Новое в земельном законодательстве – Земельный кодекс РФ: изменения на 2019 год
Земельный кодекс РФ: изменения на 2019 год
С 1.01.19 вступили в силу поправки, внесённые Правительством ещё в 2017 году в Федеральный закон №136-ФЗ или Земельный кодекс.
Раздел земельного участка
Поправки дополнили существовавшие нормы статьи 11.4 ЗК РФ – раздел земельного участка. Внесённые изменения коснулись дачных участков, которые теперь будут дифференцированы на садовые и огороднические товарищества. Данная дифференциация позволит более гибко регулировать нормы использования земель, что в последующем позволит государству и муниципалитетам:
- внедрять новую систему налогообложения на доходы с земельных участков;
- устанавливать регламент строений, возводимых на этих участках;
- контролировать использование земель по целевому назначению.
За товариществами сохранится статус юридического лица с уполномоченным органом управления. Но теперь его обяжут к проведению межевания и создания межевого проекта. На основании межевого проекта будут официально выделены:
- участки для индивидуального пользования;
- места совместного пользования.
На каждый надел должен быть составлен план с выделением границ в натуре с указанием координат поворотных точек и обведения контура межевых линий в документе. Это позволит безболезненно и эффективно решать все вопросы, связанные с земельными спорами и нарушением межевых границ.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Выдел площадей совместного пользования и закрепления их за юридическим лицом окажется выгоден муниципалитету по следующим основаниям:
- Товарищество будет пользоваться только теми землями, которые законно оформлены в пользование юридического лица, не нарушая границ своего земельного массива с муниципальными землями.
- Муниципалитет будет получать земельный налог от землепользователей в полном объёме: со всего используемого садоводами и огородниками массива.
- Местным властям станет легче контролировать все действия юридического лица и отдельных его членов, связанные с целевым использованием земель.
К местам совместного пользования относятся места, предназначенные для дачной инфраструктуры:
- места подъезда или прохода к участкам;
- остановочные пункты;
- места, предназначенные для размещения инженерных коммуникаций;
- ларьки, магазины для дачников;
- иные объекты инфраструктуры или линейные объекты, использующиеся товариществом.
Юридическое лицо будет уплачивать в муниципалитет земельный налог со всей принадлежащей ему территории. Членам товарищества придётся компенсировать этот налог из расчёта:
- размера выделенного им персонального земельного участка;
- соразмерной доли за земли общего пользования.
По регламенту за эту часть территории налог будет разделяться между всеми членами товарищества соразмерно доле владения индивидуальным наделом. Например, если у одного из владельцев сдвоенный участок, ему будет назначаться двойной налог за использование совместной территории.
Если некоторые правообладатели земель ранее выделили свои участки в собственность, они не включаются в межевой проект и функционируют как самостоятельные статистические и правовые единицы. Но если они расположены в массиве садового или огороднического хозяйства, юридическое лицо вправе налагать на этих собственников налоговую ответственность за пользование совместной территорией.
Оспорить это решение правления товарищества можно только в суде, доказав, что собственник имеет автономный проход, подъезд и место установления инженерных коммуникаций. Во многих дачных хозяйствах такой регламент начисления налогов действует уже давно. Но с начала 2019 года он стал законом, который будет соблюдаться всеми юридическими лицами и выделившимися из их числа собственниками.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
В остальном разделение участков в обозначенный период будет проводиться по уже имеющемуся регламенту, где существенную роль играют:
- Проведение межевания с постановкой на кадастровый учёт вновь выделенных земельных участков и снятия с кадастрового учёта ранее существовавших участков.
- Соблюдения минимальных размеров при разделе. Эти нормы устанавливаются местной администрацией и различны в разных регионах.
- Соблюдение норм межевания: недопущение наложения границ, вклинивания границ участков друг в друга. Обязательно предусматривать наличие прохода и проезда к каждому участку.
Организация соблюдения указанных норм при разделе возложена на собственника и обязательно регулируется земельным отделом местной администрации.
Предоставление муниципального земельного участка в аренду
В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц. Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ. Процедура передачи арендных прав может происходить:
- при участии в торгах;
- без участия в торгах.
Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п. 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога. К таким случаям относится передача земельного участка:
- Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
- Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
- Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
- Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
- Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.
В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения. В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.
Эта же статья в п. 7.1 дополнена следующими положениями: если на арендуемой территории расположен объект недвижимости, подлежащий сносу, арендатор обязан провести его демонтаж за счёт собственных вложений.
Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.
Другие изменения, актуальные на 2019 год
Законодательство также внесло коррективы, которые в текущем году вступят в силу, относительно нижеследующих факторов:
- допустили образование временных населённых пунктов;
- предусмотрели выдел земельных участков для расположения на них научно-технических центров;
- внесли дополнения для особо охраняемых территорий;
- ужесточили нормы несанкционированного использования земельных участков;
- внесли новые положения о дачных домиках.
Теперь домики на фундаменте можно возводить только в пределах садовых товариществ. Если дачный посёлок относится к овощеводческому хозяйству, здесь можно возвести только некапитальное строение без фундамента, предназначенное для хознужд и временного пребывания. Нарушение этого регламента считается несанкционированным использованием участка и допускает применение норм статьи 7.1 КоАП РФ. В остальном остаются актуальными нормы предшествующих лет.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Автор статьи
Лидия Добронравова
Юрист
zakonguru.com
Какие поправки были внесены в закон о земельных участках
Настоящей неожиданностью для многих землевладельцев стали новые изменения, внесенные в закон о земельных участках в 2019 году. Поправки кардинально изменили порядок пользования территорией для отдельных граждан и установили некоторые ограничения.
Согласно новому порядку, граждане, владеющие земельным наделом и еще не поставившие его на учет в Госкадастре, должны будут пройти обязательную регистрацию в ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) и получить соответствующие документы. Наша статья посвящена тому, какие еще изменения были внесены в законодательный акт и какие последствия они могут иметь для владельцев земельных участков.
Нововведения, коснувшиеся порядка постановки наделов на госучет
У людей, владеющих земельным участком, после принятия последних оправок возникла реальная опасность лишиться своего владения. Территория, которая не была поставлена на кадастровый учет или поставлена не менее пяти лет назад, должна будет пройти официальную регистрацию в новой базе данных ЕГРН. Если владелец имущества этого требования не исполнит, земля перейдет в распоряжение муниципалитета.
В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.
При рассмотрении конкретного дела суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету. Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит. Даже наличие построек и сооружений любого типа не сможет защитить владельца от изъятия территории. Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.
Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.
Изменения, коснувшиеся кадастровой оценки недвижимого имущества
Наибольшую путаницу вызывает на сегодняшний день такая процедура, как кадастровая оценка. Новые положения закона, начавшие действовать с 1 января 2019 года, определили новый порядок выполнения проведения оценки. Сегодня мероприятие организовывают и проводят исключительно госучреждения, в то время как раньше этим занимались и независимые оценщики, имеющие официальное разрешение на работу.
Кадастровая оценка будет выполняться единообразно для каждого региона и объекта, без учета особых нюансов и индивидуальных факторов, поэтому такое решение может иметь негативные последствия и, прежде всего, повышение размеров земельного налога. Кроме того, люди не смогут обратиться к другим специалистам и заказать независимую оценку.
Порядок действий, если в документации не прописано право распоряжаться наделом
Обязательным условием по новому закону является наличие документального подтверждения прав собственности на земельный участок, который был приобретен или получен до 2001 года. Полная информация должна быть указана в специальном акте или в любом другом документе, удостоверяющем право собственности человека.
Если такие бумаги отсутствуют, то определить полномочия гражданина в отношении надела не представляется возможным, и необходимо будет выполнить проверку таких документов:
- Предполагаемый собственник обязан представить акт о передаче ему имущества от лица муниципального образования или госоргана.
- Подается выписка из похозяйственной книги, которая оформляется, когда земля используется для организации ЛПХ.
- Человек может представить любой другой документ, подтверждающий его право владения землей.
Если документов достаточно, то право на землю регистрируется в установленном порядке.
Новый порядок регистрации земли при получении дома в порядке наследования
Начиная с текущего года, переход права собственности на землю при наследовании жилья предполагает проведение регистрации земельного участка, на котором размещена постройка.
Важным изменением стало то, что для регистрации права собственности на дом раньше надо было предоставлять:
- бумаги, удостоверяющие факт наследования имущества, с указанием права наследодателя на распоряжение жилым помещением;
- любой документ, который подтверждает право гражданина на владение постройкой и земельным участком, где дом расположен.
Такие документы могут потребоваться в том случае, если ранее никаких регистрационных процедур не выполнялось и объект, а также земельный надел уже были внесены в электронную базу. В остальных ситуациях документы больше предоставлять не нужно.
Заключение
Поправки, внесенные в закон о земельных участках, стали причиной ускоренного темпа регистрации земельных участков гражданами. Согласно новым правилам, надел может быть изъят, если земля не поставлена своевременно на кадастровый учет и не имеет четко установленных границ. Кроме этого существенного изменения, некоторые поправки коснулись порядка проведения кадастровой оценки и регистрации прав собственности на имущество.
grazhdaninu.com
Прирезка земельного участка в 2019-2020 году — последние новости перераспределения границ участка, закон
5,946 просмотров всего, 16 просмотров сегодня
Начиная с осени 2019 года, несколько упростится порядок прирезки к своему участку незаконно используемых земельных наделов. Это стало возможным благодаря подписанному Президентом в начале лета новому Федеральному закону № 150 от 17 июня 2019 года.
Последние новости и изменения в земельном законодательстве — закон о присоединении земельного участка
17 июня 2019 года Президентом РФ был подписан ожидаемый многими ФЗ РФ № 150. Этим документом были внесены изменения сразу в два федеральных закона:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 653-74-12 в Москве, +7 (812) 363-16-55 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-32-96 по всей России звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!
- Закон о кадастровой деятельности № 221 (от 24.07.2007).
- Закон о регистрации недвижимости № 218 (от 17.06.2019).
Новый ФЗ РФ № 150 содержит следующие изменения:
- Проведение комплексных кадастровых работ теперь возможно при отсутствии проекта межевания при условии, что нормы Градостроительного Кодекса не требуют его обязательного наличия для определенной территории.
- Определены особенности при осуществлении кадастровых работ на территориях, где возведены объекты общего пользования, если они расположены в пределах участков, предназначенных для садоводства и огородничества.
- Установлен порядок выявления самозахваченных земель, которыми граждане пользуются без регистрации и разрешения.
- Расширен перечень реестровых ошибок, которые могут быть устранены без привлечения третьих лиц самим Росреестром.
Для граждан самое важное изменение нового закона – это возможность легально расширить границы участка, которым они пользуются. Если в ходе изысканий будет установлено, что площадь реально используемого земельного участка больше, чем зарегистрировано в ЕГРН, излишек можно будет официально прирезать к своему наделу.
Новый закон вступит в силу через 90 дней после опубликования, т.е. в сентябре 2019 года.
Порядок оформления прирезки к участку
Прирезка земельного участка осуществляется на основании ст. 39.29 ЗК РФ. Эта процедура доступна гражданам, которые владеют и пользуются земельным участком, предназначенным для ведения ИЖС, для занятий садоводством и огородничеством.
Как присоединить земельный участок — пошаговая инструкция:
- Собрать требуемый для проведения процедуры пакет документов.
- Составить заявление с просьбой провести перераспределение границ земельного участка и обратиться с ним в уполномоченный орган при муниципалитете, представив собранные документы.
- Заявление рассматривается на предмет выявления ошибок сотрудниками уполномоченного органа в течение 10 дней. Если в пакете документов или в заявлении будут обнаружены несоответствия, их вернут заявителю для исправления.
- При отсутствии ошибок заявление далее рассматривается в течение месяца, после чего по нему выносится письменное решение, которое предоставляется заявителю. Предусмотрено три варианта развития событий. Во-первых, сотрудники могут утвердить существующую схему использования земельных участков. Во-вторых, по заявлению может быть дан мотивированный отказ. В-третьих, предоставляется согласие на прирезку территорий.
- Если муниципалитет согласен подписать договор с заявителем о новых границах участка, последнему необходимо далее обратиться в Кадастровый орган с заявлением и кадастровым паспортом на участок.
- Заявление рассматривается в течение 30 дней, по нему составляется проект соглашения, по которому будет осуществлена прирезка земли.
- На рассмотрение проекта заявителю предоставляется максимум 30 дней. В течение этого срока соглашение должно быть подписано.
- Далее владельцу земельного участка следует обратиться в Росреестр, чтобы зарегистрировать его в новых границах.
Список документов для оформления
Чтобы обратиться в уполномоченный орган необходимо составить заявление, которое включает в себя следующую информацию:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 653-74-12 в Москве, +7 (812) 363-16-55 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-32-96 по всей России звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!
- Сведения о заявителе. Если это – физическое лицо, потребуются данные общегражданского паспорта, от организации следует указать: полное наименование, ИНН и регистрационный номер в ЕГРЮЛ.
- Регистрационные кадастровые номера участков, которые будут прирезаться друг к другу.
- При наличии проекта по межеванию в заявлении следует дать ссылку на его реквизиты.
- Контактные данные для обратной связи с заявителем.
Кроме заявления необходимо представить следующие документы:
- Общегражданский паспорт, если заявитель – физическое лицо, свидетельство о государственной регистрации для организаций. При условии, что юридическое лицо зарегистрировано за рубежом, потребуется нотариально заверенный перевод регистрирующего свидетельства.
- Правоустанавливающие документы на земельный участок, которым владеет заявитель. Они необходимы только при отсутствии регистрирующих сведений о владении в Росреестре.
- Нотариальная доверенность на представление интересов требуется, если с заявлением от имени собственника выступает иное лицо.
Сколько стоит оформить прирезку земельного участка
За оформление границ нового участка и получение в собственность дополнительной земли заявителю потребуется заплатить муниципалитету определенную сумму. Размер ее составит 15 % от кадастровой стоимости присоединяемого участка (ПП РФ № 1308 от 03.12.2014).
При необходимости получить сведения о кадастровой стоимости объекта можно в Кадастровой палате или непосредственно в местном муниципальном органе власти.
Пример оформления прирезки земельного участка
Житель Амурской области гр-н Семенов Валерий Геннадьевич в качестве индивидуального предпринимателя занимается разведением плодово-ягодных культур на своем участке с целью дальнейшей переработки их на собственном предприятии по производству консервов. В связи с расширением мощностей предпринимателю потребовались новые площади для выращивания плодов и овощей. Выбор был сделан в пользу пустующего рядом участка. После изучения общественной кадастровой карты предприниматель установил, что земли принадлежат местному муниципалитету. Гр-н Семенов обратился в уполномоченный орган с просьбой прирезать к его участку расположенный рядом земельный надел.
В ходе кадастровых работ выяснилось, что фактически предприниматель использует территорию большую, чем зарегистрировано в ЕГРН. По заявлению муниципальные органы власти вынесли положительное решение.Предприниматель смог оформить в собственность часть земли, которой он пользовался фактически незаконно и еще один примыкающий участок.
Вам будут полезны следующие статьи:
Остались вопросы? Позвоните по телефону и получите бесплатную консультацию по социальным вопросам прямо сейчас!
- По России звонок бесплатный:
- Москва и область:
- Санкт-Петербург и область:
Позвоните прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
social-benefit.ru
основные изменения в законодательстве за 6 месяцев 2019 года
Представляю вашему вниманию обзор основных изменений законодательства, которые произошли в сфере земли и недвижимости за 6 месяцев 2019 года:
1. Появилась возможность владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.
17 июня 2019 года был принят федеральный закон №150 «О внесении изменений в федеральный закон «О кадастровой деятельности» и федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»», который заработает через 90 дней после его официального опубликования, и позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли в рамках проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории, в пределах которой расположены эти земельные участки.
Стоит также отметить, что действующее в настоящее время законодательство тоже позволяет осуществить увеличение площади земельного участка при уточнении местоположения его границ, но не более чем на 10 % от его документальной площади, или не более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки на основе правового зонирования территории поселения, в пределах которого расположен этот земельный участок, и при условии документального подтверждения существования установленной на местности границы земельного участка 15 и более лет.
Новый же закон позволяет собственникам земельных участков выйти за обозначенные пределы при уточнении границ земельных участков на местности, но только в рамках комплексных кадастровых работ, проводимых по инициативе муниципальных органов власти.
Я, как практикующий кадастровый инженер и юрист в сфере недвижимости, часто сталкиваюсь с тем, что площадь фактически используемых гражданами земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), намного больше чем на 10 %. И узаконивать эти излишки в площади земельных участков приходится, как правило, в судебном порядке.
Принятый закон регламентирует порядок действий кадастрового инженера в случае, если при проведении комплексных кадастровых работ в результате уточнения местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает документальное значение его площади, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на 10 %, позволяя таким образом узаконить излишки площади земельного участка вне судебного процесса.
Также, поправки в федеральный закон «О кадастровой деятельности» позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ. Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.
Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков.
Кроме того, законом уcтанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.
В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра.
Данный закон выгоден как гражданам, так и государству. Местным органам власти принятые изменения позволят повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников.
2. Госдума восстанавливает так называемую «дачную амнистию».
Внесенный 14 мая 2019 года в Государственную Думу и уже прошедший первое чтение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (О «дачной амнистии»), предусматривает, что новый этап «акции» по упрощенному оформлению участков и расположенных на них строений продлится до 1 марта 2022 года.
При этом не просто продлевается срок программы – она расширяется. Во-первых, программа касается далеко не только дач, но и садов, огородов, гаражей, земельных участков и т.п. А во-вторых, законопроектом, на самом деле, не предлагается «амнистировать» граждан. Документ именно оформляет те права, которые возникли раньше.
Новый этап программы – вплоть до 1 марта 2022 года, будет действовать для жилых домов, жилых строений и садовых домов, которые построены на земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года. Оформление прав на них, согласно инициативе, будет осуществляться в упрощенном порядке — при наличии права на землю потребуется технический план, подготовленный кадастровым инженером, в соответствии с декларацией об объекте, которую составит владелец.
При этом в отношении строящихся жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа 2018 года, предлагается установить бессрочный упрощенный уведомительный порядок. В орган стройнадзора будет направляться не два, а одно уведомление – только об окончании строительства.
Еще одно новшество касается подачи документов в Росреестр на регистрацию прав. Планируется предоставить гражданам выбор: направить документы в ведомство самим, либо ожидать их направления органом стройнадзора. Это может помочь избежать бюрократических задержек.
3. Разработан механизм изъятия земельных участков за нарушение правил пожарной безопасности, в частности за нескошенную траву и мусор.
Министерство экономического развития Российской Федерации подготовило два законопроекта, прописывающие механизм изъятия частных земельных участков, если они используются с нарушением требований пожарной безопасности. Предложенные поправки в Земельный кодекс и закон «О пожарной безопасности», а также в Гражданский кодекс опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Независимая антикоррупционная экспертиза данного законопроекта продлится до 4 июля этого года.
Законопроект касается всех категорий частных владельцев участков: собственников, арендаторов, а также тех, у кого участок находится в бессрочном пользовании, безвозмездном пользовании или принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения.
Новая мера не касается только двух случаев: изъять земельный участок не смогут, если он является предметом ипотеки, и если его собственник проходит процедуру банкротства.
Участки предложено изымать по иску органа местного самоуправления в случае неисполнения владельцем участка в течение 6 месяцев предписания органа пожарного надзора. В этом случае принудительно прекращаются все права на земельные участки, включая охраняемое Конституцией РФ абсолютное право собственности, а участок выставляется на публичные торги.
Однако, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, не одобрил этот законопроект. В Совете указали, что критериев нарушений, влекущих столь тяжкие последствия, документ не предусматривает, отнеся этот вопрос на уровень подзаконного акта. При этом из материалов к проекту можно сделать вывод, что речь идет о нескошенной траве, зарастании участка сорной растительностью, наличии на участке мусора.
4. Меняется ответственность за самовольное строительство.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка , требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
За самовольное строительство предусмотрена административная ответственность. Ранее ответственность за самострой распространялась только на строительство и реконструкцию зданий без соответствующего разрешения от органов власти. Теперь строительство и реконструкцию зданий, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров (плотность и процент застройки, высота здания), будут наказывать как за самострой – вплоть до сноса.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, расширяющий ответственность за самовольное строительство. Законопроектом предлагается уточнить положения части 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, распространив ее санкции не только за строительство и реконструкцию объектов капитального строительства без соответствующего разрешения, но и за строительство и реконструкцию, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров.
Самовольной постройкой теперь будет являться все, что построено с нарушениями. Постройки будут считаться незаконными, если не отвечают первоначальным требованиям, которые были отображены в разрешительном документе.
Если при реконструкции здания будет нарушена сама структура или изменены любые другие установленные и регламентированные параметры, это также будет считаться нарушением закона.
5. Существуют изменения, затрагивающие нотариальное удостоверение сделок с долями на недвижимое имущество.
01 мая 2019 года президент РФ подписал федеральный закон №76, который вносит поправки в статью 42 федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Теперь статья 42 этого закона изложена в следующей редакции:
«Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного закона)».
Закон вступит в силу 01 августа 2019 года, и участники долевой собственности на недвижимое имущество смогут отчуждать ее (при одновременном отчуждении всеми участниками) по договору или соглашению в простой письменной форме без нотариального удостоверения.
Теперь не нужно в обязательном порядке удостоверять сделки по купле-продаже, дарения или мены недвижимости, выделения долей в недвижимом имуществе. Но, остаются исключения из этого правила:
- Сделки по отчуждению недвижимости или долей в праве на нее, принадлежащей недееспособным и несовершеннолетним собственникам подлежат удостоверению нотариусам в обязательном порядке.
Кроме того, для таких сделок требуется особое разрешение органов Опеки и попечительства.
Приобретение недвижимости недееспособным и несовершеннолетним – не требует удостоверения нотариусом и разрешений Опеки.
- Сделки по отчуждению долей в праве собственности отдельными договорами (не всеми участниками долевой собственности сразу по одной сделке) по-прежнему требуют нотариального удостоверения и к тому же письменного уведомления всех других участников долевой собственности о продаже с указанием условий сделки.
- Сделки по приобретению недвижимости законными супругами в долевую собственность требуют удостоверения договора у нотариуса. Так как общая долевая собственность – это не законный, а договорной режим собственности.
Законный режим собственности супругов – общая совместная собственность.
Закон позволяет оформить в совместную собственность квартиру, дом, земельный участок, комнату или долю в праве на эти объекты недвижимости на законных супругов в простой письменной форме.
А при приобретении недвижимости супругами в долевую собственность (если уж так это необходимо) требуется удостоверить сделку у нотариуса, либо предоставить в Росреестр вместе с договором в простой письменной форме нотариальный Брачный договор, где прописан договорной режим собственности на имущество нажитое в браке.
6. Меняется порядок перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме.
9 июня вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, уточняющие условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме. Соответствующий закон 29 мая подписал Владимир Путин (федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»). Изменения направлены на защиту прав собственников квартир, которые часто страдают от соседства с нежилыми помещениями.
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, содержащей перечень документов, теперь дополнена пунктом 6 и пунктом 7. Таким образом увеличен перечень документов, которые необходимо представить уполномоченным органам власти вместе с заявлением о переводе помещения в многоквартирном доме.
Теперь необходимо получить согласия собственников всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Примыкающими признаются помещения, имеющие общую стену с переводимым помещением или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением (часть 2.2. статьи 23 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, перевод той или иной квартиры, или помещения в нежилой фонд, обязан получить одобрение на общем собрании собственников. Если речь идет о многоквартирном доме с несколькими подъездами, то 2/3 участников собрания должны проживать именно в том подъезде, в котором расположено переводимое помещение. И еще одно условие – большинство жителей этого подъезда должны поддержать это решение. По итогам собрания составляется протокол, и для смены статуса помещения этот документ нужно будет предоставить уполномоченным органам власти.
Также, поправки требуют обязательного наличия отдельного доступа в помещение после его перевода в нежилой фонд. При этом следует помнить, что переустройство жилого помещения – например, установка нового входа согласно требованиям часть 2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ – при использовании части общего имущества собственников многоквартирного дома требует также, чтобы владелец такого помещения вынес вопрос на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. При уменьшении площади общего имущества дома ему потребуется согласие 100% собственников в доме.
7. Приняты изменения в законодательство, направленные на защиту граждан от мошенничества при сделках с недвижимостью.
В Государственную Думу внесены поправки в закон «О государственной регистрации недвижимости», направленные на защиту граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи.
Появление такого законопроекта связано с тем, что в последнее время выявились новые мошеннические схемы завладения чужой недвижимостью – посредством дистанционной подачи документов на госрегистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника.
Законопроектом предлагается установить, что переход права на недвижимость физического лица на основании заявления, поданного в электронной форме, будет осуществляться только в том случае, если собственник заранее уведомил Росреестр о возможности такой формы подачи документов.
Что немаловажно, отметка может быть проставлена в ЕГРН только на основании личного заявления владельца недвижимости (или его законного представителя), либо посредством почтового отправления в Росреестр, в котором подлинность подписи заявителя свидетельствуется в нотариальном порядке.
Таким образом, законопроект предоставит собственникам недвижимости гарантии, что без их ведома электронные документы о переходе прав не будут приняты к исполнению. Предлагаемые изменения защитят граждан от нового вида мошенничества с использованием современных технологий.
8. Появились изменения в сфере налогообложения недвижимости.
В начале июня Правительство РФ направило в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Часть из них касается налогообложения сделок с жилой недвижимостью.
Прежде всего, государство планирует снизить период минимального владения недвижимостью, применяемого в целях налогообложения. Но только в одной ситуации. Авторы законопроекта решили дополнить пункт 3 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ новым подпунктом. Последний предусматривает, что собственники, продающие квартиру, дом, долю или комнату освобождаются от уплаты налога, когда они не менее 3 лет владели помещением, и оно является их единственным жилищем. Сейчас же владеющие жильем не менее 3 лет, могут продать его и не платить налог, если они получили помещение по наследству, в ходе приватизации либо по договору ренты. Во всех остальных случаях минимальный срок владения объектом составляет 5 лет. То есть, в настоящее время, собственники вправе продать жилище и не платить налог только через 5 лет после его приобретения.
Кроме того, в законопроекте уточнено налогообложение объектов, полученных в дар или по наследству. Так, если счастливчик получил по наследству или в дар недвижимость, а потом продал ее до истечения минимального срока владения, то он может уменьшить вырученную от продажи сумму, на величину налогов, которые он уплатил при получении этой недвижимости.
Если же собственник приобрел недвижимость в дар (от члена семьи) или по наследству и вообще не платил налог, то продав ее, он вправе уменьшить налогооблагаемую базу на документальные подтвержденные расходы наследодателя или дарителя на покупку этого объекта, если последний ранее не учитывал эти расходы в целях налогообложения. Так, что передайте вашим родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы они не выкидывали, а хранили все квитанции. Документы могут и пригодиться, если вас все же осчастливят даром или наследством.
Так же, в статье 210 Налогового кодекса РФ появится пункт 8. Он будет определять, что доход одаряемого, получившего недвижимость (или долю в праве собственности), рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, зафиксированной в ЕГРН. Соответственно, и налог станет высчитываться из кадастровой стоимости. Напомню, что НДФЛ не уплачивается, когда даритель и одаряемый являются членами одной семьи (пункт 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ).
9. Теперь граждане могут заявить о разрушении объекта капстроительства для прекращения его налогообложения, не дожидаясь прекращения права собственности на него.
С 29 июня этого года физлица – владельцы налогооблагаемых объектов недвижимости могут представлять заявления о гибели или уничтожении объекта капстроительства по новой форме в любую налоговую инспекцию. Заявление поможет прекратить начисление налога на имущество физлиц на такой объект с месяца его гибели или уничтожения независимо от проведения кадастровых работ по его обследованию и регистрации прекращения прав на него. Вместе с заявлением налогоплательщик может представить подтверждающие документы (справку местной администрации, документ органов госпожнадзора, акт обследования, уведомление о завершении сноса объекта и т.п.). Если они не представлены, инспекция должна сама запросить соответствующие сведения. Адресат запроса обязан в течение семи дней сообщить информацию налоговому органу. После того, как сведения налогоплательщика подтвердятся, инспекция примет решение о прекращении налогообложения заявленного объекта недвижимости. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц утверждена Приказом ФНС России от 24 мая 2019 года № ММВ-7-21/263@, зарегистрированном в Минюсте России 18 июня 2019 года №54949.
10. Ждут изменения для дольщиков жилья на этапе возведения объекта.
Принятый 27 июня 2019 года федеральный закон № 151-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направлен на решение проблем обманутых дольщиков. Закон предусматривает появление специальных фондов для достройки проблемных домов в регионах. В то же время принятый документ значительно расширяет возможности граждан, решивших приобрести жилье по новым правилам.
Речь в том числе, идет о создании специальных некоммерческих организаций (НКО) для завершения строительства жилых долгостроев. Источниками финансирования спецфондов станут средства компенсационного фонда, федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Документ устанавливает обязанности глав регионов по утверждению планов-графиков достройки проблемных объектов с одновременным внесением данных в единую информационную систему жилищного строительства публичного реестра проблемных объектов. В реестр автоматически попадут все дома, где просрочена сдача дома в эксплуатацию.
Поправки также запрещают любые схемы привлечения средств граждан при покупке жилья, кроме договоров долевого участия (ДДУ). Никаких ПИФов и ценных бумаг при покупке квартиры больше использоваться не будут.
Закон поможет решить и проблему двойных продаж. Квартиру получат люди, чей ДДУ зарегистрирован первым в ЕГРН, а денежное возмещение – тот, чей ДДУ зарегистрирован позже.
Кроме этого, будет уточнена рыночная стоимость объекта при выплате возмещения обманутым дольщикам. Если раньше такое возмещение рассчитывалось из той стоимости, которая была на момент заключения ДДУ, то теперь этот показатель будет рассчитываться исходя из текущей рыночной стоимости аналогичного жилья.
Помимо этого, теперь средства маткапитала можно использовать при покупке жилья через эскроу-счета. Кроме того, предполагается, что по ДДУ будут продаваться все российские новостройки, включая и апартаменты.
Также, хочу отметить, что с 1 июля этого года в России изменилась схема финансирования долевого строительства: с этого дня застройщики больше не могут привлекать средства граждан напрямую. Деньги дольщиков будут храниться на специальных счетах в банках – эскроу-счетах, а девелоперы будут возводить дома на кредитные средства, полученные у банков.
Член Общественного совета при Управлении Росреестра по Псковской области, юрист, кадастровый инженер, директор компании «Земля и право», Виталий Козырев.
zakon.ru
Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2019 года
С 16.09.2019 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2019, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2019 году рассмотрим более подробно.
Как делаются комплексные кадастровые работы
Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.
С 16 сентября кадастровые работы будут проводиться по упрощенной схеме
Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:
- Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
- Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
- Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
- Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.
Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли
С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:
Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:
- участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
- допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:
а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.
Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2019 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2019 году» и «Перераспределение земельных участков».
Новый закон 150-ФЗ от 17.06.2019 говорит не только о возможности увеличить площадь участка, но и о том, что новые границы, установленные при проведении комплексных кадастровых работ, могут быть уменьшены. Это происходит тогда, когда в Росреестре есть сведения о вашем участке, которые не совпадают с фактическими данными (идет наложение границ на другой участок и др.). Когда несовпадения незначительные (до 10% от общей площади участка), тогда по закону в ЕГРН вносятся сведения, согласно новой изготовленной документации о комплексных кадастровых работах, при этом мнение собственника никто не спрашивает. Однако, когда несовпадения будут более чем 10 процентов, тогда новые границы обязательно необходимо согласовать с собственником и акт согласования вместе с пакетом документов отдать в Росреестр. Если такого акта нет – тогда Росреестр приостанавливает рассмотрение документации.
Приятная новость, что в соответствии с новым законом при проведении кадастровых работ можно совершенно бесплатно не только увеличить свой земельный участок, но и стать обладателем отмежеванного участка. О том, как это сделать читайте в статье: «Межевание земельных участков в 2019 году бесплатно».
Таким образом, в 2019 году Владимир Путин официально разрешил россиянам бесплатно оформить излишки земли (до 10 % от общей площади земельного участка) в собственность, на территории, где проводятся комплексные кадастровые работы. Осталось только выяснить где и когда эти комплексные кадастровые работы будут проводиться и кто станет счастливым обладателем бесплатного оформления.
О том какие еще существенные изменения произошли в земельном законодательстве читайте в статье: «Продление дачной амнистии до 1 марта 2021, новый закон 267-ФЗ от 02.08.2019».
geostart.ru
основные изменения в законодательстве за 6 месяцев 2019 года
Представляю вашему вниманию обзор основных изменений законодательства, которые произошли в сфере земли и недвижимости за 6 месяцев 2019 года:
1. Появилась возможность владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.
17 июня 2019 года был принят федеральный закон №150 «О внесении изменений в федеральный закон «О кадастровой деятельности» и федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»», который заработает через 90 дней после его официального опубликования, и позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли в рамках проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории, в пределах которой расположены эти земельные участки.
Стоит также отметить, что действующее в настоящее время законодательство тоже позволяет осуществить увеличение площади земельного участка при уточнении местоположения его границ, но не более чем на 10 % от его документальной площади, или не более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки на основе правового зонирования территории поселения, в пределах которого расположен этот земельный участок, и при условии документального подтверждения существования установленной на местности границы земельного участка 15 и более лет.
Новый же закон позволяет собственникам земельных участков выйти за обозначенные пределы при уточнении границ земельных участков на местности, но только в рамках комплексных кадастровых работ, проводимых по инициативе муниципальных органов власти.
Я, как практикующий кадастровый инженер и юрист в сфере недвижимости, часто сталкиваюсь с тем, что площадь фактически используемых гражданами земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), намного больше чем на 10 %. И узаконивать эти излишки в площади земельных участков приходится, как правило, в судебном порядке.
Принятый закон регламентирует порядок действий кадастрового инженера в случае, если при проведении комплексных кадастровых работ в результате уточнения местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает документальное значение его площади, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на 10 %, позволяя таким образом узаконить излишки площади земельного участка вне судебного процесса.
Также, поправки в федеральный закон «О кадастровой деятельности» позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ. Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги. А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.
Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков.
Кроме того, законом уcтанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.
В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра.
Данный закон выгоден как гражданам, так и государству. Местным органам власти принятые изменения позволят повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников.
2. Госдума восстанавливает так называемую «дачную амнистию».
Внесенный 14 мая 2019 года в Государственную Думу и уже прошедший первое чтение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (О «дачной амнистии»), предусматривает, что новый этап «акции» по упрощенному оформлению участков и расположенных на них строений продлится до 1 марта 2022 года.
При этом не просто продлевается срок программы – она расширяется. Во-первых, программа касается далеко не только дач, но и садов, огородов, гаражей, земельных участков и т.п. А во-вторых, законопроектом, на самом деле, не предлагается «амнистировать» граждан. Документ именно оформляет те права, которые возникли раньше.
Новый этап программы – вплоть до 1 марта 2022 года, будет действовать для жилых домов, жилых строений и садовых домов, которые построены на земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года. Оформление прав на них, согласно инициативе, будет осуществляться в упрощенном порядке — при наличии права на землю потребуется технический план, подготовленный кадастровым инженером, в соответствии с декларацией об объекте, которую составит владелец.
При этом в отношении строящихся жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа 2018 года, предлагается установить бессрочный упрощенный уведомительный порядок. В орган стройнадзора будет направляться не два, а одно уведомление – только об окончании строительства.
Еще одно новшество касается подачи документов в Росреестр на регистрацию прав. Планируется предоставить гражданам выбор: направить документы в ведомство самим, либо ожидать их направления органом стройнадзора. Это может помочь избежать бюрократических задержек.
3. Разработан механизм изъятия земельных участков за нарушение правил пожарной безопасности, в частности за нескошенную траву и мусор.
Министерство экономического развития Российской Федерации подготовило два законопроекта, прописывающие механизм изъятия частных земельных участков, если они используются с нарушением требований пожарной безопасности. Предложенные поправки в Земельный кодекс и закон «О пожарной безопасности», а также в Гражданский кодекс опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Независимая антикоррупционная экспертиза данного законопроекта продлится до 4 июля этого года.
Законопроект касается всех категорий частных владельцев участков: собственников, арендаторов, а также тех, у кого участок находится в бессрочном пользовании, безвозмездном пользовании или принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения.
Новая мера не касается только двух случаев: изъять земельный участок не смогут, если он является предметом ипотеки, и если его собственник проходит процедуру банкротства.
Участки предложено изымать по иску органа местного самоуправления в случае неисполнения владельцем участка в течение 6 месяцев предписания органа пожарного надзора. В этом случае принудительно прекращаются все права на земельные участки, включая охраняемое Конституцией РФ абсолютное право собственности, а участок выставляется на публичные торги.
Однако, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, не одобрил этот законопроект. В Совете указали, что критериев нарушений, влекущих столь тяжкие последствия, документ не предусматривает, отнеся этот вопрос на уровень подзаконного акта. При этом из материалов к проекту можно сделать вывод, что речь идет о нескошенной траве, зарастании участка сорной растительностью, наличии на участке мусора.
4. Меняется ответственность за самовольное строительство.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка , требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
За самовольное строительство предусмотрена административная ответственность. Ранее ответственность за самострой распространялась только на строительство и реконструкцию зданий без соответствующего разрешения от органов власти. Теперь строительство и реконструкцию зданий, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров (плотность и процент застройки, высота здания), будут наказывать как за самострой – вплоть до сноса.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, расширяющий ответственность за самовольное строительство. Законопроектом предлагается уточнить положения части 1 статьи 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, распространив ее санкции не только за строительство и реконструкцию объектов капитального строительства без соответствующего разрешения, но и за строительство и реконструкцию, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров.
Самовольной постройкой теперь будет являться все, что построено с нарушениями. Постройки будут считаться незаконными, если не отвечают первоначальным требованиям, которые были отображены в разрешительном документе.
Если при реконструкции здания будет нарушена сама структура или изменены любые другие установленные и регламентированные параметры, это также будет считаться нарушением закона.
5. Существуют изменения, затрагивающие нотариальное удостоверение сделок с долями на недвижимое имущество.
01 мая 2019 года президент РФ подписал федеральный закон №76, который вносит поправки в статью 42 федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Теперь статья 42 этого закона изложена в следующей редакции:
«Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного закона)».
Закон вступит в силу 01 августа 2019 года, и участники долевой собственности на недвижимое имущество смогут отчуждать ее (при одновременном отчуждении всеми участниками) по договору или соглашению в простой письменной форме без нотариального удостоверения.
Теперь не нужно в обязательном порядке удостоверять сделки по купле-продаже, дарения или мены недвижимости, выделения долей в недвижимом имуществе. Но, остаются исключения из этого правила:
- Сделки по отчуждению недвижимости или долей в праве на нее, принадлежащей недееспособным и несовершеннолетним собственникам подлежат удостоверению нотариусам в обязательном порядке.
Кроме того, для таких сделок требуется особое разрешение органов Опеки и попечительства.
Приобретение недвижимости недееспособным и несовершеннолетним – не требует удостоверения нотариусом и разрешений Опеки.
- Сделки по отчуждению долей в праве собственности отдельными договорами (не всеми участниками долевой собственности сразу по одной сделке) по-прежнему требуют нотариального удостоверения и к тому же письменного уведомления всех других участников долевой собственности о продаже с указанием условий сделки.
- Сделки по приобретению недвижимости законными супругами в долевую собственность требуют удостоверения договора у нотариуса. Так как общая долевая собственность – это не законный, а договорной режим собственности.
Законный режим собственности супругов – общая совместная собственность.
Закон позволяет оформить в совместную собственность квартиру, дом, земельный участок, комнату или долю в праве на эти объекты недвижимости на законных супругов в простой письменной форме.
А при приобретении недвижимости супругами в долевую собственность (если уж так это необходимо) требуется удостоверить сделку у нотариуса, либо предоставить в Росреестр вместе с договором в простой письменной форме нотариальный Брачный договор, где прописан договорной режим собственности на имущество нажитое в браке.
6. Меняется порядок перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме.
9 июня вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, уточняющие условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме. Соответствующий закон 29 мая подписал Владимир Путин (федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»). Изменения направлены на защиту прав собственников квартир, которые часто страдают от соседства с нежилыми помещениями.
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, содержащей перечень документов, теперь дополнена пунктом 6 и пунктом 7. Таким образом увеличен перечень документов, которые необходимо представить уполномоченным органам власти вместе с заявлением о переводе помещения в многоквартирном доме.
Теперь необходимо получить согласия собственников всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Примыкающими признаются помещения, имеющие общую стену с переводимым помещением или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением (часть 2.2. статьи 23 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, перевод той или иной квартиры, или помещения в нежилой фонд, обязан получить одобрение на общем собрании собственников. Если речь идет о многоквартирном доме с несколькими подъездами, то 2/3 участников собрания должны проживать именно в том подъезде, в котором расположено переводимое помещение. И еще одно условие – большинство жителей этого подъезда должны поддержать это решение. По итогам собрания составляется протокол, и для смены статуса помещения этот документ нужно будет предоставить уполномоченным органам власти.
Также, поправки требуют обязательного наличия отдельного доступа в помещение после его перевода в нежилой фонд. При этом следует помнить, что переустройство жилого помещения – например, установка нового входа согласно требованиям часть 2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ – при использовании части общего имущества собственников многоквартирного дома требует также, чтобы владелец такого помещения вынес вопрос на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. При уменьшении площади общего имущества дома ему потребуется согласие 100% собственников в доме.
7. Приняты изменения в законодательство, направленные на защиту граждан от мошенничества при сделках с недвижимостью.
В Государственную Думу внесены поправки в закон «О государственной регистрации недвижимости», направленные на защиту граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи.
Появление такого законопроекта связано с тем, что в последнее время выявились новые мошеннические схемы завладения чужой недвижимостью – посредством дистанционной подачи документов на госрегистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника.
Законопроектом предлагается установить, что переход права на недвижимость физического лица на основании заявления, поданного в электронной форме, будет осуществляться только в том случае, если собственник заранее уведомил Росреестр о возможности такой формы подачи документов.
Что немаловажно, отметка может быть проставлена в ЕГРН только на основании личного заявления владельца недвижимости (или его законного представителя), либо посредством почтового отправления в Росреестр, в котором подлинность подписи заявителя свидетельствуется в нотариальном порядке.
Таким образом, законопроект предоставит собственникам недвижимости гарантии, что без их ведома электронные документы о переходе прав не будут приняты к исполнению. Предлагаемые изменения защитят граждан от нового вида мошенничества с использованием современных технологий.
8. Появились изменения в сфере налогообложения недвижимости.
В начале июня Правительство РФ направило в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Часть из них касается налогообложения сделок с жилой недвижимостью.
Прежде всего, государство планирует снизить период минимального владения недвижимостью, применяемого в целях налогообложения. Но только в одной ситуации. Авторы законопроекта решили дополнить пункт 3 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ новым подпунктом. Последний предусматривает, что собственники, продающие квартиру, дом, долю или комнату освобождаются от уплаты налога, когда они не менее 3 лет владели помещением, и оно является их единственным жилищем. Сейчас же владеющие жильем не менее 3 лет, могут продать его и не платить налог, если они получили помещение по наследству, в ходе приватизации либо по договору ренты. Во всех остальных случаях минимальный срок владения объектом составляет 5 лет. То есть, в настоящее время, собственники вправе продать жилище и не платить налог только через 5 лет после его приобретения.
Кроме того, в законопроекте уточнено налогообложение объектов, полученных в дар или по наследству. Так, если счастливчик получил по наследству или в дар недвижимость, а потом продал ее до истечения минимального срока владения, то он может уменьшить вырученную от продажи сумму, на величину налогов, которые он уплатил при получении этой недвижимости.
Если же собственник приобрел недвижимость в дар (от члена семьи) или по наследству и вообще не платил налог, то продав ее, он вправе уменьшить налогооблагаемую базу на документальные подтвержденные расходы наследодателя или дарителя на покупку этого объекта, если последний ранее не учитывал эти расходы в целях налогообложения. Так, что передайте вашим родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы они не выкидывали, а хранили все квитанции. Документы могут и пригодиться, если вас все же осчастливят даром или наследством.
Так же, в статье 210 Налогового кодекса РФ появится пункт 8. Он будет определять, что доход одаряемого, получившего недвижимость (или долю в праве собственности), рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, зафиксированной в ЕГРН. Соответственно, и налог станет высчитываться из кадастровой стоимости. Напомню, что НДФЛ не уплачивается, когда даритель и одаряемый являются членами одной семьи (пункт 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ).
9. Теперь граждане могут заявить о разрушении объекта капстроительства для прекращения его налогообложения, не дожидаясь прекращения права собственности на него.
С 29 июня этого года физлица – владельцы налогооблагаемых объектов недвижимости могут представлять заявления о гибели или уничтожении объекта капстроительства по новой форме в любую налоговую инспекцию. Заявление поможет прекратить начисление налога на имущество физлиц на такой объект с месяца его гибели или уничтожения независимо от проведения кадастровых работ по его обследованию и регистрации прекращения прав на него. Вместе с заявлением налогоплательщик может представить подтверждающие документы (справку местной администрации, документ органов госпожнадзора, акт обследования, уведомление о завершении сноса объекта и т.п.). Если они не представлены, инспекция должна сама запросить соответствующие сведения. Адресат запроса обязан в течение семи дней сообщить информацию налоговому органу. После того, как сведения налогоплательщика подтвердятся, инспекция примет решение о прекращении налогообложения заявленного объекта недвижимости. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц утверждена Приказом ФНС России от 24 мая 2019 года № ММВ-7-21/263@, зарегистрированном в Минюсте России 18 июня 2019 года №54949.
10. Ждут изменения для дольщиков жилья на этапе возведения объекта.
Принятый 27 июня 2019 года федеральный закон № 151-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направлен на решение проблем обманутых дольщиков. Закон предусматривает появление специальных фондов для достройки проблемных домов в регионах. В то же время принятый документ значительно расширяет возможности граждан, решивших приобрести жилье по новым правилам.
Речь в том числе, идет о создании специальных некоммерческих организаций (НКО) для завершения строительства жилых долгостроев. Источниками финансирования спецфондов станут средства компенсационного фонда, федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Документ устанавливает обязанности глав регионов по утверждению планов-графиков достройки проблемных объектов с одновременным внесением данных в единую информационную систему жилищного строительства публичного реестра проблемных объектов. В реестр автоматически попадут все дома, где просрочена сдача дома в эксплуатацию.
Поправки также запрещают любые схемы привлечения средств граждан при покупке жилья, кроме договоров долевого участия (ДДУ). Никаких ПИФов и ценных бумаг при покупке квартиры больше использоваться не будут.
Закон поможет решить и проблему двойных продаж. Квартиру получат люди, чей ДДУ зарегистрирован первым в ЕГРН, а денежное возмещение – тот, чей ДДУ зарегистрирован позже.
Кроме этого, будет уточнена рыночная стоимость объекта при выплате возмещения обманутым дольщикам. Если раньше такое возмещение рассчитывалось из той стоимости, которая была на момент заключения ДДУ, то теперь этот показатель будет рассчитываться исходя из текущей рыночной стоимости аналогичного жилья.
Помимо этого, теперь средства маткапитала можно использовать при покупке жилья через эскроу-счета. Кроме того, предполагается, что по ДДУ будут продаваться все российские новостройки, включая и апартаменты.
Также, хочу отметить, что с 1 июля этого года в России изменилась схема финансирования долевого строительства: с этого дня застройщики больше не могут привлекать средства граждан напрямую. Деньги дольщиков будут храниться на специальных счетах в банках – эскроу-счетах, а девелоперы будут возводить дома на кредитные средства, полученные у банков.
Член Общественного совета при Управлении Росреестра по Псковской области, юрист, кадастровый инженер, директор компании «Земля и право», Виталий Козырев.
zakon.ru
Порядок оформления самовольно занятых земель
Содержание
- Признаки самовольного использования земли
- Законодательные изменения — 2019
- Комплексные кадастровые работы (ККР)
- Условия и порядок оформления самовольных «прирезок» земли
- Установление границ земельных участков (ЗУ)
- Новый порядок согласования общих границ ЗУ
- Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР
- Исправление реестровой ошибки
Признаки самовольного использования земли
Самовольное занятие земельного участка — одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват — нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.
Отсутствие:
- договора купли-продажи или аренды
- свидетельства о наследовании
- постановления суда
- решения органа власти о предоставлении земли
- иных правоподтверждающих документов
становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).
Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:
- эксплуатация по истечении срока действия документов:
-
- например, договора аренды
-
- оборот по нецелевому назначению:
- на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
- произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
- ведение на участке неузаконенного предпринимательства
За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.
Законодательные изменения — 2019
16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона № 150-ФЗ от 17.06.2019.
Они упростили проблемы:
- с самовольным захватом земель и их оформлением
- согласованием границ ЗУ
- выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН
Законодательно отлажено решение следующих вопросов:
- регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
- оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
- исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка
Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.
Комплексные кадастровые работы (ККР)
Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:
- органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
- органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)
В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.
В извещение включаются следующие сведения:
- номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
- данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
- данные заказчика ККР
- данные исполнителя ККР
- права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР
ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.
Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:
- ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
- ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
- площадями
- улицами
- проездами
- набережными
- скверами
- бульварами
- водными объектами общего пользования
- т.д.
- ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
- ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
- ЗУ, занятых:
- зданиями
- сооружениями (за исключением линейных объектов)
ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.
Цели комплексных кадастровых работ:
- уточнение границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства
- обеспечение справедливого налогообложения
- выявление и устранение случаев:
- пересечения границ
- ошибок в реестре
К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:
- земельные участки:
- при отсутствием сведений о них в ЕГРН
- при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
- здания, сооружения, незавершённое строительство:
- при отсутствии сведений о них в ЕГРН
- при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством
Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:
- заказчику комплексных кадастровых работ
- в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором
Порядок оформления самовольных «прирезок» земли
Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.
Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:
- излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
- органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
- площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
- если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
- площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%
Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.
Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР.
Установление границ земельных участков
При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.
В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:
- на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
- более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)
Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:
- установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
- подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР
Информация об образуемых земельных участков содержит:
- кадастровые номера исходных участков
- сведения о способе образования
- данные:
- о расположение границ
- о площади
- о ВРИ участков
Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:
- внести сведения об участке в карту-план территории
- получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории
Новый порядок согласования общих границ ЗУ
Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.
Порядок согласования границ стал удобным:
- для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
- кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
- с каждым владельцем смежного участка
- на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания
Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание — это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.
В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.
Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность — залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.
Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР
Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.
Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:
- заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
- справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
- документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
- документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера
Исправление реестровой ошибки
Реестровая ошибка — искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.
Причины реестровых ошибок
1. Ошибки кадастрового инженера:
- при межевании земельного участка
- при определении площади здания
из-за чего:
2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.
Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:
- фактических координат земельных участков
- контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства
Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:
- исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
- срок исправления ошибки составляет 3 месяца
- собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
- после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
- правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена
Итоги
К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.
www.zemvopros.ru