Командообразования – Командообразование

Содержание

Командообразование

Новые веяния и тенденции – неотъемлемая часть современной жизни. Сегодня все чаще можно услышать разговоры о командах, командных ролях, team building, постановке командных целей и обо всем, что касается команд вообще.

Жизнь не стоит на месте, и сейчас она неумолимо рвется вперед семимильными шагами, одновременно становясь и проще и сложнее. Сложнее потому, что перед людьми ставятся все более трудные задачи, для решения которых необходимо обладать особыми навыками и умениями. Но главное затруднение состоит в том, что для достижения некоторых целей нужно применять самые разные личностные качества, умения, навыки и знания.

Несложно догадаться, что одному человеку, даже очень талантливому и одаренному, такое не под силу, ведь зачастую требования к знаниям, качествам и навыкам могут быть совершенно противоположными и взаимоисключающими. И если один человек будет разрываться на два фронта, стараясь решить противоречивые задачи, он неминуемо допустит ошибку. Отсюда и ухудшение качества работы, и неудачи, и провалы самых многообещающих проектов.

По этой причине и наблюдается все больший рост актуальности проблемы формирования сильных команд, способных решать огромное количество разноплановых по сути и сложности задач. Командой называется группа людей, стремящихся к достижению единого результата и заинтересованных именно в коллективной деятельности.

Но создать сильную и эффективную команду не получится по щелчку пальцев. К вопросам командообразования необходимо подходить очень серьезно, т.к. этот процесс изобилует своими уникальными особенностями и тонкостями. Поэтому для обучения тимбилдингу сегодня проводятся тренинги и мастер-классы, пишутся статьи и целые книги, разрабатываются обучающие методики и курсы, включая этот.

Наш курс по командообразованию ставит перед собой задачу познакомить вас с наиболее важными элементами командообразования, помочь понять все его подводные камни и отличительные черты и научить использовать новые знания в жизни и работе для построения своих собственных команд. Но этот вовсе не означает, что он подходит лишь новичкам. Информация курса будет очень полезна опытным специалистам, управленцам, HR-менеджерам, бизнесменам и предпринимателям и вообще всем, кто хочет научиться работать в коллективе и повысить уровень своей компетентности в этой области.

Содержание:

Что такое командообразование

Командообразование или, как его еще называют, тимбилдинг (от англ. team building – построение команды) – это понятие, используемое, как правило, в бизнес-контексте и применяемое к обширному диапазону действий с целью формирования команды людей и повышения ее эффективности.

В деловой мир идея командных методов деятельности пришла из спортивного мира в 60-70-х годах прошлого века, после чего начала интегрироваться в практику менеджмента. Сейчас тимбилдинг является одной из наиболее продуктивных и перспективных моделей корпоративного менеджмента, т.к. обеспечивает гармоничное и полноценное развитие организаций и позволяет эффективно взаимодействовать с коллективом и руководить им.

Командообразование (тренинг, курс, мастер-класс и любая другая форма) помогает создавать группы равноправных профессионалов различных специализаций, которые вместе несут ответственность за итоги своей работы и в равной степени реализуют командное разделение труда.

Как процесс тимбилдинг включает в себя несколько элементов. В первую очередь он формирует и развивает навыки командной работы – основу командного менеджмента. К таким навыкам относятся:

  • Принятие ответственности за коллективные результаты
  • Гармонизация индивидуальных и групповых целей
  • Ситуационное лидерство
  • Профессиональная гибкость
  • Самоуправление
  • Конструктивное взаимодействие
  • Принятие командных решений и их согласование

Во-вторых, командообразование формирует командный дух – такой комплекс психологических феноменов, которые обуславливают неформальные взаимоотношения коллег друг с другом и организацией. Развитие командного духа означает, что:

  • Усиливается чувство сплоченности и формируется устойчивое чувство «мы»
  • Развивается доверие между людьми
  • Формируется способность людей понимать и принимать особенности друг друга
  • Создается мотивация к групповой деятельности
  • Переживается опыт высокоэффективных командных действий
  • Повышается неформальный авторитет лидеров и руководителей
  • Развивается лояльность членов команды к организации

Третий элемент – это непосредственно формирование команды. Сюда входят действия на подбор и оптимизацию структуры коллектива и функционально-ролевое распределение. К этим действиям относятся:

  • Грамотное применение преимуществ членов команды
  • Распределение в команде ролей, позволяющее оптимально выполнять задачи
  • Создание новой структуры в случаях слияния, поглощения или реструктуризации организаций
  • Формирование рабочей атмосферы при создании проектных команд
  • Установление связей внутри коллектива
  • Развитие региональных подразделений компаний

Важно заметить, что когда речь идет об управлении персоналом, под понятием «team building» принято понимать непродолжительные мероприятия, нацеленные на улучшение командной работы. Среди них корпоративные программы и праздники, благотворительность и волонтерство, упражнения и тренинги.

Не так явно, но все же к командообразованию имеют отношение и такие мероприятия как празднование знаменательных дат, общепринятых праздников, дней рождения сотрудников и организаций. В результате достигается сильнейший эффект сплочения команды и преобладания командного духа.

Помимо прочего, тимбилдинг понимается еще и как внутрикомандный процесс, направленный на повышение сплоченности людей на основе общепринятых традиций, представлений и ценностей. Главными целями внутрикомандного тимблилдтинга являются:

  • Сформировать навыки продуктивного взаимодействия членов коллектива в разных ситуациях
  • Повысить уровень личной ответственности за групповой результат
  • Перейти от конкуренции к кооперации
  • Повысить степень доверия и заботы между членами коллектива
  • Переключить внимание членов коллектива с себя на команду
  • Поднять командный дух
  • Получить заряд положительных эмоций
  • Вывести команду в лидеры (при участии в соревнованиях и турнирах)

Таковы основополагающие характеристики командообразования как составляющей корпоративного менеджмента. Но давайте немного подробнее поговорим о практической ценности тимбилдинга для существования организаций и жизни людей.

Зачем нужен тимбилдинг

Любой современный бизнесмен скажет, что эта деятельность крайне сурова, в ней не прощаются ошибки и редко дается второй шанс. Это и есть причина, по которой компаниям и организациям всегда нужно быть начеку и сохранять конкурентоспособность. Возможным же это становится только когда есть сплоченная команда людей, умеющих вместе достигать поставленных целей.

Более того, на каждом этапе развития бизнеса любой его участник, желающий подняться выше, должен прилагать все больше усилий и проявлять не дюжий деловой потенциал. Исходя из этого, фирмы и предприятия тратят огромные деньги на поддержание человеческого ресурса и раскрытие талантов своих людей. И здесь снова на помощь приходит team building: он позволяет компании оставаться на плаву, достигать больших успехов, обходиться минимумом затрат на развитие.

Игры на командообразование и тренинги на сплочение коллектива являются превосходным способом формирования команды победителей, где каждый знает свое место и по максимуму использует свои возможности. Программы, составляющие основу тимбилдинга, предлагают условия для свободной неформальной коммуникации, укрепления корпоративных связей и обучения групповой работе. В дополнение к этому происходит личностный рост всех членов команды, раскрытие их качеств, талантов и способностей, в том числе и лидерских.  

Достигаемые командой в игровых ситуациях победы настраивают ее на достижение успеха и дают абсолютную уверенность в своих силах. В наибольшей степени этот эффект проявляется при проведении экстремальных тренингов, связанных с моделированием особых ситуаций, где все участники должны находить и принимать решения в форс-мажорных обстоятельствах. Здесь можно выделить квесты, ориетирование на местности, веревочные курсы, рафтинг, гонки на джипах или квадроциклах и даже прыжки с парашютом. Участвуя в подобных мероприятиях, люди становятся более ответственными, больше доверяют друг другу, без колебаний приходят на помощь, находят неординарные пути преодоления преград.

Отсюда вытекает и еще одна ценность командообразования – оно может выступать в качестве способа прекрасно и плодотворно отдохнуть, отвлечься от проблем, забот и рабочих вопросов, сбросить отрицательную энергию, наполниться новыми силами и жизненной энергией. Для этого организуются походы и туристические экспедиции, выезды на природу и поездки в санатории, базы отдыха и пансионаты.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что командообразование – это универсальное средство, оказывающее исключительно положительное влияние не только на показатели успешности бизнеса или рабочего процесса, но и на индивидуальное состояние каждого участника, его настроение, психическое равновесие, устойчивость к стрессам, жизненный тонус и т.д.

Так чего же требует тимбилдинг от человека, стремящегося к созданию команды победителей? Ответам на этот вопрос и посвящен наш курс по командообразованию, содержащий в себе массу полезной теоретической и практической информации. Однако уже сейчас – во введении – мы хотим дать вам несколько действенных рекомендаций для применения в реальных условиях.

Основы командного взаимодействия

Вполне возможно, вы слышали о человеке по имени Рэнди Пауш. Он знаменит не только совей книгой «Последняя лекция», написанной за несколько месяцев до смерти, но и тем, что он был одним из лучших профессионалов по информатике, профессором университета Карнеги-Меллон и преподавателем курса «Построение виртуальных миров». Своих учеников он учил, как программировать виртуальную реальность, и уделял огромное внимание умению работать в команде. Предлагаем вам познакомиться с несколькими мыслями и идеями этого замечательного человека, которые определенно имеют большую ценность для тимбилдинга.

Когда Паушу приходилось работать с другими людьми, он сразу же старался представить, как они вместе сидят за колодой карт. Он говорил, что ему всегда хотелось выложить на стол все карты рубашкой вниз и спросить у группы, что они вместе могут сделать с таким раскладом.

Навыки командной работы были важны для Рэнди Пауша. Он считал их необходимыми и в семейной и профессиональной жизни. И чтобы донести суть этого до своих студентов, он разбивал группу на подгруппы для последующей работы над проектами.

Со временем повышение командной эффективности стало для Пауша навязчивой идеей. В первый же день каждого семестра он разбивал свои классы на несколько групп по четыре участника. На второй день он раздавал студентам листки с составленными им лично советами по эффективной работе в группе. Они внимательно и сосредоточенно их изучали. И пока те, кто считал себя очень умным, относились к советам преподавателя без особого интереса, пытливые умы мотали их на ус, вследствие чего их группы показывали самые лучшие результаты.

Вот несколько этих советов от Рэнди Пауша:

  • Встречать людей правильно. Знакомство – это начало начал. На этом этапе люди должны обменяться контактной информацией и убедиться в том, что все правильно произносят имена друг друга.
  • Искать общие черты. Практически всегда можно найти то, что объединяет разных людей. Даже если после этого возникают споры и разногласия, решать проблемы становится гораздо проще. Нужно искать самому и помогать другим людям искать точки соприкосновения: спорт, музыка, искусство, погода, в конце концов.
  • Оптимизировать общение. Когда несколько людей взаимодействуют друг с другом, нужно следить, чтобы всем было комфортно, например, чтобы никто не мерз, не был голодным или уставшим. По возможности нужно встречаться за обедом, т.к. прием пищи всегда смягчает атмосферу.
  • Давать слово всем. Заканчивать предложения и мысли других людей за них самих недопустимо. Право голоса должны иметь все. Нельзя уповать на то, что идея одного человека (в том числе и своя собственная) станет ярче и интереснее, если он будет перебивать, говорить за других или повышать голос.
  • Отказываться от гордости. При обсуждении идей и предложений, к ним нужно обязательно привязывать ярлыки и записывать их на бумаге. Ярлыки служат для идентификации идеи, а не предложившего их человека. К примеру, чьей-то идее можно дать условное название «Лесенка» вместо «Идея Димы».
  • Хвалить. Руководитель и члены команды должны учиться находить что-то позитивное и хорошее и озвучивать это даже в самых напряженных условиях. При желании можно в очевидно провальной идее найти нечто полезное, за что можно похвалить.
  • Формулировать альтернативы в виде вопросов. Если есть какое-то предложение по корректировке действий, не нужно говорить: «Я считаю, что нужно сделать так, а не так». Вместо этого лучше сказать: «А что, если нам сделать не так, а так?» Такой подход позволяет всем высказывать свою позицию без защиты отвергнутого варианта.

Для начала этих рекомендаций будет достаточно. Они помогут вам «включиться» в специфику командообразования и нашего курса и настроят на нужный рабочий лад. Мы в свою очередь хотим поскорее познакомить вас с тем, что вас ждет на уроках нашего тренинга по тимбилдингу.

Уроки по командообразованию

Все наши курсы мы стараемся делать максимально полезными для читателей. Это значит, что в процессе подготовки материалов мы отбираем и учитываем только наиболее важные, нужные и полезные на наш взгляд сведения. Также мы ориентируемся на то, чтобы они были легки и просты в применении на практике. Для облегчения восприятия и понимания наш курс адаптирован для широкого круга людей, включая тех, кто сталкивается с командообразованием впервые.

Представленный тренинг по тимбилдингу состоит из пяти основных уроков, рассматривающих свои специфические темы. Информация, с которой вы познакомитесь, обладает как теоретической, так и практической направленностью. Проходить их мы рекомендуем в предложенной последовательности, благодаря чему знания усвоятся самым лучшим образом, что позволит вам более глубоко понять сущность командообразования и сразу же приступить к действиям.

В качестве вспомогательных обучающих инструментов мы также советуем использовать книги и видеоматериалы. Подборки книг и видео вы найдете в конце введения, но прежде мы коротко расскажем о каждом уроке.

Урок 1. Навыки командного игрока

Урок 1. Навыки командного игрока

Овладение навыками командного игрока – одна из ключевых идей командообразования. То, насколько компетентен один человек в командной работе, самым серьезным образом влияет на продуктивность и результаты всего коллектива. Кроме того, эффективный игрок всегда занимает в команде достойное место и является авторитетом для остальных. Интересно и то, что навыки рядового игрока и лидера отличаются друг от друга.

В первом уроке мы рассмотрим обе категории навыков: навыки командной игры для рядового члена команды (любопытство, гибкость, надежность, уважение, стремление узнавать коллег, участвовать в корпоративной жизни, поддерживать моральный дух и т.д.) и навыки командной игры для руководителя (делиться с командой энергией, взаимодействовать с ней, помогать и быть преданным и т.д.). В конце урока вы сможете узнать, насколько вы готовы к командной работе, пройдя небольшой тест.

Урок 2. Команда и командная работа

Урок 2. Команда и командная работа

По мнению профессионалов в области тимбилдига, многие командные проекты терпят поражение еще в самом начале своей реализации. Происходит это по причине того, что руководитель или члены команды не полностью отдают себе отчет в том, что такое команда, как она формируется и работает. Если же организовать работу коллектива правильно, команда может рассчитывать на гарантированный успех.

Во втором уроке мы более подробно коснемся специфики командной работы и команды как организма. Вы узнаете, почему нужно стремиться быть профессионалом в тимбилдинге, почему сначала нужно формировать команду, а уже затем планировать проекты, в чем важность правильного подбора людей в команду, на чем основывается залог командного успеха, и получите ответы на другие не менее важные вопросы.

Урок 3. Сплочение коллектива: эффективное взаимодействие в команде

Урок 3. Сплочение коллектива: эффективное взаимодействие в команде

Чтобы команда могла продуктивно взаимодействовать и результативно работать, обходить стороной конфликтные ситуации, а при их возникновении быстро устранять, ее руководитель или лидер должен предпринимать определенные действия по ее сплочению. Здесь очень важны такие составляющие как общность, корпоративная культура, здоровая и позитивная атмосфера.

В третьем уроке мы разберемся с условиями, в которых должна формироваться сплоченная команда, а именно: поговорим о мотивации, целенаправленности, структурированности, целостности, организованности и других параметрах. Вы узнаете, как формируется сплоченная команда и каковы пять обязательных стадий этого процесса. Также мы расскажем об инструментах сплочения команды и мероприятиях, усиливающих общность коллектива.

Урок 4. Командообразование: игры на сплочение коллектива

Урок 4. Командообразование: игры на сплочение коллектива

Психологический комфорт напрямую воздействует на весь рабочий процесс команды и результаты, которых она достигает. Чем больше лидер или руководитель коллектива уделяет внимания его сплочению, тем серьезнее будут достигаемые цели. Одним из самых эффективных методов усиления общности людей являются игры на командообразование.

Из четвертого урока вы узнаете, каковы цели игр на сплочение коллектива и какие существуют их разновидности. У вас в арсенале появятся офисные игры, такие как «Поем песню», «Создаем вместе», «Рисуем в офисе», «Снимаем напряжение», «Все делаем синхронно», и выездные упражнения, например, «Серебряная кобра», «Головомяч», «Повышение доверия» и другие. В конце урока мы расскажем о пяти необычных способах сплочения команды.

Урок 5. Веревочный курс

Урок 5. Веревочный курс

Пятый и заключительный урок посвящен уникальному методу сплочения команд, разработанному американской компанией Barron Adventures, работающей в сфере путешествий, приключений и активного отдыха. Помимо формирования команд, его можно применять и для улучшения взаимоотношений между отдельными людьми и группами людей, в семьях, школах и т.д.

В начале мы расскажем о том, что такое веревочный курс, какие цели он преследует и какие задачи призван решать, каковы функции ведущего и правила обсуждения упражнений с участниками. Во второй части вы познакомитесь с двумя классификациями упражнений веревочного курса, разминочными упражнениями, упражнениями низкого и высокого уровней и их примерами.

Как проходить занятия

Как мы уже упоминали, наш курс «Командообразование» направлен как на освоение теории, так и на практическое применение. Изучая теорию, вы просто должны помнить, что нужно ознакомиться с материалом, обдумать, осмыслить и усвоить его. Большее же внимание необходимо уделить конкретно практике: все, что вы узнаете, нужно непременно использовать в жизни и работе, иначе от курса не будет пользы.

Уроки проходятся в представленном порядке. На прохождение одного урока можно выделить 2-3 дня: первый – прочтение материала, второй – повторение и третий – практика (если урок ее предусматривает). Работа в таком темпе не будет отнимать у вас много времени и позволит прочно закрепить знания и действия.

Помните, что теория без практики никогда не поможем достичь серьезных результатов, и именно от последней зависят успехи и достижение целей. Мы искренне надеемся на ваше понимание этого факта и ответственный подход к делу. По большому счету уже вполне можно переходить к прохождению курса, но перед этим уделите еще немного времени на ознакомление с дополнительными материалами.

Книги по тимбилдингу

Первая категория дополнительных материалов – это книги. Они включают в себя огромное количество важной информации об особенностях командообразования, массу практических советов, упражнений, заданий и игр. Основанные на опыте профессионалов, они станут достойным подспорьем в вашей деятельности по построению команд.

Книги по командообразованию:

  • «Командный коучинг на рабочем месте». Д. Клаттербак
  • «Командный подход. Создание высокоэффективной организации» Д. Катценбах, Д. Смит
  • «Миллионер за минуту». Хансен, Р. Аллен
  • «Блестящие совещания. Правила эффективной групповой работы». Д. Келси
  • «Сердце компании. Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы». П. Ленсиони
  • «Команда победителей». Д. Дорнан
  • «Привычка работать вместе». Т. Тарп
  • «Корпоративная религия». Й. Кунде
  • «Полная вовлеченность». Б. Трейси
  • «Не работайте с м*даками». Р. Саттон

Видеоматериалы по тимбилдингу

Вторая категория дополнительных материалов – это видео. Их очень немного, но это не умаляет их значения, ведь они представляют собой структурированный и прекрасно поданный опыт специалистов. Эффективные приемы, рекомендации, интересные примеры и много другого интересного контента ждет вас при просмотре этих вебинаров и семинаров.

Видео по командобразованию:

И, традиционно, в заключение вводного урока мы даем вам немного информации для размышления. Для вас мы сделали подборку отличных цитат знаменитых людей на тему командообразования и важности команды, которые послужат дополнительной мотивацией к изучению и освоению искусства под названием team building.

Ждем вас и вашу команду на наших уроках!

Цитаты знаменитых людей о командах и их ценности

Дилан РодсДилан Родс:

«Настоящая магия — это взять четырех сильных одиночек и заставить их работать вместе»


Кисэ РетаКисэ Рета:

«Я перестал думать, что работа в команде — это проявление слабости. Напротив, я понял, это требует силы»


Тэппэй КиесиТэппэй Киеси:

«Мы поддерживаем друг друга не потому, что мы в одной команде. Мы поддерживаем друг друга, и поэтому мы команда»


Марк ДжейкобсМарк Джейкобс:

«Ещё в самом начале карьеры я понял, что у тебя в команде не может быть проходных людей, каждая позиция важна, иначе не будет успеха»


Джек УэлчДжек Уэлч:

«Даже если один работник работает лучше всех, он никогда не сможет заменить команду единомышленников. Слаженная команда всегда будет работать лучше, чем талантливый одиночка»


Джордан БелфортДжордан Белфорт:

«Главное — собрать хорошую команду, и тогда один день изменит всё»


Вячеслав ПлатоновВячеслав Платонов:

«Единство — вот наше ключевое слово. Мы были сильнее всех своим единством. Мы — команда. Сборная команда Советского Союза»


Рип ХантерРип Хантер:

«Нет никакого смысла двигаться дальше, если все мы, в том числе и я, не научимся быть командой»


Дугпа РэмпошеДугпа Рэмпоше:

«Успех требует большого доверия к другим. Нельзя преуспеть одному. Другие люди представляют собой тысячу рук, которые помогают построить жизнь каждого человека»


Асума СарутобиАсума Сарутоби:

«Если в бою не можешь положиться на товарищей по отряду, то грош цена такому отряду»

Асума СарутобиКирилл Ногалес

4brain.ru

Командообразование и принципы успешной командной деятельности

Программы тренинга по командообразованию для сотрудников

Командообразование — упражнения, позволяющие превратить коллектив в одно целое

Для успешной работы любого коллектива принципиально важным моментом является его слаженность — даже в том случае, если выполняемая работа сама по себе предполагает здоровую конкуренцию, намного лучшие результаты достигаются в том случае, если сотрудники друг друга поддерживают и делятся собственными наработками. Вне всякого сомнения, основной момент в так называемом «сплачивании» коллектива заключается в ответственности каждого из участников за выполненную работу, однако рабочий процесс не может заменить обычные человеческие отношения. Именно по этой причине нужны корпоративы — не привычные всем мероприятия, на протяжении которых употребляется большое количество алкогольных напитков, а специальные тренинги, суть которых заключается в образовании команды. Реальной команды, которая сообща решает определенные вопросы, а не банального скопления людей в одном офисе, каждый из которых мечтает занять место друг друга.

Каким образом проводятся подобные мероприятия?

Основная суть таких тренингов сводится к командному соревнованию. И это принципиально важный момент — должно быть именно командное соревнование, а не борьба участников одного и того же коллектива между собой (согласитесь, им этого и на работе достаточно). То есть идеальный вариант — это проведение соревнования между командами от двух разных компаний. Таким образом, формируется четкое визуальное разделение на подсознательном уровне на своих и чужих — весьма результативна методика, позволяющая сплотить коллектив еще во время игры и перенести эти чувства в рабочую обстановку. Можно, в принципе, проводить такие соревнования и между сотрудниками разных отделов одного и того же предприятия — но только в том случае, если по работе они не будут непосредственно сталкиваться (например, отдел по продажам и отдел кадров). Это надо учитывать, так как чувство соперничества и азарта (не стоит его путать со здоровой конкуренцией, это разные вещи) точно также с игры переносится на рабочий процесс, что приведет к конфликтам между структурными подразделениями предприятия.

Какие бывают программы командообразования?

Тренинг по командообразованию представляет собой программу активного досуга для офисных работников, которая может проводится в самых разных формах. В зависимости от материальных возможностей, возрастного состава и даже особенностей оказываемых компанией услуг организаторами мероприятия подбираются конкурсы, которые будут максимально интересны для участников. На самом деле не так уж и важно, что именно надо будет выполнить команде для того, чтобы победить. Самое главное — это сам процесс соревнования. Программы командообразования могут быть:

  • стратегическими: нацелены на формирование эффективной команды;
  • творческими: направлены на развитие нестандартного мышления и креативного подхода к решению задач;
  • интеллектуальными: являются альтернативой спортивным программам;
  • спортивными;
  • молодежными: программы для молодежи, имеющие определенную специфику.

Примеры тренингов по командообразованию

  1. Большое распространение среди компаний получил такой вид деятельности, как «Чемпионат по офисным видам спорта», пришедший в страны постсоветского пространства с запада. Заключается это соревнование в скорейшем уничтожении офисной техники (естественно, используются б/у и нерабочие приборы). Этот квест помогает не только сплотить коллектив, но и позволяет выпустить наружу все негативные эмоции, которые скапливаются в течении всего рабочего времени.
  2. Другой, также достаточно интересный и не менее эффективный тренинг на командообразование — упражнение «Титаник». Его суть заключается в том, что перед компанией ставится достаточно сложная задача, решение которой требует от участников данной группы согласованной работы и проявления лучших своих качеств. Кроме того, предложенная методика поможет четко определиться с лидером, который поведет за собой всю команду. Опять же, тренинг командообразования, программа и упражнения в рамках которого направлены на решение нестандартной задачи в игровой форме, способствует укреплению товарищеских отношений на работе. Упражнения на командообразование в тренинге должны быть выстроены таким образом, чтобы каждый из участников смог проявить свои качества — не только положительные, но и отрицательные. Это поможет работодателю спрогнозировать, чего можно ожидать от каждого из своих людей в экстремальных ситуациях.
  3. Упражнение для командообразование «Лабиринт» также славится своей эффективностью. Оно заключается в том, что коллектив выстраивают «гуськом» и всем завязывают глаза — кроме «предводителя», за которым все и следуют. Задача — пройти весь лабиринт, не задевая препятствий и не переговариваясь между собой.


Благодаря всем вышеупомянутым тренингам можно не только сплотить коллектив, но и выяснить потенциал каждого из сотрудников.

Игры на командообразование для сотрудников

Если вы хотите успешно вести свой бизнес, то вам просто необходимо сформировать из своего рабочего коллектива команду настоящих профессионалов. Но каким образом это можно сделать лучше всего? Помочь в этом непростом деле может тимбилдинг или, проще говоря, командообразование. С его помощью вы сможете сформировать у персонала навыки взаимодействия, а также существенно повысить общую эффективность работы команды. 

Один из наиболее эффективных инструментов тимбилдинга – всевозможные игры на командообразование. Их разработкой в свое время занимались профессиональные тренеры, используя психологические техники и упражнения. 

Особенности, цели и задачи командообразующих игр


Задача любой игры для тренинга командообразования состоит в преодолении препятствий, разгадывании загадок, открытии новых горизонтов, проявлении творческих талантов, обучении работников доверию к своим коллегам. 

Все деловые игры на командообразование строятся таким образом, что справиться с задачей можно лишь при участии всех членов команды. Благодаря этому сотрудники могут эффективно взаимодействовать друг с другом. В процессе игры позиции участников могут меняться. Роль лидера попеременно переходит разным людям. Один из наиважнейших моментов развлечения – развитие у персонала лидерских навыков.

Игровые тренинги на командообразование позволяют достигнуть следующих целей:

  • Увидеть каждого работника таким, какой он есть. Узнать о его взаимодействии с другими сотрудниками, умении работать в команде. Определить его решения и действия в различных ситуациях;
  • Помочь персоналу лучше узнать друг друга в относительно деловой обстановке;
  • Выявить у сотрудников лидерские или исполнительские качества. Благодаря этим знаниям можно понять, в какой области тот или иной работник может оказаться наиболее полезным, как раскрыть его потенциал. 

Игровые тренинги необходимо выбирать с учетом поставленных целей и того, для какого именно персонала вы будете их проводить. Например, игры на командообразование для продавцов могут быть направлены на то, чтобы узнать, как тот или иной сотрудник активен и коммуникабелен. 

Нередко на тренингах можно увидеть работников, которые предлагают по-настоящему эффективные решения. Однако другие члены команды их игнорируют или просто не слышат. Указав на это самому сотруднику, можно направить его так, чтобы он стал действовать увереннее и активнее, добивался поставленной цели. 

Некоторые участники в процессе игры занимают отстраненную позицию «зрителей». Это также много говорит о том, как сотрудник ведет себя в деловой обстановке и как он взаимодействует в работе с остальным коллективом.

И напротив, игра на командообразование позволяет найти «тренеров» и «лидеров». Некоторые участники отлично организуют процесс, занимаются распределением обязанностей (тренеры, которые сами не принимают участия в работе команды), ведут за собой остальных, показывая собственный пример (лидеры). 

С помощью игрового тренинга можно выявить сотрудников, которые, сталкиваясь со сложностями или более сильными личностями-лидерами, пасуют и отступают. 

Если вы решили провести игры на командообразование, вам необходимо выбрать те варианты, которые принесут вашим сотрудникам только положительные эмоции. Позволят им отдохнуть и создать атмосферу ненормального общения и доверия. Очень важно, что такие тренинги могут быть организованы без лишних финансовых затрат. Заранее подумайте, способны ли вы оценить результаты игры сами? Или вам стоит пригласить на них профессионалов тимбилдинга? Сплотить коллектив вы можете лично. Но если вы хотите, например, выявить лидеров и аутсайдеров, то без услуг специалистов командообразования не обойтись.

Еще один важный момент – игры на командообразование в помещении дают такой же отличный результат, как и те, что проводятся на открытом воздухе. Рассмотрим примеры тренингов, которые можно проводить без огромных финансовых затрат и в условиях офиса. 

Важные моменты создания команды в офисе


Неважно, интересует ли вас командообразование на воде или в офисе, отнеситесь к выбору игры ответственно. Для установки доверительных и тесных отношений людям обычно нужно пережить что-либо вместо. В мероприятии должен участвовать каждый член штата. Учтите, что выбранные вами события-игры должны быть похожи по уровню взаимоотношений с тем, что сотрудники переживают на работе каждый день.

Для организации интересных заданий в офисах обычно не нужно многого. Достаточно найти большое помещение и минимум инвентаря, например, стулья и маркеры (в зависимости от того, какая игра будет выбрана). 

Не забудьте найти тренера. То есть организатора, который будет объяснять ход упражнений игры на командообразование, суть заданий и цели. Тренер должен быть эмоционально сильным лидером. Человеком, способным говорить и держать внимание аудитории. Лучше всего, если у тренера уже будет опыт проведения и участия в командообразующих играх, так как в игровом процессе члены команды иногда впадают в ступор и не знают, как действовать дальше. Тренер должен уметь грамотно давать подсказки и направлять коллектив. 

Примеры игр на командообразование


В отдельную категорию мы выделим те игры на командообразование, которые направлены на знакомство членов коллектива друг с другом:

• Проводим интервью. Усадите сотрудников в круг. Каждый должен в течение одной минуты рассказывать о себе, своей семье, о любимых книгах, о своих мечтах и увлечениях. По прошествии минуты слово на указанную тему дается другому сотруднику;

• Узнаем имена. Все сотрудники разделяются на две команды. Члены каждой команды говорят те имена работников, которые они знают. Другой вариант этой игры: все рассаживаются в круг, в центре садится ведущий. Он указывает на одного из сотрудников и говорит «слева» (или справа, решает сам) и три раза слово «лимон». В течение этой фразы необходимо успевать называть имя соседа по указанную ведущим сторону. Тот, кто не успел или ошибся, на время выбывает из игрового процесса. В ходе задания коллективу необходимо меняться местами;

• Хоровое пение. Каждый сотрудник поет собственное имя. После этого имя все вместе поют другие участники игры.

Если ваши сотрудники уже хорошо знакомы друг с другом, и вы хотите сплотить их, то обязательно обратите внимание на такие игры на командообразование:

• Меняемся местами. Сотрудники встают в круг. Ведущий игры оглашает какой-либо общий признак, который относится и к нему. Допустим, говорит о том, что поменяться местами должны те, у кого дома есть собака. Сам ведущий, владелец собаки, также занимает чье-либо место. Тот, кто не успел занять место, становится ведущим;

• Садимся за стол. Ведущий дает команду членам коллектива сесть на стол. Но таким образом, чтобы на полу не казалось чье-либо ноги. Выбирать размеры стола необходимо с учетом количества штата и веса работников;

• Самореклама. Разбейте весь коллектив на несколько команд. Дайте им время на подготовку. После этого каждая команда должна рассказать о том, какая она хорошая, и в чем состоят ее сильные стороны;

• Болото. Хорошее решение для проведения игры на командообразование на природе. Вам потребуется взять 15 кирпичей или брусков другого стройматериала и разложить их змейкой. Если вы собираетесь играть в офисе, то вместо кирпича можете использовать бумагу и скотч. Располагаете листы/кирпичи на расстоянии в один человеческий шаг друг от друга. Шаги должны быть довольно большие. Итак, вы находитесь на болоте. Каждый член команды должен с осторожностью пройти по тропинке из кирпичей. Если он наступит не на кирпич, команда проигрывает. Проходить болото нужно до тех пор, пока весь коллектив не сможет пройти, не упав в него. Кто-то коснулся земли? Процесс начинается заново. Для того, чтобы игра была сложной, все члены команды должна постоянно контактировать между собой, например, держаться за руки или положить руки на талию другого участника;

• Сходство. Все участники должны встать в линию по росту. Они не должны переговариваться друг с другом. После этого, они должны будут выстроиться в линию по другим признакам, которые оглашает ведущий, например, по цвету одежды, по месяцу и году рождения, по длине ног;

Газета. Все члены коллектива разделяются на группы по 3-6 человек. Каждая мини-команда получает лист газеты. Ведущий говорит о том, что всем членам команды нужно встать на листок и прокричать «Мы – единая команда». После этого лист нужно будет сложить пополам, после чего выполнить процесс снова. Побеждает та команда, которая сможет простоять на меньшем по размерам листе достаточно долгий срок для того, чтобы проскандировать фразу «Мы – единая команда».

Наблюдая за тем, как ваш персонал играет в командообразующие игры, стоит вести записи. В ходе таких наблюдений вам необходимо записывать данные о каждом сотруднике в отдельности. Если вы не уверены в том, что сможете справиться с такой задачей самостоятельно, возьмите себе помощника. 

После того, как игры тимбилдинга будут удачно завершены, вы можете поощрить отличившихся сотрудников. Это будет особенно уместно в том случае, если тренинги проводились по командам. Проигравшей команде стоит вручить какой-нибудь утешительный приз. Выигравшая команда может получить, помимо приза, памятную грамоту, а также услышать ряд мотивирующих и благодарственных слов.

buyingbusinesstravel.com.ru

Командообразование — это… Что такое Командообразование?

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 — 70 годы XX века. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.

Составляющие процесса командообразования

1. Формирование и развитие навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы внедрения командного менеджмента. Сюда можно отнести следующие навыки:

  • гармонизация общей цели с целями персональными;
  • принятие ответственности за результат команды;
  • ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля в соответствии с особенностями задачи;
  • конструктивное взаимодействие и самоуправление;
  • принятие единого командного решения и согласование его с членами команды

2. Формирование командного духа (в англоязычной литературе – team spirit), то есть совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации. Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:

  • усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»;
  • развитие доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга,
  • создание мотивации на совместную деятельность;
  • создание опыта высокоэффективных совместных действий;
  • повышение неформального авторитета руководителей;
  • развитие лояльности участников программы по отношению к организации.

3. Формирование команды (teambuilding – создание команды) — механические действия, по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения:

  • эффективное использование сильных сторон состава Команды;
  • распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
  • формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
  • создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
  • налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений.

В сфере управления персоналом под этим термином понимают короткое (от 2 часов до 3 дней) мероприятие по улучшению работы в команде: корпоративные программы, верёвочный курс, корпоративные праздники, корпоративное волонтерство и корпоративная благотворительность. Косвенно под категорию мероприятий, которые приводят к эффекту командообразования относятся также празднование дня рождения сотрудников, дня рождения компании, Нового Года. Одним из эффектов таких мероприятий становится общая сплоченность коллектива, что является составляющей работы с командным духом.

Внутриколлективный процесс

Также, под командообразованием понимают внутриколлективный процесс, подчиненный повышению сплоченности коллектива на основе общих ценностей и представлений. Ставит перед собой цели:

  • формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
  • повышение уровня личной ответственности за результат;
  • переход из состояния конкуренции к сотрудничеству;
  • повышение уровня доверия и заботы между членами команды;
  • переключение внимания участника с себя на команду;
  • повышение командного духа, получение заряда позитивного настроения.
  • вывод команды на лидирующие позиции турнира

Командообразование – тема популярных бизнес-тренингов, также — одна из составляющих прототренинга (тренинги Эпштейна М.М., ЭГМ БТК), где командообразованию дается определение, как протомеханизму, концентрирующему (мобилизующему) участников, главным образом, на единонацеленность команды.

См. также

dic.academic.ru

Командообразование — Википедия. Что такое Командообразование

Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) — термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 — 70 годы XX века. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.

Составляющие процесса командообразования

1. Формирование и развитие навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы внедрения командного менеджмента. Сюда можно отнести следующие навыки:

  • гармонизация общей цели с целями персональными;
  • принятие ответственности за результат команды;
  • ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля в соответствии с особенностями задачи;
  • конструктивное взаимодействие и самоуправление;
  • принятие единого командного решения и согласование его с членами команды

2. Формирование командного духа (в англоязычной литературе — team spirit), то есть совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации. Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:

  • усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»;
  • развитие доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга,
  • создание мотивации на совместную деятельность;
  • создание опыта высокоэффективных совместных действий;
  • повышение неформального авторитета руководителей;
  • развитие лояльности участников программы по отношению к организации.

3. Формирование команды (teambuilding — создание команды) — механические действия, по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения:

  • эффективное использование сильных сторон состава Команды;
  • распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
  • формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
  • создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
  • налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений.

В сфере управления персоналом под этим термином понимают короткое (от 2 часов до 3 дней) мероприятие по улучшению работы в команде: корпоративные программы, верёвочный курс, корпоративные праздники, корпоративное волонтерство и корпоративная благотворительность. Косвенно под категорию мероприятий, которые приводят к эффекту командообразования относятся также празднование дня рождения сотрудников, дня рождения компании, Нового Года. Одним из эффектов таких мероприятий становится общая сплоченность коллектива, что является составляющей работы с командным духом.

Внутриколлективный процесс

Также, под командообразованием понимают внутриколлективный процесс, подчиненный повышению сплоченности коллектива на основе общих ценностей и представлений. Ставит перед собой цели:

  • формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
  • повышение уровня личной ответственности за результат;
  • переход из состояния конкуренции к сотрудничеству;
  • повышение уровня доверия и заботы между членами команды;
  • переключение внимания участника с себя на команду;
  • повышение командного духа, получение заряда позитивного настроения.
  • вывод команды на лидирующие позиции турнира

История тимбилдинга

Еще на заре цивилизации, социализируясь и утрачивая агрессивность, люди обрели возможность к сотрудничеству и взаимовыручке. Появилась групповая территориальность, что способствовало консолидации людей в рамках одного коллектива и стало возможным только благодаря умению вести коллективную трудовую деятельность, как на охоте, так и быту. Можно сказать, что тимбилдинг, в современном понимании этого термина, возник как вынужденная мера для повышения эффективности коллективных действий групп людей. При этом, всегда во главе таких действий был лидер (вожак, вождь) или группа лидеров. Вопрос эффективности групповых действий особенно остро вставал в ходе охоты и войны, поэтому основоположниками современного тимбилдинга можно считать мероприятия, проводимые для поддержания боевого духа и сплоченности солдат. Платон говорил: «Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров». Еще во времена античности стало понятно, какова важность поддержки командного духа. Полководцы проводили специальные физические упражнения и соревнования на силу, выносливость и изобретательность. Это способствовало поддержанию боевого духа и сплоченности солдат в войсках. В наше время это понятие вошло под названием team spirit – «командный дух». Проходили годы, сменялись эпохи и поколения. В светлые головы, дальновидных руководителей крупных компаний закралась мысль о необходимости использования методики, напоминающей современный тимбилдинг, для повышения эффективности группового труда. Особенно остро этот вопрос встал в эпоху промышленной революции. Однако, эффективные научные разработки так и не были созданы, либо не дошли до нас. Активно использовать комплекс игровых методик, объединённых идеей сплочения команды, начали в 40-х годах в Великобритании, Франции и США посредством коллективных спортивных игр. Целью таких игр было сплочение группы мало знакомых людей для эффективного выполнения общей задачи. Результаты применения таких игр показали свою результативность и стали применятся для тренировки военнослужащих.

См. также

Ссылки

wiki.sc

Что такое Командообразование? Командообразование — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

В условиях жёсткой конкуренции залогом успешного бизнеса становится команда профессионалов. Создать слаженную, чётко работающую команду — основная задача для любого управляющего или менеджера по персоналу. Обучить коллектив работать как одно целое — это значит избежать многих проблем, возникающих на почве различных конфликтов внутри группы людей. Именно команда способна эффективно, качественно и в кратчайшие сроки решать поставленные перед ней задачи, поэтому любому менеджеру рано или поздно придётся узнать, что такое командообразование или тимбилдинг (англ. teambuilding, team building), и как формируются навыки командного взаимодействия.

Командообразование (team building) — термин, применимый к широкому диапазону действий, общей целью которых является повышение эффективности команды. Идея о целенаправленном использовании методов командной работы пришла в менеджмент из мира спорта в 60–70-е годы ХХ века. В наше время данное направление бурно развивается и все чаще используется в практике управления персоналом. Тимбилдинг направлен на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.

Командообразование — сложный процесс, состоящий из нескольких компонентов. К ним относятся:

1. Формирование и развитие навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы внедрения командного менеджмента. Сюда можно отнести следующие навыки:

  • гармонизация общей цели с целями каждого члена команды;
  • принятие ответственности за результаты работы команды;
  • ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменения стиля в соответствии с особенностями задачи;
  • конструктивное взаимодействие и самоуправление;
  • принятие единого командного решения и его согласование с членами команды.

2. Формирование командного духа (в англоязычной литературе — team spirit), то есть совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации. Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:

  • усиление чувства сплочённости, формирование устойчивого чувства «мы»;
  • формирование доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга, создание мотивации на совместную деятельность;
  • создание опыта высокоэффективных совместных действий;
  • повышение неформального авторитета руководителей;
  • развитие лояльности участников программы по отношению к организации.

3. Формирование команды (teambuilding — создание команды) — механические действия, по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения:

  • эффективное использование сильных сторон состава команды;
  • распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
  • формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
  • создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
  • налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений.

Для достижения описанных результатов часто проводятся различные тренинги по командообразованию, корпоративные праздники, совместные выезды за город. Среди специальных тренингов и программ особое место занимают так называемые верёвочные курсы.

Верёвочный курс

Верёвочный курс — классический тренинг командообразования, в основе которого лежит «Outdoor Ropes Course» — экстремальный курс американского психолога Карла Ронке. В качестве снаряжения для проведения Верёвочного Курса часто используется альпинистское снаряжение (верёвки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе. В процессе выполнения курса создаётся атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию её решения.

Верёвочный курс может проводиться как на открытом воздухе на специально оборудованных для этого площадках, так и в спортивном зале. Упражнения направлены на приобретение участниками опыта работы в команде, построении эффективных коммуникации, навыков быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, на укрепление доверия к людям.

На подобных мероприятиях участники получают ценнейший опыт командной работы, совместного решения задач, взаимопомощи и поддержки. Вырабатывается эффективная стратегия взаимодействия в коллективе, команда специалистов начинает работать как единое целое.

Целенаправленная работа по командообразованию быстро приносит свои плоды: повышается эффективность работы ваших сотрудников, конфликты и напряжённость в коллективе сходят на нет, создаётся позитивная, творческая атмосфера. А это значит, что ваш бизнес растёт, развивается и процветает.

Уважаемые посетители! Портал «Самопознание.ру» посвящён в первую очередь личностному росту. Работа над собой, развитие навыков управления эмоциями, коммуникации, самопрезентации, конструктивного решения конфликтов, самоорганизации и т.д., несомненно, способствуют карьерному росту, увеличению продаж и развитию бизнеса. Многие технологии, освоенные на тренингах, могут использоваться при решении рабочих вопросов. Но мы не размещаем бизнес-тренинги в чистом виде (а также тренинги по продажам, управлению персоналом, переговорам, маркетингу, бухучёту и т.д.). Данное размещение не будет эффективным, т. к. посетители портала «Самопознание.ру» — не целевая аудитория данных мероприятий.

samopoznanie.ru

Принципы и особенности командообразования | Блог 4brain

gринципы и особенности командообразования

Команда. Официально под этим словом скрывается название небольшой группы людей, обладающих различными навыками и деятельность которых направлена на коллективное решение определённых задач. Ну что тут такого – собрал людей, которые умеют делать разные вещи, и вперёд! Но на самом деле создание настоящей эффективной команды – это целая наука, и обучиться ей не так-то просто. В этом деле есть свои тонкости, принципы и особенности. Именно о них мы и расскажем.

Итак, командообразование. Сегодня это предельно эффективный инструмент, при помощи которого различные люди и организации реализуют намеченные планы. Ни одна прогрессирующая компания не оставляет без внимания этот вопрос. Правда, далеко немногие изучают его с правильным отношением и со всей присущей ему серьёзностью. Именно по этой причине кто-то просто не двигается с места, а кто-то делает только хуже. Ведь в командообразовании нужно действительно учитывать многие вещи: психологические особенности людей, скрытые резервы их личности и взаимопонимание, слаженность действий, умение работать сообща, наличие одной для всех мотивации, стремление к одному результату и другие. А само формирование команды должно способствовать появлению доверия между членами команды, раскрывать их потенциал и мотивировать к продуктивной трудовой деятельности.

Только профессиональный подход способен принести пользу и высокий результат. А профессиональный подход, в свою очередь, подразумевает знание форм командообразования и чёткое понимание главных принципов этого процесса. И если основными формами командообразования являются корпоративные мероприятия: спортивные (спартакиады, соревнования), интеллектуальные (мозговые штурмы, игры, тесты), развлекательные (игры, корпоративы, банкеты, поездки), обучающие (семинары, тренинги) и т.д., то о принципах следует поговорить подробно.

Основные принципы командообразования

В зависимости от специфики деятельности команды принципы командообразования могут дополняться и варьироваться, однако к основным принципам можно отнести следующие:

  • Постановка целей
  • Коллективное выполнение заданий
  • Принятие ответственности
  • Определение формы стимулирования
  • Повышение квалификации
  • Уровень креативности
  • Продуктивное функционирование

Рассмотрим каждый из принципов по отдельности.

1

Постановка целей

Постановка целей — это один из основополагающих факторов. Особенность здесь заключается в том, что цель должна быть коллективной. Т.е., конечно, могут быть и индивидуальные цели, но в итоге они должны привести к достижению общей. Наиболее подходящими специалисты считают именно конкретные и жёсткие задачи, выполнение которых повлечёт повышение эффективности работы, облегчение общения, снижение количества конфликтных ситуаций.

Чёткие задачи будут способствовать сосредоточению членов команды на поиске эффективных способов их реализации и концентрации на результате. Кроме того, это благоприятно сказывается на общем микроклимате в команде, т.к. теряют всякое значение должности и статусы её членов, возникает доверие, каждый человек приобретает ценность для всех, так же как и его вклад в общее дело. Чем жёстче требования, тем сильнее их побудительная сила.

2

Коллективное выполнение заданий

Выполнение всех поставленных задач должно носить именно коллективный характер. Это является сутью командообразования, т.к. все отдельные части должны работать сообща, в тесном взаимодействии друг с другом. Совместная работа настраивает всех членов команды на определённый специфический лад, в котором они, вполне возможно, не работали до этого. Формируется доверие, люди лучше узнают друг друга, начинают «притираться», узнавать индивидуальные особенности.

Процесс коллективной работы, помимо всего прочего, создаёт сильнейший энергетический потенциал, и отдельные усилия каждого члена команды начинают давать результат, в несколько раз превышающий тот, который был бы в случае одиночной работы человека с теми же усилиями. К тому же, совместное обсуждение выполнения текущих заданий и хода работы приводит к нахождению всё новых путей достижения задуманного.

3

Принятие ответственности

Очень важно, чтобы в процессе командной работы каждый отдельный человек со всей серьёзностью подходил к выполнению своих функций, брал на себя ответственность и понимал, что от его усилий зависит не только положение его личных дел, но и успех всей команды. С таким подходом вероятность успешного завершения любого предприятия существенно увеличивается, т.к. каждый член команды предпринимает максимум усилий и старается задействовать весь свой потенциал.

Помимо этого, сыграть свою роль может ещё и тот фактор, что никто не хочет оказаться в аутсайдерах, т.е. быть последним, самым худшим в команде. Человеку свойственно сравнивать себя с другими и в большинстве случаев люди стараются оказаться в числе лидеров. Тем более, если от этого зависит дальнейшее пребывание в команде или какие-то другие не менее важные вещи.

4

Определение формы стимулирования

Важной составляющей командообразования является то, какова будет форма стимулирования. Здесь очень важно учитывать особенности сферы деятельности команды в целом. Например, если деятельность команды имеет производственную направленность, то за основную форму стимулирования лучше всего будет принять материально-денежную компенсацию, сочетающуюся с общественным признанием и моральной удовлетворённостью. Если деятельность команды характеризуется интеллектуальной направленностью, то лучшей формой стимулирования будет использование стимулов карьеры, престижа, самоутверждения, т.к. материальная сторона здесь играет второстепенную роль. В случае если деятельность команды комбинированная, то и форма стимулирования должна сочетать в себе особенности двух предыдущих.

5

Повышение квалификации

Основной задачей любого командообразования является профессиональный рост. И неважно, к какой сфере относится деятельность команды. Важно сделать так, чтобы повысились показатели, как отдельных членов команды, так и общие. Только активно развивающаяся команда способна достигнуть высоких целей, улучшить результаты и выйти на новый уровень. Кроме этого, важно сделать так, чтобы команда могла ощущать свой рост и оценивать свой прогресс. Для этого очень удобно использовать различные тесты и испытания, а результаты отражать в виде таблиц, графиков, баллов и т.д. Уверенность и убеждённость команды в своём прогрессе придаст ещё больше сил и энергии на пути к достижению намеченного результата.

6

Уровень креативности

Принципом креативности в ряде случаев пользуются как вспомогательным. Так, например, если деятельность членов команды носит более технологический характер, а стимулом для них является получение каких-либо материальных благ, то их креативность не будет занимать главенствующую позицию. Если же члены команды занимаются преимущественно интеллектуальным трудом, а основной их мотивацией являются карьерно-престижные факторы, то здесь креативность играет наиболее важную роль, т.к. их успехи напрямую зависят от их творческих способностей, принятия смелых решений, предложения новых идей и т.д.

7

Продуктивное функционирование

Ещё одним важным принципом командообразования является продуктивность её функционирования. Существует одно основополагающее правило: продолжительность существования команды оказывает прямое воздействие на её эффективность, успешность и результативность, а также на сработанность и профессионализм её элементов.

Несмотря на это, в современном мире очень распространено такое явление, когда даже успешные команды, во-первых, создаются хаотически, а во-вторых, имеют стихийный характер. В большей степени это касается, конечно, производственных команд. Интеллектуальные команды, как правило, имеют более долгосрочные цели и существуют значительно дольше. Поэтому, нужно всегда брать в расчёт перспективу и строить процесс командообразования, исходя из её особенностей.

Подытоживая данный материал, нельзя не упомянуть ещё об одном важном факторе, который играет роль в процессе командообразования – это форма управления в команде. От этого фактора зачастую зависит эффективность команды и слаженность её отдельных составляющих. На самом деле форм управления очень много и все они зависят от специфики деятельности команды, поставленных целей, уровня профессионализма её членов, характера их отношений и других показателей.

Но основных форм управления существует три. Первая форма – когда командой управляет один человек – лидер. Вторая форма – когда каждый член команды выполняет свою функцию и отслеживает свой сектор работы, а все решения принимаются руководителем, но с учётом мнения всех членов. Третья форма – когда имеется «костяк», состоящий из авторитетных специалистов, после обсуждения положения дел с которыми на общем совете принимаются главные решения. Определять форму правления следует тщательно, причём в этом процессе могут принимать участие все члены. А грамотное её определение позволяет многократно повысить эффективность   и продуктивность команды.

Если подходить к процессу командообразования стратегически и исходя из вышерассмотренных принципов, можно быть уверенным, что будущая команда будет действовать слаженно и максимально результативно, в ней всегда   будет царить командный дух, который окажет только благоприятное и конструктивное воздействие на любой вид деятельности.

4brain.ru

Командообразование

Сегодня командообразование в организации — чуть ли не самый главный инструмент развития корпоративной культуры, благодаря которому у руководства появляется возможность не просто выявить скрытых лидеров, но и улучшить обстановку в коллективе, повысить уровень доверия, а также грамотно использовать каждого члена группы для достижения стратегических целей.

Из этой статьи вы узнаете:

Командообразование: как объединить людей и улучшить работу организации

Командой считается группа сотрудников, объединенных тесными деловыми и нравственными связями. Такая группа, как правило, становится основополагающим элементом преуспевающей компании.

Как показывает практика, эффективно проведенный процесс командообразования решает в организации ряд важных вопросов. Так, например, одной из наиболее важных ценностей для компании остается человеческая личность, интересы которой считаются приоритетом. Именно поэтому правильный подход к построению и руководству является инструментом, обеспечивающим высокую эффективность работы всей компании.

Главные цели командообразования

Командообразование — универсальный инструмент. Он помогает одновременно достичь многих целей, к примеру:

сплотить топ-менеджеров компании или сотрудников отдельно взятого подразделения для объединения усилий при решении рабочих вопросов;

сформировать оперативные команды, сотрудники которых смогут быстро и качественно выполнить поставленные задачи;

повысить эффективность взаимодействия менеджеров среднего звена, благодаря чему повысится работоспособность всего коллектива компании, улучшится психологический климат, ускорится прохождение информационных потоков.

Современные исследования проблем управления показали, что быстрее всего поставленные цели достигают группы, в которых между сотрудниками распределены указанные в таблице роли. Кстати, руководитель вполне может и набирать сотрудников, исходя из командных ролей.

Роль участника

Характеристика роли

Специалист

Профессионал, как правило, предпочитающий работать в одиночестве

Критик

Стратег, имеющий задатки контролера и инспектора, умеющий видеть различные варианты развития событий

Разведчик

Общительный, оптимистично настроенный сотрудник, который легко может найти общий язык с любым человеком

Координатор

Организатор, умеющий оперативно формулировать цели, принимать ответственные решения и контролировать исполнение поставленных задач

Исполнитель

Практик, способный быстро и качественно выполнять поставленные перед ним цели

Коллективист

Дипломат, который сможет быстро уладить конфликт и предотвратить появление каких-либо спорных ситуаций

Доводчик

Сотрудник, способность которого находить и исправлять ошибки других людей находится на высшем уровне


Этапы командообразования в организации

Обычно под командообразованием понимается развитие группы сотрудников в некую отдельную субкультуру. Специалисты выделяют пять ключевых этапов командообразования:

Адаптация

Этап анализа поставленных задач и взаимного информирования. Как правило, результативность коллектива на данном этапе довольно низкая, поскольку участники пока плохо знают друг друга, не уверены в поддержке остальных членов группы, они настороженны и чувствуют, что вынуждены быть в этом месте в это время не по своей воле. Однако именно на этапе адаптации происходит поиск оптимального способа решения поставленной руководством задачи.

Группирование

Этап создания отдельных подгрупп по интересам и симпатиям, объединение всех членов подгрупп вокруг их лидеров. На втором этапе происходит противостояние участников коллектива требованиям, которые предъявляются к ним для решения поставленной задачи. Происходит эмоциональный ответ коллектива на требования руководства.

Кооперация

На данном этапе начинают появляться элементы групповой солидарности и сплоченности, люди начинают действительно хотеть работать над решением поставленной задачи. У сотрудников на данном этапе развито организационное единство, однако, отсутствуют достаточно выраженные психологические связи.

Нормирование деятельности

Этап, в ходе которого разрабатываются принципы эффективного группового взаимодействия. Отношения участников на данном этапе становятся особенно тесными, доминирует сфера эмоциональной активности.

Функционирование

Этап принятия решений для успешного выполнения поставленной задачи. Образуется ролевая структура. На этом этапе группой достигается высший уровень подготовленности, организационного и психологического единства. Целесообразно на данном этапе использовать средства материального и морального стимулирования, причем, награждать стоит не отдельных сотрудников, а всю группу целиком.

Руководителю, решившему применить инструмент командообразования в компании, важно понимать, что рассмотренные этапы — лишь примерный ориентир в типичном пути развития сотрудников и подразделений. Построение же эффективной команды потребует от руководства внимательного управления ее интересами: четкую постановку целей, регулярный инструктаж, обширную систему коммуникаций, обратную связь, оптимальное использование всех ресурсов, внимательное отношение к замечаниям каждого сотрудника.

Ольга ЩУР
Глава отдела корпоративных коммуникаций компании ABBYY

Ольга ЩУР

Командный дух создает и поддерживает прежде всего руководитель

Подчиненные сознательно или подсознательно копируют стиль поведения руководителя, и он должен быть образцом для них, одновременно оставаясь таким же членом команды, как они. Поэтому подчиненные должны знать, какие задачи в конкретный момент времени решает руководитель и какие — каждый из остальных членов его команды. Обеспечить такую открытость информации — задача именно руководителя! Укрепляют команду и различные мероприятия, которые готовятся общими усилиями. К примеру, в подготовке к празднованию 23 февраля и 8 марта мы привлекаем большое число сотрудников, причем среди них и топ-менеджеры, и старожилы, и новички. Так мы на деле показываем, насколько важно в нашей компании уметь работать над новой, неожиданной задачей в любой команде.

Читать далее >>>

Основные принципы успешной командной деятельности

Принципы командообразования могут изменяться в зависимости от специфики деятельности компании и отдельно взятой группы сотрудников, однако, существует несколько основных.

Постановка целей.

Этот принцип является одним из основополагающих, поскольку поставленная цель должна быть коллективной. Сотрудникам должны быть поставлены конкретные, четкие и жесткие задачи (каждый из специалистов может преследовать свою цель, но в итоге они неизменно должны помочь достижению главной). Выполнение подобных задач повысит эффективность работы в целом, облегчит общение сотрудников и снизит количество конфликтов в коллективе.

Принятие ответственности.

Человек должен понимать, что от его усилий зависит результат работы коллектива. Этот принцип позволяет существенно повысить вероятность успешного завершения любой работы, поскольку каждый участник стремится предпринять максимум усилий и задействовать весь свой потенциал. Важную роль здесь может сыграть и тот фактор, что работники, так или иначе, сравнивают свой вклад в достижение общих целей с деятельностью других, что подстегивает к более эффективной работе.

Коллективное выполнение заданий.

Выполнение поставленных руководителем задач должно носить коллективный характер — в этом, по сути, заключается смысл инструмента командообразования. Все отдельные элементы должны работать сообща. Этот принцип позволяет людям лучше узнать друг друга.

Определение формы стимулирования.

Важным принципом командообразования является принятие решения о том, какой будет форма стимулирования членов группы. Так, если деятельность людей связана с производством, то основной формой стимулирования лучше будет выбрать материально-денежную компенсацию.

Уровень креативности.

Принцип креативности зачастую считается вспомогательным. Это связано с тем, что если участники коллектива стремятся получить какие-либо материальные выгоды путем применения технологических решений, для них креативность будет находиться на втором месте.

Повышение квалификации.

Профессиональный рост сотрудников — одна из главных задач командообразования. Принцип состоит в тои, чтобы показатели повысились как у членов группы, так и у организации в целом, поскольку только активно развивающийся коллектив может достигать высоких целей и постоянно выходить на новый уровень в работе.

Повышение квалификации.

Процесс командообразования должен изначально строиться, исходя из особенностей группы и каждого ее участника. Существует правило, согласно которому продолжительность существования команды оказывает прямое воздействие на ее эффективности, результативность и успешность.

Методы и технологии командообразования в компании

Специалисты выделяют четыре основных метода командообразования:

Целеполагающий.

Метод, основанный на целях, помогает участникам группы эффективнее и быстрее ориентироваться в процессе выбора и реализации групповых целей. Цели, поставленные перед командой, могут касаться внутренней среды организации, зависеть от специфики деятельности компании или быть стратегическими.

Межличностный.

Данный метод направлен на улучшение межличностных отношений внутри группы и основывается на том, что межличностная компетентность повышает эффективность работы всего сообщества в целом. Цель этого метода в увеличении уровня доверия между сотрудниками, поощрении совместной поддержки.

Ролевой.

В основе метода — переговоры о ролях сотрудников в коллективе. Командообразование может быть пересмотрено из-за индивидуального восприятия ролей участниками.

Проблемно-ориентированный.

Метод заключается в последовательном решении проблем и постепенном достижении главной задачи сообщества.

Вне зависимости от выбранного руководством метода, формирование команды влияет на эффективность ее дальнейшей работы. Грамотно проведенный процесс позволит улучшить руководство сотрудниками, повысить качество принятия решений, скооперировать людей.

Тренинги на командообразование

Сам термин «командообразование» заимствован от английского team building (тимбилдинг). В последние годы тимбилдингом называют различные тренинги, которые проводят менеджеры для сплочения коллектива, повышения эффективности взаимодействия сотрудников. Причем, эти тренинги позволяют руководству решить, как внутрикомандные так и межкомандные проблемы.

Справка

Специалисты отмечают, что грамотно проведенные тренинги по командообразованию позволяют:

  • повысить уровень личной ответственности каждого участника команды за общий результат;
  • сформировать навыки успешного взаимодействия между сотрудниками в разных ситуациях;
  • дать сотрудникам позитивный настрой на дальнейшую деятельность в компании;
  • перейти конкурирующим подразделениям или сотрудникам к сотрудничеству;
  • переключить внимание участника с себя на команду.

Сергей ПАРХОМЕНКО
HR-консультант управляющей компании «Старт»

Сергей ПАРХОМЕНКО

Четыре причины, почему не складывается команда. Устраните их!

1. Управленцы конкурируют друг с другом. Просите гендиректора четко разделить их зоны ответственности, изменить систему KPI и оценки работы.
2. Опыт, знания и взгляды руководителей различаются. Обучайте их стратегическому планированию, маркетингу, методам управления персоналом.
3. Руководители не умеют договариваться. Разрушайте барьеры, мешающие коммуницировать, развивайте у управленцев умение проводить совещания, переговоры, принимать решения в группе.
4. Нет эмоциональной сплоченности, идентификации себя с командой. Проводите тимбилдинги, корпоративные мероприятия, ставьте менеджерам общие задачи, развивайте у гендиректора лидерские качества.

Читать далее >>>

Существует множество форм тренингов на командообразование: это и дискуссии, и ролевые игры, и психогимнастические упражнения, и тестирование. Однако, вне зависимости от формы, программы направлены на решение ряда проблем, связанных с функционированием команды в компании. Все участники могут совершенствовать навыки своей работы в режиме «здесь и сейчас», а также получить позитивный настрой на работу и взаимодействие с коллегами.

Игры и упражнения на командообразование

В отличие от деловых игр, игры на сплочение коллектива проводят для того, чтобы показать группе, что пока

www.hr-director.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *