Сайт госбанка россии: Официальные курсы Госбанка СССР | Банк России

Содержание

Официальные курсы Госбанка СССР | Банк России

Единиц Валюта Курс
100 Австралийских долларов 40,4800
1000 Австрийских шиллингов 45,8200
1000 Бельгийских франков 15,6300
10000
Греческих драхм
18,5000
1000 Датских крон 84,7900
100 Доллар США 52,4500
100 Евро 63,0400
100 Ирландских фунтов 80,0500
10000 Исландских крон 41,8600
10000 Испанских песет 37,8900
100000 Итальянских лир 32,5600
100 Канадских долларов 42,6700
10 Кувейтских динаров 17,4100
100000 Ливанских фунтов 34,6800
100 Немецких марок 32,2400
100 Нидерландских гульденов 28,6100
1000 Норвежских крон 63,0700
10000 Португальских эскудо 31,4500
100 Сингапурских долларов 39,4200
100 Турецких лир 6,3300
100 Финляндских марок 10,6000
1000 Французских франков 96,1100
100 Фунтов стерлингов Соединенного Королевства 72,4600
1000 Шведских крон 61,9300
100 Швейцарских франков 57,4200
10000 Японских иен 47,9900

ГОСБАНК СССР :: Официальный сайт

Актуальная информация

КУРС ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА СССР

1 золотой рубль СССР = 0,987412 гр. золота

Новости банковского мира и экономики

 Аккредитация Государственного Банка СССР в ООН

В лице Государственного Банка СССР, рады сообщить, что в результате проведенной работы 21 сентября 2019 года Госбанк СССР успешно прошёл аккредитацию в ООН, став Организацией, зарегистрированной в 26 основных Организациях и Комиссариатах ООН, в результате чего Госбанку СССР присвоен регистрационный номер UN ID 640352.

19.10.2019

Из истории ГОСБАНКА СССР

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции cоциалистического хозяйства.

Источник

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 18.12.96 N 02-464 "О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ БАНКОМ РОССИИ ОФИЦИАЛЬНОГО КУРСА ГОСБАНКА СССР"

действует Редакция от 18.12.1996 Подробная информация
Наименование документПРИКАЗ ЦБ РФ от 18.12.96 N 02-464 "О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ БАНКОМ РОССИИ ОФИЦИАЛЬНОГО КУРСА ГОСБАНКА СССР"
Вид документаприказ, порядок
Принявший органцб рф
Номер документа02-464
Дата принятия01. 01.1970
Дата редакции18.12.1996
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
НавигаторПримечания

ПРИКАЗ ЦБ РФ от 18.12.96 N 02-464 "О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ БАНКОМ РОССИИ ОФИЦИАЛЬНОГО КУРСА ГОСБАНКА СССР"

Приказ

С 25 декабря 1991 г. в связи с прекращением деятельности Госбанка СССР Банк России приступил к установлению официального курса Госбанка СССР иностранных валют к рублю, применяемого в платежно - расчетных отношениях Российской Федерации с иностранными государствами по торговым и кредитным соглашениям бывшего СССР.

В целях четкого документального оформления методологии установления официального курса Госбанка СССР, перешедшей от Госбанка СССР к Банку России; устранения накопившихся с 1992 г. искажений в курсовых расчетах, связанных с несовершенством применявшихся программного обеспечения и процедур; установления выверенных курсов Госбанка СССР для использования в переговорах с иностранными государствами по пересчету их задолженности в СКВ, и в частности в рамках проводимых мероприятий по вступлению России в "Парижский клуб" государств - кредиторов приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 18 декабря 1996 г. "Порядок установления и опубликования Банком России официального курса Госбанка СССР" (прилагается).

2. Для определения выверенной базы расчетов официальных курсов Госбанка СССР и применения ее начиная с 1 января 1997 г. Департаменту иностранных операций (Потемкин А.И.) на основе утвержденного Порядка пересчитать официальные курсы Госбанка СССР на первые числа каждого месяца 1992 - 1996 г.г. и представить на утверждение Председателю Банка России в срок до 30 декабря 1996 г.

3. Уполномочить Первых Заместителей Председателя Банка России С.В. Алексашенко, А. В. Войлукова, А.А. Хандруева и Заместителя Председателя Банка России - Директора Департамента иностранных операций А.И. Потемкина подписывать распоряжения по Банку России об установлении официальных курсов Госбанка СССР.

Председатель
Центрального Банка
Российской Федерации
С.К.ДУБИНИН

Утвержден
Приказом Банка России
от 18 декабря 1996 г. N 02-464

ПОРЯДОК

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1917-1 и заявлением Банка России от 30 ноября 1992 года Центральный банк Российской Федерации устанавливает официальный курс Госбанка СССР иностранных валют к рублю, применяемый Российской Федерацией в платежно - расчетных отношениях с иностранными государствами по кредитным и торговым соглашениям бывшего СССР (далее - "официальный курс Госбанка СССР").

1. Методология расчета курса

1.1. Официальный курс Госбанка СССР устанавливается Банком России на основе метода "взвешенной валютной корзины", применявшегося Госбанком СССР с 1981 года.

1.2. "Валютная корзина" включает в себя шесть валют со следующими удельными весами: доллар США - 42%, немецкая марка - 19%, английский фунт стерлингов - 10%, французский франк - 10%, швейцарский франк - 10% и японская иена - 9%.

1.3. Базой расчета официальных курсов Госбанка СССР Банком России является официальный курс Госбанка СССР, установленный с 25 декабря 1991 года.

1.4. Каждый последующий официальный курс Госбанка СССР рассчитывается на основе предыдущего официального курса в соответствии со следующей методикой (в приведенной последовательности шагов):

- для каждой из валют "корзины" исчисляется валютная компонента, которая представляет собой произведение удельного веса соответствующей валюты в валютной корзине на предыдущий официальный курс Госбанка СССР этой валюты;

- полученные валютные компоненты пересчитываются к долларовому эквиваленту по текущим рыночным курсам соответствующих валют к доллару США;

- новый расчетный курс доллара США к рублю вычисляется суммированием валютных компонент в долларовом эквиваленте (расчетная таблица приведена в Приложении 1 к настоящему Порядку).

1.5. Курсы других иностранных валют по отношению к рублю рассчитываются через расчетный курс доллара США к рублю и текущие рыночные курсы соответствующих валют к доллару США.

1.6. Для целей расчета официального курса Госбанка СССР на каждый последующий период в качестве текущего рыночного курса иностранной валюты к доллару США принимается средний курс между курсами покупки и продажи соответствующей валюты против доллара США на последний день предшествующего периода из базы данных информационной системы агентства REUTERS.

2. Организация работы по расчету официального курса Госбанка СССР и подготовка распоряжений Банка России по его установлению

2.1. Расчет официального курса Госбанка СССР производится в первый рабочий день каждого месяца уполномоченным исполнителем с последующей проверкой контролером.

2.2. Функциональные обязанности уполномоченного исполнителя и контролера закрепляются за конкретными сотрудниками Департамента иностранных операций Банка России (далее - "ДИО") в соответствии с распоряжением по ДИО.

2.3. На основании произведенных расчетов подготавливается распоряжение по Банку России об установлении официального курса Госбанка СССР, которое визируется уполномоченным исполнителем, контролером и начальником Отдела валютной политики ДИО и представляется на подпись Первому заместителю Председателя Банка России или заместителю Председателя Банка России, курирующему ДИО (форма распоряжения с указанием Перечня иностранных валют приведена в Приложении 2 к настоящему Порядку).

2.4. Подписанное распоряжение направляется в Управление делами Административного департамента Банка России для присвоения исходящего номера и рассылки.

2.5. Введение в действие официального курса Госбанка СССР производится с 1-го числа месяца, в котором был произведен расчет курса. Действие курса продолжается до выхода нового распоряжения.

2.6. В день подписания распоряжения данные об официальном курсе Госбанка СССР вводятся уполномоченным исполнителем при проверке контролера в информационную систему агентства "REUTERS" на страницу "FXSV".

3. Хранение материалов по установлению официального курса Госбанка СССР

Распоряжения по установлению официального курса Госбанка СССР с приложением заполненных расчетных таблиц и распечаток текущих рыночных курсов иностранных валют к доллару США, использованных в расчетах, подлежат постоянному хранению на магнитных и бумажных носителях.

Председатель
Банка России
С.К.ДУБИНИН

Приложения

Приложение 1

РАСЧЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО КУРСА ГОСБАНКА СССР ДОЛЛАРА США К РУБЛЮ

Формулы расчета

Формулы расчета
B C D E F G H I
1 За Валюта Удельный вес Текущий рын. курс Предыд. офиц. курс ГБ СССР Долларовый эквивалент валютной компоненты Расчетный курс % отклонения расчетного курса от пред. офиц. курса ГБ СССР
2 100 долларов США D2 E2 F2 100/F2 x D2/E2 100/SUM(G2 : G7) (h3 - F2)/F2 х 100
3 100 фунтов стерлингов D3 E3 F3 100/F3 x D3/E3
4 100 французских франков D4 E4 F4 100/F4 x D4/E4
5 100 швейцарских франков D5 E5 F5 100/F5 x D5/E5
6 100 немецких марок D6 E6 F6 100/F6 x D6/E6
7 1000 японских иен D7 E7 F7 100/F7 x D7/E7
Пример расчетаРАСПОРЯЖЕНИЕ

"__" ______ 19__ г.

N ________

г. Москва

Установить с _______ года следующие официальные курсы Госбанка СССР иностранных валют по отношению к рублю

100 австралийских долларов

100 австрийских шиллингов

100 английских фунтов стерлингов

1000 бельгийских франков

100 голландских гульденов

1000 греческих драхм

100 датских крон

100 долларов США

100 ирландских фунтов

100 исландских крон

1000 испанских песет

10000 итальянских лир

100 канадских долларов

1 кувейтский динар

1000 ливанских фунтов

100 немецких марок

100 норвежских крон

1000 португальских эскудо

100 сингапурских долларов

1000 турецких лир

100 финляндских марок

100 французских франков

100 шведских крон

100 швейцарских франков

100 ЭКЮ

1000 японских иен

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации

ЕМИСС

Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) разрабатывалась в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах».

Целью создания Системы является обеспечение доступа с использованием сети Интернет государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц к официальной статистической информации, включая метаданные, формируемой в соответствии с федеральным планом статистических работ.

ЕМИСС представляет собой государственный информационный ресурс, объединяющий официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ.

Доступ к официальной статистической информации, включенной в состав статистических ресурсов, входящих в межведомственную систему, осуществляется на безвозмездной и недискриминационной основе.

Система введена в эксплуатацию совместным приказом Минкомсвязи России и Росстата от 16 ноября 2011 года
№318/461.

Координатором ЕМИСС является Федеральная служба государственной статистики.

Оператором ЕМИСС является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ».

Контактная информация

В случае возникновения проблем при работе с системой пишите нам:
[email protected]
или звоните:

Последние новости о Центробанке или ЦБ РФ и его сотрудниках

Центральный банк Российской Федерации был учрежден в 1990 году под названием «Государственный банк РСФСР». Упразднение в конце следующего года государственных структур СССР в связи с образованием СНГ делает ГБ РСФСР правопреемником Госбанка СССР со всем его имуществом, пассивами и активами на территории Российской Федерации, а также функциями по эмиссии и определению курса рубля. В 1992 году он получил название «Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)». В это время ЦБ работал над укреплением коммерческого банковского сектора РФ, способствуя созданию широкой сети коммерческих банков путем коммерциализации филиалов спецбанков. Тогда же он разработал систему надзора за коммерческой деятельностью кредитных организаций с позиции закона и финансовой нормативности принимаемых им решений, а также создал регламент проведения валютных операций. В рамках реализации денежно-кредитной политики Банк России в качестве агента Министерства финансов РФ активно участвовал в организации российского рынка ГКО, принимая участие в их обслуживании, а также выполняя дилерские и контролирующие функции.

С целью смягчения последствий системного экономического кризиса 1998 года, финансового оздоровления системообразующих банков и поддержания банковской ликвидности Центральный банк Российской Федерации запустил механизм рефинансирования банков, выводя при этом с фондового рынка России несостоятельные кредитные организации путем отзыва у них лицензий. Качественная финансовая политика Банка России и гибкая реакция на изменение реального спроса на деньги содействовали укреплению динамики экономического развития, способствовали снижению процентных ставок и инфляционных ожиданий, замедлению темпа роста инфляции. Его эффективные действия, предпринятые совместно с АРКО и МКК, позволили к середине 2001 года в целом преодолеть последствия кризиса в банковском сегменте российской экономики.

Для обеспечения реализации комплекса мер, касающихся прозрачности, достоверности и полноты публикуемой банковской информации, в 2003 году ЦБ РФ приступил к внедрению международных стандартов в систему российского банковского надзора и пруденциальной отчетности. Целью этого проекта является системный и долгосрочный анализ реального финансового состояния банков в свете установленных законом положений безопасного функционирования, раскрытие информации о реальных владельцах кредитных организаций, повышение требований к должностным лицам банковской сферы и их деловой репутации, ограничение рисков коммерческих банков путем введения обязательных экономических нормативов, установление ответственности банков за нарушение пруденциальных норм.

Одновременно Банк России предпринимает действия, направленные на расширение круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные жилищные кредиты. Им проводятся обследования по ипотечному кредитованию, определяются обязательные нормативы для кредитных организаций – эмитентов облигаций с ипотечным покрытием.

В 2008 году в связи с обострением мирового финансового кризиса Центральный банк РФ направил свои усилия на предотвращение массового банкротства российских банков, неоднократно снижая нормативы обязательных банковских резервов, расширяя перечень активов, принимаемых им под залог рефинансирования банков, вводя систему беззалоговых кредитов кредитным организациям др. Благодаря принятым мерам массовое банкротство в банковском секторе было прекращено.

Сегодня, в условиях финансовой нестабильности, Центральный банк РФ приоритетом своей кредитно-денежной политики ставит обеспечение ценовой стабильности, используя режим таргетирования инфляции. В среднесрочной перспективе им поставлена цель снижения инфляции к 2017 году до 4%.

Лунтовский Георгий Иванович

1969 — 1971

Служба в Советской Армии

1971 — 1973

Инженер Курской областной конторы Стройбанка СССР, г. Курск

1973 — 1974

Руководитель группы технадзора за капитальным строительством Управления бытового обеспечения исполкома Курской области, г. Курск.

1974 — 1979

Кредитный инспектор, зам. начальника отдела подрядных организаций, начальник отдела по контролю за использованием фонда заработной платы в строительстве Курской областной конторы Стройбанка СССР, г. Курск.

1979 — 1985

Заместитель начальника отдела финансирования и кредитования подрядных организаций, управляющий Чарским отделением Байкало-Амурской конторы Стройбанка СССР, г. Тында.

1985 — 1986

Заместитель начальника управления строительства «Воронежводстроя», г. Воронеж

1986 — 1987

Управляющий Коминтерновским отделением Госбанка СССР, г. Воронеж.

1988 — 1990

Заместитель начальника Воронежского областного управления Госбанка СССР — начальник отдела координации деятельности банков Воронежского областного управления Госбанка СССР, г. Воронеж

1990 — 1991

Начальник Воронежского областного управления Промстройбанка СССР, г. Воронеж

1991 — 1992

Председатель Правления коммерческого банка «Воронежкредитпромбанк», г. Воронеж

1992 — 1996

Генеральный директор акционерного коммерческого банка «Воронеж», г. Воронеж

1996 — 1999

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

1996 — 1999

Член Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам

1999 — 2005

Заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации.

16 марта 2005 — 31 августа 2017

Первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации

октябрь 2013 — сентябрь 2017

Член Совета директоров Банка России

Учреждён Государственный банк Российской империи

31 мая (12 июня) 1860 г. Указом императора Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка был учреждён Государственный банк (Госбанк) — центральный и крупнейший банк Российской империи, основная задача которого состояла в регулировании денежного обращения в стране. Первым его управляющим стал крупный российский финансист и промышленник, барон А. Л. Штиглиц. Одновременно с организацией Государственного банка императором был утверждён его Устав.

Первые попытки устройства в России государственных кредитных учреждений относятся к XVIII в. В 1733 г. императрица Анна Иоанновна в связи с «совершенным отсутствием кредитных учреждений и огромным вследствие этого лихоимством ростовщиков» повелела выдавать ссуды из Монетной конторы, кредитные операции которой были весьма незначительны и вскоре прекращены. Позднее видную роль в ведении денежно-кредитных операций стали играть Соляная контора, сохранные казны при Петербургском и Московском воспитательных домах, приказы общественного призрения, Санкт-Петербургская и Московская банковские конторы вексельного производства для обращения медных денег.

В 1769 г. в Петербурге и Москве были созданы банки «для вымена государственных ассигнаций»; в 1786 г. они были преобразованы в Государственный ассигнационный банк, которому была поручена функция эмиссии бумажных денег. В 1797 г. при Банке были основаны три учётные конторы — вексельная, для выдачи ссуд под товары и страховая. В 1786 г. для содействия дворянскому землевладению был учрежден Государственный заёмный банк.

В январе 1818 г. в России был учреждён Государственный коммерческий банк, который фактически выполнял функции эмиссионного банка, но в те годы ещё не имел статуса центрального. Его создание стало одной из мер, направленных на оздоровление кредитных учреждений страны, положение которых было подорвано чрезмерными выпусками ассигнаций, выдачами долгосрочных ссуд из бессрочных вкладов и секретными заимствованиями на нужды правительства. Государственному коммерческому банку была придана акционерная форма.

В 1860 г. для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы» России на основе реорганизации Государственного коммерческого банка был учреждён Государственный банк, деятельность которого была подконтрольна Министерству финансов и находилась под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Совет Банка был также совещательным органом при Министерстве финансов в области финансовой политики. Госбанку было предоставлено право производить учёт векселей и других срочных бумаг, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей за счёт доверителей, приём вкладов на хранение, на текущий счёт и на обращение из процентов, выдачу ссуд (кроме ипотечных), покупку и продажу процентных бумаг за счёт доверителей и за свой счёт.

Государственный банк являлся государственно-правительственным банком Российской империи и важным звеном государственной системы, органом проведения экономической политики российского правительства. Банк активно участвовал в создании банковской системы всей страны — при его поддержке были созданы акционерные банки и общества взаимного кредита. Госбанк, являясь, в соответствии с его Уставом, банком краткосрочного коммерческого кредита, был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности он осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. Местные учреждения Госбанка были представлены конторами, утверждаемыми по особым Высочайшим повелениям, и отделениями, открываемыми непосредственным распоряжением Министерства финансов — все они непосредственно были подчинены Правлению Госбанка.

Первый период деятельности Госбанка с 1860 до середины 1890-х гг. характеризовался большой централизацией управления со стороны государства, т. е. Банк не обладал полной самостоятельностью управления. Главным источником средств Госбанка до середины 1880-х гг. являлись оплачиваемые процентами вклады и текущие счета, а позднее — средства государственного казначейства.

В начале 1880-х гг. стало очевидно, что Устав Госбанка и основанная на нём деятельность перестали отвечать изменившейся экономической ситуации в стране. Основной причиной, стеснявшей деятельность Банка, являлся недостаток денежных средств. В июне 1884 г. императором Александром III был утверждён новый Устав, в котором существенно была дополнена формулировка о цели Банка, состоявшая не только в облегчении денежных оборотов и упрочении денежно-кредитной системы, как это было зафиксировано ранее, но и в «содействии посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству». В новый Устав были включены операции по кредитованию сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности, а также ремесленников и кустарей. Однако Банк по-прежнему оставался в подчинении Министерству финансов.

С середины 1880-х гг. основное внимание Госбанка было сосредоточено на подготовке денежной реформы. Задачами учреждения в это время стали накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса при помощи девизной политики. С середины 1890-х гг. основным источником развития коммерческих операций Госбанка являлись уже не вклады частных и казённых учреждений, как это было до 1894-1895 гг., а казначейские средства. Указом императора Николая II от 29 августа (9 сентября) 1897 г. Госбанк был превращен в центральный эмиссионный институт с монопольным правом эмиссии кредитных билетов, сохранив, в отличие от центральных эмиссионных банков других стран, положение ведущего в Российской империи коммерческого банка.

Значительный рост операций Госбанка наблюдался в период предвоенного промышленного подъёма. В эти годы он стал одним из крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений, имел большой золотой запас, осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчётов России, принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли. Концентрируя денежные ресурсы через широкую сеть филиалов, и пользуясь средствами казначейства, Банк продолжал финансировать народное хозяйство, однако проявил тенденцию к превращению в центральный банк европейского типа, прибегая к опосредованным формам кредита через акционерные коммерческие банки. С 1910 г. Госбанк активизировал деятельность в хлебной торговле — ведущей отрасли российского экспорта; осуществлял строительство элеваторов и зернохранилищ. В значительных размерах Банк кредитовал торгово-промышленный оборот на периферии, субсидировал кредитную кооперацию, сельских хозяев, и в меньшем объёме — промышленные предприятия. В эти годы под управлением Госбанка находилась также сеть государственных сберегательных касс с правительственной гарантией вкладов.

Во время Первой мировой войны деятельность Банка в основном была направлена на финансирование армии за счёт выпуска кредитных билетов, и одновременно на полное прекращение операций на рынке коммерческого кредита. Из должника казначейства Госбанк превратился в крупнейшего кредитора российского правительства, «счета казны» стали основной статьёй активов Банка, увеличившись в 1914-1916 гг. более чем в 150 раз. К осени 1917 г. кредиты, связанные с войной, занимали свыше 90% баланса Банка.

14 (27) декабря 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров «О национализации банков» в России была введена государственная монополия на банковское дело. Госбанк был объединён с национализированными акционерными коммерческими банками в Народный банк Российской Республики, а затем — в Народный банк РСФСР.

Лит.: Бугров А. В. Московская контора Государственного банка Российской империи: Развитие сети учреждений Государственного банка Российской империи: Исторический очерк. М., 1999; Он же. Очерки по истории государственного банка Российской империи. М., 2001; Гиндин И. Ф. Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861-1892). М., 1960; Главный банк страны: история и его руководители. М., 2011; История Банка России, 1860-2010: В 2 т. М., 2010; История Министерства финансов России. Т. 1. М., 2002; Кредит и банки России до начала XX в.: Санкт-Петербург и Москва. СПб., 2005; Татаринов С. В. Финансово-экономические кризисы второй половины XIX века и государственный банк Российской империи: автореф. дис. … к. и. н. М., 2012.

См. также в Президентской библиотеке:

Государственный Банк // Энциклопедический словарь/ под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 2а. СПб., 1891. С. 922-926;

Государственный Банк: видовая фотография. Киев, б. д.;

Свод уставов Г. банка и контор его, указов и инструкций об устройстве, делопроизводстве и отчётности контор и отделений Государственного банка. СПб., 1872;

Свод уставов Г. банка и контор его, указов и инструкций об устройстве, делопроизводстве и отчётности контор и отделений Государственного банка.. СПб., 1884.

Государственные банки доминируют в банковском секторе России

BOFIT Viikkokatsaus / BOFIT Weekly 2019/01

Всего на конец октября в России работало 499 банков. Несмотря на большое количество банковских предприятий, в банковском секторе преобладают государственные банки. На четыре крупнейших государственных банка приходится более 55% общих активов банковского сектора. В целом активы всех контролируемых государством банков составляют около двух третей активов банковского сектора.За последние два года присутствие государства в банковском секторе увеличилось, поскольку несколько крупных частных банков обанкротились и были переданы центральному банку. Альфа-Банк, крупнейший частный банк России, контролирует около 4% общих активов сектора.

Однако банки, контролируемые государством, представляют собой довольно разнородную группу. Например, Сбербанк, контрольный пакет акций которого принадлежит центральному банку, находится в отдельном классе. Более половины заработной платы и пенсий в России выплачиваются через Сбербанк. Банк контролирует почти половину рыночной доли вкладов населения и жилищных ссуд.Несмотря на экономический спад и санкции, операции Сбербанка оставались высокорентабельными. Три других гигантских государственных банка (ВТБ, Газпромбанк и особенно сельскохозяйственный банк Россельхозбанк) столкнулись с проблемой снижения доходов из-за большого портфеля неработающих кредитов. Правительство каждый год закачивает огромные суммы капитала в сельскохозяйственный банк. В этом году, например, на поддержку Россельхозбанка выделено 40 млрд рублей.

Помимо коммерческих банков, государственные субсидии предоставляются государственному банку развития ВЭБ.ВЭБ - это 100% государственная организация, задача которой - поддерживать развитие российской экономики в долгосрочной перспективе. Баланс ВЭБа в размере 3,385 трлн рублей перегружен из-за проблемных кредитов и погашения кредитов в иностранной валюте. В федеральных бюджетах 2017–2019 годов на поддержку ВЭБа предусмотрено 150 млрд рублей ежегодно. Согласно последнему плану правительства, на рекапитализацию ВЭБа и погашение внешнего долга в 2019–2024 годах предусмотрено 900 млрд рублей.

Крупнейшие группы банков на конец октября 2018 г.

Источники: banki.ru, ЦБ РФ, БОФИТ.

Россия

Справочная информация о белорусской банковской системе

До недавнего времени считалось, что истоки белорусской банковской системы восходят к 3 января 1922 года - дате, когда в Минске начало работу Белорусское отделение Государственного банка при Народном комиссариате финансов Белорусской Советской Социалистической Республики.

Однако изучение архивных материалов и изучение собраний финансовых документов и ценных бумаг позволило получить убедительные документальные свидетельства того, что первое банковское учреждение на территории современной Беларуси было создано не менее чем на полвека раньше, т. Е. 8 января 1870 г., когда был подписан Указ Сената Российской империи об учреждении городского общественного банка в Гомеле. История становления и развития белорусской банковской системы восходит к тому времени.

Почему именно небольшой район Гомель, а не крупный губернский центр стал первым белорусским городом, где есть банк? Дело в том, что во второй половине 19 века в Российской империи, в том числе в Белоруссии, велось масштабное строительство железной дороги. Например, в 1862 году через Гродно проходила железнодорожная ветка Санкт-Петербург - Варшава, в 1868 году на линии Рига - Орёл были станции Витебск и Полоцк, а в 1871 году железная дорога Москва - Брест связала Оршу, Борисов, Минск и Барановичи.

Железная дорога дала каждому региону мощный стимул для экономического роста, поскольку строительство железной дороги находилось под покровительством государства. Не случайно Государственный банк Российской империи, учрежденный императором Александром II в 1860 году, начал активно кредитовать строительство железной дороги практически сразу после ее открытия. Еще в 1861-1864 годах оно выделяло большие деньги Большому обществу русских железных дорог.

Не остался в стороне и белорусский город Гомель.Деловая активность в Гомеле заметно возросла после отмены крепостного права в России и строительства железной дороги Либава - Ромны, соединяющей Украину и страны Балтии, а также железной дороги Полесье, соединяющей всю южную часть современной Беларуси с Польша и Украина были начаты в нем. Все это привело к очень быстрому росту населения. Возникла потребность в полноценном финансовом учреждении для решения насущных проблем городской жизни. Это могло стать поводом для принятия Сенатом соответствующего решения о создании Городского общественного банка в Гомеле.

На момент создания банка его основной капитал был установлен в размере 20 000 рублей. В музейной коллекции Нацбанка есть кассовый чек этого банка - неопровержимое «вещественное доказательство» существования банка. Как и многие другие городские банки, это первое частное коммерческое кредитно-денежное учреждение в Беларуси предоставляло долгосрочные ссуды под залог городских и строительных участков. Средства муниципального бюджета использовались для формирования капитала таких банков, а кредитные линии предоставлялись в основном субъектам среднего и малого бизнеса.Также были предоставлены ссуды городскому совету и местному земству, а операционная прибыль была направлена ​​на коммунальное хозяйство и благотворительность. Позже города Полоцк, Витебск, Борисов, Могилев, Игумен имели, помимо Гомеля, свои городские берега.

Вследствие расширения строительства железной дороги Государственный банк Российской империи открыл свои отделения в ряде губернских городов Беларуси, в том числе в Минске в 1881 г., Витебске и Могилеве в 1883 г. и Гродно в 1884 г.Наряду с финансовой поддержкой строительства железной дороги, филиалы провинций были уполномочены предоставлять ссуды промышленности и торговле, обменивать изношенные банкноты на новые, а банкноты крупного достоинства на мелкие и наоборот, выкупать купоны на процентные ценные бумаги, принимать денежные средства у юридических и физических лиц для передачи их в Государственный банк, его отделения и филиалы, принимать вклады и предоставлять ссуды под залог процентных ценных бумаг, акций и облигаций.

По имеющимся данным, Московская контора занимала первое место среди учреждений Госбанка по объему бухгалтерских операций, уступая второе и третье места Одессе и Киеву (ближе к концу XIX века) соответственно. Минский офис занял пятое место в этом списке, оставив позади все остальные филиалы в Северо-Западном регионе. К концу XIX века Минск превратился в крупнейший банковский центр региона.

Несмотря на то, что Государственный банк изначально был крупнейшим коммерческим банком в Российской империи, с 1870-х годов ситуация изменилась из-за развития негосударственных финансовых институтов, которые предлагали льготные условия кредитования для привлечения заемщиков из Государственного банка, тем самым создавая собственная клиентская база.

В постоянной экспозиции Национального банка по истории финансовых институтов хранятся банкноты и 250-рублевая акция Минского коммерческого банка, выпущенная в 1896 году. Это факт, что 21 апреля 1873 года министр финансов Российской империи утвердил Устав этого банка и того, что 10 сентября он вступил в действие. Организаторами банка выступили местные предприниматели. На момент создания банка его основной капитал был установлен в размере 1,5 млн рублей.

В соответствии с Уставом Минский коммерческий банк имел право дисконтировать векселя, получать платежи по ценным бумагам и векселям, проводить операции с драгоценными камнями, принимать вклады, хранить ценности и переводить деньги в свои отделения в других городах.Представительства банка открыты не только на территории Беларуси (в Гомеле, Могилеве, Пинске), но и в некоторых других городах Российской империи, в том числе в Либаве, Ромнах, Конотопе, Житомире, Белой Церкви, Черкассах, Ворожбе, Сумы и Ровно.

После банковской реформы Российской Империи во второй половине XIX века, к началу XX века была развита разветвленная кредитная система, были созданы новые типы банков, были внедрены и быстро развивались принципиально новые виды банковских операций. после этого.В кредитную систему входили Государственный банк, коммерческие акционерные банки, ипотечные банки, общества взаимного кредита, городские банки и кредитные кооперативы. Такая система стабильно и слаженно функционировала до 1917 года.

14 декабря (27 декабря по ст. Ст.) 1917 г., после победоносного Октябрьского вооруженного восстания, ВЦИК утвердил Указ «О национализации банков». Государство объявило монополию на банковский бизнес, был создан Народный банк РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), открыты его местные отделения и отделения.Создание институтов Народного банка не было обычным явлением в Беларуси из-за гражданской войны и военной интервенции. Тем не менее, есть сведения, что в марте 1919 г. в системе Наркомата финансов Литовско-Белорусской Республики было создано Минское районное управление Народного банка. Фактически, это был орган, ответственный за поставку денежных знаков. Еще 19 января 1920 года Народный банк РСФСР и его местные органы, в том числе Минское районное управление, были расформированы, а все их активы и пассивы были переданы органам Наркомата финансов РСФСР.

После этого, 4 декабря 1921 года, Совет Народных Комиссаров (КПК) и ВЦИК постановили о создании Государственного банка (Госбанка) РСФСР.

3 декабря 1921 г. СНК БССР принял постановление об организации Белорусской конторы Госбанка в Минске (протокол № 32 заседания СПК).

Контора Госбанка начала работу в Минске 3 января 1922 года. Открыты отделения в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, отделения в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке.

В 1923 году, в связи с образованием СССР, Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР. В него вошла Белорусская контора. В январе 1927 года Гомельское отделение, ранее находившееся в непосредственном ведении Госбанка СССР, было переведено в Белорусское управление.

В 1923-1925 годах в республике начали свою деятельность филиалы общесоюзных акционерных банков - Промбанк, Всесоюзный кооперативный банк, а с 1936 года - Торгбанк.В эти годы сформировалась локальная банковская сеть. В 1923 году был открыт Гомельский рабочий банк, который через год или около того был преобразован в местный Коммунальный банк. В 1925 году был создан Белкоммунбанк.

Для объединения свободных средств для кредитования фермерских хозяйств созданы районные сельскохозяйственные кредитные товарищества - Белорусское, Гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское, Полоцкое. В 1924 году Белорусское товарищество было преобразовано в Белсельбанк (Белорусский сельскохозяйственный банк), который играл основную роль в кредитовании сельского хозяйства.В то время Государственный банк и специализированные банки полностью посвятили себя восстановлению и реконструкции национальной экономики.

Решение этих ключевых вопросов было возможно только на основе твердой валюты. Поэтому с началом НЭПа (новой экономической политики) власти взяли курс на укрепление денежной системы. В 1922-1924 годах была проведена денежная реформа. В результате была создана денежная система, а Госбанк превратился в центр эмиссии денег СССР и регулятор денежного обращения.Введение прочной валюты способствовало росту производства и развитию экономики в целом.

В результате реструктуризации банковской системы в период с 1932 по 1959 год в Беларуси действовали следующие организации: Коммунальный банк, отделения с отделениями Госбанка СССР, Промбанк СССР, Сельхозбанк СССР и Торгбанк. СССР (до 1957 г.).

Незадолго до Второй мировой войны, в 1940 году, в Беларуси было 10 региональных (областных) отделений и 184 отделения Государственного банка, в которых работало 4087 сотрудников.Великая Отечественная война стала настоящим испытанием на прочность как для белорусских банкиров, так и для всего народа. 25 июня 1941 года Белорусское отделение Госбанка было переведено в Тамбов (Россия), затем, в ноябре, в Караганду (Казахстан), а в марте 1942 года в Горький (Россия). ЦПК СССР постановил закрыть Управление 9 сентября 1943 года. Оно возобновило работу в октябре 1943 года, переехав в Гомель в декабре и в Минск в июле 1944 года.

Организация денежного обращения всегда была и остается одной из важнейших функций государственной банковской системы, в том числе белорусской банковской системы, на всех этапах ее развития.Денежная реформа 1947 года явилась важным событием в этом отношении.

Вскоре после окончания периода восстановления возникла необходимость как в соответствующей корректировке денежной системы, так и в дальнейшем улучшении кредитных связей банка с национальной экономикой. Уже в 1959 году произошла реорганизация банковской системы. Специализированные банки были расформированы, а их функции переданы Госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена ​​учреждениями Госбанка и Промстройбанка СССР.

Банковская система также подверглась серьезной реорганизации в 1987 году. Белорусские республиканские банки с филиалами Госбанка, Внешэкономбанка, Сбербанка, Промстройбанка, Агропромбанка и Жилсоцбанка СССР были созданы и работали на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Перестройка, начавшаяся в 1985 году, заложила основу для перехода существующей денежной системы в новое качественное состояние и начала создания двухуровневой банковской системы.

Декларация о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики (далее - БССР) принята 27 июля 1990 г. (Декларация получила статус конституционного закона 25 августа 1991 г.).

14 декабря 1990 года Верховный Совет БССР принял законы «О Национальном банке Белорусской Советской Социалистической Республики» и «О банках и банковской деятельности в Белорусской Советской Социалистической Республике», которые вступили в силу с 1 января 1991 года.

21 декабря 1990 года Верховный Совет БССР принял Постановление о признании филиалов банков СССР с их учреждениями, предприятиями и организациями, расположенными на территории БССР, собственностью независимого государства.

Создание Национального банка завершено 1 апреля 1991 года.

Белорусская банковская система вошла в новейшую историю.

Национальный банк Республики Беларусь создал национальную валюту в сложных условиях кризиса начала 1990-х годов.Это позволило не только стабилизировать экономику, но и сохранить независимость Республики Беларусь. Кроме того, с середины 1990-х годов эмиссионный центр активно занимается созданием и выпуском памятных монет, в которых хранится самая важная информация о нашем государстве и которые уже стали визитной карточкой Беларуси.

О Банке

Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) создан при активном участии государства.

Статус банка определен Постановлением Правительства России от 7 сентября 1995 г. №905 «О создании Всероссийского банка развития регионов». ВБРР зарегистрирован в Банке России 27 марта 1996 года.

Сегодня ВБРР - динамично развивающаяся кредитная организация, универсальное банковское учреждение, предоставляющее полный спектр финансовых услуг. По балансовым показателям ВБРР является наиболее стабильным и надежным отечественным банком. Последние несколько лет он входит в группу ведущих банков, под гарантии которых могут предоставляться кредиты Банка России.Все вклады в ВБРР застрахованы в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Ежегодно ВБРР укрепляет свое финансовое положение. Это отражено в рейтингах специализированных изданий и российских рейтинговых агентств. Moody’s, ведущее мировое рейтинговое агентство, подтверждает текущие рейтинги ВБРР, в том числе рейтинг финансовой устойчивости. Агентство сообщило об удовлетворительной ликвидности, растущих производственных показателях и хорошем потенциале для расширения бизнеса.

Всероссийский банк развития регионов является активным участником российского рынка корпоративных облигаций и постоянно входит в число крупнейших инвестиционных институтов по количеству своих облигационных программ.


Основная программа ВБРР - запуск и обслуживание международных карт Visa International и MasterCard Worldwide. Банк имеет собственный процессинговый центр и предлагает своим клиентам самые современные банковские продукты, основанные на передовых информационных технологиях.

ВБРР учитывает особенности бизнеса своих клиентов и предлагает гибкий и индивидуальный подход ко всем. Торговая марка Banks заключается в профессионализме ее сотрудников и менеджеров на всех уровнях. Именно этот профессионализм позволил Банку долгое время сотрудничать с крупнейшими российскими компаниями.

Всероссийский банк развития регионов принимает активное участие в организации культурных, социальных и спортивных мероприятий, а также в спонсорской и благотворительной деятельности.Банк является членом общественных и профессиональных организаций, таких как Ассоциация Банка РОССИЯ, Национальная Финансовая Ассоциация и других.

Эксклюзив: Правительство России требует от государственных банков обеспечить приток ликвидности для кредиторов Беларуси

МОСКВА (Рейтер) - Премьер-министр и министр финансов России призвали крупнейших государственных кредиторов страны обеспечить дальнейший приток ликвидности в банки Беларуси, где наблюдается политическая ситуация. По словам источников в банках, кризис усилил нагрузку на финансовый сектор.

ФОТОГРАФИЯ: Президент Беларуси Александр Лукашенко жестикулирует, покидая парад после Парада Победы на Красной площади в Москве, Россия, 24 июня 2020 года. REUTERS / Максим Шеметов / Фото из файла

Инструкции на высшем уровне - еще один знак поддержки Москвы для находящегося в боевом положении белорусского лидера Александра Лукашенко, который несколько недель пережил протесты после спорных выборов 9 августа.

Беспорядки спровоцировали отток депозитов из белорусских банков и всплеск спроса на иностранную валюту, что привело к тому, что местный рубль упал до рекордно низкого уровня BYN = и подорвало и без того скудные валютные резервы центрального банка.

Два источника в банках сообщили Reuters, что премьер-министр России Михаил Мишустин и министр финансов Антон Силуанов обратились к руководству Сбербанка SBER.MM, ВТБ, VTBR.MM и ВЭБ с подразделениями в Беларуси с просьбой обеспечить непрерывный поток российских рублей в соседнее государство.

«Мишустин и Силуанов звонили в государственные банки с просьбой (их) не закрывать (межбанковские) лимиты на белорусские банки, чтобы они могли сохранить доступ к рублевой ликвидности», - сказал первый источник.Второй источник подтвердил звонки.

Этот шаг также совпадает с опасениями, что белорусские банки могут быть вынуждены ограничить операции в случае остановки межбанковского кредитования. Источники заявили, что правительство России стремится предотвратить сценарий украинского типа, когда российские кредиторы были вынуждены списать крупные суммы со своих украинских подразделений после 2017 года.

Это произошло после того, как Киев ввел санкции в отношении нескольких российских государственных банков после санкций Кремля в 2014 году. аннексия Крыма и его предполагаемая роль в разжигании конфликта на востоке Украины.

«Было много потерь с Украиной, но Беларусь - другая история», - сказал третий источник, старший банкир российского государственного кредитора.

В Беларуси большие опасения вызывают Белгазпромбанк, подразделение российского Газпромбанка ГЗПРИ.ММ, который временно находится в ведении центрального банка. Его глава Виктор Бабарико был заключен в тюрьму за попытку бросить вызов президенту Александру Лукашенко на выборах.

Лукашенко отрицает фальсификацию результатов выборов.

Министерство финансов России и официальный представитель Мишустина не ответили на запросы о комментариях.Сбербанк отказался от комментариев, а ВЭБ заявил, что не пересматривал ежедневные линии межбанковского финансирования для своего подразделения в Беларуси.

ВТБ заявил, что не пересматривал свои линии финансирования с Беларусью и ее подразделением там.

Рисунок: долларизация IIF Беларуси и валютные резервы -

РОССИЯ НА СПАСЕНИЕ

Поддержка Москвы будет иметь решающее значение. По оценкам рейтингового агентства Fitch, российские кредиты уже составляют 47% внешнего финансирования Беларуси, а остальная часть поступает из Европы и Китая.

По оценке старшего директора Fitch Ratings Ольги Игнатьевой, белорусские банки должны 2,0–2,5 млрд долларов своим российским партнерам по межбанковским кредитам.

Fitch в недавней записке предсказало, что белорусские банки сохранят доступ к материнским банкам «и, выборочно, к финансированию российских банков во второй половине 2020 года».

Белорусский финансовый сектор, состоящий из 24 банков, почти на 80% контролируется государством, а основная часть ликвидности приходится на средства клиентов, свидетельствуют данные центрального банка.Европейские и казахстанские банки также присутствуют в Беларуси, помимо российских кредиторов и государства.

Депозиты в твердой валюте составляют около 60% банковских счетов, но по мере роста спроса на иностранную валюту центральный банк ограничен в своей способности действовать в качестве кредитора последней инстанции, отмечает Институт международных финансов.

Центробанк Беларуси от комментариев отказался.

Дополнительные репортажи Карин Штрохекер и Тома Арнольда в ЛОНДОНЕ и Дарьи Корсунской в ​​МОСКВЕ; Написано Кати Голубковой; Редакция Суджата Рао и Кэтрин Эванс

История Федеральной резервной системы

История Федеральной резервной системы

Проверьте свои знания об истории Федеральной резервной системы с помощью этой викторины.Также доступны дополнительные викторины.

1775-1791: валюта США

Для финансирования американской революции Континентальный конгресс напечатал первые бумажные деньги новой страны. Фиатные банкноты, известные как «континентальные», были выпущены в таком количестве, что приводили к инфляции, которая, хотя поначалу была умеренной, быстро усиливалась по мере развития войны. В конце концов, люди потеряли веру в записи, и фраза «Не стоит континентальный» стала означать «совершенно бесполезна».«

1791-1811: Первая попытка Центрального банка

По настоянию тогдашнего министра финансов Александра Гамильтона Конгресс учредил Первый банк Соединенных Штатов со штаб-квартирой в Филадельфии в 1791 году. Это была крупнейшая корпорация в стране, в которой доминировали крупные банковские и денежные интересы. Многие американцы с аграрными взглядами, которым не нравится идея большого и мощного банка, выступали против нее. Когда в 1811 году истек 20-летний срок устава банка, Конгресс отказался продлить его одним голосом.

1816-1836: Вторая попытка не удалась

К 1816 году политический климат снова склонился к идее центрального банка; с небольшим отрывом Конгресс согласился зарегистрировать Второй банк Соединенных Штатов. Но когда в 1828 году президентом был избран противник центрального банка Эндрю Джексон, он поклялся убить его. Его атака на его власть, контролируемую банкирами, задела нервы у американцев, и когда в 1836 году истек срок действия устава Второго банка, он не был продлен.

1836-1865: Эра свободного банковского дела

В течение этого периода закрепились за собой

зарегистрированных государством банков и незарегистрированных «свободных банков», выпускающих свои собственные банкноты, которые можно было обменять на золото или звонкую монету. Банки также начали предлагать депозиты до востребования для расширения торговли. В ответ на рост объема чековых операций в 1853 году была создана Нью-Йоркская ассоциация расчетной палаты, чтобы дать банкам города возможность обменивать чеки и оплачивать счета.

1863: Закон о национальном банке

Во время гражданской войны был принят Закон о национальных банках 1863 года, предусматривающий создание национальных банков, чьи банкноты должны были поддерживаться У.С. государственные ценные бумаги. Поправка к закону требовала налогообложения государственных банкнот, но не национальных банкнот, что фактически создавало единую валюту для страны. Несмотря на налогообложение своих банкнот, государственные банки продолжали процветать из-за растущей популярности вкладов до востребования, которые приобрели популярность в эпоху свободной банковской деятельности.

1873–1907: преобладает финансовая паника

Хотя Закон о национальных банках 1863 года установил некоторую степень стабильности валюты для растущей страны, массовые изъятия из банков и финансовая паника продолжали преследовать экономику.В 1893 году банковская паника вызвала худшую депрессию, которую когда-либо видели Соединенные Штаты, и экономика стабилизировалась только после вмешательства финансового магната Дж. П. Моргана. Было ясно, что банковская и финансовая система страны требует серьезного внимания.

1907: очень плохой год

В 1907 году волна спекуляций на Уолл-стрит закончилась неудачей, вызвав особенно серьезную банковскую панику. Дж. П. Моргану снова пришлось предотвратить катастрофу. К этому времени большинство американцев призывали к реформе банковской системы, но структура этой реформы вызвала глубокие разногласия среди граждан страны.Консерваторы и влиятельные «денежные тресты» в больших восточных городах были категорически против «прогрессистов». Но все американцы пришли к единому мнению, что центральный банк необходим для обеспечения здоровой банковской системы и гибкости валюты.

1908-1912: все готово для децентрализованного центрального банка

Закон Олдрича-Вриланда 1908 года, принятый как немедленная реакция на панику 1907 года, предусматривал чрезвычайную эмиссию валюты во время кризисов.Он также учредил Национальную валютную комиссию для поиска долгосрочного решения банковских и финансовых проблем страны. Под руководством сенатора Нельсона Олдрича комиссия разработала план, контролируемый банкирами. Уильям Дженнингс Брайан и другие прогрессисты яростно атаковали этот план; они хотели, чтобы центральный банк находился под общественным, а не банковским контролем. Выборы демократа Вудро Вильсона в 1912 году уничтожили план республиканцев Олдрича, но все было готово для появления децентрализованного центрального банка.

1912: Вудро Вильсон как финансовый реформатор

Хотя Вудро Вильсон не был лично осведомлен о банковских и финансовых вопросах, он попросил совета у представителя штата Вирджиния Картера Гласса, который вскоре стал председателем комитета Палаты представителей по банковскому делу и финансам, и у советника-эксперта комитета Х. Паркера Уиллиса, ранее профессор экономики Вашингтонского университета и Университета Ли. На протяжении большей части 1912 года Гласс и Уиллис работали над предложением центрального банка, а к декабрю 1912 года они представили Уилсону то, что впоследствии стало с некоторыми изменениями Законом о Федеральной резервной системе.

1913: Рождение Федеральной резервной системы

С декабря 1912 года по декабрь 1913 года предложение Гласса-Уиллиса горячо обсуждалось, претворялось в жизнь и претерпевало изменения. К 23 декабря 1913 года, когда президент Вудро Вильсон подписал Закон о Федеральной резервной системе, он стал классическим примером компромисса - децентрализованный центральный банк, уравновешивающий конкурирующие интересы частных банков и популистские настроения.

1914: Открыто для бизнеса

Прежде чем новый центральный банк смог начать свою деятельность, Операционный комитет Резервного банка в составе министра финансов Уильяма Макаду, министра сельского хозяйства Дэвида Хьюстона и финансового контролера Джона Скелтона Уильямса поставил перед собой трудную задачу по созданию действующего учреждения на основе чистого кости нового закона.Но к 16 ноября 1914 года 12 городов, выбранных в качестве мест для размещения региональных резервных банков, были открыты для бизнеса, так же как военные действия в Европе переросли в Первую мировую войну.

1914-1919: Политика ФРС во время войны

Когда в середине 1914 года разразилась Первая мировая война, банки США продолжали нормально работать благодаря чрезвычайной валюте, выпущенной в соответствии с Законом Олдрича-Вриланда 1908 года. Но большее влияние в США оказали возможности Резервных банков. для дисконтирования банковских акцептов.Посредством этого механизма Соединенные Штаты способствовали потоку торговых товаров в Европу, косвенно помогая финансировать войну до 1917 года, когда Соединенные Штаты официально объявили войну Германии, и финансирование наших собственных военных усилий стало первостепенным.

1920-е годы: начало операций на открытом рынке

После Первой мировой войны Бенджамин Стронг, возглавлявший ФРС Нью-Йорка с 1914 года до своей смерти в 1928 году, признал, что золото больше не является центральным фактором контроля над кредитом.Агрессивные действия Стронга по сдерживанию рецессии в 1923 году путем крупной закупки государственных ценных бумаг дали явное свидетельство способности операций на открытом рынке влиять на доступность кредита в банковской системе. В течение 1920-х годов ФРС начала использовать операции на открытом рынке в качестве инструмента денежно-кредитной политики. За время своего пребывания в должности Стронг также повысил авторитет ФРС, развивая отношения с другими центральными банками, особенно с Банком Англии.

1929-1933: крах рынка и Великая депрессия

В 1920-х годах представитель штата Вирджиния Картер Гласс предупреждал, что спекуляции на фондовом рынке приведут к ужасным последствиям.В октябре 1929 года его прогнозы, казалось, сбылись, когда фондовый рынок рухнул, и страна впала в худшую депрессию в своей истории. С 1930 по 1933 год почти 10 000 банков обанкротились, а к марту 1933 года недавно вступивший в должность президент Франклин Делано Рузвельт объявил банковский выходной, в то время как правительственные чиновники пытались найти способы исправить экономические проблемы страны. Многие люди обвиняли ФРС в неспособности остановить спекулятивное кредитование, которое привело к краху, а некоторые также утверждали, что недостаточное понимание денежно-кредитной экономики удерживает ФРС от проведения политики, которая могла бы уменьшить глубину депрессии.

1933: Последствия депрессии

В ответ на Великую депрессию Конгресс принял Закон о банковской деятельности 1933 года, более известный как Закон Гласса-Стиголла, в котором содержится призыв к разделению коммерческого и инвестиционного банкинга и требование использования государственных ценных бумаг в качестве залога для банкнот Федеральной резервной системы. Закон также учредил Федеральную корпорацию страхования депозитов (FDIC), поместил операции на открытом рынке в ведение ФРС и потребовал, чтобы банковские холдинговые компании были проверены ФРС - практика, которая должна была иметь серьезные последствия в будущем, поскольку холдинговые компании стали преобладающей структурой для банки с течением времени.Кроме того, в рамках проводимых масштабных реформ Рузвельт отозвал все золотые и серебряные сертификаты, фактически положив конец золотому и любому другому металлическому стандарту.

1935: грядут новые изменения

Закон о банковской деятельности 1935 года призывал к дальнейшим изменениям в структуре ФРС, включая создание Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC) в качестве отдельного юридического лица, удаление министра финансов и контролера валюты из правления ФРС. и установление срока полномочий членов на 14 лет.После Второй мировой войны Закон о занятости добавил цель обещания максимальной занятости в список обязанностей ФРС. В 1956 году Закон о банковских холдинговых компаниях назвал ФРС регулирующим органом банковских холдинговых компаний, владеющих более чем одним банком, а в 1978 году Закон Хамфри-Хокинса требовал от председателя ФРС дважды в год отчитываться перед Конгрессом о целях и задачах денежно-кредитной политики.

1951: Соглашение о казначействе

Федеральная резервная система официально обязалась поддерживать низкую привязку процентных ставок по государственным облигациям в 1942 году после того, как Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну.Это было сделано по запросу Министерства финансов, чтобы позволить федеральному правительству участвовать в более дешевом долговом финансировании войны. Чтобы сохранить фиксированную ставку, ФРС была вынуждена отказаться от контроля над размером своего портфеля, а также над денежной массой. Конфликт между Казначейством и ФРС вышел на первый план, когда Казначейство поручило центральному банку сохранить привязку после начала Корейской войны в 1950 году.

Президент Гарри Трумэн и министр финансов Джон Снайдер были решительными сторонниками низкой привязки процентных ставок.Президент считал своим долгом защищать патриотически настроенных граждан, не снижая стоимости облигаций, купленных ими во время войны. В отличие от Трумэна и Снайдера, Федеральная резервная система была сосредоточена на необходимости сдерживания инфляционного давления в экономике, вызванного усилением Корейской войны. Многие в Совете управляющих, в том числе Марринер Экклс, понимали, что вынужденное обязательство поддерживать низкую привязку процентных ставок привело к чрезмерной денежной экспансии, вызвавшей инфляцию.После ожесточенных дебатов между ФРС и Казначейством по поводу контроля над процентными ставками и денежно-кредитной политикой США их спор был урегулирован, в результате чего было подписано соглашение, известное как Соглашение между Казначейством и ФРС. Это устранило обязательство ФРС монетизировать долг Казначейства по фиксированной ставке и стало важным для независимости центрального банка и того, как денежно-кредитная политика проводится сегодня Федеральной резервной системой.

1970-1980-е годы: инфляция и дефляция

В 1970-х годах инфляция резко возросла, поскольку цены производителей и потребителей выросли, цены на нефть взлетели, а федеральный дефицит увеличился более чем вдвое.К августу 1979 года, когда Пол Волкер был приведен к присяге на посту председателя ФРС, потребовались решительные меры, чтобы сломать удушающую хватку инфляции в экономике США. Руководство Волкера на посту председателя ФРС в 1980-е годы, хотя и было болезненным в краткосрочной перспективе, в целом успешно помогло взять под контроль двузначную инфляцию.

1980 Создание условий для финансовой модернизации

Закон о денежно-кредитном контроле 1980 г. требовал, чтобы ФРС установила цены на свои финансовые услуги на конкурентной основе по сравнению с поставщиками частного сектора и установила резервные требования для всех соответствующих финансовых учреждений.Закон знаменует начало периода реформ современной банковской отрасли. После его принятия расширилось межгосударственное банковское обслуживание, и банки начали предлагать процентные счета и инструменты для привлечения клиентов из брокерских фирм. Однако преодолеть препятствия на пути страховой деятельности оказалось труднее. Тем не менее, динамика изменений была устойчивой, и к 1999 году был принят Закон Грэмма-Лича-Блили, по сути отменивший Закон Гласса-Стигалла 1933 года и позволивший банкам предлагать ряд финансовых услуг, включая инвестиционный банкинг и страхование.

1990-е годы: самый продолжительный экономический рост

Через два месяца после того, как Алан Гринспен вступил в должность председателя ФРС, 19 октября 1987 года фондовый рынок рухнул. В ответ он приказал ФРС выпустить заявление из одного предложения до начала торгов 20 октября: «Федеральная Резерв, в соответствии со своими обязанностями центрального банка страны, подтвердил сегодня свою готовность служить источником ликвидности для поддержки экономической и финансовой системы.«Десятилетний экономический подъем 1990-х годов завершился в марте 2001 года, за ним последовала короткая неглубокая рецессия, закончившаяся в ноябре 2001 года. В ответ на лопнувший пузырь фондового рынка 1990-х годов в первые годы десятилетия, ФРС быстро снизила процентные ставки. На протяжении 1990-х годов ФРС несколько раз использовала денежно-кредитную политику, включая кредитный кризис начала 1990-х годов и дефолт России по государственным ценным бумагам, чтобы не допустить негативного воздействия потенциальных финансовых проблем на реальную экономику.Десятилетие было отмечено общим снижением инфляции и самым длительным экономическим ростом в мирное время в истории нашей страны.

11 сентября 2001 г.

Эффективность Федеральной резервной системы как центрального банка подверглась испытанию 11 сентября 2001 года, когда террористические атаки на Нью-Йорк, Вашингтон и Пенсильванию подорвали финансовые рынки США. ФРС выпустила краткое заявление, напоминающее заявление 1987 года: «Федеральная резервная система открыта и работает.Дисконтное окно доступно для удовлетворения потребностей в ликвидности ». В последующие дни ФРС снизила процентные ставки и ссудила финансовым учреждениям более 45 миллиардов долларов, чтобы обеспечить стабильность экономики США. К концу сентября кредитование ФРС вернулось к уровням, существовавшим до 11 сентября, и потенциальный кризис ликвидности был предотвращен. ФРС сыграла ключевую роль в смягчении последствий атак 11 сентября на финансовые рынки США.

Январь 2003: Изменения в работе окна скидок

В 2003 году Федеральная резервная система изменила свои операции дисконтного окна, чтобы установить ставки на уровне окна, превышающем преобладающую ставку Федерального резерва, и обеспечить нормирование кредитов банкам с помощью процентных ставок.

2006 г. и последующие годы: финансовый кризис и меры реагирования

В начале 2000-х низкие ставки по ипотечным кредитам и расширенный доступ к кредитам сделали домовладение возможным для большего числа людей, увеличив спрос на жилье и подняв цены на жилье. Жилищный бум получил импульс за счет усиления секьюритизации ипотечных кредитов - процесса, в котором ипотечные кредиты объединялись в ценные бумаги, которые продавались на финансовых рынках. Секьюритизация более рискованных ипотечных кредитов быстро расширилась, включая субстандартную ипотеку, предоставленную заемщикам с плохой кредитной историей.

Подробнее ...

О Bank of America - наши люди, наша страсть, наша цель

Инвестирование в ценные бумаги сопряжено с риском, и всегда есть возможность потерять деньги, инвестируя в ценные бумаги.

Этот материал не принимает во внимание ваши конкретные инвестиционные цели, финансовое положение или потребности и не предназначен как рекомендация, предложение или ходатайство о покупке или продаже какой-либо ценной бумаги, финансового инструмента или стратегии.Прежде чем действовать в соответствии с какой-либо информацией в этом материале, вам следует подумать, подходит ли она для ваших конкретных обстоятельств, и, при необходимости, обратиться за профессиональной консультацией. Любые мнения, выраженные в данном документе, являются добросовестными, могут быть изменены без предварительного уведомления и верны только на указанную дату их публикации.

Содержимое, содержащееся в данном документе, могло быть создано внешней стороной, не связанной с Bank of America или какой-либо из его дочерних компаний (Bank of America).Выраженные мнения или идеи не обязательно принадлежат Bank of America и не отражают их взгляды или поддержку. Эти материалы предназначены только для информационных целей. Bank of America не несет ответственности за любые убытки или ущерб, возникшие в результате того, что кто-либо полагался на предоставленную информацию. Некоторые ссылки могут перенаправить вас с Bank of America на неаффилированный сайт. Bank of America не участвовал в подготовке контента, предоставляемого на неаффилированных сайтах, и не гарантирует и не принимает на себя никакой ответственности за его содержание.Посещая эти сайты, вы соглашаетесь со всеми их условиями использования, включая их политику конфиденциальности и безопасности.

Merrill Lynch, Pierce, Fenner & Smith Incorporated (также именуемая «MLPF & S» или «Merrill») предоставляет определенные инвестиционные продукты, спонсируемые, управляемые, распространяемые или предоставляемые компаниями, которые являются аффилированными лицами Bank of America Corporation («BofA Corp. . »). MLPF&S является зарегистрированным брокером-дилером, зарегистрированным инвестиционным консультантом, членом SIPC и 100% дочерней компанией BofA Corp.

Доверительные и фидуциарные услуги предоставляются Bank of America Private Bank, подразделением Bank of America, N.A., членом FDIC и 100% дочерней компанией Bank of America Corporation («BofA Corp.»). Страховые и аннуитетные продукты предлагаются через Merrill Lynch Life Agency Inc. («MLLA»), лицензированное страховое агентство и полностью принадлежащую BofA Corp.

Инвестиционные продукты, предлагаемые через MLPF & S, и страховые и аннуитетные продукты, предлагаемые через MLLA:

Не застрахованы FDIC Не имеют банковской гарантии Могут потерять стоимость
Не являются депозитами Не застрахованы каким-либо государственным учреждением Условие для любой банковской услуги или деятельности

«Bank of America» - это маркетинговое название для глобального банковского дела и бизнеса на глобальных рынках Bank of America Corporation.Кредитование, деривативы и другая коммерческая банковская деятельность осуществляется во всем мире банковскими филиалами Bank of America Corporation, включая Bank of America, N.A., член FDIC. Ценные бумаги, стратегическое консультирование и другая инвестиционно-банковская деятельность осуществляется во всем мире филиалами инвестиционного банкинга Bank of America Corporation («Филиалы инвестиционного банкинга»), включая в США BofA Securities, Inc., Merrill Lynch, Pierce, Fenner & Smith Incorporated и Merrill Lynch Professional Clearing Corp., все из которых являются зарегистрированными брокерами-дилерами и членами SIPC, а в других юрисдикциях - местными зарегистрированными организациями. BofA Securities, Inc., Merrill Lynch, Pierce, Fenner & Smith Incorporated и Merrill Lynch Professional Clearing Corp. зарегистрированы в CFTC в качестве продавцов комиссии по фьючерсам и являются членами NFA.

Цели компании амбициозны и не гарантируют или обещают, что все цели будут достигнуты. Статистические данные и показатели, включенные в наши документы ESG, являются приблизительными и могут основываться на предположениях или разрабатываемых стандартах.

Рубль | валюта | Британника

Рубль , также пишется рубль , денежная единица России (и бывшего Советского Союза) и Беларуси (пишется рубль).

Происхождение российского рубля как обозначения веса серебра восходит к 13 веку. В 1704 году царь Петр I (Великий) ввел первую регулярную чеканку рубля серебром. В XVIII веке они обесценились, а после середины XIX века в российском обращении преобладали быстро обесценивающиеся бумажные деньги.В 1897 году золотой рубль был заменен на серебряный, что ознаменовало переход на золотой стандарт. В начале Первой мировой войны золотые монеты исчезли из обращения, а банкноты стали неконвертируемыми. В период русской революции и гражданской войны астрономическая инфляция сделала рубль практически бесполезным. Реформа, проведенная в 1922–1923 годах, восстановила упорядоченную денежную систему. Червонец был введен как условная единица и основа выпуска государственных банкнот; червонецкий рубль, соответствующий одной десятой червонца, был сделан единицей исчисления.Рубль оставался условным обозначением казначейских билетов и серебряных монет. В ходе послевоенной реформы 1947 года червонец был оставлен в качестве денежного стандарта, а рубль восстановлен.

Российский рубль делится на 100 копеек. Центральный банк Российской Федерации обладает исключительными полномочиями по выпуску банкнот и монет в России. Ноты выпускаются номиналом от 5 до 5 000 рублей. На аверсе банкноты размещены изображения построек и памятников, в том числе мост через реку Енисей в Красноярске, здание Большого театра в Москве, памятник Петру I в Архангельске перед парусным судном и монумент. Ярославу I в Ярославле.Монеты номиналом от 1 до 50 копеек, также есть монеты номиналом от 1 до 25 рублей. После распада Советского Союза российский рубль заменил советский рубль по паритету. Инфляция ударила по рублю в 1990-е годы, и в конце 1990-х старый рубль был заменен в размере 1 000 на 1 9 0007 9 0004 Рубль также является денежной единицей Беларуси. Национальный банк Республики Беларусь обладает исключительными полномочиями по выпуску банкнот и монет в стране.Белорусский рубль заменил российский рубль в качестве официальной валюты страны в 1992 году. Однако российский рубль был вновь введен в качестве белорусской валюты, когда Россия и Беларусь подписали соглашение о создании «рублевой зоны»; тем не менее в 1994 году белорусский рубль снова стал единственной валютой страны.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​старшим редактором Брайаном Дуиньяном.

Подробнее читайте в связанных статьях Britannica:

  • Россия: экономические реформы

    … национальной валюты путем установления рублевого коридора. Этот коридор фиксировал обменный курс рубля, который будет защищать Центральный банк России. В результате уровень инфляции снизился, и последовала некоторая макроэкономическая стабилизация.Однако правительство продолжало занимать крупные суммы денег на внутреннем и внешнем рынках, пока…

  • монета: Россия и Балканы

    … по 3, 6 и 12 руб. Однако серебряный рубль оставался денежной базой и стоил 100 копеек до перехода на золото в 1897 году.Советские выпуски были в основном из сплавов с дефицитом серебра и, очень редко, золота; типы обычно включали серп, молот и звезду вместе с намеками…

  • Петр I

    Петр I, царь России, правивший вместе со своим сводным братом Иваном V (1682–1696 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *