Организация банка россии: Организационная структура | Банк России

Содержание

Центральный банк Российской Федерации - РИА Новости, 02.03.2020

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Среди функций ЦБ — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; проведение денежно-кредитной политики; управление золотовалютными резервами Банка России; выдача, приостановка и отзыв лицензий на осуществление банковских операций; организация и осуществление валютного регулирования и контроля.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы. Однако проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность председателя Банка России представляет президент Российской Федерации.

С июня 2013 года этот пост занимает Эльвира Набиуллина.

В Совет директоров входят председатель Банка России и 14 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению председателя Банка России, согласованному с президентом Российской Федерации.

Национальный финансовый совет – коллегиальный орган Банка России. Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — президентом Российской Федерации, трое — правительством Российской Федерации. В состав Национального финансового совета входит также председатель Банка России.

Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.

Руководители Центрального банка Российской Федерации (Банка России):

Георгий Матюхин – председатель Банка России с декабря 1991 года по июнь 1992 года.

Виктор Геращенко – председатель Банка России с ноября 1992 года по октябрь 1994 года и с сентября 1998 года по март 2002 года.

Татьяна Парамонова – исполняющая обязанности председателя Банка России с октября 1994 года по ноябрь 1995 года.

Александр Хандруев – временно исполняющий обязанности председателя Банка России с 8 по 22 ноября 1995 года.

Сергей Дубинин – председатель Банка России с 22 ноября 1995 года по 11 сентября 1998 года.

Сергей Игнатьев — председатель Банка России с 20 марта 2002 года по 24 июня 2013 года.

Эльвира Набиуллина – председатель Банка России с июня 2013 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Центральный банк РФ, структура, правовое положение. Банковские операции

Центральный банк РФ, структура, правовое положение

Центральный банк России – главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России является юридическим лицом. ЦБР не регистрируется в налоговых органах. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБР.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального собрания РФ (ст. 5 ФЗ «О ЦБР»)

Высшим органом ЦБР является Совет директоров, осуществляющий руководство и управление Банком России.

В состав Совета директоров входят:

• Председатель ЦБР и его заместители;

• Директора Главных департаментов;

• начальники главных управлений в национально-государственных и национально-территориальных образованиях.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год не позднее 31 декабря предшествующего года, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

6) принимает решения:

• о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

• об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России и др. ;

• о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

• о порядке формирования резервов кредитными организациями;

7) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Банка России;

8) утверждает порядок работы Совета директоров;

9) назначает главного аудитора Банка России;

10) утверждает внутреннюю структуру Банка России,

11)определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;

Банк России. Образует единую централизованную систему с Вертикальной структурой управления. В Систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Центральный аппарат Банка России состоит из департаментов по основным направлениям его деятельности. В состав Банка России входят следующие подразделения: сводный экономический департамент; департамент исследований, информации и статистики; департамент бухгалтерского учета и отчетности; департамент организации исполнения госбюджета и внебюджетных фондов; департамент методологии и организации расчетов; департамент банковского надзора; Главное управление валютного регулирования и валютного контроля; департамент регулирования денежного обращения; департамент эмиссионно-кассовых операций; департамент информатизации; юридический департамент; ревизионный департамент; департамент полевых учреждений; административный департамент; департамент подготовки персонала; управление инспектирования коммерческих банков; управление ценных бумаг; управление методологии и организации межгосударственных расчетов; управление безопасности и защиты банковской информации; управление строительства и материально-технического снабжения.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России.

Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров (Шевчук Д. А. Основы банковского дела: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007).

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

По решению Совета директоров территориальные учреждения Банка России могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Полевые учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с Федеральным законом «О ЦБР», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместным решением Банка России и Министерства обороны Российской Федерации.

Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона (гл. 13 закона «О ЦБР»).

Банк России осуществляет денежную эмиссию, организует обращение денег и изъятие их из обращения, издает нормативные акты по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег, управляет денежным обращением экономическими методами (Шевчук Д. А. Основы банковского дела. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006).

Взаимоотношения Банка России с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой – он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с кредитными организациями. Таким образом. Банк России имеет двойственную правовую природу.

Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Управление денежно-кредитной системой Российской Федерации Банк России осуществляет двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, т. е. путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи – управлению кредитной системой.

Административные функции Банка России можно условно разделить на: организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т. е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляет основное содержание деятельности Банка России. Это не является особенностью финансово-кредитной системы только Российской Федерации. Центральный банк любого современного государства с рыночной экономкой вынужден решать те же самые задачи. Успех выполнения функций всей кредитной системы страны в решающей степени зависит от наличия соответствующих правовых и институциональных условий, обеспечивающих доверие общества к этой системе. Если такое доверие утеряно, граждане, организации и фирмы поспешат иначе разместить свои сбережения. А это неизбежно приведет к инфляции и дестабилизирующему изъятию средств из банков. Поэтому должна существовать система финансовых институтов, гарантирующих безопасность сбережений.

Центральный банк уделяет особое внимание предотвращению возможности развития системных банковских трудностей. В этих целях введен в действие порядок выявления проблемных банков на ранней стадии. Письмом Банка России от 28.05.97 № 457 «О критериях определения финансового состояния банков» определены классификационные группы и критерии степени состояния кредитных организаций, что позволяет проводить системный анализ финансовой устойчивости кредитных организаций на регулярной основе и более оперативно применять меры воздействия (Шевчук Д. А. Банковские операции. Принципы. Контроль. Доходность. Риски. – М. : ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Организационно-правовое положение Центрального Банка Российской Федерации

Библиографическое описание:

Шевченко, Т. Н. Организационно-правовое положение Центрального Банка Российской Федерации / Т. Н. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72817/ (дата обращения: 26.12.2020).



В данной работе проанализированы организационная и правовая формы Центрального банка Российской Федерации, как особого публично-правового института. Анализируется проблема двойственной природы Банка России как государственного органа и юридического лица.

Ключевые слова: Банк России, Центральный банк, публично-правовой институт, государственный орган, юридическое лицо, двойственная природа.

В теории права Российской Федерации все юридические лица отнесены к определенной организационно-правовой форме. Благодаря этому, можно судить об их деятельности, целях создания и о характере взаимоотношений между собой. Однако, не у всех юридических лиц определен их правовой статус. Статьей 75 Конституции Российской Федерации [1.] установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации, в которой определено его особое право на осуществление денежной эмиссии и функция, которая выражается в защите и обеспечении устойчивости рубля. Правовое регулирование ЦБ РФ регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Главным элементом правового статуса Центрального банка РФ является принцип независимости, который в свою очередь проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными правами. Согласно Конституции РФ [1.] и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» [2.] Центральный Банк Российской Федерации осуществляет свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Хотя по своей природе полномочия Банка России относятся к функциям государственного органа, так как их реализация может привести к применению мер государственного принуждения.

Отличительным признаком правового статуса Банка России является его двойственная природа. Настоящее законодательство не относит Центральный банк РФ к государственным органам, а также не определяет организационно-правовую форму юридического лица.

Среди ученых не сложилось единого мнения при определении правового статуса Центрального банка РФ. Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин придерживались мнения, согласно которому существует четвертая ветвь власти — «денежная власть» [3. С. 14]. А. Г. Братко говорил, что Центральный Банк РФ не является органом государственной власти, потому что в соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Банк России не включен в этот перечень. Следовательно, его нельзя назвать государственным органом [4. С. 96]. Но мы считаем это мнение не совсем верным, так как Конституция РФ и большинство федеральных законов закрепляют порядок создания и деятельности органов государственной власти, которые тоже нельзя отнести ни к одной ветви власти. Также Т. Б. Замотаева считает, что порядок назначения руководящих органов Центрального банка РФ, статус служащих Банка России (приравненных к государственным служащим) позволяют однозначно признать Центральный банк РФ государственным органом [5. С. 40–45]. Согласно статье 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ, а также назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Гаврин Д. А. утверждает, что «остроты» спору добавляет принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», который дает очередной повод отнести Банк России к государственному органу [6. С. 70–75]. По мнению Белых В. С., именно из-за двойственной природы Банка России усматривается парадоксальная ситуация: противопоставления статуса Центрального банка РФ как органа, наделенного властными полномочиями, и юридического лица, хозяйствующего субъекта [7. С. 48].

Еще одним признаком Банка России как государственного органа, можно назвать его право на нормотворчество. Это его исключительное право на создание нормативно-правовых актов, которые в последствие обязательны для федеральных органов власти, органов власти субъектов, органов местного самоуправления, а также для физических и юридических лиц. Хотя Банк России и не обладает законотворческой инициативой, при этом законы, касающееся функций ЦБ РФ, должны направляться на дачу заключения именно в Банк России, что является весьма странным.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является юридическим лицом [2.]. Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [8.]. О правовом положении Центрального банка РФ ГК РФ говорит в пункте 4 статьи 48 [8.].

ГК РФ делит все юридические лица на коммерческие и некоммерческие. Но к какой организационно-правовой форме относится Банк России законодатель не указал. Если анализировать все организационно-правовые формы юридических лиц, то скорее всего ЦБ РФ можно отнести к государственным учреждениям. Поскольку извлечение прибыли не является целью деятельности Банка России, ему присущи властные управленческие полномочия, имеется уставный капитал, при этом ЦБ РФ наделен как финансовой, так и имущественной самостоятельностью. Но и эта точка зрения не является верной, так как государство не отвечает по обязательствам Банка России, который в свою очередь не отвечает по обязательствам государства, что не характерно для государственных учреждений.

Можно рассмотреть вариант, что Банк России — это государственная корпорация. Государственная корпорация — это некоммерческая организация, не имеющая членства, которая учреждена Российской Федерацией на основе имущественного, созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Как мы видим, Банк России учрежден на основе имущественного взноса, создан в соответствии с Федеральным законом, не имеет членства и уставных документов. Однако, чтобы считать Банк России государственной корпорацией, это должно быть четко определено в его Федеральном законе [9. С. 19–24].

Таким образом, проанализировав данную проблему, можно сделать вывод, что организационно-правовая форма Центрального Банка Российской Федерации как юридического лица должна быть закреплена на законодательном уровне. Данные пробелы в законодательстве существенно влияют на взаимоотношения Банка России с государственными органами, юридическими и физическими лицами, а также на понимание в целом природы Банка России.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: от 10.07.2002 № 86-ФЗ: ред. от 03.04.2020 № 167-ФЗ // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  3. Тосунян, Г.А., Викулин, А.Ю. [Текст]: Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. / М.: Юстицинформ, 2000. — С. 14.
  4. Братко, А.Г. [Текст]: Центральный банк в банковской системе России. / М.: Юстицинформ, 2001. — С. 96.
  5. Замотаева, Т. Б. Правовой статус Центрального Банка России [Текст] / Замотаева Т. Б. // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 2. — С. 40–45.
  6. Гаврин, Д. А. От банковской деятельности до банковских операций [Текст] / Гаврин Д. А. // Бизнес, менеджмент и право. — 2016. — № 1–2. — С. 70–75.
  7. Белых, В. С. Банковское право [Текст]: учебник / отв. Ред. Белых В. С. — М.: Проспект, 2014. — С. 48.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ: ред. от 16.12.2019 № 34-ФЗ // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  9. Белых, В.С, Белых, С. В. Конституция РФ и правовые основы предпринимательской деятельности [Текст] / Белых В. С. Белых С. В. // Бизнес, менеджмент и право. — 2015. — № 2. — С. 19–24.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Банк России, Центральный Банк, государственный орган, Центральный банк РФ, юридическое лицо, государственная власть, государственная корпорация, организационно-правовая форма, правовой статус.

ЦБ РФ и его влияние на экономику и банковский сектор

ЦБ РФ – главный банк Российской Федерации, существующий обособленно и имеющий огромное влияние на государство. Это банковское учреждение первого уровня в финансовой системе страны. ЦБ РФ выполняет функции главного и единственного денежно-кредитного, эмиссионного, экономического регулятора, разрабатывая и проводя в координации с Правительством Российской Федерации денежную политику.

Центральный Банк – не просто «центр» экономики России и «банк как таковой», но особый публично-правовой институт, координирующий и регулирующий деятельность всей финансовой системы. Конституция РФ в статье 75 указывает, что основная функция ЦБ – обеспечение устойчивого положения и защиты нацвалюты — российского рубля. Согласно главному закону страны Центробанк обладает исключительным правом эмиссии рублевой массы.

У Центробанка нет хозяина: он не подчиняется федеральной власти и властным органам на местах, но подотчетен Госдуме. Таким образом, государство – не владелец Центрального Банка, он представляет собой самостоятельную негосударственную организацию. Управление осуществляется Национальным банковским советом, далее в иерархии присутствует Совет директоров под главенством Председателя ЦБ. В период написания данной статьи полномочия Председателя Банка России принадлежат Эльвире Набиуллиной. Уставный капитал Центрального Банка, оцениваемый в 3 млрд. р., как и прочее его имущество, пребывают в федеральном владении. Центробанк является юридическим лицом, чей правовой статус обозначен Конституцией и Федеральным законом, органы управления расположены в Москве, официальный сайт учреждения: http://cbr.ru/. ЦБ РФ может самостоятельно издавать нормативно-правовые распоряжения и акты, которые касаются функционирования банковского сектора и регистрируются в законном порядке.

У специалистов банковской сферы и просто интересующихся людей часто возникают вопросы:

  • кто учредители банка;
  • кому принадлежит контрольный пакет;
  • частный это банк или государственный;
  • какова форма собственности;
  • кому он подотчетен.

Ответить на эти вопросы, кроме последнего (см. выше), может быть непросто. Анализ статей законов и нормативных актов, уставов госбанков советского и постсоветского периодов указывает, что современный ЦБ РФ – правопреемник основанного в 1921 году Государственного банка РСФСР, учредителем которого была молодая советская республика. С 1921 главный национальный банк претерпел несколько преобразований, окончившихся созданием Госбанка СССР, чьи функции в 1990 году унаследовал Центробанк.

Можно сделать вывод, что банк это государственный, но, фактически, форма собственности не определена, как и собственник, учреждение представляет собой отдельную структуру в правовом и экономическом поле РФ.

Нет для него и понятия «контрольного пакета акций», поскольку Центральный Банк – это не акционерное общество.

Структура и органы управления

В ЦБ РФ реализована вертикальная система управления. Она состоит из элементов:

  1. Центрального аппарата ЦБ, в чьем составе есть несколько департаментов, отделов и управлений, пресс-служба, а также собственный научно-исследовательский институт, технический, учебный и вычислительный центры, редакция издания «Деньги и кредит».
  2. Территориальных подразделений, исполняющих функции Банка России на местах.
  3. Структурных подразделений – департаментов, ответственных за политику Центробанка в различных сферах деятельности.
  4. Рассчетно-кассовых центров.

Вертикаль управления Центрального аппарата выглядит следующим образом (сверху вниз):

  1. Председатель Банка России – руководитель организации, который, фактически, управляет ею.
  2. Первые заместители.
  3. Заместители.
  4. Руководители департаментов.

От ЦА управленческая структура распространяется на различные управления, департаменты, подведомственные учреждения, нацбанки, РКЦ и территориальные отделения.

Функции и деятельность

В ведении Центрального Банка находятся:

  • эмиссия денег;
  • контроль за функционированием кредитно-финансовых учреждений России;
  • защита национальной валюты РФ;
  • установление курса зарубежной валюты на текущую дату, диапазонов процентных ставок;
  • управление золотым запасом;
  • организация платежей и расчетов в государстве.

Кроме того, ЦБ – это «банк банков», первичный кредитор прочих кредитных учреждений, организующий, помимо прочего, их рефинансирование. ЦБ – главный расчетно-кассовый центр страны.

Денежная эмиссия

Это одна их основных функций организации. Центральный Банк – монопольный эмитент национальной валюты, как по закону, так и исторически. Помимо запуска в оборот денежной массы, Центробанк создает резервы и определяет порядок обращения денег на территории государства.

Выпуск в оборот денег сегодня реализуется методом кредитования бюджета и банков коммерческого сектора, приобретения ценных валютных бумаг. Обеспечиваются деньги государственными облигациями.

Функционал «Банка банков»

Ключевые клиенты Центрального Банка – кредитно-финансовые организации, а не предприятия или население. Коммерческие учреждения хранят в Центробанке часть средств в форме резервов и могут получать финансирование от него в виде кредитов.

Также Центробанк контролирует и регулирует работу банковских учреждений страны, служит для финансовой системы информационным и исследовательским центром. К полномочиям относится право регистрации и выдачи лицензий банкирам на ведение деятельности и отзыв таковых в установленных случаях (например, невыполнение предписания ЦБ).

Банк правительства РФ

Итак, ЦБ работает для правительства:

  • размещает и погашает госдолг;
  • осуществляет кассовое исполнение госбюджета;
  • ведет правительственные счета;
  • контролирует хранение, эмиссию и изъятие наличных;
  • обеспечивает переводы при международных валютных расчетах.

ЦБ кредитует государство на возмещение трат и восполнение бюджетного дефицита, кредитование выполняется госзаймами, удостоверяемыми долговыми обязательствами.

Денежно-кредитное регулирование

Как уже упоминалось, ЦБ – финансовый регулятор страны. Он реализует систему мер организации и поддержки безопасной, стабильной работы банков, должен нейтрализовывать факторы дестабилизации в данной сфере.

Цели регуляторно-надзорной функции – сделать банковскую сферу РФ стабильной, защитить интересы кредиторов, корпоративных, институциональных и частных вкладчиков, снизать уровень безработицы, удерживать инфляцию, спрогнозировать инфляционную ситуацию.

Резервами Центрального Банка компенсируются вклады физических лиц, не подпадающие под возврат из средств АСВ.

Реализация валютной политики

ЦБ регулирует золотые и валютные национальные резервы, формирует структуру и занимается оптимальным размещением таковых. Резервы могут размещаться в государственных ценных бумагах и зарубежных депозитах. Также он отвечает за взаимоотношения с МВФ.

Организация расчетно-платежной экосистемы

В эту функцию Центрального Банка входит:

  • осуществление денежно-кредитной, учетной политики страны;
  • обеспечение стабильности и надежности финансовой системы;
  • поддержание эффективности платежной системы РФ.

ЦБ должен обеспечивать минимизацию рисков для финансовой системы, включая расчеты и платежи. Он выступает в роли посредника для расчетов между банками.

Роль Банка России в экономическом развитии страны

Как свидетельствует изложенное выше, Центробанк – экономический мегарегулятор, оказывающий влияние не только на сферу финансов и банкинга, но и государство в целом. Он определяет и реализует все основные параметры кредитно-денежной политики государства. Монополия на эмиссию денег делает его единственным источником денежной массы. Центробанк ограничивает ставку рефинансирования и максимальные ставки по кредитам, обеспечивая игрокам рынка доступ к максимально комфортным в сложившейся ситуации условиям кредитования.

Задача ЦБ №1 – поддержание и защита государственной валюты, а также общей экономической стабильности. От его действий (или бездействия) будет зависеть курс рубля к доллару, евро, прочим валютам и состояние «здоровья» российской экономики. Для достижения этой глобальной задачи ЦБ проводит ряд мер, таких, например, как надзорно-контрольные мероприятия в отношении кредитно-финансовых институтов. Учреждения, не прошедшие такую проверку, исключаются из экономики страны.

ЦБ принимает меры по ограничению и удержанию инфляции, что прямо сказывается на благосостоянии и уровне жизни граждан. Также он обладает собственным аналитическим инструментарием, позволяющим прогнозировать дальнейшее развитие событий в мире экономики и строить политику действий согласно этому прогнозу.

Наконец, ЦБ является важным элементом вертикали власти. На текущий момент одной из основных задач руководство ЦБ считает минимизацию последствий воздействия глобального кризиса и наложенных на РФ санкций на экономику страны и благосостояние ее граждан.

Читайте также

Банковские реквизиты

Societele S.A. , Париж
в соотв. № 008013100930 00930 000 900ibA. , Гонконгский филиал
Принадл. 91193680
USD The Bank of New York Mellon , NewYork
в соотв. 890-0372-508
IRVT US 3N
USD Citibank N.A. , NewYork
в соотв. 36296405
CITIUS33
EUR Societe Generale S.A. , Париж
в соотв. № 003013100930
SOGE FR PP
CAD Societe Generale S.A. , Париж
в соотв.№ 005013100930
SOGE FR PP
Посредник:
Canadian Imperial Bank of Commerce , Toronto
Acc .: 1758411
CIBCCATT
AUD Generale Societe 9 № 004013100930 SOGE FR PP
Посредник:
Commonwealth Bank of Australia , Сидней
Счет: 06796710006163
CTBAAU2S
NZD SOGE FR PP
Посредник:
ANZ Bank New Zealand Limited , Wellington
Acc. 202333/00001
ANZBNZ22
RON Societe Generale S.A. , Париж
в соотв. № 00
SOGE FR PP
Посредник:
BRD-Groupe Societe Generale SA , Бухарест
IBAN: RO70BRDE427SV00010524270
000 BRDEROBU
CITIHKHX
CHF Credit Suisse (Switzerland) Ltd , Цюрих
в соотв. 0835-0342506-03-010
IBAN: / Ch44 0483 5034 2506 0301 0
CRESCHZZ80A
DKK Nordea Danmark, Филиал Nordea Bank AB (PUBL.), Sverhagen , Copenige 5000014326 NDEADKKK
GBP Barclays Bank Plc., Лондон
в соотв. 63647048
Код сортировки: 203253
BARCGB22
JPY Mizuho Corporate Bank Ltd , Токио
в соотв. 6964010
MHCBJPJT
NOK NORDEA Bank AB (Publ.), Филиал I Norge , Осло
в соотв. 6001.02.05754
NDEANOKK
SEK Skandinaviska Enskilda Banken , Stockholm
в соотв. 5201 85 567 54
ESSESESS
CZK Komercni Banka, A.S. , Прага
в соотв. 278115840217
KOMBCZPP
PLN Филиал Societe Generale SA в Польше , Варшава
в соотв. 91 1840 0007 2170 7048 8880 1719
SOGEPLPW
CNY Bank of China Ltd, Пекинский филиал
в соотв. 349366309079
BKCHCNBJ110
BYN Альфа-Банк , Минск
в соотв. BY94 ALFA 1702 0644 1801 3027 0000
ALFABY2X
грн Открытое акционерное общество Райффайзен Банк Аваль , г. Киев
в соотв.16000330 (грн)
АВАЛУАУК
тенге АО Народный Банк , Алматы
в соотв. KZ706010011000307249
HSBKKZKX

Изменения в законодательстве в связи с пандемией COVID-19

Правительство Москвы приняло следующие меры для поддержки бизнеса в Москве.

1. Продление сроков уплаты налогов до 31 декабря 2020 года включительно

Срок оплаты продлен на:

  • Авансовые платежи по налогу на имущество и земельный налог за 1 квартал 2020 года для организаций туризма, общественного питания, культуры, фитнеса и спорта, досуга и гостиничного бизнеса;
  • Налог с продаж за 1 квартал 2020 года для всех организаций.

Данные положения вступят в силу одновременно с федеральным законом, дающим регионам право принимать решения о продлении сроков уплаты региональных и местных налогов, хотя отсрочка будет применяться к отношениям, возникшим до вступления в силу этого правила. .

2. Освобождение от арендной платы по договорам аренды нежилой недвижимости

Организации культуры, фитнеса и спорта, выставок, развлечений, образования, досуга и социальной работы, предусмотренные Указом Мэра Москвы №12-УМ от 05 марта 2020 года о приостановлении своей деятельности могут подать заявление об освобождении от арендной платы нежилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности Москвы.

3. Продление сроков выплаты арендной платы за апрель-июнь 2020 г. до 31 декабря 2020 г.

Организации гостиничного бизнеса, общественного питания и туризма могут подать заявку на продление до 31 декабря сроков выплаты арендной платы за апрель-июнь за нежилые помещения и земельные участки, принадлежащие Москве.

4.Снижение на 50% комиссий по торгово-сервисным договорам

К платежам МСБ применяется сокращение на 50%:

  • по договорам торговли и оказания услуг в нестационарных торговых объектах
  • по договорам размещения нестационарного торгового объекта

заключен согласно Приложению № 5 к Постановлению Правительства Москвы № 26-ПП от 03.02.2011.

Документ: Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. N 212-ПП

Если у вас есть какие-либо вопросы об изменениях, описанных выше, свяжитесь с нами.

404 - Страница не найдена

Перейти к основному содержанию
  • Для бизнеса в США
    • Решения для экспорта
      • Обзор
      • Виртуальные услуги
      • Узнайте, как экспортировать
      • Исследование зарубежных рынков
      • Сеть и обучение на мероприятиях
      • Найдите покупателей и партнеров
      • Изучите ресурсы электронной коммерции
      • Получить финансирование
      • Договориться об экспортной продаже
      • Навигация по доставке и логистике
      • Соблюдайте U.S. и иностранные экспортные правила
      • Выполните комплексную проверку
      • Защищать интеллектуальную собственность
      • Решение проблем с экспортом
    • Исследовательский центр
      • Обзор
      • Исследования по отраслям
      • Исследование по странам
      • Исследование по регионам
      • Торговые данные и анализ
      • Серия Top Markets
    • Положения и соглашения
      • Обзор
      • U.S. Экспортные правила
      • Иностранные правила
      • Торговые соглашения
    • Решить торговую проблему
      • Обзор
      • Устранение барьеров во внешней торговле
      • U.S. Антидемпинговые и компенсационные пошлины
      • Столкнулись с внешней торговлей AD / CVD или защитным расследованием?
      • Бороться с несправедливыми внешнеторговыми субсидиями
      • Глобальная торговля сталью
      • Защитите свою интеллектуальную собственность
      • Защита бизнеса США за рубежом
    • Посетить мероприятие
      • Обзор
      • Сеть и обучение на мероприятиях
      • Встречайте покупателей на мероприятиях
      • События по отраслям
      • Услуги для организаторов торговых мероприятий
      • Мероприятия по привлечению прямых иностранных инвестиций
    • Новости и основные моменты

ЦБ пытается разрушить экономику России?

В последнее время западное сообщество оказывает большое давление на Россию.В это историческое время России необходимо приложить усилия для поддержки реального сектора экономики. Здесь ключевую роль должен сыграть Центральный банк. Однако, как отмечают экономисты, именно ЦБ оказывает крайне негативное влияние на экономику России, ускоряя инфляцию и ослабляя рубль ...

Что ЦБ делал с российским рублем в последнее время? Казалось бы, ЦБ оказывает поддержку национальной валюте, хотя ничего позитивного в этом нет.Хаотические валютные интервенции могут вызвать только спекуляции на обменных курсах. В то же время Центробанк потратил миллиарды долларов на поддержку курса российского рубля. Если быть более точным, золотовалютные резервы России потеряли 100 миллиардов долларов в 2014 году, причем наибольшие потери пришлось на октябрь, когда на поддержку рубля было потрачено 27 миллиардов долларов. Результат - ноль. Рубль по-прежнему катится вниз.

На Московском экономическом форуме, прошедшем во вторник в Москве, депутат Госдумы Оксана Дмитриева заявила, что укрепление российской валюты, которое мы наблюдали в течение года, было показательным.Рубль не укреплялся, а попытки Центробанка удержать обменный курс привели к дальнейшей девальвации российской валюты. Ранее некоторые эксперты прогнозировали, что к весне 2015 года рубль будет торговаться на уровне 60 рублей за доллар. Теперь очевидно, что это произойдет еще до нового года. В довершение ко всему, валютные интервенции привели к увеличению объема рубля в экономике, что привело к росту инфляции.

«Центральный банк часто вмешивается в хаотичном порядке, пытаясь поддерживать курс валюты в то время, когда нет возможности поддерживать его вообще.Иногда ЦБ проводит демонстрацию укрепления рубля, как это было в марте-апреле 2014 года. Если искать возможности для валютных спекуляций, то мы можем обнаружить их там, где у определенных игроков есть доступ к инсайдерской информации, - говорит Оксана. Дмитриева. - Следует четко понимать, что попытки укрепить рубль и потратить на эти усилия золотовалютные резервы, как это было в 1998 году, а затем в 2008 году, могут привести к обвалу курса рубля ».

По словам Оксаны Дмитриевой, небольшой процент промышленного роста, который наблюдался в России в последние месяцы, является результатом девальвации рубля.

Действительно, самая большая проблема заключается в том, что ЦБ никак не реагирует на новый курс экономического развития страны, о котором ранее объявили президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев - политику индустриализации и развития страны. реальный сектор. Однако ставка рефинансирования Центробанка по-прежнему остается чрезвычайно высокой, и причины понятны, поскольку высокая ставка служит основным механизмом сдерживания инфляции.При всех этих манипуляциях реальный сектор экономики, который в условиях растущей финансовой и энергетической изоляции России может улучшить экономические показатели, остается связанным по рукам и ногам.

Председатель Национального союза производителей молока Андрей Даниленко заявил, что ЦБ должен пересмотреть подход к приоритетным отраслям с точки зрения импортозамещения. Ставки для сельского хозяйства и промышленности следует снизить. Вероятно, можно было бы пойти еще дальше и перейти к беспроцентному кредитованию, учитывая, что соответствующий законопроект уже подготовлен и внесен в правительство.

Но есть и другие механизмы. Исполнительный директор МВФ в Японии (2007-2010) Дайсуке Котегава рассказал об опыте Японии в борьбе с послевоенной гиперинфляцией. Примечательно, что, несмотря на нынешний спад японской экономики, чуть более 50 лет назад страна восходящего солнца совершила огромный промышленный прорыв, который был назван великим экономическим чудом. Короче говоря, центральный банк Японии строго ограничивал сектора для финансирования.

Таким образом, приток финансирования получила промышленность.Промышленный бум и высокотехнологичный статус производственного сектора Японии появились в результате курса на развитие производства в области кредитования, когда кредитование других секторов было целенаправленно ограничено. Почему сегодня Россия не может сделать то же самое?

Похоже, что страх перед администрацией Центрального банка - единственное препятствие на пути к великому будущему российской промышленности. Похоже, Центробанк России опасается потерять деньги на валютном рынке.Такой риск действительно существует, если ничего не будет сделано для корректировки объема денежных потоков, создания привлекательной среды для инвестиций в реальный сектор, но сделать его недоступным и нерентабельным с помощью высоких ставок.

Известный журналист и политический советник Анатолий Вассерман считает, что в падении экономического роста нельзя винить только Центральный банк.

«Весь экономический блок российского правительства, включая Центральный банк, руководствуется одним и тем же блоком экономической теории, который исходит из одной и той же концепции, а именно либертарианством - движением о преимуществах неограниченной экономической свободы личности. , не обращая внимания на общество.Понятно, что этот комплекс теорий деструктивен для общества, и нет смысла обвинять ЦБ, закрывая глаза на другие факторы, разрушающие нашу экономику.

«Концепции, которые официально декларирует ЦБ, до некоторой степени странны. Во-первых, ЦБ говорит, что нужно ограничивать инфляцию, повышая ставку рефинансирования. Однако, как я понимаю, повышение ставки рефинансирования означает, что любой, кто берет ссуду в банке для промышленной торговли, должен установить окончательную цену своего продукта, чтобы иметь возможность компенсировать процентную ставку.То есть высокая кредитная ставка не снижает, а повышает цены.

«Во-вторых, ЦБ руководствуется политикой полной избыточности. В принципе, это означает, что валютных резервов ЦБ в любой момент будет достаточно для погашения всех долгов Российской Федерации. Однако при срочном Появилась необходимость погасить ссуду просто потому, что мы перестали получать новые ссуды, ЦБ сидит на своих резервах, как собака на сене, предлагая тем, кто что-то должен Западу, получить свою валюту.Однако технически ЦБ может погашать все внешние долги, брать долги хозяйствующих субъектов и возвращать их деньгами, которые они заняли на Западе и продали ЦБ за рубли ».

По мнению Анатолия Вассермана, действия Центробанка свидетельствуют о том, что его руководство строго следует теории, разработанной развитыми странами для развивающихся стран, чтобы последние не стали развитыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *