Самым распространенным видом монополий в россии были: 1.Самым распространенным видом монополий в России были: выберите один ответ a. синдикаты b. картели c. концерны d. тресты
Ист Test_7
Тест 7
. Вариант 1
1. Самым распространенным видом монополий России были:
а) тресты
+б) синдикаты
в) латифундии
2. Началом революции считаются события «Кровавого воскресенья»:
+а) 9 января 1905 г.
б) 9 февраля 1905 г.
в) 1 марта 1905 г.
3. Одной из основных политических целей либеральной оппозиции в России было:
+а) введение в стране конституции и гражданских прав
б) уничтожение династии Романовых
в) создание социалистического государства
4. Лидерами социал-демократов большевиков и меньшевиков после II съезда РСДРП стали:
+а) В. И. Ленин и Л. Мартов
б) П. Б. Струве и П. Н. Милюков
в) В.Чернов и М.Спиридонова
5. К основным лозунгам Всероссийской политической
а) «Долой непомерные штрафы», «Повысить заработную плату»
б) «Да здравствует отмена ночного труда», «Долой сверхурочные работы»
в) «Долой самодержавие», «Да здравствует «Учредительное собрание»
Тест 7
. Вариант 2
1. К началу XX в. промышленники и рабочие составляли:
а) абсолютное большинство населения империи
б) около половины населения
в) меньшую часть населения
2. Нелегальный журнал либеральных партий в России назывался:
а) «Искра»
+б) «Освобождение»
в) «Революционная Россия»
3. РСДРП образовалась:
+а) в 1898 г. б) в 1902 г. в) в 1903 г.
4. Крестьянские выступления в 1905 г.:
а) резко возросли, но носили мирный характер
б) оставались на уровне начала века, но приобрели более агрессивные формы
в) становились более массовыми, агрессивными и разнообразными по формам
5. Январская петиция демонстрантов царю содержала:
а) только экономические требования
б) исключительно политические требования
+в) экономические и политические требования
Тест 7
Вариант 3
1. К началу XX в. основные капиталы России были сосредоточены:
а) в одном государственном банке
б) в пяти коммерческих банках
в) в 20 коммерческих банках
2.Социальной базой РСДРП являлись: а) крестьяне +б) рабочие в) интеллигенция
3. 9 января 1905 г. мирное шествие народа к царю с петицией завершилось:
а) массовой давкой народа на Дворцовой площади
+б) расстрелом демонстрантов правительственными войсками
в) вручением петиции Николаю II представителями рабочих
4. Окончательной политической целью буржуазии было требование установления:
+а) парламентской буржуазной республики
б) диктатуры пролетариата
в) анархического коммунизма
5.Какие из перечисленных ниже органов государственной власти существовали в России в 1906-1914 годах?
а) Учредительное собрание
+б) Государственная Дума
в) Верховный Тайный совет
Тест 7
Вариант 4
1. К числу крупнейших банков Российской империи принадлежали:
а) Саратовский, Нижегородский
б) Южно-Русский, Петербургский
в) Русско-Азиатский, Азовско-Донской
2. Раскол социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков
произошел:а) в 1898 г. на I съезде
б) в 1901 г. на партийной конференции
+в) в 1903 г. на II съезде
3. Подготовил и провел мирную демонстрацию рабочих к Николаю II 9 января 1905 г.:
+а) священник Георгий Гапон
б) лидер большевиков В. И. Ленин
в) брат императора Владимир Александрович
4. В итоге Всероссийской политической октябрьской стачки власти:
а) ввели в крупные города войска и разгромили стачечников
+б) пошли на компромисс с бастующими и выпустили «Манифест»
в) обещали прекратить войну с Японией
5. Революция 1905-1907 гг. завершилась:
а) принятием Всероссийской Конституции
б) официальным отказом царя от всех положений «Манифеста 17 октября».
+в) государственным переворотом 3 июня 1905 г.
Тест 7
Вариант 5
1. Экономические спады в развитии промышленности произошли:
а) в 1900—1903 гг.
б) в 1907—1908 гг.
в) в оба названных периода
2. К положениям «Манифеста 17 октября 1905 г.» не относится:
а) провозглашение гражданских свобод
+б) провозглашение политической амнистии
в) введение законосовещательной Государственной Думы
3. Восстание на броненосце «Потемкин» началось
а) организованно по призыву представителей большевиков
+б) стихийно из-за некачественной пищи
в) стихийно из-за внеплановых военных учений
4. Аграрная реформа П.А.Столыпина предусматривала:
а) свободный выход крестьян из общины с наделом
+б) финансовую поддержку правительством крестьянских общин
в) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность
5. РСДРП(б) в период революции выдвинула по аграрному вопросу программу:
+а) национализации всей земли в стране
б) социализации земли
в) муниципализации земли
Тесты по Истории России (19-20 в.в.) для 9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №9 при ИК-43»
Итоговые тесты
«История России XIX – XX век», 9 класс.
Выполнила:
Чернусская Ирина Ароновна,
учитель истории
Кемерово 2015
1. К началу 20 века население Российской империи составляло:
А) 70 млн. чел.
Б) 126 млн. чел.
В) 195 млн. чел.
2. К началу 20 века по уровню социально – экономического развития Россия принадлежала:
А) к странам первого эшелона
Б) к странам второго эшелона
В) к странам третьего эшелона
3. На рубеже веков Витте С.Ю. выступал за:
А) реформы для капиталистического развития страны
Б) сохранение всех существующих устоев
В) социалистическое преобразования в стране
4. Самым распространенным видом монополий в России были:
А) тресты
Б) синдикаты
В) латифундии
5. К числу крупнейших банков Российской империи принадлежали:
А) Саратовский, Нижегородский
Б) Южно – Русский, Петербургский
В) Русско – Азиатский, Азовско – Донской
6. Основной формой борьбы рабочих за свои политические и экономические права в начале 20 века являлись:
А) переговоры с предпринимателями
Б) забастовки
В) вооруженные выступления
7. По переписи 1897 года в деревне проживало:
А) 50 млн. чел.
Б) 97 млн. чел.
В) 126 млн. чел.
8. К началу 20 века крупное помещичье землевладение:
А) сохранилось
Б) было ликвидировано
В) активно развивалось
9. К началу 20 века община:
А) тормозила развитие сельского хозяйства
Б) никак не влияла на развитие сельского хозяйства
В) способствовала дальнейшему развитию сельского хозяйства
10. Выкупные платежи крестьян — это:
А) ежегодные выплаты государству за землю, полученную по реформе 1861 года
Б) ежегодные выплаты помещику за землю, полученную по реформе 1861 года
В) ежегодные выплаты государству за освобождение от воинской повинности
11. Николай II вступил на российский престол:
А) в 1881 г.
Б) в 1894 г.
В) в 1898 г.
12. Самодержавная власть Николая II опиралась на:
А) купечество
Б) крестьянство
В) дворянство
13. РСДРП образовалась:
А) в 1898 г.
Б) в 1902 г.
В) в 1903 г.
14. Раскол партии на большевиков и меньшевиков произошел:
А) в 1898 г.
Б) в 1901 г.
В) в 1903 г.
15. Основной социальной базой эсеров были:
А) рабочие
Б) крестьяне
В) мелкая и средняя буржуазия
16. Одним из отличий либеральных партий от революционных являлось:
А) сохранение самодержавия в стране
Б) лозунг самоопределения национальных окраин
В) выбормирного пути преобразований
17. Основной причиной русско — японской войны является:
А) борьба за влияние на Корею и Северно — Восточный Китай
Б) вооруженный конфликт русского и японского флотов в Охотском море
В) выполнение обязательств перед союзниками
18. Оборона Порт – Артура продолжалась 157 дней и завершилась:
А) сдачей Порт – Артура
Б) победой российского гарнизона
В) переговорами о мире между Японией и Россией
19. Самым крупным сухопутным сражением русско – японской войны была:
А) битва при Ляояне
Б) битва при Мукдене
В) битва при Цусиме
20. Мирный договор между Россией и Японией называется:
А) Портсмутский
Б) Брестский
В) Порт – Артурский
21. Одним из активных сторонников войны с Японией при дворе являлся:
А) П.Н.Милюков
Б) В.К.Плеве
В) П.Б.Струве
22. Началом революции 1905 года считаются события «Кровавого воскресенья»:
А) 9 января 1905 года
Б) 9 февраля 1905 года
В) 19 февраля 1905 года
23. К положениям Манифеста 17 октября 1905 года не относится:
А) провозглашение гражданских свобод
Б) провозглашение политической амнистии
В) провозглашение созыва законодательной Думы
24.«Союз русского народа» провозгласил идею:
А) «Церковь, царь, Русь»
Б) «Царь, народ, реформы»
В) «За национальное единение»
25. Идея установления диктатуры пролетариата принадлежит:
А) РСДРП
Б) эсерам
В) октябристам
26. Государственная Дума избиралась на:
А) 5 лет
Б) 10 лет
В) на неограниченный срок
27. Председатель Совета министров с 1906 года, возглавивший курс реформ и одновременно введший военно – полевые суды:
А) П.А.Столыпин
Б) С.Ю.Витте
В) И.Л.Горемыкин
28. К итогам революции 1905 – 1907 г.г. не относится:
А) переход к ограниченной монархии
Б) отмена выкупных платежей
В) создание Государственного совета
29. Девиз политического курса правительства П.А.Столыпина был:
А) «Даешь социалистические реформы»
Б) «Всем сословиям – равные права»
В) Сначала успокоение, потом реформы»
30. Характерная черта России начала 20 века:
А) отсутствие спроса на газеты, журналы, книги
Б) большое распространение комиксов
В) рост спроса на газеты, журналы и книги
31. Доходные дома — это:
А) платные частные музеи
Б) рабочие общежития при фабриках
В) многоквартирные дома, рассчитанные на сдачу внаем жилья
32. Лауреатами Нобелевской премии в начале 20 века стали:
А) В.И.Вернадский и К.Э Циолковский
Б) А.А.Марков и В.А.Стеклов
В) И.П.Павлов и И.И.Мечников
33. В начале 20 века С.П.Дягилев стал инициатором и организатором:
А) художественных выставок в губернских и уездных городах России
Б) «Русских сезонов» в Париже
В) выпуска нового художественного альманаха
34. Первая мировая война началась:
А) 1 августа 1914 г.
Б) 1 сентября 1914 г.
В) 1 августа 1915 г.
35. Брусиловский прорыв проходил:
А) на Юго — Западном фронте
Б) на Западном фронте
В) на Северо – Западном фронте
36. Большое влияние во время войны на царскую семью оказывал:
А) П.Н.Милюков
Б) Г.Е.Распутин
В) А.А.Брусилов
37. Февральская революция в Петрограде началась:
А) 23 февраля 19176 г.
Б) 25 февраля 1917 г.
В) 28 февраля 1917 г.
38. Февральская революция привела к:
А) принятию демократической конституции
Б) уничтожению монархии
В) образованию социалистического государства
39. Цель Л.Г.Корнилова в августе 1917 г.г:
А) установление военной диктатуры в стране
Б) немедленный выход России из войны
В) установление демократической республики в стране
40. В основу Декрета о земле была положена программа:
А) большевиков
Б) эсеров
В) кадетов
41. Первый председатель ВЧК:
А) А.В.Луначарский
Б) Ф.Э.Дзержинский
В) Л.Д.Троцкий
42. Верховным правителем России осенью 1918 года был провозглашен:
А) генерал Деникин
Б) адмирал Колчак
В) барон Врангель
43. Характерные черты политики «военного коммунизма»:
А) продразверстка в деревне
Б) развитие торговли в городах
В) выпуск новых советских денег
44. Основными политическими лозунгами Кронштадтского восстания были:
А) «Укрепление власти большевиков»
Б) «Советы без коммунистов»
В) «Вся власть Учредительному собранию»
45. Первым наркомом просвещения был назначен:
А) И. В.Сталин
Б) А.В.Луначарский
В) Я.М.Свердлов
46. К началу 20 – г.г. Россия подписала договоры о признании с:
А) Америкой
Б) Финляндией
В) Францией
47. Политика нэпа предполагает:
А) сохранение власти большевиков
Б) постепенный переход к буржуазному государству
В) отказ большевиков от власти
48. СССР был образован:
А) 20 декабря 1922 г.
Б) 30 декабря 1922 г.
В) 31 декабря 1922 г.
49. Создатель мавзолея В.И.Ленина:
А) художник Васнецов
Б) архитектор Щусев
В) архитектор Шехтель
50. «Год великого перелома» — это:
А) название популярного романа
Б) название статьи И.В.Сталина
В) название сборника статей ученых
51. Одна из основных целей процессов начала 30-х годов:
А) объяснение просчетов в ходе индустриализации и коллективизации
Б) борьба с международным терроризмом
В) борьба с капиталистическими элементами в экономике
52. Карточная система в стране была отменена в:
А) 1930 г.
Б) 1935 г.
В) 1939 г.
53. Конституция 1936 г. Зафиксировала:
А) построение социализма в основном
Б) построение развитого социализма
В) построение некоторых основ социализма
54. Репрессии 1937 – 1938 г.г. командного состава армии привели:
А) к ослаблению армии
Б) к укреплению моральных устоев армии
В) не повлияло на состояние армии в целом
55. Договор о ненападении между Германией и СССР был подписан:
А) 15 ноября 1936 года
Б) 27 августа 1940 года
В) 23 августа 1939 года
56. Вторая мировая война началась:
А) 1 сентября 1938 года
Б) 1сентября 1939 года
В) 1 сентября 1941 года
57. Германия напала на СССР:
А) 22 июня 1940 года
Б) 22 июня 1941 года
В) 1 сентября 1939 года
58. Блокада Ленинграда началась:
А) в сентябре 1941 года
Б) в ноябре 1941 года
В) в августе 1942 года
59. Второй фронт был открыт в Европе :
А) в июне 1944 года
Б) в декабре 1944 года
В) в ноябре 1944 года
60. Основным лозунгом тыла стал лозунг:
А) «Все для фронта, все для победы»
Б) «Ни шагу назад»
В) «Кто не работает, тот не ест»
61. СССР отметил День победы:
А) 8 мая 1945 года
Б) 9 мая 1945 года
В) 2 мая 1945 года
62. Создатель первой атомной бомбы в СССР является:
А) И.В.Курчатов
Б) А.Д.Сахаров
В) А.Н.Туполев
63. И.В.Сталин умер:
А) 5 марта 1953 года
Б) 25 апреля 1953 года
В) 3 марта 1955 года
64. После смерти Сталина партию возглавил:
А) Н.С.Хрущев
Б) Г.М.Маленков
В) К.Е.Ворошилов
65. Доклад Хрущева о культе личности Сталина прозвучал:
А) на XX съезде партии
Б) на XIX съезде партии
В) на XXII съезде партии
66. Первый советский искусственный спутник земли был запущен:
А) в 1955 году
Б) в 1957 году
В) в 1961 году
67. Первый советский космонавт:
А) Ю.Гагарин
Б) Г. Титов
В) А. Леонов
68. Заговор против Н.С.Хрущева возглавил:
А) Н.А.Булгагин
Б) Л.И.Брежнев
В) А.И.Микоян
69. Брежневская Конституция была принята:
А) 5 декабря 1965 года
Б) 7 октября 1977 года
В) 30 декабря 1980 года
70. Первым президентом России стал:
А) Б.Н.Ельцин
Б) М.С.Горбачев
В) Н.И.Рыжков
Из России, с монополиями | Washington Monthly
На этой неделе российские войска, пытаясь подчинить себе Украину, нанесли ракетные удары по ее столице Киеву, положив начало крупнейшему военному конфликту в Европе со времен Второй мировой войны. США и их союзники начали вводить санкции в отношении российских финансовых учреждений, олигархов и высокотехнологичных секторов, лишая Россию возможности привлекать заемные средства на зарубежных рынках. Союзники также приостановили одобрение строительства газопровода «Северный поток — 2» через Европу, который строит московская государственная энергетическая компания «Газпром».
Президент Джо Байден дал понять, что грядут более суровые санкции. Одним из них может быть отключение России от SWIFT, Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, по которому 200 стран проводят финансовые операции. Это означало бы, что Россия не сможет участвовать в международной торговле. Но это действие сопряжено с еще большим риском для мировой экономики.
Проблема с нашим режимом санкций заключается в том, что у России есть важнейшие глобальные монополии, не только значительные позиции в энергетике, которые хорошо известны, но особенно в глобальной цепочке поставок удобрений, о которых известно значительно меньше. Любая санкция может радикально повлиять на предложение и цену удобрений и, следовательно, продуктов питания на мировом рынке.
«Вот почему монополия — это проблема. Сейчас они занимают доминирующее положение на переговорах», — говорит Питер Ратленд, профессор государственного управления Уэслианского университета и эксперт по России.
Мировая индустрия удобрений включает три основные категории: азотные, калийные и фосфорные удобрения. Калий — это богатое калием солевое удобрение, которое улучшает качество растений и отвечает за 20 процентов мирового спроса на удобрения.
Благодаря своему самому ярому союзнику в Европе, Беларуси, Россия имеет 40-процентную долю рынка в мировом производстве и экспорте калийных удобрений. Две автократии образуют неформальный картель на калийном рынке, состоящий из Уралкалия и Беларусикалия, экспортным подразделением которого является Белорусская калийная компания. В конце прошлого года США ввели санкции против Белорусской калийной компании (БКК), основного экспортного подразделения производителя «Беларуськалий». В нем утверждалось, что Беларусь намеренно создала миграционный кризис на границе с Польшей. Санкции коснулись только американских предприятий, ведущих дела с белорусской компанией.
Ранее в этом году Литовские железные дороги, поощряемые США, приостановили отгрузки белорусского калия через свой Клайпедский порт, который является основным входом белорусского калия в Европу. Белорусский калий в настоящее время переправляется через российские железные дороги, что дает России больший контроль над критически важным товаром; Россия может даже купить калий и перепродать его, продолжая экспортировать.
До введения санкций мировые цены на калий уже были на 13-летнем максимуме. Цены резко выросли за последний год, что встревожило фермеров по всему миру. Цены на калий выросли на 71% в 2021 году – с 350 долларов США за тонну до 600 долларов США за тонну; спотовые цены на прошлой неделе показали, что эта цифра достигла 815 долларов за тонну. Санкции США в отношении Беларуси, вероятно, усугубят проблему, поскольку «Беларуськалий» объявил на прошлой неделе, что не сможет выполнить свои контракты. Одна из крупнейших в мире компаний по производству удобрений Yara International со штаб-квартирой в Норвегии объявила, что к апрелю сократит поставки белорусского калия. Другие корпорации в калийной промышленности не планируют наращивать производство и столкнутся с трудностями в своих попытках.
Легкость, с которой Россия может влиять на продовольственный рынок, была продемонстрирована во время мирового кризиса цен на продовольствие 2007-2008 гг. Россия и Беларусь сократили производство калия, чтобы резко поднять цены и увеличить прибыль, при этом финансовый директор Виктор Беляков заявил в то время, что «цена важнее объема». В период с января 2008 г. по октябрь 2009 г. цены на калий выросли на 400 процентов, производство сократилось на 39 процентов, а поставки сократились на 43 процента. Прибыль производителей калия достигла пика 480 процентов в середине 2008 года.
Россия также является доминирующим игроком на мировом рынке азотных удобрений. Несмотря на то, что на долю России приходится всего 16,5% мирового экспорта, Россия производит нитрат аммония, ключевой ингредиент, необходимый для удобрений, и имеет почти 66 процентную долю мирового рынка в производстве химикатов.
Ранее в этом месяце Россия решила ввести запрет на экспорт аммиачной селитры, чтобы обеспечить доступные поставки для своих собственных фермеров до 2 апреля. Этот запрет может поднять цену на удобрения в США, в то время как цена на мочевину и диаммонийфосфат (ДАФ), два удобрения, для которых требуется нитрат аммония, выросла9.0 процентов и 30 процентов в прошлом году. Кроме того, влияние России на экспортном рынке азотных удобрений за последние несколько десятилетий означало, что она занимает доминирующее положение на рынке в диапазоне от 60 до 100 процентов в экспорте азотных удобрений ключевым союзникам США и членам НАТО.
Россия также поставляет основные ресурсы, необходимые для производства фосфорных удобрений. Через свою компанию «Уралхим» Россия поставляет аммиак в Марокко, крупнейшему производителю фосфорных удобрений в мире, на долю которого приходится 75 процентов запасов фосфатов. На долю государственного производителя фосфорных удобрений OCP в мире приходится около 34 процентов мирового рынка и 49процент фосфорной кислоты, необходимой для удобрения. Марокко получает более половины своего аммиака из России, и любое нарушение этих поставок взбудоражит мировой рынок. Российские компании по производству удобрений недавно заняли монопольное положение в отношении импорта фосфорных удобрений в Европу за последний год, поставляя удобрения с низким содержанием кадмия, которые стали обязательными в соответствии с новой директивой ЕС в 2019 году. удобрения, что ставит их в невыгодное положение.
Помимо удобрений, Россия сделала производство пшеницы оружием и стала ведущим мировым экспортером зерна, возглавив список в 2016 году и удвоив свой экспорт за последнее десятилетие. Это особенно актуально для региона Ближнего Востока и Северной Африки, где Турция поставляет более 80 процентов импортной пшеницы в регионе по ценам ниже рыночных. Даже Турция, например, импортирует 75 процентов своей пшеницы из России. Российский бум экспорта зерна даже усилил давление на переживающую трудности отрасль в США 9.0003
Россия находится в центре глобальной цепочки поставок продуктов питания. Это должно стать уроком для экспертов по внешней политике и безопасности в Вашингтоне. Такая зависимость от монополистов является серьезным препятствием для усилий по обеспечению мира за границей и защите демократических союзников. В дальнейшем США следовало бы пресекать случаи экономической концентрации за границей, используя различные торговые инструменты и санкции, прежде чем монополии можно будет использовать в качестве геополитического оружия, как в случае с Россией.
За последние несколько десятилетий из-за слабого глобального антимонопольного законодательства в отношении этих монополистов мир пострадал от высоких цен на удобрения и контролируемых поставок. Но такие проблемы также преследуют США дома, способствуя росту затрат для фермеров и потребителей. В Северной Америке картель, известный как Canpotex, состоящий из Mosiac и Nutrien, контролирует американский рынок калия. Mosiac контролирует более 90 процентов рынка фосфорных удобрений США. Mosiac заняла монопольное положение после того, как США, зависящие от Марокко и России, в конце прошлого года ввели антидемпинговые меры в отношении двух стран.
Какие бы дополнительные санкции США ни предприняли против России, им придется бороться с монополистической ролью Москвы в узких местах цепочки поставок в таких крупных отраслях, как пищевая. Это может означать, что США и их союзники проводят промышленную политику, которая включает в себя создание достаточных мощностей по производству удобрений и химикатов, чтобы стабилизировать мировой рынок и помочь союзникам диверсифицироваться, отказавшись от российских источников.
«Это похоже на покупку страховки, — говорит Ратленд из Уэслиана. «Это экономическое решение не инвестировать в диверсификацию, и когда надвигается ураган, вы хотите иметь больше страховки, но уже слишком поздно».
Консолидация в российской экономике – ПОНАРС Евразия
(Политическая записка ПОНАРС) За последнее десятилетие российская экономика претерпела явный поворот в сторону консолидации и ренационализации. Государство продолжает агрессивно вмешиваться в рынки, вводя новые правила, увеличивая свою долю в ВВП и в конечном итоге вытесняя частные компании. Эти действия, а также неоднократные экономические кризисы с 2008 года резко снизили уровень конкуренции в большинстве секторов российской экономики. Тем не менее, даже в течение этого продолжительного периода экономического спада и стагнации крупные российские фирмы оставались прибыльными, отчасти благодаря уменьшению числа конкурентов.
Консолидация рынка может спровоцировать ряд политических и экономических проблем в такой стране, как Россия. Низкий уровень конкуренции препятствует попыткам повысить производительность труда, сдерживает экономический рост и способствует и без того высоким ценам, которые платят потребители. Это может привести к новым политическим потрясениям снизу, поскольку граждане перестают поддерживать правительство президента Владимира Путина из-за экономических проблем. Более того, появление монополий во многих секторах наделило огромной политической властью всего несколько экономических субъектов. Крупные компании сталкиваются с меньшими препятствиями на пути к преференциальному режиму со стороны государства и располагают многочисленными рычагами, чтобы заблокировать модернизационные реформы, которые могут подорвать их позиции на рынках. В краткосрочной перспективе это может уменьшить иностранное влияние на российское правительство, поскольку государству будет легко поддерживать небольшое количество фирм, попавших под санкции. Но пока этот процесс монополизации продолжается, долгосрочные перспективы роста России становятся все более туманными.
Текущее положение дел
По некоторым данным, состояние конкуренции в российской экономике не особенно здоровое. Начиная с 2014 года Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации использует опросы для отслеживания того, как фирмы воспринимают свою конкурентную среду. Ежегодно в нем принимают участие около 1000 компаний из 84 регионов, которые отвечают на вопросы о том, как изменилась конкуренция в их секторе за последний год, а также о том, какие шаги они предпринимают для повышения собственной конкурентоспособности. Интересно, что между 80-90 процентов опрошенных фирм являются так называемыми микропредприятиями с числом сотрудников менее 100 человек. В то время как большая часть неподтвержденных свидетельств консолидации рынка исходит от так называемых национальных чемпионов, доминирующих на рынках, Аналитический центр рассматривает более широкую картину российской экономики. На рис. 1 представлено распределение ответов (по пятибалльной шкале) на вопрос: «Как ваша фирма оценивает текущий уровень конкуренции, с которым она сталкивается?»
Вырисовывается четкая тенденция. Доля фирм, ответивших, что у них нет конкуренции, за последние четыре года увеличилась в геометрической прогрессии с 0,7 процента в 2013 году до 13,9 процента.процентов в 2016 году. Одна только эта статистика свидетельствует о тревожном росте числа рынков, на которых фирмы практически не сталкиваются с конкурентами в плане прибыльности. В 2016 году почти четверть всех фирм сообщили, что они сталкиваются со слабой конкуренцией или с ее отсутствием, что в пять раз больше, чем пять лет назад. Показатели «очень сильный» и «сильный» соответственно снизились за период. В таких секторах, как информационные технологии, пищевая промышленность и строительные материалы, наблюдается более высокая внутренняя конкуренция, в то время как фирмы, работающие в сфере обработки древесины и энергоснабжения, сталкиваются с наименьшей. Эти закономерности сохраняются до сих пор: 24% фирм сообщили о сокращении числа прямых конкурентов в период с 2015 по 2016 год9.0003
Данные: Отчеты Аналитического центра о конкуренции, 2014-2017
Эти результаты опроса совпадают с другими неофициальными данными. В своем годовом отчете за 2016 год Федеральная антимонопольная служба, занимающаяся предотвращением консолидации рынка, сообщила о растущем числе политически связанных картелей, разбросанных по секторам экономики, включая оборону, строительство и фармацевтику. Эти картели координируют свои действия и вступают в сговор для получения госконтрактов (как показали несколько расследований Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального), а также делят рынки и устанавливают цены. Консолидация также произошла из-за того, что крупные компании поглотили своих конкурентов, часто без особого внимания со стороны регулирующих органов. Ожидается, что слияния и поглощения будут продолжаться на рынках нефти и газа, страхования и сельского хозяйства. Что касается финансового сектора, то пять крупнейших банков России в совокупности контролируют более 50 процентов доли рынка по ряду показателей.
Что способствует консолидации рынка?
Почти непрекращающийся экономический кризис в России с 2008 года определенно способствовал консолидации во многих секторах. Помимо макроэкономических последствий (таких как инфляция, неустойчивые обменные курсы валют и ограниченность бюджетов), экономические кризисы могут перевернуть игровое поле для фирм, конкурирующих в экономике. Кризисы часто приводят к большей концентрации рынка, обнажая и в конечном итоге убивая фирмы с более разнообразным доступом к капиталу, более слабыми политическими связями и меньшей маржой. Уровень банкротств в России подскочил после кризисов 2008 и 2014 годов, в то время как малый и средний бизнес почувствовал давление стремительного роста процентных ставок, непосильного налогового бремени и неуверенной защиты своих прав собственности. Эти кризисы помогли более крупным фирмам с более прочной финансовой базой обойти своих соперников.
Но, возможно, более важно то, что экономические кризисы еще больше активизируют главный фактор ослабления конкуренции в России: усиление государственного вмешательства и регулирования рынков. Говоря общепринятым языком, регулирующие органы часто ассоциируются с продвижением равноправной и честной конкуренции путем распада трастов и проверки слияний и поглощений на предмет каких-либо антиконкурентных последствий. Но в России реальность не может быть более далекой. На самом деле, явное большинство компаний, опрошенных Аналитическим центром в 2014 году, ссылаются на конкретные правила, введенные государственными чиновниками, а также на неуверенность в общей законодательной базе, которая в наибольшей степени способствует снижению конкуренции на их рынках. Фирмы считают российское правительство причастным к антиконкурентному поведению и оказанию давления на компании на рынке.
Политика, наносящая ущерб конкуренции, проявляется во многих формах. Во время кризиса субсидии попадают на крупные, неэффективные государственные предприятия, что может привести к увольнению работников и вызвать политические волнения. Кроме того, российское правительство недавно предприняло попытки заняться промышленной политикой и импортозамещением. Ограничивая импорт сельскохозяйственной продукции (через контрсанкции) и фармацевтических препаратов, правительство напрямую вынуждает иностранные товары и фирмы уходить с рынка. Наконец, государство насильственно утвердило себя в качестве крупнейшего владельца экономических активов, национализировав ряд важных фирм с начала 2000-х годов. Государственные предприятия выигрывают от того, что их советы директоров играют двойную роль в государственном и частном секторах, в том числе используют административные ресурсы для подрыва чисто частных конкурентов. Это может иметь особое значение для доступа к финансированию, где в настоящее время доминируют государственные банки, распределяющие более 65 процентов розничных кредитов и 71 процент корпоративных кредитов в 2016 году9.0003
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в борьбе с этими явлениями, возможно, откусила больше, чем может прожевать. Помимо выполнения целого ряда функций, таких как мониторинг государственных закупок и установление тарифов, агентство доводит регулирование структуры рынка до самого местного уровня, работая с производителями молочной продукции в сельской местности и индивидуальными предпринимателями, такими как водители такси и владельцы салонов. Почти две трети всех компаний в реестре ФАС с долей рынка более 35 процентов являются малыми и средними предприятиями. Ежегодно ФАС возбуждает более 60 000 антимонопольных дел, что является крупнейшим показателем в мире (для сравнения, в США и странах Европы в среднем около 100 дел в год). В то же время ФАС воздерживается от преследования больших сил экономики, которые доминируют в своих секторах (Газпром, Сбербанк, Ростех и т. д.). У ФАС есть кадры и юридические инструменты для обеспечения конкуренции, но нет политической независимости сверху.
Внутриполитические и экономические последствия
Снижение конкуренции может вызвать целый ряд экономических и политических проблем для страны. Во-первых, консолидация рынка может сильно повлиять на экономический рост. Компании, которые не сталкиваются с конкурентным давлением, меньше инвестируют в инновации, повышение производительности труда и выход на новые рынки. Все три области были слабыми местами ресурсозависимой российской экономики задолго до этого последнего всплеска консолидации; снижение конкуренции только усугубит ситуацию. Доступность легкой монопольной прибыли стимулирует самоуспокоенность и предпочтение статус-кво экономическому прогрессу. Монополии ищут способы защитить свои достижения, а не открывать новые возможности. Кроме того, этому слиянию государства и экономики свойственны безудержная коррупция и погоня за рентой. Недавно ФАС подсчитала, что на госсектор уже приходится 70 процентов ВВП России. С кем будет конкурировать государство, когда оно будет владеть почти всем? Правительственные чиновники предпочитают работать с государственными компаниями или, по крайней мере, с политическими связями, в то время как более проворные и эффективные частные фирмы теряют доступ к финансированию и более справедливым правилам. Ключевые цели модернизации России теряют смысл, когда в экономике доминируют монополии.
Граждане России также страдают от растущей консолидации. Их кошельки уже столкнулись с целым рядом проблем, связанных с высокой инфляцией и резким сокращением программ социального обеспечения: добавьте к этому более высокие цены на товары более низкого качества, произведенные на консолидированных рынках. Гигантские монополии также могут способствовать большему неравенству в доходах, поскольку их огромные прибыли достаются только классу собственности. Меньшее количество работающих фирм означает худшие возможности трудоустройства и более низкую заработную плату; частный сектор предпочитает избыток избыточной рабочей силы, что снижает затраты на его производство. Сильнейшие создатели рабочих мест, малые и средние предприятия просто не могут конкурировать со старыми стойкими приверженцами рынка, воздвигающими высокие входные барьеры. Потребители также становятся уязвимыми для эксплуатации со стороны крупного бизнеса, где сговор или другие виды корпоративных преступлений часто идут рука об руку с олигопольными рыночными структурами.
Чем с большим давлением в повседневной жизни сталкиваются российские избиратели, тем выше вероятность того, что они откажутся от своей поддержки режима. Протесты по экономическим вопросам теперь полностью затмевают политические, а лидеры оппозиции медленно, но верно проводят кампании, чтобы привлечь внимание к снижению благосостояния и безудержной коррупции. Но монополизация российской экономики также снижает возможности появления и представления их интересов другими политическими силами. Правительство Путина стремилось достичь консенсуса между ключевыми экономическими элитами, ограничив количество участников, которым разрешено сидеть за столом переговоров. Предотвратив реальную конкуренцию между фирмами в важных секторах экономики, Путин упростил проблемы управления. Работа с доминирующим представителем отрасли и политическими связями снижает трения на переговорах и облегчает координацию сверху вниз, которую предпочитают российские политики. Консолидация рынка в конечном итоге препятствует появлению акторов с реальными ресурсами, которые хотят бросить вызов статус-кво.
Последствия для политики США
Эти структурные изменения на российском рынке необходимо учитывать при оценке эффективности международных санкций против России. Санкции явно утрачивают свою краткосрочную остроту, когда российские фирмы, против которых они направлены, не боятся уступить долю рынка своим конкурентам. Возрождение государственной собственности также убеждает новую группу олигархов, связанных с Путиным, в безопасности этих фирм: правительство пойдет на все, чтобы защитить их от международного давления. Во многом с 2014 года Кремль строит защищенную стену вокруг своих национальных чемпионов, направляя им субсидии, налоговые лазейки и выгодные правила, чтобы поддерживать на плаву основные двигатели национальной экономики. Правительство, похоже, понимало, что Западу будет труднее вбить клин между высшими элитами, если этим личностям не придется конкурировать между собой.
Но санкции были специально разработаны, чтобы нанести ущерб российской экономике, который может не проявиться в течение десятилетия. Одним из примеров является ограничение импорта технологий двойного назначения; российская нефтегазовая промышленность может поддерживать добычу в краткосрочной перспективе, но в конечном итоге сильно пострадает из-за того, что не сможет разрабатывать свои более сложные месторождения. То же самое относится и к консолидации рынка. Российские государственные гиганты пережили первую серию штормов, но более высокий уровень экономической концентрации, вызванный кризисом и вмешательством правительства, окажет разрушительное воздействие на способность России достичь устойчивых темпов роста. Без реформ, которые развяжут внутреннюю конкуренцию и обуздают вмешательство государства, застой сохранится, что в конечном итоге ослабит способность России проецировать власть за рубежом.