет совмещать возможности рыночной и командной систем. Она предполагает совмещение руководящей роли государства и свободы предпринимательской деятельности. В ее основе лежат следующие виды собственности:- частная;
- государственная;
- муниципальная;
- коллективная.
answr.pro
Традиционная экономическая система. Виды экономических систем :: SYL.ru
Мировая экономика характеризуется неравномерностью развития национальных хозяйственных систем стран мира. Какие-то государства имеют большой ВВП, низкую инфляцию, обеспечивают высокие доходы гражданам. Другие же обладают скромными показателями на уровне макроэкономики. При этом государства второго типа — часто именно те, в которых национальное хозяйство характеризуется как соответствующее критериям традиционной экономической системы. Каковы особенности данной модели развития?
Понятие экономической системы, согласно распространенной в среде российских экспертов концепции, связано с наличием в конкретной стране мира модели, в которой есть устоявшиеся принципы хозяйственного развития, управления предприятиями, правила и нормы ведения бизнеса. Несмотря на то что суверенных государств в мире много, эксперты выделяют только три основные модели: традиционную, рыночную и командную. Также современная теория экономических систем допускает смешанную концепцию. Но по большинству критериев она, как отмечают аналитики, настолько близка к рыночной, что можно смело отождествлять их.
Особый интерес для многих исследователей представляет именно традиционная модель. Часто проводится анализ экономических систем данного типа с другими концепциями — рыночной и командной. В чем отличительная специфика традиционной хозяйственной системы? В каких странах мира она сейчас функционирует?
Сущность традиционной хозяйственной системы
Согласно концепциям, принятым в современной науке, традиционная экономическая система — явление, характерное для государств, находящихся на низком уровне хозяйственного развития. Ключевыми критериями отнесения стран к данной категории считаются значимая доля в производстве ручного труда, низкая технологичность процессов, устаревшие системы управления экономикой в целом. Значительная часть хозяйственных единиц в таких государствах представлена традиционными, общинными формами консолидации труда. Компаний, которые имеют форму в виде хозяйственного общества, в относительном выражении меньше, чем в развитых странах. Это, как полагают некоторые эксперты, ухудшает качество работы системы налогообложения, так как значительная часть денежных потоков на предприятиях официально не регистрируется. Отсюда и характерные проблемы экономической системы традиционного типа: высокая инфляция, безработица, низкий уровень доходов населения страны. Величина ВВП, как правило, также достаточно скромна в государствах, где национальное хозяйство организовано посредством этой модели.
Вместе с тем традиционная экономическая система, как считают многие аналитики, характеризуется в достаточной мере либеральным режимом хозяйствования. В государствах, где она присутствует, как правило, вмешательство контролирующих органов в частный бизнес сведено к минимуму, равно как практически не присутствуют или же не работают на практике административные барьеры для входа новых предпринимателей на рынок. Поэтому, фактический уровень бизнес-активности в таких странах, если даже сравнивать его с соответствующим показателем для развитых стран, может быть достаточно высоким. Это в определенной степени обусловлено довольно низким уровнем доходов населения при наемной работе: люди вынуждены так или иначе зарабатывать дополнительно за счет самозанятости, открытия небольших производств, торговых точек.
Факторы сдерживания прогресса
Таким образом, традиционная экономическая система — вполне капиталистическое явление. Однако что мешает государствам, где национальное хозяйство функционирует в рамках рассматриваемой модели, характеризующейся высокой предпринимательской активностью граждан, развиваться?
Как полагают некоторые эксперты, фактическое отсутствие вмешательства государства в бизнес обуславливает возникновение в национальных хозяйственных системах явлений, которые не позволяют предпринимателям в полной мере почувствовать себя свободными игроками рынка. Дело в том, что в условиях ограниченной активности институтов налогового и административного контроля роль структур, так или иначе вовлеченных в управление экономическими процессами, выполняют неформальные объединения, авторитет которых часто подкрепляется в лучшем случае личностью их руководителей, а то и вовсе силой оружия.
Поэтому, несмотря на то что войти на рынок формально может любой предприниматель, фактически начать свою деятельность он, скорее всего, сможет лишь согласовав свои планы с «контролирующими структурами». Конкуренция, насыщенность рынков — явления, фактически становящиеся управляемыми. Экономическая система предприятия развивается согласно сильно теоретизированным планам, а не в соответствии с рыночными механизмами. Это обуславливает тот факт, что, несмотря на высокую предпринимательскую активность граждан, национальная хозяйственная система государства остается на низком уровне: инвесторы не приходят в страну, схемы управления предприятиями не слишком эффективны, прибыль не всегда вкладывается в развитие бизнеса, часто оседает на счетах «контролирующих структур».
В свою очередь, во многих странах с традиционной экономической моделью наблюдается сценарий, при котором неформальные объединения и государственные структуры активно взаимодействуют. Образуются коррупционные схемы, совершенно отпугивающие инвесторов из западных стран. Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, в том, что государство и «контролирующие структуры» как-то взаимодействуют, можно найти положительные моменты. Это способствует сколько-нибудь внятной бюджетной политике, обеспечению отдельных социальных институтов (школ, больниц, некоторых общественных объединений, армии) финансовой поддержкой.
Другой фактор, по причине которого традиционная экономическая система сопровождается невысокими темпами развития хозяйственных отраслей, заключается в наличии социальных норм, обусловленных культурными аспектами и национальным укладом в обществе. Часто бывает, что иностранные инвесторы попросту не находят общего языка с предпринимателями из государств, в которых выстроена традиционная модель экономики.
Структура экономики
Как выглядит типичная структура экономической системы традиционного типа? Очень многое зависит от конкретного государства, его климата, расположения относительно других стран. Однако если попробовать выделить некие общие критерии, характеризующие традиционные хозяйственные модели, то можно назвать их следующую совокупность.
Во-первых, это крайне слабая развитость обрабатывающей промышленности. Ведущая отрасль, как правило, — это сельское хозяйство, а также производные от него сферы розничной торговли: продажа овощей, фруктов. В этом смысле государства, где присутствует традиционная структура экономической системы, выручает экспорт: закупочная цена плодов в этих странах, как правило, вполне конкурентна, предприниматели из развитых регионов охотно покупают их в больших объемах.
Во-вторых, это достаточно высокий уровень безработицы. Который, вместе с тем, компенсируется самозанятыми гражданами: торговлей, мелкотоварным выпуском изделий, ремесленнической деятельностью. Уровень социальной поддержки людей, не имеющих официальной занятости, вместе с тем не слишком высокий.
В-третьих, это невысокий уровень проникновения современных коммуникационных технологий, интернета. Это замедляет интенсивность развития хозяйственных связей, снижает темпы поиска предпринимателями новых партнеров. Хотя, надо отметить, что в последние несколько лет по этому критерию страны с традиционным укладом сделали значительный шаг вперед.
Каковы типичные макроэкономические показатели стран, где преобладают традиционные элементы экономической системы? Обычно уровень ВВП на душу населения здесь невысокий: в 5-10 раз ниже, чем в развитых государствах. Темпы роста экономики небольшие, однако в целом по государствам с традиционной хозяйственной системой соответствующий тренд положительный. Инфляция достаточно высокая: двузначные ее цифры, как полагают экономисты, являются нормой.
Традиционная и другие модели развития экономики: сравнение
Кроме традиционной хозяйственной модели, есть, как мы уже определили в самом начале статьи, еще и другие виды экономических систем. Так, согласно распространенной классификации, существуют также рыночная и командная. Как эти модели экономических систем соотносятся с традиционной? Попробуем провести небольшое сравнение.
Традиционная и рыночная модели
Ключевые элементы экономической системы рыночного типа: отсутствие сильного вмешательства государства в национальное хозяйство, правовые отношения на основе нормативных актов, наличие реальной конкуренции, открытость экономики для внешней торговли. Что можно сказать касательно сопоставления этих характеристик с традиционной моделью?
Касательно первого параметра — в обоих случаях реальное вмешательство государства в экономику невысокое. Однако мы уже отметили, что в хозяйственных системах традиционного типа оно опосредованно осуществляется при участии неформальных объединений, чего в современных экономиках рыночного типа, как это принято считать в среде экспертов, не происходит. Поэтому де-факто участие структур, вовлеченных в политическое управление, в странах с традиционной экономикой все же значительное.
В свою очередь, методы регулирования бизнеса на уровне нормативных актов в традиционных экономиках выражены слабо. И это также фактор, обуславливающий несхожесть государств с традиционной и рыночной экономиками.
О том, что реальная конкуренция в традиционных хозяйственных моделях сильно затруднена активностями неформальных структур, мы уже отметили выше. Таким образом, фиксируем тот факт, что и здесь сравниваемые виды экономических систем несхожи.
Что касается открытости экономики для внешней торговли, то здесь, в свою очередь, характеристики двух рассматриваемых моделей в определенной степени сопоставимы. Более того, внешняя торговля — один из ключевых факторов экономической стабильности для государств с традиционной хозяйственной системой. Роль внутреннего рынка сравнительно невысока. В свою очередь, в рыночных экономиках очень многое определяют как раз бизнес-процессы внутри хозяйственной системы государства. Хотя, конечно, внешняя торговля также очень важна.
Традиционная и командная модели
Каким образом соотносятся традиционная модель и командная экономическая система? Будут ли они в той же степени несхожи, как и в предыдущем случае?
Ключевая характеристика экономических систем командного типа — определяющая роль государственных структур. Соответствующие институты власти непосредственным образом управляют национальным хозяйством. Предпринимательские инициативы сильно ограничены, потому конкуренция отсутствует в принципе. Вместе с тем развита система правовых отношений на базе нормативных актов.
Можно, таким образом, зафиксировать, что присутствуют определенные нюансы схожести традиционной и командной моделей. Прежде всего, это касается аспектов, отражающих конкуренцию. Правда, схожесть, вероятно, будет прослеживаться в большей степени по форме, чем по фактическому содержанию. Дело в том, что командная экономическая система не допускает конкуренции в силу административных барьеров. Роль рыночного регулятора играет государство как совокупность официальных, закрепленных в законах и конституции, публичных институтов. В свою очередь, в традиционной модели подобную функцию выполняют неформальные структуры.
Вместе с тем на уровне сопоставления правовых режимов разница между рассматриваемыми системами значительна. Суть экономической системы традиционного типа, как считают некоторые исследователи, заключается в приоритете неформальных норм коммуникаций. В свою очередь, в командных моделях правоотношения так или иначе базируются на положениях закона.
Характеристика экономических систем традиционного типа, таким образом, делает их в отдельных аспектах схожей с двумя другими моделями — рыночной и командной. Однако принципиальные различия гораздо заметнее. И потому, вероятно, будет совершенно некорректно анализировать специфику функционирования экономики, характеризующейся традиционными признаками в сравнении с той, что организована на базе рыночных принципов.
Рассмотрим то, как организованы национальные экономические системы, на примере нескольких стран, хозяйственная структура которых, как полагают некоторые исследователи, может быть охарактеризована как традиционная.
Государства с традиционной экономикой: Буркина-Фасо
Буркина-Фасо — страна с преимущественно сельскохозяйственной экономикой. Основная выращиваемая культура — хлопок. Он идет на экспорт. Можно отметить тот факт, что правительство страны прилагает определенные усилия к диверсификации национальной экономики. Так, например, в конце 90-х власти государства взяли курс на приватизацию предприятий. В 2004 году был принят ряд законов, призванных улучшить инвестиционный климат страны. Это дало определенные результаты: в частности, значимую долю в экономике стал играть сектор горнодобывающей промышленности. Особенно активно выросла добыча золота. Сейчас доля промышленности в ВВП страны составляет порядка 21%, и это между тем сравнимо с показателями некоторых развитых стран. Доля сельского хозяйства — около 30%, сектора услуг — 49%. В последние несколько лет в Буркина-Фасо заметен заметный годовой прирост ВВП. Правда, на душу населения он довольно скромный — порядка 1200 долларов.
Экономика Бурунди
Бурунди — страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Ведущие сектора: производство кофе, чая, сахарного тростника, а также хлопка. В Бурунди крайне низкий ВВП на душу населения — порядка 140 долларов. Вместе с тем ВВП в целом растет, а темпы инфляции сопоставимы даже с развитыми странами — около 10-12%. Сельскохозяйственное производство в Бурунди сконцентрировано в основном в частных хозяйствах, есть небольшие фермы. Можно отметить, что доля промышленности в ВВП государства все же заметна — 15%. Но большинство предприятий связаны с сельскохозяйственной сферой — на них осуществляется переработка чая, кофе и других основных продуктов экспорта. Есть также заводы, на которых выпускаются сельскохозяйственные орудия. В числе перспективных отраслей для инвестирования в Бурунди выделяется добыча никеля. По расчетам геологов, в стране присутствуют значительные запасы этого металла.
Экономика Афганистана
Несмотря на сложные времена после прихода к власти в этой стране моджахедов в начале 80-х, Афганистан продолжает выстраивать внешнеэкономические связи. Но все же в основе экономики пока внутренний рынок. Более половины ВВП страны формирует сельскохозяйственная отрасль, но доля промышленности заметна — около 29%. Порядка 19% — сфера услуг. В Афганистан поступает международная гуманитарная помощь, что стало позитивным фактором экономического роста страны и улучшения социального положения граждан. ВВП Афганистана — около 21 млрд. долларов, показатель на душу населения — порядка 700 долларов.
Факторы формирования традиционной модели
Насколько корректно говорить о том, что низкие макроэкономические показатели в изученных нами государствах коррелируют с тем, что в этих странах установилась традиционная хозяйственная модель? Аналитики в целом сходятся во мнении, что здесь присутствует прямая зависимость. Залог экономического процветания государства сегодня — открытость для инвесторов, наличие значительных внутренних ресурсов, развитая правовая система. Если эти компоненты отсутствуют, то национальная хозяйственная система государства будет отставать от остального мира. Часто бывает, что подобная ситуация в экономике возникает в силу значимой роли традиций отмеченного нами типа.
В свою очередь, чем обусловлен тот факт, что отмеченные страны не могут осуществить переход к современной рыночной экономике? Мнения экспертов сильно разнятся на этот счет.
Есть версия, что те или иные модели экономических систем устанавливаются в государстве под влиянием политического фактора, который часто имеет внешнюю природу. Так, в частности, что касается Афганистана, то до гражданской войны, разразившейся в конце 70-х, страна в целом относительно успешно развивалась, привлекала туристов — пусть и сравнительно немного. То есть та традиционная модель, что фиксируется аналитиками в экономике Афганистана сегодня — это то, к чему страна пришла не по причине естественного развития, а во многом под влиянием внешнего политического фактора. Возврат к неким традиционным концепциям произошел по причине того, что перспектива дальнейшего развития рыночных механизмов здесь была сведена на нет гражданской войной.
То есть в соответствии с озвученной точкой зрения, традиционная хозяйственная система и присущая ей низкая развитость секторов — следствие воздействия на страну неких факторов. Более того, международная экономическая система, как полагают многие исследователи, такова, что изменить национальную модель в короткие сроки и адаптировать ее к глобальному рынку государствам, которые находятся на невысоком уровне развития, крайне непросто. В этом должны быть заинтересованы также и ее экономические партнеры, и ключевые мировые финансовые институты. Таким образом, понятие экономической системы, согласно данной теории, во многом связано с политическими процессами.
Другая точка зрения базируется на том тезисе, что традиционная экономика не может возникнуть в стране, если на то нет причин, обусловленных спецификой исторического развития государства, культурным фактором. Суверенная хозяйственная модель, согласно данной концепции, базируется на принципах, воспроизводимых в стране в течение многих поколений. И потому, каким бы значительным ни был фактор внешнего воздействия, если на уровне социальных коммуникаций нет установок, способствующих возникновению неформальных объединений в качестве альтернативы государственным или, например, предрасполагающих к применению традиционных правовых норм вместо тех, что излагаются в законах, то соответствующего типа экономическая модель попросту не сможет сформироваться.
www.syl.ru
плюсы и минусы, характеристика, признаки, роль государства
Термином «экономическая система» обозначается общая сумма элементов, связанных между собой. Предполагается некая целостность отношений между людьми в обществе, основой которых является производство, координация и употребление благ экономики. Все они различаются по способам распределения хозяйственного труда людей и виду собственности на ресурсы. В современном мире существует целый список экономических концепций. Каждая их них имеет как положительные, так и отрицательные стороны, а также свои уникальные особенности. Вот характеристика самой распространенной из них.
…
Вконтакте
Мой мир
Описание
Самой первой из всех, существующих на данном этапе развития человечества, можно назвать традиционную схему. На сегодняшнее время ней всё еще пользуются практически все страны третьего мира. Отличительной чертой данной структуры является то, что именно и в каком количестве производит традиционная экономическая система. Более развитые государства, а также те, которые находятся на пути активного развития, имеют традиционную экономику более сложного образца.
Экономическая концепция зародилась и продолжает свое существование на различных этапах жизни государства, являет собой сложные взаимоотношения между производителями продукции и потребителями.
Существует несколько основных видов систем. Первой такой формой считается общепринятая, которая основывается на обычаях каждого отдельно взятого племени.
К примеру, если несколько поколений подряд занималось выращиванием пшеницы, то все следующие будут делать то же самое. Никому из жителей не приходит в голову, что такое положение дел может быть невыгодно и можно заниматься чем-то другим.
Отличительные черты
Перечислим особенности традиционной экономической системы. Базовыми составляющими является массовая распространенность ручного труда, отсутствие или медленное развитие технического прогресса, а также наличие различных видов хозяйственности.
Государства с традиционной экономикой имеют широко распространенное мелкотоварное производство, основой которого является частная собственность. Обычаи и традиции страны с такой экономикой притормаживают технологический процесс. А при высокой рождаемости это во всех случаях приводит к бедноте. Обычаи меняются, но, к сожалению, очень медленно.
Важно! Нельзя утверждать, что в слаборазвитых странах традиционная экономическая система преобладает, так как в некоторых регионах России можно встретить ее элементы.
Традиционная экономика
Признаки
Основные признаки традиционной экономической системы в странах третьего мира:
- недоступность образования для некоторых слоев общества;
- отсутствие или слабое проявления прогресса в области науки;
- игнорирование прогрессивных технологий;
- преобладание ручного труда населения в экономике страны;
- давление со стороны религии на политические взгляды людей;
- базирование власти на основе традиционных родоплеменных отношений и устоев;
- ограничение прав низших слоев общества и прочее.
Главной задачей является выбор наиболее выгодного способа решения определенной проблемы. При этом важно достичь полного удовлетворения потребностей. Говоря о том, в каких странах присутствует данная экономическая форма, можно четко обозначить такие регионы, как Африка, особенно Южная, и государства Азии.
Традиционная экономическая система
Это интересно! Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства
Все «за» и «против»
Перечислим плюсы и минусы традиционной системы. По большей части такая подобная форма имеет отношение к первобытному обществу и воспринимается современниками как неразвитая и слабая. Но по сравнению с рыночной, можно утверждать, что общепринятая разновидность более стабильна и имеет высшее качество производимой продукции.
Это объясняется грошовой заинтересованностью рабочих в реализации продукции собственного производства. Исходя из этого, можно утверждать, что это в большей степени предсказуемая форма, чем все остальные. Народ имеет уверенность в завтрашнем дне, поэтому здесь имеет место высокая степень доверия правящей верхушке общества.
Несмотря на перечисленные достоинства традиционной экономики, минусов у нее намного больше. Основным из них считается полное отсутствие технического прогресса, которое обеспечивает экономические отношения. Объем производства продукции находится на низкой стадии развития, что объясняется преобладанием ручного труда над машинным. Также характерна зависимость от климата и от других внешних факторов. К минусам также можно отнести незащищенность населения в социальном плане, которая нередко провоцирует различные конфликтные ситуации в обществе.
Проблема неравенства в социуме
В общепринятой системе присутствует авторитарный принцип распределения производственных ресурсов между населением. Большую часть общественных благ выделяют правящей элите страны. В этом и кроется причина того, что уровень жизни большинства находится на невысоком уровне. Чаще всего люди в стране с такой формой экономики подвержены идеологическому воздействию, поэтому у них не наблюдается повышенного интереса к всякого рода излишествам и предпринимательской деятельности. Факторы, которые смогли оказать влияние на какие-либо изменения в хозяйстве при общепринятой системе, практически отсутствуют.
Важно! Именно в традиционной экономике власть навязывает населению консервативную идеологию, так что роль государства в ней можно назвать ведущей.
Какие-либо внешние субъекты не имеют большого интереса в том, чтобы в государстве с привычной общепринятой системой произошли изменения в хозяйственной модели. Это объясняется тем, что никто не хочет появления новых конкурентов на мировом рынке и все в высшей степени заинтересованы в сохранении прежней структуры.
Виды
Какие еще черты традиционной экономической системы следует выделить дополнительно: она состоит из набора общих структур, которые разделяются на четыре основных вида.
Перечислим основные виды:
- традиционная экономика;
- рыночная;
- командная;
- смешанная.
Важно! Традиционная экономическая система считается прародительницей всех остальных.
В командной экономике все вопросы о производстве решаются централизованно. Частная собственность в странах с командной формой управления отсутствует частично или полностью. Одним из плюсов такой экономики является низкая вероятность кризиса перепроизводства. Но вместе с этим возникает большая вероятность дефицита продуктов производства.
Типы экономических систем
Рыночная экономическая система, в отличие от командной, характеризуется преобладанием частной собственности над централизованным производством. В такой экономике государство не играет главной роли, а только занимается ее регулированием с помощью законов. Смешанная экономика в современном мире является наиболее распространенной. Причина этому – присутствие элементов всех вышеперечисленных экономических структур, что дает ей видимое преимущество.
Традиционная экономика
Типы экономических систем Традиционная
Вывод
Подводя итоги, можно сказать, что традиционная экономическая система не является наиболее совершенной формой экономики, которая существует в современном мире. Но вместе с этим ее черты присутствуют во всех известных формах экономики. Сейчас на смену традиционной пришли уже более развитые.
uchim.guru
Традиционная экономическая система, ее особенности
В традиционной экономической системе основную роль играют традиции, обычаи и обряды. Они регулируют производство, потребление благ. Обычно такая система встречается в слаборазвитых доиндустриальных странах. Более развитыми считаются командно-административная и рыночная экономические системы. Экономическая роль человека зависит от наследственного положения, от принадлежности к тому или иному классу общества. Технические инновации не соответствуют традиционному пониманию, угрожают постоянству общественного строя. Потому они не приветствуются.
На первом месте в традиционной экономике стоят религиозные ценности. Широко эксплуатируется ручной труд и всяческие отсталые методы производства. Собственниками являются отдельные хозяйства. Каждый из них в праве по собственной воле распорядиться своими ресурсами. Собственники могут объединятся с другими, продавать им свои ресурсы или же предлагать свою способность к труду. В странах с традиционной экономикой важную роль играют крестьянское и ремесленное хозяйства, при этом потомки наследуют занятие предков.
При условии высокой рождаемости в такой стране возрастает риск бедности. Потому государству приходиться большую часть национального дохода отдавать на социальную поддержку и на развитие инфраструктуры. Очень важен иностранный капитал. В странах с традиционной экономической системой обычно есть основные традиционные ресурсы, которые используются для решения экономических вопросов. Например, кофе в Бразилии. Эта система стабильна, что делает ее неспособной к активным изменениям и прогрессу. Уровень жизни остается довольно низким.
Доходы в такой стране распределяются неравномерно. Существует большой разрыв и контраст между разными слоями общества. Политика и экономика нестабильны, высокие темпы инфляции, значительный внешний долг. Экономика очень зависит от государственного сектора. Цены на товары неконкурентные, природное сырье используется неэффективно. Характерна безграмотность населения, малое количество квалифицированных специалистов, безработица.
Но если страна с традиционной экономической системой отвернется от своих обычаев, перестройка будет происходить крайне долго. Это доказал опыт ряда стран, вынужденных когда-то сделать так под влиянием колонизаторов. Подобные изменения до сих пор не привели к повышению уровня жизни в этих странах.
www.kakprosto.ru