Дефолт страны – Дефолт — что это такое простыми словами, дефолтная ситуация 1998 года и ее уроки

Содержание

Дефолты в странах мира. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 лет назад, 17 августа 1998 года, в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств, приведший к острому кризису финансовой системы страны.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об аналогичных дефолтах в разных странах мира.

Дефолт (англ. default - невыполнение обязательств) - невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Дефолт может объявляться как компаниями и частными лицами, так и государствами (суверенный дефолт), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.

Суверенный дефолт наступает в том случае, если государство не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними частными кредиторами (как правило, коммерческими банками). При этом международные рейтинговые агентства не считают дефолтом объявление государства о невозможности расплачиваться по обязательствам перед международными кредитными организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский центробанк (ЕЦБ) или Всемирный банк.

За последние 40 лет в мире произошло несколько десятков суверенных дефолтов по обязательствам перед иностранными кредиторами. Среди них наиболее крупные (более $1 млрд) происходили в Мексике (1982), Бразилии (1987), России (1998), Эквадоре (1999), Аргентине (2001), Греции (2012, 2015) и на Украине (2016).

20 августа 1982 года Мексика объявила, что приостанавливает обслуживание внешнего долга на сумму $80 млрд. Кризис был спровоцирован падением мировых цен на нефть, ростом процентных ставок и выводом капиталов. Дефолт в Мексике стал первым в цепочке последовавших финансовых потрясений более чем в 40 странах мира. В 1989 г. при посредничестве МВФ и Всемирного банка была запущена программа поддержки пострадавших от кризиса государств. Она известна как "план Брейди" (Brady Plan; назван по имени Николаса Брейди, министра финансов США, который предложил программу).

В ее рамках долг Мексики был конвертирован в специальные долгосрочные ценные бумаги, гарантированные казначейскими облигациями США. Благодаря этой программе в феврале 1990 года Мексике вновь был открыт доступ к внешним займам. Ввиду того, что в период кризиса существенно пострадало большинство стран Латинской Америки, 1980-е годы в этом регионе называют "потерянным десятилетием".

19 февраля 1987 года Бразилия объявила о приостановке выплат по внешним долгам на сумму $68 млрд. В сентябре 1988 года правительство при поддержке МВФ договорилось о реструктуризации задолженности. Однако в 1989 году МВФ приостановил оказание помощи, сославшись на несоблюдение бразильским правительством условий займа. Вслед за Мексикой Бразилия была вынуждена присоединиться к "плану Брейди", и в июле 1992 года ей удалось заключить с кредиторами соглашение о реструктуризации долгов.

26 сентября 1999 года президент Эквадора Хамиль Мауад объявил о неспособности страны обслуживать в полном объеме облигации, выпущенные в рамках "плана Брейди". Эти затруднения были вызваны азиатским кризисом, разразившимся в 1997 году, ростом процентных ставок в странах-кредиторах, падением экспорта и выводом капиталов. Мораторий на выплаты коснулся облигаций на сумму $6,5 млрд.

В целях сдерживания гиперинфляции в январе 2000 году Хамиль Мауад подписал декрет о замене национальной валюты сукре на американский доллар. В июле 2000 года правительство предложило программу по реструктуризации долга. В следующем месяце были выпущены новые облигации двух типов, рассчитанные на 12 и 30 лет.

23 декабря 2001 года временный президент Аргентины Адольфо Родригес Саа объявил самый крупный в мировой истории дефолт. Его причиной стала экономическая политика, проводимая в период правления президента Карлоса Сауля Менема (1989-1999), которая не смогла обеспечить условия для устойчивого роста. Новые кредиты, полученные от МВФ при президенте Фернандо де ла Руа (1999-2001), не способствовали исправлению ситуации. В итоге правительство ввело мораторий на платежи по обслуживанию $82 млрд госдолга.

Общий объем госдолга на тот момент достигал $144,5 млрд. В 2005 и 2010 годах Аргентине удалось договориться о реструктуризации 92,4% задолженности на сумму около $100 млрд. В 2006 году Буэнос-Айрес досрочно погасил долг перед МВФ в размере $9,8 млрд. Окончательно суверенный долг Аргентины был реструктуризован в ноябре 2016 года.

В 2012 году в Греции международные рейтинговые агентства дважды определяли финансово-экономическую ситуацию как дефолт. К 2009 году в стране начали проявляться признаки экономического кризиса, причиной которого, в частности, стало массовое уклонение от налогов. В 2010 году госдолг составил €330 млрд (свыше 110% от ВВП). С 2010 года Евросоюз и МВФ выделили Греции кредиты на €240 млрд в рамках двух программ международной финансовой помощи. Составной частью второй программы стал план PSI, предполагающий участие частного сектора в обмене старых греческих облигаций на новые.

В конце февраля - начале марта 2012 года международные рейтинговые агентства Standard&Poors и Moody’s, а также Международная ассоциация свопов и деривативов признали, что проведенная правительством Греции реструктуризация госдолга представляет собой дефолт. 12 марта Греция завершила обмен облигаций на €177 млрд, из-за чего частные инвесторы потеряли до 75% средств, вложенных в старые ценные бумаги. В этот же день Еврогруппа приняла принципиальное решение по запуску второй программы помощи Греции.

6 декабря агентство S&P понизило кредитный уровень Греции до выборочного дефолта в связи с начавшейся в стране операцией по обратному выкупу греческим правительством своих облигаций со скидкой в 60-70% к номинальной цене с целью сокращения задолженности страны на €20 млрд. На этой процедуре настаивали международные кредиторы Греции, в частности МВФ. В третий раз дефолт Греция объявила 1 июля 2015 года, не погасив вовремя задолженность перед МВФ в размере €1,54 млрд. Это произошло из-за срыва переговоров по ранее утвержденной программе реструктуризации задолженности между новым премьер-министром Алексисом Ципрасом и кредиторами.

Договоренности о ее реализации удалось достичь только 13 июля 2015 года. В июне 2018 года еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московиси объявил, что финансовый кризис в Греции закончился, экономика страны перешла к росту. Ожидается, что 21 августа завершится программа ЕС по оказанию Греции финансовой помощи.

3 августа 2015 года Пуэрто-Рико (свободно ассоциированное государство с США) впервые в своей истории объявило дефолт. Выплатив всего $628 тыс. из необходимых $58 млн, остров оказался более не способен обслуживать кредитные обязательства перед Public Finance Corporation, дочерней корпорацией Государственного банка развития. Основные потери понесли рядовые пуэрториканцы, так как именно они являлись держателями большинства просроченных облигаций.

На этом проблемы островного государства не закончились, страна объявила дефолт по десяткам других внешних и внутренних обязательств. По состоянию на август 2018 года число невыплаченных обязательств Пуэрто-Рико достигло $125 млрд, в том числе $50 млрд - своим пенсионерам.

1 января 2016 года Украина допустила суверенный дефолт, не выплатив очередной транш по возврату российского кредита в $3 млрд, предоставленного в декабре 2013 года. При этом ранее власти Украины отказались признавать эту задолженность - 18 декабря 2015 года мораторий на выплату по нему наложила Верховная рада.

В феврале 2016 года Россия подала иск против Украины в Высокий суд Лондона. 29 марта 2017 года суд удовлетворил иск России, признав, что Украина обязана выплатить задолженность в $3 млрд, а также $75 млн купонного дохода, штрафные проценты и возместить судебные расходы. Украинская сторона выплатила только судебные издержки и подала апелляцию на это решение в Апелляционный суд Англии и Уэльса. Она еще не рассмотрена.

tass.ru

История дефолтов в разных странах

Среди европейских стран, объявлявших банкротство в XIX-XX веках, Австро-Венгрия, которая объявляла дефолт пять раз; Испания, объявлявшая дефолт восемь раз (с учетом еще шести дефолтов, зафиксированных в предыдущие столетия).

Греция дефолт или реструктуризацию долгов проводила за свою современную историю (с 1829 года) пять раз и находилась в этом состоянии, согласно выкладкам Рогоффа, половину всего своего независимого существования.

Кроме того, в XIX веке география государственных банкротств существенно расширилась за счет получивших независимость латиноамериканских стран: Колумбия, Доминиканская Республика, Гватемала и Мексика объявляли дефолт по четыре раза, а Венесуэла — шесть. В 1875 году обанкротилась Оттоманская империя.

Другой известный дефолт XIX века — дефолт, объявленный правительством Египта в 1875 году, после которого зона Суэцкого канала оказалась фактически аннексированной европейскими державами.

В XX веке дефолт объявляли в основном неевропейские страны, хотя Германия, Австрия, Венгрия и Польша каждая пережили его по два раза.
В январе 1918 года Советская Россия отказалась платить по долгам царского и Временного правительств. Лишь к концу XX века, когда эти долги сильно девальвировались, новое российское государство решило их частично погасить. То же произошло и с советским долгом по ленд-лизу: когда началась "холодная война" правительство СССР прекратило платежи по поставкам американского оружия в годы Отечественной войны; современное российское правительство признало этот долг.

В 1930 году Великобритания отказалась обслуживать свой долг Америке в 14,5 миллиарда долларов. Частично она оправдывала свои действия тем, что ряд правительств американских штатов находились тогда в дефолте по обязательствам перед Великобританией, взятым еще в середине XIX века и существенно превысившим к 1930 году английский долг Америке. Последовав примеру Великобритании, долги Первой мировой не вернули Америке также Франция и Италия. На Германии лежал долг по выплате репараций (в международном праве возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причиненного им государствам, подвергшимся нападению), тянувшийся со времен Версальского договора 1919 года. Правительство Гитлера в 1933 году от их выплаты отказалось, но послевоенное правительство Аденауэра вновь признало их, и в 1953 году ФРГ обязалась выплатить их после воссоединения Германии.

Однако, став единой, в 1990 году Германия на 20 лет реструктуризировала эти долги.
Турция, Бразилия и Перу оказывались в прошлом столетии неплатежеспособными по пять раз, Коста-Рика и Гватемала — по шесть. Нигерия, несмотря на недолгую историю (она получила независимость в 1960 году), успела обанкротиться пять раз.

Последний всплеск дефолтов был отмечен в 1990-е годы, когда по обязательствам в национальной валюте дефолт объявляли 12 стран, в том числе Ангола (1992-1997), Аргентина и Бразилия (1986-1990), Венесуэла (1995-1998), Хорватия (1993-1996), Шри-Ланка (1996). В 1998 году дефолт объявила и Россия.

Государства-должники, особенно обремененные большими внутренними долгами, часто вместо отказа обслуживать долг прибегали к девальвации национальной валюты. Эта мера фактически аналогична "частичному дефолту" по внутреннему долгу. Так, в частности, поступили Аргентина в 1991 году, Мексика в 1994 году, Индонезия и Южная Корея в 1997 году.

По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor's, в 1997 году в состоянии дефолта по своим долговым обязательствам (как банковским, так и облигационным) находилось 37 стран. К ноябрю 1998 года в состоянии дефолта находилась 31 страна.

Самым катастрофическим оказался дефолт в Аргентине в 2001 году, который привел к смене нескольких правительств, погромам и мародерству в городах этой страны.

В сентябре 2003 года Аргентина объявила о дефолте по долгам МВФ. Правительство страны решило отложить платежи в размере 2,9 миллиарда долларов, мотивируя это угрозой для резервов Центрального банка. Отказ Аргентины платить по долгам стал самым крупным дефолтом в истории МВФ.

В декабре 2008 года президент Эквадора Рафаэль Корреа объявил о том, что страна отказывается платить 30,6 миллиона долларов процентов по глобальным облигациям. Ранее Эквадор уже отказывался платить по своим обязательствам в 1980-1990-х годах.

Эксперты отмечают, что значимых экономик, ни разу не объявлявших дефолта по внешнему долгу, очень мало — среди них США, Канада, Австралия, Новая Зеландия; скандинавские страны и Бельгия в Европе; Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань в Азии.

В истории США было два эпизода (в 1790 и 1933 годах), когда правительство не платило полностью по долгам, хотя и не допустило дефолта в техническом смысле этого термина. В обоих случаях инвесторов в американские ценные бумаги вынудили согласиться на выплату долга с дисконтом.

Еще один редкий исторический казус показывает, что даже минимальная задержка с выплатой долга грозит США непропорционально большим ущербом. В 1979 году США из-за технической ошибки допустили "мини-дефолт" по облигациям на 122 миллиона долларов (это лишь одна сотая процента от всей суммы тогдашнего долга в 800 миллиардов). Но стоимость заимствований в тот год выросла на 0,6%, или на шесть миллиардов долларов.

2011 год стал для США годом обострения проблем с государственным долгом. Из-за отсутствия решения по максимальному уровню госдолга, который был превышен в мае, страна фактически балансировала на грани дефолта и кризиса. Однако 2 августа 2011 года президент США Барак Обама подписал одобренный обеими палатами конгресса закон о повышении потолка госдолга, компромиссный вариант которого был разработан лишь 31 июля — за два дня до "часа X" — 2 августа, когда Америке при отсутствии решения по госдолгу пришлось бы объявить технический дефолт.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Дефолт страны. Причины и последствия

Не все знают, что такое дефолт. Простым языком это понятие описывается в популярных изданиях. Синонимом этому слову является банкротство. Но обычно аналогия с этим определением проводится редко, поскольку понятие несостоятельности имеет более узкую трактовку. Рассмотрим далее, что такое дефолт. Простым языком попытаемся объяснить суть понятия.

Официальная терминология

Многие специалисты, занятые в сфере финансов, знают, что означает дефолт. Под данным определением следует понимать нарушение платежного обязательства, принятого заемщиком, перед кредитором. Фактически это неспособность выполнять своевременное погашение долга или иные условия договора. В широком смысле дефолт - это любая форма отказа от долгового обязательства. На практике используется узкая трактовка этого понятия. Люди, обладающие властными полномочиями, очень хорошо представляют себе, что означает дефолт. В узком смысле под ним понимают отказ центрального аппарата управления от своих долгов.

Особенности процедуры

Отличительные черты дефолта можно рассмотреть, сравнивая его с банкротством. В случае несостоятельности плательщика (корпоративного либо частного) кредитор имеет право арестовать активы должника. Так он компенсирует свои убытки. Во многих странах банкротство подразумевает централизованный процесс, в ходе которого осуществляется урегулирование всех требований к неплатежеспособной компании. Арест имущества при этом осуществляется в соответствии с судебным постановлением. Активы объединяются, и из них формируется конкурсная масса, которая впоследствии распределяется между кредиторами по очередности, установленной законом. Такая процедура не может применяться в случае, если объявлен дефолт страны. Это обусловлено тем, что арест имущества должника в такой ситуации практически невозможен. В самом лучшем случае кредиторам удастся заморозить активы государства, которые находятся за пределами его территории, в том числе недвижимость и деньги на иностранных счетах.

Классификация

Дефолт государства может быть:

  1. По банковским займам.
  2. По обязательствам в национальной валюте.
  3. По долгам в иностранных деньгах.

Дефолт государства по займам в национальной валюте объявляется реже, чем по внешним кредитам. Это обусловлено тем, что правительство может погасить внутренние обязательства выпуском новых банкнот.

Суть процесса

Механизм, который вызывает дефолт страны, можно представить в виде цикла. На первом его этапе правительство получает относительно легкий доступ к международным источникам финансов. Ими, в частности, выступают МВФ, Парижский клуб, Частный банк и крупные банкиры развитых стран. Эксперты Валютного фонда рекомендуют нуждающимся властям обещать высокий кредитный процент. Так они смогут привлечь больше инвесторов. Перспектива получения высокой прибыли действительно очень привлекает капиталы мировых кредиторов. Они легко переводят средства в поисках наиболее выгодного краткосрочного вложения. Свои средства они вкладывают в покупку ценных бумаг, выпускаемых государствами. При вливании больших объемов средств обычно инвесторы получают краткосрочный положительный результат. Это убеждает национальную элиту в том, что она выбрала правильный путь развития. Во многих случаях на практике значительная доля заемного капитала не доходит до реального сектора экономики, а оседает на частных счетах госчиновников. Рано или поздно все равно наступает срок выплат. В этом случае правительство, как правило, может только частично погасить обязательства за счет собственных финансов. Для осуществления полных выплат ему необходимо привлекать средства на внешнем и внутреннем рынках. Только немногие страны способны в таких условиях стабилизировать либо снизить свою задолженность. Как правило же, внешний долг растет стремительными темпами.

Второй этап

В период роста экономики инвесторы рассчитывают на реальный источник погашения обязательств. В этих случаях кредиторы предоставляют странам новые займы. Но при первых же проявлениях политической либо экономической нестабильности инвесторов становится все меньше. При этом процент по кредиту увеличивается. Соответственно, сам долг увеличивается стремительными темпами. В таких условиях дефолт страны - только вопрос времени.

Финансовая помощь

Экстренное вложение средств МВФ может спасти только на короткий срок. Кроме реальной финансовой помощи, Валютный фонд проводит ряд мероприятий, в ходе которых частный капитал получает возможность уйти из проблемной зоны. Кредиторы, которые вовремя вывели свои средства, останутся в выигрыше, даже если будет объявлен дефолт страны. Они успевают получить прибыль по процентам и в результате перепродажи долговых обязательств. В итоге в любом случае наступит момент, когда ни один инвестор не хочет вкладывать в проблемное государство даже по очень высоким тарифам. В связи с отсутствием средств для рефинансирования правительство вынуждено объявлять дефолт.

Девальвация

Ее часто используют вместо отказа выполнять обязательства. Такой вариант обычно используют страны с большим внутренним долгом. Фактически данная мера аналогична дефолту по займам в национальной валюте. В ряде случаев правительство объявляет одновременно о своей несостоятельности и проводит девальвацию.

Оценка вероятности

У правительства, в отличие от частной компании, нет финансовой отчетности, которую можно было проанализировать. В масштабе страны необходимо оценить состояние всей экономической системы. Особое внимание при этом следует обратить на соотношение обязательств в иностранной и национальной валюте, суммы долга к величине годового экспорта. Немаловажное значение имеют и такие микроэкономические индикаторы, как уровень ВВП и золотовалютных резервов, темп инфляции. В процессе проведения такого фундаментального анализа вопрос достоверности статистической информации стоит более остро, чем при оценке отчетности корпоративных должников. Это особенно явно отмечается в отношении государств с переходной и развивающейся экономикой.

Методы анализа

Все виды оценки вероятности дефолта разделяют на две категории:

  1. Актуальные - эти приемы позволяют рассчитать объективный показатель на основании статистической информации.
  2. Методы, базирующиеся на рыночной цене облигаций, акций либо производных финансовых значений, посредством которых определяется нейтральная оценка и премия за риск.

Актуальные показатели рассчитывают рейтинговые агентства. По оценке риска определяется вероятность потерь, которые могут возникнуть у иностранных инвесторов. Чем выше рейтинг страны, тем меньше риск дефолта. Такие оценки имеют большое значение для зарубежных кредиторов при выборе оптимальных направлений вложения средств.

Соотношение экспортного объема к внешнему долгу

Расчет этого показателя считается одним из наиболее популярных методов анализа. Чем будет больше это соотношение, тем легче должнику погашать обязательства. Существуют разные оценки критичности этой величины, но приемлемым считается уровень от 20 % и больше. Однако данный показатель эксперты не характеризуют как оптимальный. При показателе в 20 % государство сможет за 5 лет выполнить все обязательства, отправляя экспортную прибыль на возврат внешних займов. Но поскольку в большинстве случаев в расчет принимается доход частных компаний, то правительство будет вынуждено экспроприировать его полностью. В таких условиях сохранение экспорта на прежнем уровне в течение пяти лет маловероятно. Также государство не сможет полностью выкупить выручку, поскольку это нарушит систему валютных и импортно-экспортных операций.

Бюджет

Его состояние также имеет большое значение при анализе платежеспособности страны. В частности, в расчет принимается соотношение доходных статей с суммой долга. В данном случае необходимо установить, какую часть своего бюджета правительство сможет направить на обслуживание обязательств, не усложняя при этом социально-экономического положения. Поскольку доход выступает в качестве налога в большей степени, для прогнозирования ситуации придется оценивать хозяйственное состояние и перспективы развития. После этого необходимо проанализировать разницу между полученной величиной и объемом реальных отчислений по обслуживанию обязательств в конкретном периоде. Если она будет в пользу погашения долга, то правительству придется провести дополнительное заимствование.

Как отразится дефолт на состоянии хозяйственного сектора?

Рассматриваемое явление негативно скажется на экономике. Что касается России, то здесь, в первую очередь, стоимость рубля резко снизится относительно цены других валют. Многие предприятия, занимающиеся закупкой зарубежной продукции, будут вынуждены приостановить либо совсем прекратить работу.

Многие интересуются, чем грозит дефолт Украине. В настоящее время на ее территории очень напряженная обстановка. Тем не менее ей оказывается поддержка ЕС, в том числе и в финансовом плане. Наиболее точно ответить на вопрос, чем грозит дефолт Украине, могут эксперты рейтинговых агентств. К примеру, по расчетам Moody's, кризисная ситуация 2000 года была не самой негативной для инвесторов. Аналитики оценивают котировки еврооблигаций, по которым объявляется о несостоятельности, в течение месяца после отказа исполнять обязательства. В ближайшее время дефолт гривны не предвидится. Несмотря на нестабильность политической и экономической ситуации, правительство старается исполнять принятые обязательства.

Дефолт для граждан

В связи с введением санкций в отношении РФ многие россияне пребывают в панике, не зная, что предпринимать при угрозе кризиса. Как выше было сказано, отказ от обслуживания внешнего долга в первую очередь скажется на состоянии рубля. В этой связи эксперты рекомендуют избавиться от национальной валюты и приобрести на нее что-нибудь существенное (бытовую технику, недвижимость). Все, что будет после дефолта, сильно ударит по бюджету населения. При резком снижении курса рубля поднимутся цены на потребительские товары. Зарплаты при этом могут остаться на прежнем уровне или даже снизиться. После дефолта высок риск потери денежных накоплений. Переживать особо не стоит тем, у кого финансы не хранятся на рублевых счетах. Компании, осуществлявшие закупку товаров за рубежом, могут стать неплатежеспособными настолько, что им придется распускать штат сотрудников. Людям, имеющим рублевые накопления, аналитики советуют вложить средства в более устойчивую валюту либо в золото. Выгодна покупка недвижимости. Как показывает практика, в период кризиса стоимость жилья снижается как минимум вдвое. Одним из наиболее популярных способов спасти свои средства все же считается вкладывание в иностранную валюту (доллар либо евро). При угрозе наступления такой кризисной ситуации правительству необходимо предпринимать радикальные меры по стабилизации социально-экономической системы.

fb.ru

Дефолт страны. Все негативные и позитивные последствия.

Финансовая грамотность

В прошлой статье я коснулся вопроса дефолта государства, определились с терминологией и перечислили основные последствия для населения. Сегодня же хочу просчитать последствия, чем грозит дефолт страны в целом.

Как не парадоксально это звучит, дефолт имеет как отрицательные, так и положительные стороны в целом для государства. Хотя, вынужден признать, что минусов значительно больше, и они существенные. А плюсами нужно еще уметь воспользоваться, и это часто зависит лишь от грамотности руководства страны.

Дефолт страны. Причины и следствия.

Вернемся к нашим баранам. А точнее к вопросу, чем грозит дефолт страны. И неважно, в какой именно стране Вы сейчас живете. Дефолт коснется всех.

Из явных минусов:

  1. Девальвация национальной валюты. Т.е. снижение (обесценивание) его курса по отношению к валютам других государств. Например, для рубля основной критерий оценки – курс рубля по отношению к доллару и ЕВРО. У девальвации много неприятных моментов. Особенно если экономика сильно завязана на импорте готовых товаров и оборудования.  Например, невозможно закупить оборудование по старой цене, несмотря на тот факт, что цена в долларах/ЕВРО на него не изменилась. Или снизилась покупательная способность населения, так как зарплаты остались на прежнем уровне (часто и их урезают), а цены растут скачкообразно.
  2. Значительное замедление экономического развития и роста. Это связано как раз с резкой девальвацией национальной валюты и снижением покупательской способности населения.
  3. Снижение рейтинга страны. Как следствие – большой отток иностранного капитала, так как инвесторы уходят из нестабильного рынка из-за повышенных рисков потерь. Плюс, стране, которая отказалась выплачивать свои долги, уже не доверяют новые кредиторы и не выдают новых займов. Деньги терять никто не хочет.
  4. Потеря страной части работающих и приносящих прибыль предприятий. Дело в том, что кредиторы имеют полное право требовать изъятие имущества должника (даже если это целое государство), в счет его долга. И начинают, в этом случае, всегда с лучших предприятий.
  5. Крах финансовой системы. Сильно достается и банкам, так как население старается быстрее обналичить свои деньги и перевести их в более ликвидный товар или другую валюту. Такой резкий отток денежного капитала из банковского сектора многие не выдерживают и банкротятся.
  6. Рост недовольства населения. Нестабильность, снижение реальных доходов населения, потеря работы, катастрофическое обнищание людей, неспособность выплачивать кредиты и услуг ЖКХ, и даже покрывать базовые потребности – все это приводит к сильным народным волнениям, вплоть до военного переворота. 
  7. Обвал фондового рынка. Дефолт одного государства сильно влияет и на другие страны, так как они являются кредиторами и страдают от невыплаты долгов. И чем большее государство объявило дефолт, тем сильнее колбасит мировую экономику.
  8. Падение производства внутри страны. Никто не будет покупать товар у ненадежной страны. Ну загнал я деньги за товар в страну-банкрот, а потом ни денег, ни товара получить не смогу еще долгие годы. Это понимают все торговцы, и стараются держаться подальше от проблемных экономик, что сразу же сказывается на объемах производства.
  9. Демографический кризис. Кстати, об этом нюансе мало кто пишет. Но подумайте сами, кто будет рожать двух и трех детей, если сейчас себя то трудно прокормить? Реальный пример, Россия конца девяностых. Во многих молодых семьях только один ребенок. Как результат – уже через два поколения, численность работоспособного населения катастрофически малая, по отношению к числу пенсионеров. Именно поэтому все чаще идут разговоры о повышение пенсионного возраста людей.

Немного плюсов дефолта.

Посмотрим, чем еще грозит дефолт страны? Подсластим пилюлю, накинув немного плюсов.

  1. Перестройка. По сути, дефолт, это некая работа над ошибками. Т.е. видны все недочеты текущей экономической модели страны, и есть возможность ее разрушить и построить заново. «Шоковая терапия» бывает очень полезна.
  2. Освобождение. Отказ руководством страны от выплат по внешним займам освобождает большую часть бюджетных денег, которые можно перенаправить на самые проблемные отрасли. 
  3. Конкуренция. Во времена кризисов очень много предприятий закрываются. Вроде как это плохо, так как люди теряют работу. С другой стороны, отсеиваются слабые, неконкурентные и малоэффективные компании, освобождая дорогу более прогрессивным, готовым в будущем идти на внешние рынки.
  4. Снижения долга. Кредиторы, чтобы не потерять большую часть капитала, часто соглашаются на списание некоторой части долга, тем самым повышая шанс на выплаты по обязательствам.

knopki-bablo.net

Дефолт — что это такое. Типы дефолта, причины и последствия

От слова "дефолт" у экономистов возникают мурашки по коже и не только у них. Фактически это означает банкротство и невозможность выплачивать долги. В этой статье мы подробно познакомимся с этим понятием, узнаем его виды, поговорим о причинах их возникновения, о последствиях и немного о истории.

1. Что такое дефолт простыми словами

Дефолт (от англ. "Default" — неисполнение обязательств) — это отказ или неспособность выплачивать внешний долг. Но при этом еще не означает 100% банкротство

Неисполнение кредитных обязательств характеризуется целым рядом нарушений обязательств заемщика:

  • Отказ платить проценты по кредиту
  • Отказ платить долг
  • Прочие обязательства по платежам, если они есть

Дефолт может возникнуть у физических, юридических лиц, предприятий, стран. Любой заемщик может не вернуть долги по тем или иным причинам.



2. Типы дефолта и их описание

Существуют три типа дефолта (первые два для физических и юридических лиц:

  1. Технический (формальное нарушение условий договора)
  2. По обслуживанию долга (фактическая невыплата)
  3. Суверенный

2.1. Технический дефолт

Технический (от англ. "technical default") — это дефолт по нарушению оплаты или какому-то договору.

Технический дефолт не означает, что эмитент не способен платить. То, что он не платит, как прописано в договоре могло быть вызвано различными обстоятельствами, которые даже не завесили от него.

К примеру, задержали заработанную плату, не работает банкомат, потеря паспорта и прочие сложности, которые не позволили вовремя заплатить по долгу. В любом из этих случаев, у заемщика возникают временные сложности, которые нарушают условия договора кредитования, но не делают его банкротом.

2.2. Дефолт по обслуживанию долга

Дефолт по обслуживанию долга — это не состояние заемщика выплачивать долги, поскольку отсутствуют средства. В этом случае у кредитора в судебном порядке изымается имущество: недвижимость, автомобиль, мебель, украшения и прочее.

На простом языке такой вид означает банкротство.

В случае, если это физическое лицо, то все решается через суд. Если государство объявляет дефолт, то такой вопрос решается на международном уровне. Скорее всего, долг простят или отложат на время. Но взамен придется чем-то очень сильно заплатить.

2.3. Суверенный дефолт

Суверенный дефолт — это отказ от выплаты обязательств. Этот вид относится лишь к государствам.

Чаще всего стране приходится иметь дело с международным валютным фондом (МВФ), который устанавливает определенные правила. Отказ от долга не сулит ничего хорошего для заемщика.

Примером может служить недавний случай. Греции 1 июля 2015 года объявила технический дефолт. МВФ приняло решение выдать новый транш для спасения этой страны.

3. Причины возникновения дефолтов

Рассматривать каковы причины возникновения дефолта у физического лица или предприятия не имеет смысла, поскольку вариантов может быть слишком много. Поэтому рассмотрим причины дефолта лишь для государств.

  1. Количество расхода сильно превышает доходы. Естественно, что страна с каждым годом будет все больше и больше должна. Когда-нибудь она не сможет платить даже проценты по кредиту. Примером такой страны является США, чей госдолг уже давно достиг просто астрономических значений и растет дальше.
  2. Смена власти. С новой властью может появится и новый курс развития экономики. Так же возможны и другие сильные потрясения в стране.
  3. Падение бюджетного дохода
  4. Войны
  5. Санкции


4. Последствия дефолта для страны

Дефолт не сулит ничего хорошего для страны в ближайшие года после его наступления. Россияне помнят недавний опыт 20 лет назад — август 1998 года.

Каковы последствия дефолтов, которые характерны для государств

1 Падение кредитного рейтинга страны. При чем на очень долгие годы. А это означает полное отсутствие инвестиций в страну, не желание кредитовать страну, а если и дадут займ, то только с высокой процентной ставкой.

2 Сильная инфляция в стране, падение доходов. Население сильно беднеет.

3 Демографический кризис. В связи с возросшей бедностью, падает рождаемость.

4 Девальвация национальной валюты. Стране надо от куда-то брать средства для выполнение бюджетных обязательств. Обесценивая свою валюту ей удается закрывать бю

vsdelke.ru

Что такое дефолт и какие у него могут быть последствия?

Содержание статьи:
Фильм: Дефолт, заговор банкиров
1. Дефолт: откуда он берется и как его избежать
2. Негативные составляющие дефолта
2.1. Отказ государства оплачивать свои обязательства
3.2. Обесценивание денежных средств государства
3.3. Полная или частичная остановка производства
3.4. Страдает банковская система
3.5. Политические проблемы

3. Даже в дефолте есть плюсы и почему дефол это хорошо
3.1. Рост конкуренции и использование новых мощностей
3.2. Возможность перестроить экономику страны
3.3. Лопаются фальшивки
3.4. Есть возможность уменьшить долг страны

После развала СССР и тяжелых девяностых, термин «дефолт» знает каждый. Кто-то примерно понимает, что это такое, кто-то может более детально рассказать про дефолт и его последствия. Все мы так или иначе сталкивались с дефолтом. Поколение рожденных в современной России мало помнит события 1998 года, когда вся страна пережила серьезный дефолт. А вот люди постарше, чья молодость прошла при СССР, прекрасно могут рассказать про эти нелегкие времена: стремительно падающий курс рубля, пустые полки в магазинах, огромные очереди и растерянность в глазах каждого прохожего. За последние два десятилетия дефолт был в нескольких крупных странах: Мексика почувствовала на себе все «прелести» в 1994, Аргентина в 2001 и Уругвай в 2003 году.

 

 

 

В данной статье мы поговорим с Вами, что такое дефолт, какие он несет последствия для экономики страны, и для граждан в целом, есть ли у дефолта плюсы, и если да, то какие они. Статья будет интересная, минимально насыщенна экономическими терминами и тяжелыми к пониманию оборотами. Советуем почитать, чтоб знать, что такое дефолт и как он может повлиять на жизнь каждого из нас.

Дефолт: откуда он берется и как его избежать

Наверное, по ТВ вы слышали, или читали в интернете, что одни страны выдают финансовую помощь другими. Естественно, делают они это не бесплатно, выступая в виде кредитора. Кредит, как мы понимаем, нужно возвращаться. Значит, у заемщика появляются обязанности в четко оговоренный срок вернуть определенную сумму денег. Дефолт вытекает из отказа, или невозможности, заемщика отвечать по своим финансовым обязательства. Обвал курса валюты, стремительный рост цент, критический упадок развития и производства – это все может быть, но не обязательно при дефолте. Все эти «радости» возникают как побочные эффекты дефолта, либо же в результате экономических мер, предпринимаемых руководством страны для выхода из сложившейся ситуации.

Дефолт может произойти в результате невыплаты долгов как внутри государство (когда само государство занимает денег у граждан, и потом не может рассчитаться по выставленным счетам), так и на международной арене (государство получило кредиты, и в указанный срок не смогло их вернуть).

 

 

 

Для Вас может стать открытием, но дефолт не ограничивается лишь государственным масштабом. Он может быть и корпоративный, когда одна компания не может рассчитаться по своим долгам, а также личный. В данной стать, мы не будем затрагивать все виды и аспекты дефолта, а поговорим лишь о государственном, о том, какие последствия он несет.

Дефолт – это чисто экономическое понятие. И как любая составляющая экономики, он несет в себе негативный и позитивные последствия. Да, да, вы все правильно прочитали. У дефолта тоже есть свои определенные плюсы, о которым мы расскажем далее.

Негативные составляющие дефолта

То, что дефолт – это плохо, понимают многие. Но не каждый может назвать хоть бы несколько негативных последствий дефолта. Давайте же детально разберем основные из них:

  1. < id=»4″ strong>Отказ государства расплачиваться по своим обязательствам – это большой минус для репутации страны, и ее финансового рейтинга. Вся мировая экономика в данный момент построена на кредитах и взаимном доверии. Начиная с самых низких уровней, кредитование населения, и заканчивая самым высоким, кредиты на уровне государства и международных организаций. Цели заимствования у каждого разные. Кто-то хочет заработать на этом, пустив деньги на развитие экономики, кому-то нужны финансовые транши для покрытия долгов перед населением и «заделывания» дыр в бюджете. Но факт остается фактом – все и у всех заимствуют. Так как никто не может заставить то или иное государство выдать кредит, ведь этот рынок полностью независим, то правительству страны, допустившей дефолт, будет крайне сложно получить очередную финансовую помощь. Ну кто же будет давать денег в долг тому, кто с большой долей вероятности откажется их возвращать?

 

 

 

Конечно, кредитование на уровне государств имеет несколько иные принципы, нежели потребительское. В предоставлении займа не откажут, но потребуют значительно больших гарантий возврата денег. Кредитор учтет всевозможные риски связанные с страной допустившей дефолт.

  1. Обесценивание внутренней валюты государства. Как вы понимаете, деньги в нашем мире являются мерилом всему. И если государство становится ненадежным, если не имеет возможностей и ресурсов расплатиться по своим долгам, то курс валюты начинается уверенно и стремительно падать. Если грубо говорить, то государство становится нищим, и ее деньги перестают цениться. Чтоб лучше это понять, давайте разберемся, что ж такое деньги. По сути – это бумага, которая подкреплена какой-то реальной ценностью. Сама по себе бумага имеет вес до тех пор, пока у государства сильная экономика, хорошая промышленность, большие запасы природных ресурсов, хороший золото-валютный резерв. Страна развивается, экономика растет, бизнес укрепляется, и все это влияет на стабильный рост курса внутренней валюты. Как только государство заявляет, мол денег  и возможностей вернуть займ нет, то она автоматически говорит, что стала нишей, и значит ее деньги стоят не более чем бумага, на которой они печатаются. Конечно, это очень грубый пример, но он позволяет понять, почему падает курс при дефолте.

Обесценивание внутренней валюты может привести к серьезным проблемам. Или же государство должно рассчитывать на свои внутренние ресурсы, стараясь обеспечить нормальное существование граждан, либо же покупать товары за рубежом. Допустим, курс упал в 5 раз. Ранее за 1 деньгу можно было купить 10 товаров, а сейчас лишь 2. И не очень страшно, если придется ограничить импорт бытовой техники, но куда страшнее, если большая часть продуктов питания были импортные. Так и до голода не далеко.

Также в результате дефолта упадут и реальные доходы граждан ровно настолько, насколько государство зависит от импорта.

 

 

 

  1. Полная или частичная остановка производства. Современная экономика уже давно вышла за рамки одной страны. Таких гигантов как СССР, способных обеспечивать свои потребности без импорта и экспорта, нет и не будет. Поэтому, все производство стран зависит от торговли с соседними государствами. Как правило, все международные контракты на поставку товаров, сырья, комплектующих, необходимых для полноценной работы, подписываются на несколько лет вперед, и оплата идет в долларах, либо другой мировой валюте. Дефолт, как мы уже выяснили, может привести к резкому падению курса национальной валюты, что в свою очередь сделает работу предприятий убыточным. Заводы и фабрики полностью или частично приостанавливаю производство, люди увольняются, экономическая ситуация ухудшается изо дня в день.
  2. Страдает банковская система. Банки очень сильно зависят от экономической ситуации страны, где они работают. В результате дефолта иностранные компании покидают рынок страны, а национальные банки терпят огромные убытки. Во-первых, они лишаются возможности воспользоваться международной финансовой помощью. Во-вторых, идет огромный отток депозитов и вкладов населения. В-третьих, их собственные сбережения, хранящиеся в национальной валюте, тоже теряют в цене. Практически все банковские услуги перестают предоставляться: нереально получить кредит, отрыть счет, даже деньги свои получить не всегда удастся. Чтоб как-то выжить в условиях дефолта – банки замораживают счета компаний и частных лиц. Оборот денег уменьшается до критического минимума. Одни потери и убытки.
  3. Политические проблемы. Отказ государства рассчитываться по своим финансовым обязательствам приводит к полному политическому недоверию со стороны правительств других стран, и отказу от плодотворного сотрудничества. Также растет недоверие внутри самого государства, назревает кризис власти, недовольство населения увеличивается каждый день. Если своевременно не принять меры, не найти пути выхода из ситуации, то возможна череда акций протестов, что может привести к силовому захвату власти или гражданской войне.

Даже в дефолте есть плюсы или почему дефолт это хорошо

Как вы уже могли понять, дефолт влечет за собой ряд негативных экономических последствий для государства, для граждан, для мелкого, среднего, и крупного бизнеса. Но также в дефолте есть и определенные плюсы. Казалось бы абсурдное утверждение, но давайте разберемся почему дефолт – это хорошо.

 

 

 

  • Обычно дефолтное состояние наступает тогда, когда правительство не рассчитало своих возможностей, набрало долгов, и не имеет реальных способов и методов вернуть займы. На выплаты основных частей займа, а также процентов, которые насчитываются за пользование деньгами, идут огромные средства из государственного бюджета. Многие сферы недополучают финансирование, из-за необходимости выплачивать долги. В результате дефолта, долги выплачивать ненужно, и можно направить свободные средства на те сферы, которые ранее были «обделены». Таким образом, появляется шанс поднять экономику, выйти на более стабильный уровень, а потом уже заново начать отдавать долги и гасить проценты.
  • Благодаря дефолту растет конкуренция, и развиваются ранее незатребованные мощности. Поскольку валюта обесценивается, многие предприятия не могут закупать товары из-за рубежа, то приходится искать пути решения проблемы в рамках своей страны. Поднимаются ранее невостребованные предприятия, восстанавливаются те отрасли промышленности, которые были «зажаты» иностранными товарами. На рынке растет конкуренция, выживают только самые сильные, самые опытные, и самые востребованные компании и предприятия. Да, это не легкая борьба, но она отсеивает все самое ненужно. Получается своеобразный природный отбор.
  • Дефолт позволяет полностью перестроить всю экономику государства. Как мы уже говорили, вся предприятия оказываются практически в полной блокаде от мира. Нет поставок продовольствия и сырья, нет рынков сбыта. Нужно перестраиваться, таким образом, чтоб научиться удовлетворять свои потребности за счет внутренних ресурсов. Также приходится искать новые рынки сбыта внутри страны. В реалиях обычного состояния страны перестроить, таким образом, всю финансовую систему тяжело, а порой вообще не реально.

 

 

 

  •  Лопаются фальшивки. Дефолт заставляет балансировать многих на грани. И если сфера востребована, если она жизненно необходима для существования страны, то дефолт только увеличит ее шансы на развитие. Мыльные пузыри и фальшивки быстро уйдут в никуда, ведь они не смогут работать даже в ноль в сложнейших экономических условиях. Чем плоха «дутая экономика»? Часто бывает, что финансовые акулы специально раскачивают рынок, чтоб получить выгоду. Акции какого-то крупного завода стоят в разы дешевле, нежели должны стоить. Кто-то воспользуется этой ситуацией, обогатится, тем самым подорвав экономику страны и качество жизни граждан. В условиях дефолта все становится на свои места. Уничтожаются возможности для финансовых перекосов, и реальные ценности возвращают свою реальную стоимость
  • Есть реальная возможность уменьшить внешний долг страны. Кредитор, столкнувшийся с дефолтом страны заемщика, понимает, что у него два выхода: либо забыть о своих деньгах на долгое время, либо же постараться вернуть, хоть бы часть. Часто проценты, за пользование кредитом, набегают такие, что в несколько раз превышают саму сумму кредита. Страна, объявившая дефолт, может пойти на переговоры с кредитором, попросив уменьшить сумму долга, либо же вообще отказаться от процентов. И часто такой вариант устраивает обе стороны. Только дефолт позволяет сесть за стол переговоров, и начать поиски конструктивных способов решение проблемы.

И в конце нашей статьи, хотелось бы сказать, что дефолт – это не катастрофа. Как вы видите, это очень негативная экономическая составляющая, которая крайне нехорошо отобразиться на жизни все страны: от обычного работники до крупного бизнесмена. Часто дефолт выступает неким реаниматором, тем «пинком», который заставляет по новому взглянуть на экономические возможности страны. Будет очень неправильным, если вы и далее собираетесь рассматривать дефолт исключительно с негативной точки зрения. Конечно, это не мед, но хорошая возможность сделать большой шаг вперед, выйти на новый уровень развития, поднять собственное производство, сделать его самодостаточные и независящим от внешних факторов. Только самый большой минус, что за все шансы и возможности, которые теоретически может предоставить дефолт, придется платить обычным людям.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ VIULY КАНАЛ 

Тут дают 10 токенов VIU за подтвержденую регистрацию

Вступить в закрытый  Телеграм Чат


С уважением проект Анатомия Бизнеса

Рубрики:

  • Познавательно
Май 28, 2014 3:27 дп

Если Вам понравился опубликованный материал – поделитесь им с Вашими друзьями:


Рекомендуемые статьи:

biz-anatomy.ru

ДЕФОЛТ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ДЕФОЛТ – нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.

В широком смысле слова этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятию «банкротство»), но как правило его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов. 

История дефолтов.

История невозврата долгов cуверенными государствами уходит корнями в глубокую древность и почти сливается с историей государственного бюджета. Дело в том, что внутренние и внешние займы являются одним из универсальных источников доходов государства. Однако у правительства (в отличие от частного заемщика) всегда есть соблазн отказаться от выплаты долга, не опасаясь наказания: государство само является высшим гарантом выполнения любых обязательств, а потому оно не накажет самого себя. От частого применения дефолта удерживает то, что раз обманутые кредиторы больше уже не будут давать займы правительству, которое не выполняет своих обещаний.

Дефолты возникали по разным причинам – от чисто экономических, когда заемщик действительно был не в состоянии производить платежи, до политических, когда сильный не платил слабому либо когда новое правительство отказывалось признавать долги, сделанные предшествующим руководством.

Классическим примером государственного дефолта является история с английским королем Эдуардом III, который в 1327 отказался платить по долгам своего предшественника итальянским банкирам. Не всегда неуплата долга проходила для царственных особ безболезненно. Так, французский король Иоанн II Добрый, попавший во время Столетней войны в 1356 в плен к англичанам, был отпущен ими для сбора выкупа, но затем оказался вынужден из-за неуплаты части суммы вернуться в английский плен, где и умер. Испанский император Карл V, будучи не в силах уплатить долги, передал на время права на эксплуатацию Венесуэлы своим немецким банкирам – Фуггерам. Его сын Филипп II за время своего правления трижды приостанавливал уплату государственных долгов. Одним словом, во времена «мрачного средневековья» аккуратная расплата царствующих особ по долгам была скорее исключением, чем правилом.

В новое время кредитно-денежные отношения «обросли» нормативными актами на межгосударственном уровне, поэтому «платежная дисциплина» правительств заметно возросла. Но и эта эпоха богата случаями невозврата государственных долгов, причем со стороны отнюдь не самых бедных стран.

Так, Оливеру Кромвелю в 1650-е были крайне необходимы деньги на завоевание Ирландии. Он занимал их у лондонских богачей, а также у протестантов во всей Европе. Расплачиваться с кредиторами, а также с солдатами и офицерами собственной армии, Кромвель собирался землей, конфискованной у ирландских католиков. Земель на всех, конечно, не хватило, и Кромвель «забыл» рассчитаться с иностранцами. Еще чаще отказывалось от своих долгов французское правительство: в 16–19 вв. Франция объявляла дефолт фактически каждые 30 лет.

После победы капиталистического строя правительства стали объявлять дефолт гораздо реже, поскольку неплатежеспособность правительства подрывала авторитет национального бизнеса. Когда же от своих долговых обязательств перед банками развитых стран отказывались правительства стран периферии, то это нередко становилось предлогом для колониальных войн. Так, после отказа от долгов правительства Мексики правительство Наполеона III начало в 1850-е настоящую войну против этого государства. Другой известный дефолт 19 в. – дефолт, объявленный правительством Египта в 1875, после которого зона Суэцкого канала оказалась фактически аннексированной европейскими державами.

Новый всплеск дефолтов правительств развитых стран начался после Первой мировой войны, в ходе которой почти все западноевропейские страны оказались должниками Соединенных Штатов. В 1930 Англия отказалась обслуживать свой долг Америке в 14,5 млрд. долл. Частично Англия оправдывала свои действия тем, что ряд правительств американских штатов находились тогда (и до сих пор находятся) в дефолте по обязательствам перед Великобританией, взятым еще в середине 19 в. и существенно превысившим к 1930 английский долг Америке. Последовав примеру Великобритании, долги Первой мировой не вернули Америке также Франция и Италия, не имевшие перед американцами никакой обратной задолженности. На Германии лежал долг по выплате репараций, тянувшийся со времен Версальского договора. Правительство Гитлера в 1933 от их выплаты отказалось, но послевоенное правительство Аденауэра вновь признало их, и в 1953 ФРГ обязалось выплатить их после воссоединения Германии. Однако, став единой, в 1990 Германия на 20 лет реструктуризировала эти долги.

К началу Второй мировой войны ситуация с правительственными долгами становилась все тяжелее. Между 1930 и 1935 из 58 стран, выпустивших международные займы, 21 оказались в дефолте. А к 1937 оказались в «подвешенном» состоянии 70% ценных бумаг долга суверенных стран мира, обращавшихся на американском фондовом рынке.

Можно вспомнить и о дефолте, объявленном в январе 1918 Советской Россией по долгам царского и Временного правительств. Лишь к концу 20 в., когда они сильно девальвировались, новое российское государство решило их частично погасить. Так же произошло и с советским долгом по ленд-лизу: когда началась «холодная война», правительство СССР прекратило платежи по поставкам американского оружия в годы Отечественной войны, а современное российское правительство признало этот долг.

В конце 20 в. участились дефолты по долгам бедных и развивающихся стран, вызванные тем, что их бюджеты оказывались физически не в состоянии обслуживать накопившиеся громадные задолженности. Так, только за 1990-е дефолт по обязательствам в национальной валюте объявляли 12 стран, в том числе Ангола (1992–1997), Аргентина и Бразилия (1986–1990), Венесуэла (1995–1998), Хорватия (1993–1996), Шри-Ланка (1996). Самым катастрофическим оказался дефолт в Аргентине в 2001, который привел к смене нескольких правительств, погромам и мародерству в городах этой страны. В 1998 дефолт объявили страны с переходной экономикой – Россия и Украина.

Виды и механизм дефолтов.

Выделяют следующие три виды дефолтов: дефолт по банковским долгам, дефолт по обязательствам в национальной валюте, дефолт по обязательствам в иностранной валюте.

За период 1975–2003 дефолт по банковским долгам объявляли 75 стран. Дефолт по обязательствам в национальной валюте объявляли в это время только 12 стран. Дефолт по долгу в национальной валюте объявляется значительно реже, чем по внешним займам, поскольку правительство имеет возможность погасить внутренний долг посредством выпуска новых денег (при помощи «печатного станка»). Дефолт же по обязательствам в иностранной валюте за эти 28 лет объявили 76 стран, при этом большинство из стран-заёмщиков – не единожды.

Большие задолженности суверенных государств, с которыми те не могут расплатиться, возникают из-за существенного упрощения механизма заимствования на мировом рынке, где основными кредиторами выступают финансисты богатых государств. Именно это наводит многих на мысль о том, что «виновниками» современного механизма дефолтов, скорее всего, являются развитые страны. Впрочем, никак не ниже и вина нерадивых заемщиков, которые с охотой берут займы, но не умеют их эффективно использовать и потому «прощают всем свои долги».

Сам механизм, приводящий государство-должника в состояние дефолта, во многом похож на циклический процесс роста и разрыва «мыльных пузырей».

На первом этапе этого цикла правительство государства-заемщика получает сравнительно легкий доступ к мировым финансовым источникам в лице Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Парижского клуба и крупных частных банков развитых стран. Эксперты МВФ рекомендуют нуждающимся странам для привлечения инвесторов обещать им высокий процент за кредит. Ожидание большой прибыли действительно привлекает «горячие» деньги – капиталы международных спекулянтов, легко переводящих деньги по всему миру в поисках наиболее доходных краткосрочных вложений. Они начинают охотно покупать государственные ценные бумаги, выпускаемые правительствами этих стран. Вливание огромных средств в экономику отстающих стран, как правило, дает краткосрочные позитивные результаты, убеждающие национальную элиту в том, что она на правильном пути. Здесь нельзя не отметить и то, что, взваливая тяжелое финансовое бремя на государство, высшие чиновники часто преследуют свои собственные корыстные цели. Во многих случаях ощутимая часть заемных средств, так и не дойдя до реальной экономики, оседает на частных банковских счетах госчиновников.

Когда же приходит время расплачиваться по текущим долгам, то государство только частично может сделать это за счет собственных средств. Оно вынуждено опять привлекать деньги на внутреннем и внешнем рынках. Лишь немногим странам удается в этом процессе стабилизировать или уменьшить свою задолженность, но чаще всего государственный долг начинает увеличиваться.

Пока экономика страны растет неплохими темпами, указывая на реальный источник возврата денег, кредиторы с удовольствием предоставляют государству все новые и новые кредиты. Однако при появлении первых признаков экономической или политической нестабильности механизм заимствования начинает пробуксовывать. Желающих ссудить деньги становится все меньше, а процент по кредитам – все больше. Долги начинают расти как снежный ком. Фактически спираль дефолта уже раскрутилась, и достижение состояния неплатежеспособности для страны становится лишь вопросом времени.

Предоставляемая в таких случаях экстренная финансовая помощь со стороны МВФ спасает лишь на время. Кроме реальной помощи заемщику, с целью предотвратить кризис, МВФ своими действиями дает время крупному частному капиталу (спекулянтам с «горячими» деньгами) уйти с проблемного рынка. Таким образом, «разумный» капиталист, выведя вовремя основные средства с опасного рынка, даже в случае наступления дефолта остается в выигрыше. Он успевает заработать огромную прибыль за счет полученных процентных платежей и перепродаж долговых обязательств.

Обычно последнюю точку ставит тот же свободный рынок заимствований, который так поощрял страну делать долги на первых этапах цикла. Наступает момент, когда никто уже не хочет ссужать данное государство, даже под сверхвысокие проценты. И поскольку у него нет текущих средств для рефинансирования долга, правительство объявляет дефолт.

С наступлением дефолта долговой «пузырь» лопается. Следующая за ним реструктуризация долгов обычно приводит к их частичному списанию, а, следовательно, к крупным потерям для тех, кто покупал эти обязательства по высоким ценам и не успел их вовремя перепродать. На этом цикл дефолта заканчивается.

Именно по такому сценарию проходили последние громкие дефолты – таиландский 1997, российский 1998 и аргентинский 2001.

Подобные циклы дефолта могут повторяться несколько раз. Поскольку при выдаче займов государству, которое ранее объявляло дефолт, кредиторы требуют платы за риск (более высокий процент), то повторение дефолтов ведет к ухудшению репутации государства в мировом хозяйстве и к снижению эффективности займов.

Кроме описанного полномасштабного дефолта, государства-должники (особенно обремененные большими внутренними долгами) часто вместо отказа обслуживать долг прибегают к девальвации национальной валюты. Эта мера фактически аналогична «частичному дефолту» по внутреннему долгу. Так, в частности, поступили Аргентина в 1991, Мексика в 1994, Индонезия и Южная Корея в 1997. Нередки и случаи одновременного дефолта и девальвации, как это было во время российского и аргентинского кризисов.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, анализируя причины финансовых кризисов 1990–2000-х в развивающихся странах, видел их в ошибках международных финансовых институтов, особенно МВФ. «Остается мало сомнений в том, – писал он, – что политика МВФ и министерства финансов [США] способствовала созданию фона, на котором возрастала вероятность кризисов» (Стиглиц Д. Глобализация: тревожные тенденции. М., «Мысль», 2003). Хотя многие экономисты находят такую оценку слишком критичной, несомненно то, что развитие экономической глобализации если и не повысило вероятность дефолтов в экономике отстающих стран, то точно не нашло до сих пор надежных механизмов ее понижения.

Оценка вероятности дефолта.

Оценкой стабильности государственных финансов занимаются с 1970-х такие известные международные рейтинговые агентства как Moody's, Standard & Poor's (S&P) и Fitch-IBCA, определяющие кредитные рейтинги суверенных государств.

Таблица 1. Рейтинги, используемые для оценки риска дефолта
Таблица 1. РЕЙТИНГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА ДЕФОЛТА
Типы рейтингов

Число лет

Moody's S&P 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Aaa AAA 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,01% 0,01% 0,01% 0,01%
Aa1 AA+ 0,00% 0,00% 0,01% 0,02% 0,03% 0,04% 0,05% 0,07% 0,08% 0,10%
Aa2 AA 0,00% 0,01% 0,03% 0,05% 0,07% 0,09% 0,11% 0,14% 0,16% 0,20%
Aa3 AA- 0,00% 0,02% 0,06% 0,10% 0,14% 0,18% 0,23% 0,27% 0,33% 0,40%
A1 A+ 0,01% 0,04% 0,12% 0,19% 0,26% 0,33% 0,41% 0,48% 0,57% 0,70%
A2 A 0,01% 0,07% 0,22% 0,35% 0,47% 0,58% 0,71% 0,83% 0,98% 1,20%
A3 A- 0,04% 0,15% 0,36% 0,54% 0,73% 0,91% 1,11% 1,30% 1,52% 1,80%
Baa1 BBB+ 0,09% 0,28% 0,56% 0,83% 1,10% 1,37% 1,67% 1,97% 2,27% 2,60%
Baa2 BBB 0,17% 0,47% 0,83% 1,20% 1,58% 1,97% 2,41% 2,85% 3,24% 3,60%
Baa3 BBB- 0,42% 1,05% 1,71% 2,38% 3,05% 3,70% 4,33% 4,97% 5,57% 6,10%
Ba1 BB+ 0,87% 2,02% 3,13% 4,20% 5,28% 6,25% 7,06% 7,89% 8,69% 9,40%
Ba2 BB 1,56% 3,47% 5,18% 6,80% 8,41% 9,77% 10,70% 11,66% 12,65% 13,50%
Ba3 BB- 2,81% 5,51% 7,87% 9,79% 11,86% 13,49% 14,62% 15,71% 16,71% 17,80%
B1 B+ 4,68% 8,38% 11,58% 13,85% 16,12% 17,89% 19,13% 20,23% 21,24% 22,20%
B2 B 7,16% 11,67% 15,55% 18,13% 20,71% 22,65% 24,01% 25,15% 26,22% 27,20%
B3 B- 11,62% 16,61% 21,03% 24,04% 27,05% 29,20% 31,00% 32,58% 33,78% 34,90%
Caa CCC+ 26,00% 32,50% 39,00% 43,88% 48,75% 52,00% 55,25% 58,50% 61,75% 65,00%
Источник: Альшанский Л. Возможен ли американский дефолт. – Рынок ценных бумаг, 2003 № 5 (http://www.rcb.ru/Archive/articlesrcb.asp?aid=3196)

Оценка странового риска определяет вероятность финансовых потерь, которые могут возникать у иностранных кредиторов при кредитовании правительства какой-либо страны. Чем выше выставленный государству рейтинг, тем менее вероятно объявление им дефолта (см. Табл. 1, где указана вероятность дефолта за период от 1 года до 10 лет, и Табл. 2, где указана качественная интерпретация рейтингов). Например, рейтинг А (по классификации S&P) означает, что с вероятностью примерно 1% страна, имеющая данный рейтинг, может объявить дефолт по своим официальным кредитным обязательствам не ранее чем через 9–10 лет – это степень надежности выше среднемирового уровня. Долговые обязательства, попавшие в категорию ААА, являются самыми надежными, а категория D не обеспечивает даже возврата номинальной стоимости.

Эти оценки очень важны для международных инвесторов (банкиров) при выборе ими оптимальных направлений инвестирования. В оценочной шкале рейтинговых агентств имеется определенная разделительная черта, отделяющая бумаги инвестиционного уровня (то есть высокого инвестиционного качества) от бумаг неинвестиционного уровня, которые причисляют к классу спекулятивных. Большинство осторожных инвесторов стараются приобрести активы инвестиционного уровня и не накапливать в своих портфелях менее надежные спекулятивные активы.

При анализе кредитоспособности государства одним из наиболее распространенных подходов является сравнение объема государственного долга с объемом ВВП. Ясно, что чем меньше отношение госдолга к уровню ВВП, тем данная страна более надежна как заемщик и тем ниже вероятность дефолта.

Существуют разные взгляды на оценку критичности уровня этого отношения. Так, для вновь принимаемых в Евросоюз стран долг не должен превышать 60% от годового объема ВВП страны. Отметим, что из самих стран ЕС этому условию соответствуют не все. Например, отношение госдолга Италии к ВВП составляет более 100%.

В основном высоким коэффициентом отношения объема госдолга к ВВП «грешат» развивающиеся страны, активно занимающие деньги на международном финансовом рынке. Так, по данным на 2001, отношение госдолга к ВВП у России составляло 60–65% (в 2003 это показатель приблизился к 40%), у Аргентины – 70–75%, у Турции – более 100%.

Таблица 2. Качественная интерпретация индексов надежности долгосрочных долговых обязательств, используемая рейтинговыми агентствами
Таблица 2. КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНДЕКСОВ НАДЕЖНОСТИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ РЕЙТИНГОВЫМИ АГЕНТСТВАМИ
Рейтинговые символы (по нисходящей шкале)

Интерпретация рейтинга

Standard&Poor’s Moody’s
Ценные бумаги инвестиционного уровня
ААА Ааа Высшая надежность. Вероятность выплаты процентов и основной суммы долга исключительно высока.
АА+
АА
АА-
Аа1
Аа2
Аа3
Высокая надежность. Вероятность выплаты процентов и основной суммы долга весьма высока.
А+
А
А-
А1
А2
А3
Надежность выше среднего. Возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от стабильности внутриэкономической ситуации.
ВВВ+
ВВВ
ВВВ-
Ваа1
Ваа2
Ваа3
Приемлемый уровень надежности. Возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от состояний внутриэкономической ситуации на момент погашения.
Ценные бумаги неинвестиционного (спекулятивного) уровня
ВВ+
ВВ
ВВ-
Ва1
Ва2
Ва3
Обязательства скорее надежны, чем ненадежны, но существует постоянная угроза неплатежа из-за нестабильности внутриэкономической ситуации.
В+
В
В-
В1
В2
В3
Высокий риск неплатежа. Платежеспособность эмитента ограничена, но соответствует текущему объему выпущенных обязательств.
ССС+
ССС
ССС-
Саа Обязательства с сомнительной оплатой либо уже неоплачиваемые. Платежеспособность эмитента подорвана фундаментальной нестабильностью внутриэкономической ситуации.
С
D
Са
D
Невыполнение обязательств (отсрочка платежей или неплатежи). Эмитент уже является банкротом либо терпит убытки.
Источник: Малыгин В., Смородинская Н. Рейтинговая индустрия и международные рейтинговые агентства. – Банковские услуги. 1998, № 4

Но есть «нехорошие» страны и среди высокоразвитых государств. Например, японская экономика, являющаяся второй по величине в мире, имеет государственный долг, равный 140% от ВВП, что является самым высоким уровнем среди промышленно развитых стран. Для Америки этот показатель сейчас уже несколько превышает уровень в 60% и, судя по всему, в ближайшее время будет расти. Отношение объема госдолга к ВВП для некоторых стран на 1998 показано в Табл. 3.

Таблица 3. Совокупный государственный долг некоторых развитых стран (в % к ВВП)
Таблица 3. СОВОКУПНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ НЕКОТОРЫХ РАЗВИТЫХ СТРАН (В % К ВВП)
Страна 1980 1985 1990 1995 1998
США 37,0 49,1 55,6 64,3 63,8
Япония 51,2 67,0 65,1 80,7 98,4
ФРГ 32,8 42,5 45,5 61,6 67,2
Франция 30,9 38,6 40,2 60,0 64,2
Италия 58,1 82,3 104,5 122,0 117,9
Источник: Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. М., ЧеРо, 1998

Методика оценки кредитоспособности государства с помощью отношения госдолга к ВВП не у всех вызывает недоверие.

Во-первых, все расчеты при этом обычно ведутся в долларах. И если внешний долг часто действительно номинирован в этой валюте, то внутренний долг и объем создаваемого ВВП первоначально рассчитываются в национальной валюте. Это значит, что при значительных колебаниях курса национальной валюты к доллару реальная картина может существенно измениться, что говорит о нестрогости и ненадежности такой оценки.

Во-вторых, и это главное, деньги на погашение долгов государство берет не из валового продукта, а из государственного бюджета. Последний хотя и пропорционален ВВП, но для различных стран имеет существенно разную структуру, а следовательно, разнится и та доля бюджета, которая может быть предназначена на обслуживание долга.

Второй наиболее распространенный подход к анализу состояния государственного долга, а именно его внешней части, предлагает оценивать отношение объема экспорта государства к его внешнему долгу. Чем больше это отношение, тем легче должно быть заемщику при погашении внешнего долга. Здесь также существуют различные оценки критичности этого параметра, но в среднем считается приемлемым уровень в 20% и выше.

Однако и этот показатель также не оптимален. Так, отношение внешнего долга к экспорту, равное 20%, означает, что за 5 лет государство в состоянии погасить внешний долг, посылая всю экспортную выручку на возврат внешних кредитов. Но так как в большинстве случаев речь идет о доходах частных фирм, то для выполнения этой задачи государству придется как минимум «экспроприировать» всю эту выручку. В такой ситуации вряд ли стоит надеяться, что в течение 5 лет объемы экспорта сохранятся на указанном уровне. Да и не ясно, что произойдет в этом случае с самим государством. Не реален и полный выкуп выручки со стороны государства, так как это нарушит систему экспортно-импортных и валютных операций.

 Видимо, при анализе финансового положения государства-заемщика следует в первую очередь обратить внимание на его бюджет, на соотношение доходов госбюджета и государственного долга. Важно определить, какую часть доходов бюджета это государство может выделить на обслуживание долга, не обостряя при этом социального и экономического положения. Так как доходы бюджета в том или ином виде являются «налогом с экономики», то для прогнозирования ситуации нам все равно придется анализировать экономическое положение данного государства и его перспективы (включая ВВП, объем экспорта и другие важные показатели).

Далее следует оценить разницу между полученной цифрой и объемом реальных выплат по обслуживанию долга в рассматриваемом периоде. Если разница будет в пользу выплат по долгам, то государству, естественно, придется прибегнуть к дополнительному заимствованию. В таком положении находятся Бразилия, Турция, дефолтировавшая Аргентина и некоторые другие менее крупные страны-заемщики. Эта ситуация, очевидно, чревата раскручиванием описанной выше спирали дефолта, и здесь очень важно правильно оценить, на какой стадии цикла находится страна-заемщик и насколько необратим процесс раскручивания спирали.

К сожалению, готовых рецептов такой оценки пока нет, но рекомендуется проводить хотя бы сравнительную оценку состояния фундаментальных показателей различных стран-заемщиков, ранжируя их по степени риска. В этом смысле среди крупнейших мировых заемщиков наиболее сложное положение в начале 2000-х было у Турции и Японии. Рейтинговые агентства уже обратили внимание на трудности последней – в 2001–2003 Standard & Poor's трижды понижало рейтинг Японии, который опустился с максимального ААА до АА-. Все же и после этого понижения доверие рынка японскому правительству оставалось на очень высоком уровне и считалось, что раскручивание здесь спирали дефолта в ближайшее время маловероятно. Что же касается Турции, имеющей достаточно низкий рейтинг В-, то процесс возникновения дефолта, по мнению экспертов, здесь уже необратим, и долговой кризис в этой стране является вопросом ближайшего будущего.

Сам факт присвоения стране рейтинга (даже если он не слишком высок) имеет колоссальную политическую значимость, улучшая ее имидж, что, в свою очередь, дает стране важные экономические преимущества – начиная от улучшения условий внешних заимствований и кончая возможностью шире привлекать иностранные инвестиции, не говоря уже о праве региональных администраций и национальных компаний также получить международный кредитный рейтинг. Однако международное доверие, оказываемое стране в результате присвоения ей рейтинга, имеет и обратную сторону, связанную с повышением ответственности: он ставит страну под жесткий контроль со стороны мирового инвестиционного и финансового сообщества в плане выбора и успешности реализации разумного хозяйственного курса.

 В ситуации, когда бюджет направляет на обслуживание долга больше средств, чем необходимо для текущих выплат, инвестор может чувствовать себя вполне уверенно. Государство в этом случае без проблем может сохранить задолженность на текущем уровне, а возможно, пойдет и на ее уменьшение. Именно такой в последние несколько лет была ситуация с долгами России и Мексики. Однако и в этом случае необходим непрерывный мониторинг положения дел в стране-заемщице, так как оно может быстро и резко ухудшиться. К примеру, при существенном падении цен на нефть оба указанных государства могут с течением времени перейти из списка «хороших» должников в список «плохих».

Дефолт 1998 в постсоветской России.

После распада СССР Россия в 1990-е почти постоянно испытывала финансовые трудности, связанные с экономическим кризисом. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга.

Первые рейтинги российских долговых бумаг, полученные после размещения в конце 1996 еврооблигационных государственных займов, имели категорию ВВ- (Standard&Poor's), и Ва2 (Moody's), что означало способность к исполнению обязательств в краткосрочной перспективе, но риск неплатежа в долгосрочной. Для России тогда был важен сам факт присвоения рейтинга (а не его величина), поскольку это поднимало престиж страны как заемщика и открывало ее неосвоенный фондовый рынок для иностранных инвесторов.

Самым тяжелым экономическим событием 1990-х стал, конечно, дефолт 1998, который предрекался многими аналитиками еще в конце 1997.

Следствием больших внешних и внутренних займов, осуществлявшихся правительствами радикальных реформаторов, явился огромный госдолг, возросший до заоблачных высот: более 150 млрд. долл. внешний и 200 млрд. долл. (по курсу июля 1998) внутренний, что все вместе составляло примерно 50% ВВП России. Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего, на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 мировой финансовый кризис в Азии. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

Уже весной 1998 эксперты предлагали приостановить выплаты по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) и плавно девальвировать рубль, снижая его курс по отношению к твердым валютам. Однако российское правительство, поддерживаемое МВФ, по политическим соображениям категорически возражало и против ликвидации долговой «пирамиды», и против девальвации рубля. Для экстренной помощи был получен еще один – стабилизационный – кредит МВФ на 17,1 млрд. долл., и даже получен в начале июля 1998 его первый транш в 4,8 млрд. долл. Казалось, страна получила передышку хотя бы на 3–4 месяца, которую можно использовать для осмысления ситуации и наведения порядка в делах. Но уже 17 августа 1998 начался резкий «обвал» курса рубля, и российское правительство объявило технический дефолт.

Возможность технического дефолта, то есть временного замораживания долгов, обычно включается в соглашения стран с МВФ и не является чем-нибудь сверхъестественным. Девальвация – тоже мера обыденная: ее регулярно проводят для повышения конкурентоспособности экспорта даже самые развитые страны вроде Японии или Германии. Но все же, как правило, технический дефолт объявляют, чтобы избежать девальвации, а валюту девальвируют, чтобы избежать дефолта. При этом главное – это не напугать финансовые рынки непредсказуемостью, предотвратить панику. В России же одновременно грянули и дефолт, и девальвация. Никаких официальных разъяснений не было, зато ползли панические слухи, что все вложения пропали. Внезапная отставка правительства С.Кириенко тоже не прибавила оптимизма. Инвесторы испугались, что грядет полное и тотальное «государственное банкротство» и начали любой ценой выводить из России свои капиталы. В результате рубль «обрушился» окончательно. В кризисном 1998 все агентства понизили российский рейтинг до уровня несостоятельности (В3 по версии Moody's, ССС – по версии Standard&Poor's).

Главной причиной российского дефолта 1998 считают неудачную политику российского правительства и Центрального банка России, которые в борьбе за стабильность валютного доллара прибегали к безудержным заимствованиям за рубежом.

В ходе кризиса 1998 рубль, наконец, девальвировался, а вскоре начали расти мировые цены на экспортируемые из России сырьевые ресурсы. Частая при Ельцине смена правительств тоже вскоре уступила место новой стабильной власти Путина. Все эти факторы способствовали не только началу с 1999 полосы экономического роста, но и улучшению кредитного имиджа России.

Уже в 2001, благодаря значительному улучшению бюджетной и платежной ситуации в России, а также договоренностям 2000 с Лондонским клубом о списании большей части советского долга, агентство Standard&Poor's повысило кредитный рейтинг России с уровня В- до В, а Moody's – с В2 до Ва3, что означало ограниченную платежеспособность, но соответствующую текущему объему обязательств. В 2002 Standard&Poor's повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг России до ВВ-, что свидетельствовало о «стабильности» прогноза. После очередного пересмотра рейтингов в мае 2003 России присвоен страновой рейтинг на уровне ВВ по версии Standard&Poor's и Ва2 по версии Moody's. Все эти рейтинговые позиции принадлежат переходной группе, то есть России оставалось совсем немного до вхождения в группу рейтингов инвестиционного уровня.

Наконец, в октябре 2003 международное агентство Moody's присвоило России хотя и самый низкий, но все-таки инвестиционный кредитный рейтинг Baa3. Это означало, что Россия перешла, наконец, из категории стран с низкой привлекательностью для инвесторов в категорию динамично развивающихся государств мира. Однако этот новый рейтинг значения все же не достиг уровня 1996. Даже в 2003 кредитный рейтинг России по-прежнему был ниже рейтинга многих развивающихся и переходных стран (например – Колумбии, Сальвадора, Индонезии, Казахстана, Молдовы, Таиланда, Туркмении, Украины, Вьетнама). Видимо, должно пройти еще не одно десятилетие, прежде чем Россия завоюет статус надежного заемщика, не опасающегося дефолта.

Дмитрий Преображенский, Кристина Лядская, Юрий Латов

www.krugosvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *