Командно экономическая система: Командная экономическая система

Содержание

Командная экономическая система

 

Командная экономическая система, которая была свойственная ряду стран, появилась благодаря осуществившимся в них социалистическим революциям. Идеологическим знаменем этой системы были постулаты марксизма. Такая модель экономики была разработана Лениным и Сталиным – вождями Компартии СССР. Корни же идеи уходят к учению о социальной утопии. Внедрение системы характерно для стран Восточной Европы и Азии в первой половине и середине ХХ века.

Командная экономика – это система ведения народного хозяйства, основанная на управлении им путем административных распоряжений. Согласно марксистской теории, именно такое устройство должно было способствовать ускорению процесса повышения общего благосостояния. При этом обязательным условием было устранение конкуренции, что позволяло бы вести всю хозяйственную деятельность страны согласно единому общеобязательному (директивному) плану. Разработка особенностей планирования развития проводилась на научной основе руководством страны.

В 50-80-е годы (время расцвета коммунистического лагеря) около трети населении Земли жило в странах, в которых господствовала административно-командная экономическая система. Введение этого уклада началось с практического подавления личных свобод граждан и на протяжении его существовании сопровождалось серьезными человеческими жертвами.

Командная экономическая система СССР характеризовалась такими признаками:

  • государственный плановый комитет устанавливал, что должны производить предприятия;
  • отраслевое министерство определяло, как должно осуществляться производство и диктовало технологии, поскольку оно выделяло средства;
  • госкомитет по снабжению решал, куда будет поставляться и кому продаваться производимая продукция, а также определял, где приобретать ресурсы для новых циклов производства;
  • госкомитет по ценообразованию рассчитывал отпускные цены, которые не менялись десятками лет;
  • зарплата рабочим назначалась Государственным комитетом по труду и зарплате;
  • распоряжение доходами было в руках Министерства финансов;
  • Госкомитет по строительству определял, в каком направлении и объеме будет развиваться производство;
  • госбанки устанавливали объемы средств, которые предприятия могли у них же взять;
  • Министерство внешней торговли диктовало, какие товары могут идти на экспорт, а какие должны быть реализованы исключительно на внутреннем рынке.

Командная экономическая система – это, прежде всего, уничтожение всех форм собственности, кроме государственной. Это дает власти право командовать использованием всех экономических ресурсов. На фоне этого происходило распределение благ для личного пользования в так называемом порядке очереди (либо по талонам).

В целом, идея планирования экономики является вполне разумной, но в пределах одного предприятия или, к примеру, фермы. Если же речь идет о планировании в масштабах страны, то это приводит к искажению объективных законов экономики. Целесообразным оно может быть только в периоды чрезвычайных ситуаций (войн, революций, стихийных бедствий и т.д.).

В конечном итоге социализм (командная экономическая система) обернулся разочарованием, а странам пришлось заняться возрождением частной собственности и рыночной системы.

90-е годы стали итоговыми для СССР и стран Восточной Европы в плане оценивания того, чего удалось добиться с помощью введения командной экономики. При анализе оказалось, что эти итоги были весьма грустными. Большинство производимой продукции характеризовалось низким качеством и устаревшими конструкциями, поэтому не пользовалось спросом на рынке; продолжительность жизни граждан и уровень их благосостояния был ниже, чем в странах, выбравших путь рыночной экономики. Уровень производственного сектора в целом также был значительно ниже, чем в Европе, а природа оказалась значительно сильнее загрязнена.

 

Административно-командная экономика — Студопедия

Тема 1. Экономические системы.

Традиционная экономическая система

 

Традиционная экономика — это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми. В основе своей традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существуют естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремесел.

 Объемы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, иерархическими отношениями внутри рода и общины и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учетом пола и возраста, действуют элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.


Самый важный ресурс традиционной экономики — люди. Техника в таком обществе была развита слабо, использовались технологии, связанные с большими затратами труда. В такой экономической системе люди делились на сословия, социальные ранги, касты, которые существовали в древних и средне вековых обществах. Профессию по своему желанию никто выбрать не мог, люди обязаны были наследовать занятие отца, принадлежавшего к тому или иному сословию.

Таким образом, распределение трудовых ресурсов происходило автоматически, повторялось из поколения в поколение. То же и с технологией. Молодые все делают так же, как делали поколения предков — каждый молодой ремесленник копировал приемы работы своих учителей, не внося в работу усовершенствований. Каждая деталь производимой продукции была стандартизирована и закреплена определенными правилами, которые запрещали те или иные усовершенствования.


Обычаи изменяются очень медленно, поэтому процесс производства и перечень производимой продукции в традиционной экономике изменялись медленно. Вместе с тем многовековые традиции позволили ремесленникам прошлого достичь высокого уровня мастерства. И в тех странах, где и сегодня сильны традиции (например, в Индии), этот уровень сохраняется до сегодняшнего дня.  При этом способы производства остаются такими же, как и сотни лет назад. Продукты и услуги, производимые в таких обществах, как правило, не изменяются в течение десятков и сотен лет

.      Вопросы распределения и обмена продуктами производства решаются так же, следуя обычаю. Например, все лучшее отдается вождю или собственнику земли, а оставшееся распределяется между членами общества.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить такие виды собственности как:

· коллективную (общинную) собственность на средства производства,

· частную семейную собственность,

· полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии.

 В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведет к ее перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Административно-командная экономика

Административно-командная (плановая) экономика — хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы.

Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.

Цель существования плановой системы экономики заключается в следующем:экономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей, которое лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность — цель или целевую функцию. Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение

общественных и личных потребностей. Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования.

Особенности административно-командной экономики заключаются в следующих положения:

· Достаточно велика роль государства в экономике планового типа:государство — это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества. В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию — оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы. Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства.

· Главная особенность командной экономике заключается в её планомерности,как основного инструмента государства в управлении экономикой. Планомерность — это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы.

· Характерной особенностью административно-командной экономики на практике являлся экстенсивный способ расширения производства, что не обеспечивало качественной стороны экономического роста. Теоретически, провозглашалось так называемое «новое качество экономического роста», которое включало постоянное обновление производственных мощностей, повышение качества продукции и структурную перестройку экономики.

· В отличие от рыночной экономики, в плановой наиболее важной составляющей экономики государства считалась не сфера услуг, а производственная сфера деятельности.

Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу. Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей.

Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Идея общенародного характера государственной собственности состояла в том, что каждый трудящийся должен был быть так же и собственником средств производства, то есть, хозяином своего рабочего места. Для этого предполагалось включать каждого трудящегося посредством трудового коллектива в процесс управления производством. На практике, трудящийся не имел полного права собственности: владеть, пользоваться, распоряжаться, — он мог только пользоваться государственными средствами производства, при чём только в рамках, установленных планом, или желанием его перевыполнить.

Экономическая система ведения хозяйства, избираемая обществом, имеет своей целью эффективное удовлетворение его потребностей.

Наиболее важным критерием эффективности плановой экономикипровозглашена полнота удовлетворения общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании общественных ресурсов. При этом конечным результатом развития производства должен стать сам человек, потому эффективность в плановой экономике рассматривается именно в социально-экономическом аспекте. В общем виде экономическая эффективность представляет собой отношение конечного результата производства к затратам факторов производства.

Оплата труда в плановой экономике рассматривается как основная форма проявления закона распределения по труду, наряду с этим, она остаётся главным и единственным источником формирования доходов населения. Плановая экономика декларирует прямую зависимость величины заработной платы от сложности прилагаемого труда, в чём и заключается принцип дифференциации заработной платы. При этом уровень такой дифференциации остаётся в целом достаточно низким.

Спрос и предложение в условиях плановой экономики:важнейшим рычагом влияния и на спрос и на предложение являются цены. При этом государство обладает монополией на установление цен на все виды продукции. в зависимости от разных обстоятельств, устанавливаемая государственная цена может отличаться от реальной цены на продукции, что может негативно сказаться на её производителях.

Преимущества плановой экономики:

1. Несмотря на то, что органы управления хозяйственной деятельностью руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей, такие потребности удовлетворяются абсолютно для всех. Это исключает проблему бедности, особенно характерную для рыночной экономики, а так же проблемы дотационных не прибыльных регионов государства. Это считается основным преимуществом этой экономической системы, и именно оно в своё время привело к установлению её как главенствующей на просторах Восточной и Центральной Европы, Азии и в некоторых регионах Африки и Центральной Америки.

2. Так же необходимо отметить, что сравнительная схожесть уровней доходов всего населения полностью исключает возможности классового расслоения общества и превозвышения более богатых слоёв населения над бедными. Это объясняется ещё и наличием у государства с административно-командной экономической системой функции распределения. Она заключается в распределении и перераспределении совокупного продукта, произведенного в государстве с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества и человека.

3. Существование централизованного планирования формально значительно облегчало работу производственной сферы экономики: производителю нет необходимости думать, что, как и для кого производить, ответы на эти вопросы даёт директива из соответствующего управляющего органа власти.

4. Провозглашение общественной собственности даёт теоретическую возможность и создаёт реальное впечатление для каждого члена общества в сопричастности к управлению ресурсами и средствами производства, на которые она распространяется. Это играет важную роль в мотивации персонала, что не всегда легко удаётся при использовании рыночных механизмов.

5. Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными государственными органами. Это не даёт возможности рынку диктовать свои условия в образовании цены на товар, что, в свою очередь, обеспечивает некоторую стабильность цен на значительно больший период, чем это возможно при рыночной экономике.

Плановая экономика теоретически направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей. В этом положении можно выделить два основных аспекта. Первый состоит в предании большего значения общественным потребностям и не носит абсолютно положительный характер. Второй же состоит в том, что социалистическая система хозяйствования предполагает другой подход к классификации потребностей отличный от пирамиды потребностей Маслоу, активно используемой в рыночной экономической системе.

 

Рыночная экономика

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок. Самое упрощенное определение рынка — это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

 Она гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Рыночной экономике присущи следующие черты:

· частная собственность – она составляет основу рыночной экономики. Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

· свободное предпринимательство — экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.

· ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения — тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

· Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

· ограниченная роль государства — государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.

К преимуществам рынка относят:

· Эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Основной экономический аргумент в пользу рыночной экономики состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых эффективных технологий производства. «Невидимая рука» рынка, таким образом, управляет производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную рыночную эффективность.

· Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. Рыночная система четко выявляет значение свободы предпринимательства и выбора. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия — производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющимся у них материальным и людским ресурсам. Однако, потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм при решении вопроса о том, что производить. Предприятия должны согласовать свой выбор продукта для производства с выбором потребителей.

· Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен. Чтобы поддерживать высокую прибыльность и конкурентоспособность своей продукции фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество своих товаров. Наряду с привлечением внимания к обновленным моделям товаров, у производителей есть еще несколько весьма действенных рычагов в привлечении голосов потребителей. Прежде всего, это повышение качества и снижение цены товара. Вполне естественно, что из ряда аналогичных товаров, предлагаемых конкурирующими фирмами, потребитель стремится выбрать наиболее качественный и доступный в цене вариант. Тенденция к снижению цен основывается на постоянном стремлении производителей эффективней использовать имеющиеся ресурсы. По мере совершенствования технологии, снижения издержек производства появляется возможность снижения цены на товар.

· Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызвать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей или ориентирующей функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.

· Инициирование и оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Применение передовых технологий, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами. Снижение издержек производства означает для пионерной фирмы получение экономической прибыли. Более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу захлестнет волна убытков, угрожая банкротством.

К недостаткам рынка относят:

· Угасание конкуренции. Критическое утверждение состоит в том, что устройство рыночной экономики допускает и даже в определенной мере стимулирует угасание главного контрольного механизма — конкуренции. Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма: 1) Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция — все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. 2) Технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования малого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

· Неравномерное распределение дохода. В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. Рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных. 

· Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития. Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющимися непосредственно покупателями и продавцами. Поэтому рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Во-вторых, нарушение рыночного механизма обусловлено тем, что рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные или коллективные потребности. Таким образом, рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.

· Нестабильность: инфляция и безработица. Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства.

· Отрицательное влия

Характеристика командной экономической системы

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования  планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических  показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/160848-harakteristika-komandnoj-jekonomicheskoj-sist

1.2 Командно-административная экономическая система. Модели экономических систем

Модели экономических систем

контрольная работа

В основе командно-административной экономической системы лежит государственный монополизм. Именно государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Планирование экономики осуществляется из единого экономического центра, является адресным, административным. Государство является собственником всех средств производства. Характерна высокая степень монополизации экономики, т.е. сочетание крупных размеров предприятий и сосредоточения всего производства на них

Характерным признаком такой экономики можно назвать высокий удельный вес военно-промышленного комплекса, который выступает основным потребителем ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Управление экономикой осуществляется при помощи командно- административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение). Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются центральными государственными органами. Для этого типа экономики характерна централизованная, затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность. Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в государственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость командной системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров.

Классическим примером такой организации хозяйственной жизни была экономика Советского Союза. И хотя с помощью такой экономики можно было решать некоторые социальные вопросы (занятость населения, гарантированный минимальный прожиточный минимум и др.), у нее было много отрицательных сторон: невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, дефицит товаров и услуг, неэффективное размещение ресурсов, выражающееся в перепроизводстве некоторых товаров и услуг, отсутствие экономической свободы у граждан, отсутствие у них стимулов к выпуску качественной продукции и техническому прогрессу. В настоящее время многие черты такой экономики сохранились на Кубе и в Северной Корее.

Традиционная и командно – административная экономические системы. — МегаЛекции

Любая экономическая система должна решить 3 основных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?

В зависимости от способа решения этих вопросов принято выделять 5 основных типов экономических систем:

1) Традиционная экономика;

2) Командно – административная экономика;

3) Рыночная экономика;

4) Смешанная экономика;

5) Переходная экономика.

При традиционной экономике выбор осуществляется согласно традиции или обычаю. Данный тип преобладал в примитивном хозяйстве древних народов. Элементы традиционной экономики свойственны любому замкнутому натуральному хозяйству. На вопрос «Что производить?» традиционная экономика отвечает «То же, что и раньше». На вопрос «Как производить», ответ «Так же, как и раньше». На вопрос «Для кого производить?», ответ «Для себя, для общины».

Командно – административная система представляет собой особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Примеры командно – административной системы: СССР, Северная Корея, Куба.

Принципы хозяйствования командно – административной системы:

1) Полное, тотальное огосударствление народного хозяйства. В этой системе только государство является собственником производственных ресурсов и может принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчиняется административным распоряжениям органам власти. Работники полностью отделены от владения и управления средствами производства.

2) Принудительное планирование. В командно – административной системе экономическая жизнь направляется государственным планом. Планированию в командно – административной системе присущи следующие черты:

А) централизованность, т.е. распределение заданий центральным государственным органом или другими уполномоченными органами;

Б) директивность, т.е. обязательность для исполнения;



В) адресность, т.е. доведение задания до конкретного предприятия исполнителя.

3) В командно – административной системе действуют назначаемые органы власти;

4) Ограничено предпринимательство;

5) Нет места конкуренции, данная система до предела монополизирована;

6) Существует уравнительное распределение доходов.

Понятие рынка. Преимущества и недостатки рынка.

Рынок, как экономическая категория представляет собой совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающий экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающий обмен продуктами труда.

Преимущества рынка:

1) Эффективное распределение в обществе ресурсов;

2) Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

3) Свобода выбора и действий рыночных субъектов;

4) Максимальное использование достижений научно – технического прогресса;

5) Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества товара и услуг;

6) Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

Недостатки рынка:

1) Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой, т.к. в этом процессе присутствие частного интереса должно быть, исключено, выпуск денег и контроль над денежным обращением должно выполнять государство.

2) Рынок в состоянии удовлетворять только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Однако, кроме них имеются не коммерческие потребности общества:

— расходы на государственное управление;

— правопорядок;

— национальную оборону;

— систему коммуникаций.

Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом и только оно может обеспечить их удовлетворение.

3) Рынок стимулирует внедрение новых технологий, повышение качества товаров и услуг, однако, при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в перспективе. Финансирование фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов, бизнес участвует не охотно и недостаточно;

4) Безработица;

5) Социальное расслоение общества, социальная незащищенность, социальная напряженность;

6) Частные интересы отдельных производителей могут противоречить интересам общества. Например, наносится вред окружающей среде и здоровью людей в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, т.к. такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль;

7) Рыночная экономика подвержена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами.

Вывод: решением социальных экономических проблем общества, с которыми рынок не может справиться самостоятельно, должно заниматься государство.

Функции рынка

1) Информационная – через систему ряда показателей (цены, проценты, количество, сортимент продукции и т.д.) рынок собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики;

2) Посредническая – рынок соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей;

3) Регулирующая – рынок дает ответы на вопросы «Что? Как? Для кого производить?». На основе конкуренции происходит постоянное перемещение капиталов и ресурсов, что в итоге формирует такую структуру в экономике, которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей;

4) Ценообразующая – на рынке при взаимодействии спроса и предложения устанавливаются равновесные рыночные отношения;

5) Санирующая – отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются. Данная функция улучшает производственную структуру, выравнивает ее, делает способной к выполнению более сложных задач, т.к. ее теперь представляют более эффективные производители.

6) Функция стимулирования экономии используемых ресурсов – конкуренция на рынке заставляет снижать издержки производства т.к. в этом случае возможна увеличение массы прибыли;

7) Функция адаптации производства к изменяющемуся спросу – рынок заставляет быстро приспосабливаться к спросу, менять ассортимент, повышать качество выпускаемой продукции.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Командная и смешанная экономические системы | Презентация к уроку на тему:

Слайд 1

Командная и смешанная экономические системы

Слайд 2

План: Командная экономическая система. Смешанная экономическая система. Социально – регулируемый рынок. Экономическая система в современной России.

Слайд 3

Командная экономическая система Это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Слайд 4

Расцвет командной экономики был после Первой мировой войны. Примером страны в ХХ веке с командной экономической системой была Советская Россия.

Слайд 5

Деятельность командной экономической системы заключалась в следующем: Что производить – устанавливал Государственный плановый отдел; Как производить – устанавливало отраслевое министерство; Кому продавать – устанавливал Государственный комитет по снабжению; По какой цене продавать – устанавливал Государственный комитет по ценообразованию; Сколько платить рабочим – устанавливал Государственный комитет по труду и заработной плате; Как использовать доходы – устанавливало Министерство финансов; Что строить для производства – устанавливал Государственный комитет по строительству; Что продавать за рубеж и покупать – устанавливало Министерство внешней торговли.

Слайд 6

Планирование в командной экономической системе очень разумно. План должен: Составляться по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность; Реализовываться на основе свободного выбора партнеров по сделке; Проверяться на разумность спросом покупателей; Опираться на существующую экономическую информацию.

Слайд 7

Смешанная экономическая система Это способ организации экономической жизни, основанный на использовании различных форм собственности, при котором распределение ограниченных ресурсов осуществляется рынками, так и при значительном участии государства.

Слайд 8

Смешанная экономическая система преобладала для цивилизаций конца ХХ века. Основой смешанной экономической системы является частная собственность на экономические ресурсы.

Слайд 9

В некоторых странах существует государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которые: Не получают от государства планов; Работаю по рыночным законам; Вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

Слайд 10

Основные элементы смешанной экономической системы:

Слайд 11

Социально – регулируемый рынок Это разновидность смешанной экономической системы, в которой общество и государство явно стремятся не только обеспечить экономический рост, но и как можно более полно реализовать принципы сочетания хозяйственной свободы, разумного распределения ответственности за жизнь общества между гражданами и государством и гражданской солидарности.

Слайд 12

В основе смешанной экономической системы лежит осознанная жизненная позиция каждого трудоспособного гражданина – «За свое благополучие я отвечаю сам!»

Слайд 13

В современной России : Основы командной системы разрушены; Механизм рыночной системы еще только формируется; Факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью. В ближайшем будущем в России неизбежно придется воссоздать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную экономическую систему.

Слайд 14

Спасибо за внимание Презентацию подготовила учитель экономики МБОУ СОШ №5 г.Кашин Данильчук Анжелика Александровна

Командная экономика — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Немецкий плакат времен Первой мировой войны, призывающий людей использовать меньше мыла, потому что оно сделано из дефицитных масел и жиров. Идеи включают в себя не держать мыло под водой и не выбрасывать мелкие кусочки мыла.

Командная экономика или плановая экономика — это место, где важные решения принимаются в центре правительством. [1]

В экономической системе главными решениями являются, например, распределение таких ресурсов, как рабочая сила, капитал и нефть.Цены тоже контролируются. В командной экономике эти решения принимаются центральным органом, обычно правительством. Эта система контрастирует с рыночной экономикой, где все вовлеченные экономические субъекты принимают решения. Преимущество плановой экономики состоит в том, что планирующий орган имеет (предположительно) точную информацию и может принимать лучшее решение, чем в рыночной экономике. Страны, находящиеся в состоянии войны, иногда приказывают своему народу делать то, что нужно войне; это сделали крупнейшие державы во Второй мировой войне.

Фридрик фон Хайек, экономист 20-го века, считал, что орган планирования не может иметь точную информацию. [2] По этой причине решения, принятые этим органом, будут неправильными, так как невозможно предвидеть все возможные события. После того, как решение принято, остается лишь небольшая разница в производстве; это означает, что плановая экономика не может адаптироваться к изменениям так быстро, как рыночная экономика. По словам Людвига фон Мизеса, в плановой экономике нет конкуренции, нет причин вводить новшества или искать другие решения проблем. [3]

Плановая экономика иногда была успешной.После Первой мировой войны и гражданской войны в России Советский Союз был очень неразвит, но командная экономика смогла возобновить довоенный промышленный рост, построить дома и обеспечить распределение электроэнергии миллионам людей. За несколько десятилетий страна окрепла и начала космические путешествия.

Коммунизм — это тип государственной системы, использующей командную экономику. [4] Единственная страна, которая сейчас использует чисто командную систему, — это Северная Корея. Все другие коммунистические страны, действовавшие в рамках командной системы, превратились в смешанную экономику, напоминающую рыночную систему.Раньше Восточный блок и Китай были странами с командной экономикой, а теперь это страны со смешанной экономикой, где правительство по-прежнему имеет большое влияние.

  1. ↑ Грегори Гроссман 1987. Командная экономика. В The New Palgrave: экономический словарь , v. 1, pp. 494–95.
  2. ↑ Хайек, Фридрик 1944. Дорога к крепостному праву . ISBN 978-0-226-32055-7
  3. ↑ Мизес, Людвиг фон 1936. Социализм . (1922; 1936 на английском языке) Джонатан Кейп, Лондон; 1951 Йель, Нью-Хейвен.ISBN 0913966622
  4. ↑ Эллман, Майкл 2014. Социалистическое планирование . 3-е изд., Cambridge University Press. ISBN 1107427320

Командная экономика | Britannica

Командная экономика , экономическая система, в которой средства производства находятся в государственной собственности, а экономическая деятельность контролируется центральным органом власти, который устанавливает количественные производственные цели и распределяет сырье между производственными предприятиями. В такой системе определение доли общего продукта, используемой для инвестиций, а не потребления, становится политическим решением, принимаемым централизованно.После принятия этого решения центральные планировщики определяют ассортимент товаров, которые будут производиться, и квоты для каждого предприятия. Потребители могут косвенно влиять на решения плановиков, если они принимают во внимание излишки и дефициты, возникшие на рынке. Однако единственный прямой выбор, сделанный потребителями, — это уже произведенный товар.

Подробнее по этой теме

экономическая система: централизованно планируемые системы

Ни один обзор сравнительных экономических систем не был бы полным без учета централизованно планируемых систем, современных потомков…

Цены также устанавливаются централизованными плановиками, но они не служат, как в рыночной экономике, сигналами производителям товаров для увеличения или уменьшения производства. Вместо этого они используются главным образом в качестве инструментов центральных плановиков в их усилиях по согласованию общего спроса на потребительские товары с имеющимся предложением, что позволяет также получать доходы государству.

Центральный орган в командной экономике определяет производственные цели в физических единицах и распределяет физические количества сырья по предприятиям.Процесс для большой экономики с миллионами товаров чрезвычайно сложен и на практике столкнулся с рядом трудностей.

Подобное централизованное планирование не лишено очевидных преимуществ, поскольку оно позволяет правительству быстро мобилизовать ресурсы в национальном масштабе во время войны или других чрезвычайных ситуаций в стране. Но затраты на централизованную политику реальны и довольно высоки. Более того, часто бывает, что большая часть бремени этих затрат перекладывается на государство.Одним из примеров является призыв в армию, который в значительной степени перекладывает расходы по мобилизации войск с правительства на призывников, которых можно было бы нанять с более высокой оплатой труда в другом месте.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Командная экономика была характерна для Советского Союза и коммунистических стран Восточного блока, и их неэффективность была одним из факторов, способствовавших падению коммунизма в этих регионах в 1990–1991 годах.Почти все оставшиеся коммунистические страны (кроме Северной Кореи) в той или иной степени включили рыночные элементы в свою экономику, сохранив при этом однопартийное правление. В начале ХХ века командная экономика подверглась критике как заведомо неработоспособную двумя экономистами австрийской школы Людвигом фон Мизесом и Ф.А. Хайеком.

16 основных преимуществ и недостатков командной экономики — Green Garage

В большинстве, если не во всех странах мира действует собственная экономическая система.Это очень важно для них, и без надлежащего планирования и развития они столкнулись бы с множеством трудностей и нестабильностью

Существует много типов экономических систем, и одна из них — командная экономика. Для этого типа он в основном используется коммунистическими странами, такими как Северная Корея, Куба и бывший Советский Союз. Хотя экономическая система этого типа имеет довольно неблагоприятную репутацию, так как она контролируется государством (Примечание: предоставление такого типа власти правительству не часто считается хорошим делом), справедливо это также приносит некоторые выгоды.Чтобы увидеть, как это работает для страны, давайте посмотрим на ее преимущества и недостатки.

Список преимуществ командной экономики

1. Промышленная мощность увеличивается.
Для реализации масштабных проектов и достижения неотложных социальных целей командная экономика попытается усилить мощь промышленности.

2. Монополизация не допускается.
Основная причина этого в том, что все силы в командной экономике регулируются государством. Не будет провайдера, которому был бы дан контроль, чтобы установить рынок и управлять отдельно от правительства.Хотя монополизация, безусловно, существует в других типах экономики, ее нет в командной экономике.

3. Скорректированы темпы производства и наличие готовой продукции.
В условиях командной экономики темпы производства могут быть скорректированы для точного удовлетворения потребностей населения. Хотя он ограничивает выбор по сравнению с другими странами, он все же эффективен в уменьшении шансов возникновения дефицита.

4. Оптимизация общества и правительства.
Экономическая система этого типа способна преобразовать общество в соответствии с видением страны. Это означает, что между этими двумя единицами существует гармония.

5. Есть возможности для лучшей мобилизации ресурсов.
Поскольку командная экономика имеет уникальную структуру, производство осуществляется максимально эффективно и рационально. Таким образом, все ресурсы будут мобилизованы в огромных масштабах, что обеспечит быстрое достижение прогресса.

6.Существует простой ответ на внутренние бедствия и чрезвычайные ситуации.
Центральный и командный орган в этой экономической системе может легко увеличить производство на многих своих предприятиях, которые не пострадали от стихийных бедствий или катастроф. Это важно для поддержания непрерывного потока товаров на рынке. Помимо этого, будет рост производства определенных продуктов, что очень поможет сообществам в преодолении бедствий.

7. Социальное обеспечение рассматривается как приоритетная задача.
Социальное благосостояние — главная забота в командной экономике, где одной из главных целей является обеспечение максимального социального благосостояния. Эта система порождает чувство общности из-за отсутствия неравенства доходов, поэтому общество в целом может взять на себя производство и получить от него выгоду.

Список недостатков командной экономики

1. Потребности общества можно игнорировать.
В условиях командной экономики потребности общества часто игнорируются ради его улучшения.Работникам не будет предоставлен выбор, куда они могут переехать или где они могут работать.

2. Свобода ограничена.
Этот тип экономики обычно связан с коммунизмом, что означает, что он также передает полный контроль в руки только правительства и лишает народ свободы. Граждане не могут выбирать карьерный путь, исходя из своих интересов, навыков и интересов, а, скорее, исходя из того, что заставляет их делать власть. Вся работа согласована с потребностями одновременно, и у общественности нет полной свободы выбора.Из-за этой обратной стороны командной экономики люди в основном будут недовольны.

3. Инновационные разработки могут быть затруднены.
В то время как свободный рынок действительно поощряет инновации и изменения, командная экономика делает иначе. Поскольку власть контролирует рынок, инновации не являются приоритетом или вообще не поощряются. Это связано с тем, что эта экономическая система контролирует все аспекты производства и не позволяет людям делать его лучше. Это приведет к тому, что рабочая сила не будет настолько заинтересована в создании более качественных услуг или продуктов.

4. Конкурс не проводится.
Рыночная конкуренция — основная сила улучшения, но ее нет в командной экономике. В конце концов, государство владеет всеми отраслями промышленности. К тому же он не поощряет конкуренцию, а даже пытается ее устранить. Вы наверняка не увидите преимуществ конкуренции в странах, реализующих эту экономическую систему.

5. Взрыв черного рынка.
Поскольку правительство наложило ограничения на многие продукты и услуги, такие предложения могут быть недоступны.Следовательно, они будут предлагаться на черном рынке.

6. Могут возникнуть проблемы с экспортом.
Поскольку контролирующему правительству трудно определить, какие продукты и цены будут иметь хорошие результаты на международном рынке, экспорт может стать проблематичным.

7. Будет наблюдаться несбалансированное количество товаров.
Правительству сложно получить последнюю информацию о потребностях потребителей, поэтому нормирование в большинстве случаев является образом жизни.В конце концов, одни товары производятся серийно, а других просто недостаточно для удовлетворения экономических потребностей.

8. Власть может не использовать стимулы.
Обратите внимание на то, что центральное правительство контролирует и регулирует предложение и цены, а не плановики и другие рыночные силы, и принимает решение о продуктах и ​​услугах, которые будут производиться и распространяться. Это приведет к тому, что награды не достигнуты людьми, которые их заслуживают.

9.Координация может быть трудной или даже невозможной.
Поскольку нет плановиков, которые координируют экономические решения по производству, потреблению и торговле для всей страны, эффективная координация считается невозможной. Спрос и предложение могут даже не совпадать, а продукты могут даже возникать из-за дефицита. Другие проблемы — это дисбаланс между продуктами питания, транспортными средствами и электронными устройствами.

Заключение

Было бы немного сложно полностью понять командную экономику, но, проанализировав преимущества и недостатки, перечисленные выше, вы сможете получить хорошее представление о том, как она работает в определенной стране, и, в конечном итоге, принять обоснованное решение о том, хорошо для общества или нет.

Об авторе
Брэндон Миллер имеет степень бакалавра искусств. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.

Что такое командная экономика? (с иллюстрациями)

Командная экономика — это экономическая система, управляемая централизованным федеральным правительством.В большинстве примеров этого типа экономики центр контроля находится на промышленных товарах, которые производятся в стране. Иногда это называют централизованно планируемой экономикой, но для правительства нет ничего необычного в том, что оно владеет и управляет производственными мощностями, производящими товары, или поддерживает высокий уровень контроля над компаниями, которым разрешено работать внутри страны.

В Советском Союзе была командная экономика.

Теоретически концепция командной экономики состоит в том, чтобы гарантировать, что население страны имеет достаточное количество промышленных товаров, доступных по ценам, приемлемым для производителя и благоприятным для экономики в целом. Часто цена на производимые товары также регулируется государством. Предполагается, что это действие поддерживает баланс в экономике, обеспечивает рабочие места в секторе промышленного производства на рынке труда, а также помогает поддерживать стандарты качества, установленные государством.

Тщательно контролируя темпы производства, центральное правительство может устранить предложение, которое превышает текущий спрос внутри страны.

Еще одно преимущество, которое часто упоминают сторонники командной экономики, — это эффективное использование ресурсов.Тщательно контролируя темпы производства, центральное правительство может устранить предложение, которое превышает текущий спрос внутри страны. В результате запасы готовой продукции меньше. Это, в свою очередь, уменьшает количество продуктов, которые остаются на полках и в конечном итоге становятся устаревшими, и их приходится уничтожать или продавать с убытком.

Командная экономика не передает контроль над всем потребительским рынком в руки правительства.В целом, страна, использующая этот тип экономической концепции, не будет больше вовлечена в такие рынки, как сельское хозяйство, чем страна, работающая с системой свободного предпринимательства. Это означает, что не все виды потребительских товаров, производимых в стране, будут принадлежать центральному правительству или строго регулироваться им.

Термины экономических систем

Адам Смит

Автор книги «Исследование природы и причин богатства народов» , (1776 г.), книги, которую многие считают философским справочником по экономике свободного рынка.Смит, британский экономист, утверждал, что экономика функционирует наиболее эффективно и справедливо, когда людям разрешено преследовать свои собственные интересы. Частные решения, принимаемые рациональными, корыстолюбивыми людьми, вместе создают здоровую, растущую экономику. Государственное вмешательство исказило естественное и рациональное осуществление свободного и разумного выбора. Когда они были предоставлены их собственному естественному функционированию, частные решения, принятые тысячами рациональных экономических игроков, были связаны в процветающей гармонии «невидимой рукой » рынка.

Александр Гамильтон

Первый министр финансов США и один из первых сторонников усиления государственного присутствия в экономике. В отчете 1791 года он призвал к федеральной программе внутреннего улучшения (дороги, мосты, паромы и гавани), стабилизации национальной валюты посредством создания национального банка и направления капитала в определенные секторы экономики через осторожное управление государственным долгом.

Командная экономическая система или плановая экономика

Одна из четырех основных экономических систем, определенных экономистами.В командной или плановой экономике государство контролирует экономику. Правительство решает, как использовать и распределять ресурсы. Правительство регулирует цены и заработную плату; он может даже определять, чем люди занимаются. Социализм — это тип командной экономической системы.

Великое общество

За этим последовал ряд программ, принятых во время президентства Линдона Джонсона, которые еще больше расширили экономические обязанности федерального правительства. В рамках Великого общества Джонсон обязался обеспечить «изобилие и свободу для всех.. . . положить конец бедности и расовой несправедливости ». Система социальной защиты Америки была расширена за счет введения продовольственных талонов и субсидий на аренду для малоимущих. Управление экономических возможностей было создано для оказания помощи в обучении и трудоустройстве безработных. Увеличение федеральной помощи образованию было дополнено созданием программы для бросивших школу — Job Corps.

Рыночная экономическая система

Одна из четырех основных экономических систем, определенных экономистами.В рыночной экономике экономические решения принимаются людьми. Свободное взаимодействие отдельных лиц и компаний на рынке определяет, как распределяются ресурсы и распределяются товары. Люди выбирают, как вкладывать свои личные ресурсы — в какое обучение продолжить, какую работу выбрать, какие товары или услуги производить. И люди решают, что потреблять. В рамках чистой рыночной экономики правительство полностью отсутствует в экономике.

Смешанная экономическая система

Одна из четырех основных экономических систем, определенных экономистами.Смешанная экономика сочетает в себе элементы рыночной и командной экономики. Многие экономические решения принимаются на рынке отдельными лицами. Но правительство также играет роль в распределении и распределении ресурсов. В США смешанная экономика.

Новый курс

Набор экспериментальных государственных программ и реформ, введенных президентом Франклином Д. Рузвельтом в 1930-е годы. Новый курс, посредством федеральных расходов, регулирования цен, трудоустройства, расширения профсоюзов, расширения доступа к жилищным кредитам и социального обеспечения для престарелых и инвалидов, был призван облегчить жизнь населения, страдающего от Великой депрессии.Он действительно изменил нацию в некоторых существенных отношениях, но не смог положить конец Великой депрессии.

Эра прогрессивного развития

Период реформ в начале двадцатого века, когда федеральное правительство и правительства штатов взяли на себя гораздо большую роль в экономике. Политические деятели, такие как президент Теодор Рузвельт, утверждали, что экономические условия были искажены ростом крупных корпораций. Он не был противником этих новых крупных производств, но считал, что их поведение должно контролироваться учреждением такого же размера — федеральным правительством.Следуя его инициативе, Конгресс принял Закон о чистом питании и лекарствах и Закон об инспекции мяса для защиты потребителей. Для защиты рабочих федеральное правительство и правительство штата приняли ряд законов о безопасности труда и минимальной заработной плате. Конгресс попытался ограничить власть корпораций Антимонопольным законом Клейтона и расширить свой надзор за бизнесом путем создания Федеральной торговой комиссии. А чтобы обеспечить более бережное использование природных ресурсов, Конгресс принял ряд природоохранных мер и создал Национальную лесную службу.

Чистая рыночная экономика

Термин, используемый для описания рыночной экономики, в которой нет абсолютно никакого участия государства.

Революция Рейгана

Этикетка применялась к экономической политике президента Рональда Рейгана в 1980-е годы. Рейган пообещал уменьшить размер правительства и отменить многие правила, которые, по его мнению, подавляли предпринимательскую инициативу и тормозили экономический рост.

Дефицит

Нехватка или недостаток чего-либо

Социализм

Тип командной экономической системы.Исторически сложилось так, что в социалистических странах правительство взяло на себя разную степень контроля над экономикой. В некоторых из них только основные отрасли промышленности находились под контролем государства; в других случаях правительство осуществляет гораздо более обширный контроль над экономикой.

Традиционная экономическая система

Одна из четырех основных экономических систем, определенных экономистами. Работа, которую выполняют люди, виды товаров и услуг, которые они предоставляют, способы использования ресурсов и обмена ими — все это определяется традициями.Подобные экономические системы не очень динамичны — многое не меняется. Уровень жизни статичен; люди не обладают большой финансовой или профессиональной мобильностью. Но экономическое поведение и отношения предсказуемы. Вы знаете, что должны делать, с кем торгуете и чего ожидать от других.

Во многих странах с традиционной экономикой интересы общества превалируют над индивидуальными. Можно ожидать, что отдельные люди объединят свои усилия и поровну разделят доходы от своего труда.В других традиционных экономиках уважается какая-то частная собственность, но она сдерживается строгим набором обязательств, которые люди несут перед обществом.

Богатство народов

Книга, изданная Адамом Смитом в 1776 году, которую многие считают философским справочником по свободной рыночной экономике. Смит, британский экономист, утверждал, что экономика функционирует наиболее эффективно и справедливо, когда людям разрешено преследовать свои собственные интересы. Частные решения, принимаемые рациональными, корыстолюбивыми людьми, вместе создают здоровую, растущую экономику.Государственное вмешательство исказило естественное и рациональное осуществление свободного и разумного выбора. Когда они были предоставлены их собственному естественному функционированию, частные решения, принятые тысячами рациональных экономических игроков, были связаны в процветающей гармонии «невидимой рукой » рынка.

Четыре типа экономических систем — и почему они важны — SocialFish.org

То, как мы организуем нашу экономику, эволюционировало на протяжении тысячелетий. В настоящее время почти ни одно общество не работает на основе собираемости охотников, и вместо этого почти каждый потребитель обменивает какой-то товар на другой, чтобы прожить повседневную жизнь, с каким-то рыночным механизмом, стоящим за этим обменом.Но что такое экономическая система и какие экономические системы развивались на протяжении веков?

Что такое экономическая система?

Экономическая система — это способ организации распределения и обмена товарами, ресурсами и услугами страны. С экономической точки зрения экономическая система регулирует различные экономические вопросы, включая факторы производства, предложение капитала и рабочей силы, а также все другие физические ресурсы.

По сути, каждая экономическая система задает четыре основных вопроса, на которые общество должно ответить.Во-первых, что должна производить экономика, другими словами, какие основные продукты и услуги и какие приятные, но необязательные продукты и услуги должна производить экономика для обеспечения существования населения и его счастья.

Затем возникают вопросы о том, как производить товары и услуги и сколько из этих товаров производить. Слишком много производства — отходы, слишком мало — и стоимость производства возрастает. Возникает также вопрос, кому будет отдана продукция: тем, кто больше всего может себе это позволить, или тем, кто больше всего в ней нуждается?

Наконец, экономические системы должны справляться с изменениями.Даже когда факторы производства и распределение выпуска установлены, экономические системы в конечном итоге претерпевают изменения. То, как управляется экономическая система, также определяет, как она справляется с изменениями. Экономические изменения могут привести к ухудшению положения некоторых участников экономической деятельности, и экономика должна помогать участникам со временем выравнивать неравенство.

Экономические системы могут быть в значительной степени управляемыми государством и жестко регулируемыми или могут быть более зависимыми от частных операторов и слабо регулируемыми.В экономическую систему вовлечены многие агентства, государственные учреждения и учреждения, а также целый ряд нормативных актов. В целом экономические системы сложны и требуют постоянного вмешательства для обеспечения бесперебойного функционирования.

Четыре типа экономических систем

Поскольку каждая экономика имеет ряд общих черт — подумайте, например, о спросе и предложении, способ организации экономики может значительно отличаться, что имеет практические последствия как для потребителей, так и для потребителей. предприятия.Давайте посмотрим:

Традиционная экономическая система

Самый простой из всех экономических типов, и на практике с древних времен традиционная экономическая система предполагает очень небольшое разделение труда (другими словами, людей, специализирующихся на производстве определенных товаров) и очень мало способов управления экономикой.

Большая часть мира отошла от традиционной экономической системы, но в некоторых странах третьего мира, особенно в сельских районах, которые в основном полагаются на сельское хозяйство как средство существования, традиционная экономическая система по-прежнему будет удовлетворять потребности общества.

Для этих людей традиционная система может быть очень функциональной, но на практике традиционная экономика часто взаимодействует с более современной экономикой, потому что общества, использующие традиционную экономическую систему, обмениваются и торгуют с внешним миром.

Некоторые люди скажут, что традиционная экономическая система должна быть заново принята, отчасти потому, что она менее расточительна, потому что отдельные лица и корпорации не снимают прибыль. Традиционная экономика также лучше поддерживает местные обычаи и культурные традиции, чем, скажем, рыночная экономическая система.

Однако есть недостаток, заключающийся в том, что традиционная экономическая система теряет эффективность других экономических систем, которые предполагают высокоразвитое разделение труда. Это также экономическая система, которая неспособна организовать развитое общество, поэтому такие разработки, как западная медицина, Интернет и коммунальные услуги, недоступны для населения в традиционной экономической системе.

Командная экономическая система

Более развитая экономическая система по сравнению с традиционной экономической системой, командная экономическая система включает планирование из централизованного центра, либо местного правительства, либо даже национального правительства, как при коммунистическом правлении.

В соответствии с этой системой современное правительство будет полностью контролировать все экономические ресурсы и планировать распределение этих ресурсов в соответствии со своей собственной политикой. Хотя централизованное планирование также является политической точкой зрения, чаще оно происходит там, где у страны есть много ценных ресурсов, таких как нефть или полезные ископаемые.

Конечно, все население страны при централизованном планировании не может быть полностью удовлетворено способом распределения ресурсов, поскольку некоторые политические решения улучшат положение одних людей, а других — хуже.Также существует риск того, что члены правящего правительства попытаются манипулировать системой в своих личных интересах, поскольку, в конце концов, они являются лицами, находящимися у власти в экономике.

Тем не менее, некоторые люди будут утверждать, что командная экономика имеет преимущества в том, что правительство может лучше контролировать спрос и предложение, чем рынок. Идея состоит в том, что командная экономика может привести к снижению цен для населения, а также обеспечить постоянное изобилие рабочих мест для населения.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система основана на рыночной свободе. Другими словами, рыночные силы контролируют экономику. Что такое рыночные силы? Потребители решают, покупать ли товар по определенной цене, подождать перед покупкой или никогда не покупать, — это сила рынка. Еще одна рыночная сила — это ценообразование компаний, устанавливающих цены на продукты для получения максимальной прибыли с учетом потребительского спроса.

Следовательно, чисто рыночная экономическая система будет полностью полагаться на поведение потребителей и бизнеса при экономическом планировании.Компании будут производить больше, когда потребители покупают больше, потребители будут копить, когда цены станут слишком высокими.

Однако нет примеров чистой рыночной экономики, поскольку почти каждая экономика предполагает определенную степень регулирования для распределения экономических ресурсов. Регулирование также не позволяет потребителям и бизнесу страдать от оскорбительного поведения со стороны их коллег и от применения тактики искажения рынка. Однако многие экономические системы регулируются настолько слабо, что фактически представляют собой рыночные экономики.

Теоретически рыночная экономика допускает значительный экономический рост, поскольку рынки наиболее эффективно распределяют экономические ресурсы. Легко утверждать, что самый высокий экономический рост действительно происходит при рыночной системе, где влияние правительства минимально.

Но у рыночной экономики есть обратная сторона. По мере роста свободной рыночной экономики физические и юридические лица могут накопить большое богатство, власть и контроль над экономической системой. Представьте, например, насколько сильно Google и Amazon контролируют экономику США.В свою очередь, это означает, что рыночная экономика становится менее эффективной. Тем не менее, именно здесь правительства могут вмешаться, чтобы восстановить экономическую эффективность.

Смешанная экономическая система

Традиционные экономические системы неспособны справиться с передовыми требованиями развитого общества, но есть аргументы за и против как рыночной, так и командной экономики. Вот почему возникла смешанная экономическая система, которая действительно представляет собой смесь командной экономики и рыночной экономики.

Именно тогда, когда экономика больше не рыночная, а смешанная, или когда она больше не находится под таким централизованным контролем, как командная экономика, это вызывает споры. Можно утверждать, что большинство стран со «свободным рынком» в мире на самом деле являются странами со смешанной экономикой.

Преимущество смешанной экономики заключается в следующем: там, где экономика лучше всего обслуживается рыночными силами, правительство отступает и позволяет рынку распределять ресурсы наиболее эффективным образом. Однако в других областях, где рыночные силы плохо служат населению, например, в здравоохранении или образовании, правительство вмешивается в планирование экономики.

У смешанной экономики есть недостатки. Это может привести к усилению государственной власти, что в конечном итоге может существенно повлиять на рыночную экономику. Медленно вводя правила и законы в экономику, правительство может осуществлять постепенный контроль. Однако участники рынка должны положить конец ползучему государственному контролю, так же как и задача правительства — остановить злоупотребления на рынке.

Какая экономическая система является лучшей?

Функционирование экономической системы оказывает огромное влияние на повседневную жизнь граждан страны.Для этих граждан важно жить в среде, которая поддерживает как личное существование, так и личностный рост, и есть много аргументов за и против всех экономических систем.

Существует также вопрос о том, сколько продуктов и услуг достаточно для личного существования и должен ли личностный рост вообще быть главным приоритетом. Однако без привлечения экономического богатства многие из повседневных товаров и услуг, которыми мы пользуемся, никогда не были бы изобретены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *