Цб рф форма собственности – ЦБ РФ — что это за организация, где зарегистрирован и кому принадлежит Центробанк России, функции, структура

Структура собственности кредитных организаций | Банк России

  • Банкноты и монеты Банка России
  • Памятные и инвестиционные монеты
  • Денежные знаки в иностранной валюте
  • Курсы иностранных валют по отношению к рублю
  • Политика валютного курса Банка России
  • Управление резервными активами Банка России
  • Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности
  • Ведение Книги государственной регистрации
  • Порядок приобретения акций (долей) кредитных организаций
  • Структура собственности кредитных организаций

  • Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации
  • Отзыв (аннулирование) лицензии на осуществление банковских операций
  • Деятельность временной администрации, назначенной в кредитную организацию после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций и ликвидация кредитных организаций
  • Кредитные истории, функционирование бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй
  • Потребительский кредит
  • Банковский вклад
  • Комиссионное вознаграждение
  • О «финансовых пирамидах»
  • Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
  • Вопросы и ответы по отдельным формам отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Деятельность негосударственных пенсионных фондов
  • Допуск на финансовый рынок
  • Страхование
  • Ломбардная деятельность
  • Микрофинансовые организации
  • Кредитные потребительские кооперативы
  • Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
  • Трудоустройство в системе Банка России
  • Обучение
  • О мошеннических действиях
  • Для жителей Крыма и Севастополя
  • Составление и представление отчетности по формам 0409401 и 0409410
  • Составление и представление отчетности по форме 0409303
  • Субъекты рынка коллективных инвестиций
  • Вопросы, связанные с представлением отчетности в Банк России субъектами рынка микрофинансирования
  • Финансовая стабильность
  • Вопросы и ответы по отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций в формате XBRL
  • Вопросы и ответы по отчетности субъектов рынка коллективных инвестиций в формате XBRL
  • Статистика
  • Оценка финансового положения крупных собственников финансовых организаций
  • Вопросы, связанные с получением выписок из Реестра Банка России, выдачей бланков лицензий, квалификационных аттестатов
  • www.cbr.ru

    Глава 2. Организационно-правовая форма и место Центрального Банка Российской Федерации в системе государственных органов

    1. Центральный Банк Российской Федерации как юридическое лицо

    В соответствии с ч.4 статьи 48 Гражданского кодекса, правовое положение Центрального банка определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации. 19

    Вопрос об организационно-правовой форме Центрального Банка является наиболее дискуссионным, поскольку Федеральным законом « О Банке России» определено, что Центральный банк является юридическим лицом и обладает основными его признаками, однако в законе не содержится указаний на конкретную организационно-правовую форму. Таким образом, можно говорить, что организационно-правовая форма Банка России обладает определенной уникальностью.

    В сравнение с другими федеральными органами государственной власти, являясь юридическим лицом, Центральный банк имеет соответствующие органы управления, уставный капитал, он осуществляет банковские операции и сделки, ведет годовую финансовую отчетность, уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ ( ч.2 ст. 26 Закона о Банке России), а также ежегодно подвергается аудиторской проверке.

    20

    По мнению Я.А.Гейвандова, 21пробел в законодательстве, связанный с неопределенностью организационно-правовой формы, оказывает пагубное влияние на функционирование денежно-кредитной системы государства и препятствует во взаимодействии Банка России с органами власти, а также кредитными и иными организациями. В том числе у Центрального Банка возникают проблемы при регистрации недвижимого имущества, поскольку регистрирующий орган не знает, на чье имя регистрировать имущество: Российской Федерации или Банка России.

    В своей научной работе А.П.Жмулевская верно обратила внимание на то, что определение организационно-правовой формы Банка России необходимо также для характеристики правового режима закрепленного за ним имущества.22Неразрешенность данного вопроса ведет к тому, что законодатель совершает попытки скоординировать деятельность Банка России в соответствии со сложившимися политическими интересами.

    Несмотря на то, что Банк России является юридическим лицом, у него нет устава. Однако такое явление не является исключением, поскольку в российском законодательстве есть подобное образование — это государственная корпорация. В соответствии с ч.3, ст.7.1 Федерального закона « О некоммерческих организациях» ( далее – Закон о некоммерческих организациях) особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации и для создания государственной корпорации не требуются учредительные документы, предусмотренные статьёй 52 Гражданского кодекса. 23Банк России также создан на основании специального закона- Закона « О Банке России».

    Интересно мнение Е.А.Павлодского, который считает, что Закон «О Банке России» является довольно-таки противоречивым и при отсутствии устава затрудняет характеристику организационно-правового положения Центрального банка.

    24

    Еще одним сходством Банка России с государственной корпорацией является то, что он не имеет устава, т.е. учредительного документа, а особенности правового положения определяются Конституцией РФ и Законом « О Банке России». Можно сказать, что Закон «О Банке России» является учредительным документом, то есть уставом, который «с уровня локального нормативного акта поднят до уровня федерального закона»25.

    В соответствии со ст. 7.1 Закона «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорации не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

    26

    В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона « О некоммерческих организациях» некоммерческие организации создаются для достижения целей, направленных на достижение общественных благ. В соответствии со статьей 3 Закона « О Банке России» основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.27Вышеуказанные цели направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной и банковской систем, а также можно сказать, что это непосредственно связано с защитой прав и законных интересов участников экономических отношений. Следовательно, можно сделать вывод, что цели деятельности Банка России соответствуют целям деятельности некоммерческих организаций.

    Вышеуказанные характеристики государственной корпорации также подпадают под описание и Центрального банка. В соответствии со ст. 2 Закона «О Банке России» государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

    28

    Государственная корпорация, как и Банк России, использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

    Государственная корпорация осуществляет предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. В соответствии со ст.3 Закона «О Банке России» получение прибыли не является целью деятельности Банка России.29Для государственной корпорации получение прибыли также не является целью деятельности.

    Отличием Банка России от государственной корпорации является то, что государственная корпорация обладает имуществом на праве собственности. В соответствии со ст.2 Закона «О Банке России» уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

    По мнению Э.С.Петросян, чтобы разрешить проблемы с определением организационно-правовой формой Банка России, а также для того, чтобы признать его государственной корпорацией. Для этого предлагается разделить имущество Банка России на части и предоставить им различные правовые режимы. Одна часть имущества должна принадлежать Банку России на основании права собственность, а другая часть должна оставаться в федеральной собственности и находиться на самостоятельном балансе при условии, что будет четко определен объем прав и обязанностей в отношении данного имущества. Следует также признать право собственности на переданное Центральным банком имущество.

    По мнению автора, данная противоречие является не единственным основанием, по которому Банка России нельзя признавать государственной корпорацией. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организации» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан» государственная корпорация является некоммерческой организацией и, в связи с этим, не обладает властными полномочиями. 30

    Многие юристы считают, что Банк России следует признать государственным учреждением. Так, по мнению С.А. Голубева, Банк России является юридическим лицом и относится к федеральным органам исполнительной власти, и, как любое министерство или ведомство, он должен существовать в форме государственного учреждения. 31

    В соответствии со ст. ст. 50 и 123.21 Гражданского кодекса учреждение обладает следующими признаками:

    • Не преследует цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

    • Обладает имуществом на праве оперативного управления;

    • Государственные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества;

    • При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

    Банк России также как и государственное учреждение, не преследует в качестве основной цели извлечение прибыли. Можно сказать, что для Центрального банка прибыль носит лишь вспомогательный характер.

    В соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса учреждением признается организация, которая создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В данном случае цели создания учреждения и Банка России совпадают.

    Государственное учреждение обладает имуществом на праве оперативного управления.

    Имущество государственного учреждения могло изыматься собственником данного имущества. В отличие от государственного учреждения имущество Банка России не может быть изъято и обременено без согласия Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Помимо этого для реализации целей, возложенных на него Конституцией РФ, Банк России использует коммерческие сделки и в соответствии со ст.46 Закона «О Банке России» вправе осуществлять все виды банковских операций. 32Вышеуказанные основания дают возможность сделать вывод, что Банк России государственным учреждением являться не может.

    Также принято считать, что Банк России может являться государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. В соответствии со статьей 294 ГК РФ хозяйственное ведение – это владение, пользование и распоряжение имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом и иными правовыми актами.

    Некоторые авторы полагают, что Банк России можно рассматривать в качестве государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенное предприятие).

    В соответствии со статьей 296 ГК РФ право оперативного — это право владеть, пользоваться имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

    Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия в случае, если у него не хватает собственных средств. Государство же не отвечает по обязательствам Банка России, как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Собственник казенного имущества вправе изымать излишнее, неиспользованное или использованное не по назначению имущество, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Изъятие и обременение имущества Банка России не допускается без его согласия.

    Казенное предприятие отчуждает и распоряжается имуществом лишь с согласия собственника данного имущества. Собственник имущества самостоятельно определяет порядок распределения доходов данного предприятия. Центральный банк, напротив, самостоятельно распоряжается закрепленным за ним имуществом, согласие государства при этом не требуется.Также Центральный банк самостоятельно распоряжается полученными доходами, часть которых поступает в федеральный бюджет.

    Основной целью деятельности казенного предприятия является извлечение прибыли, в отличие от Банка России.

    Центральный банк отличается от унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения тем, что он действует на основании Конституции РФ и специального закона, в то время как неотъемлемой частью унитарного предприятия является устав.

    В соответствии со ст. 295 Гражданского кодекса собственник имущества решает ряд вопросов:

    • Создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации.

    Собственник имущества Банка России, то есть государство, в лице Государственной Думы принимает Закон «О Банке России», тем самым он принял решение о его создании, а также определил предмет и цели его деятельности. Вопросы о ликвидации и реорганизации Банка России принимаются собственником имущества путем внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ и в Закон «О Банке России».

    Предметом и целью деятельность унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, как коммерческого юридического лица, является извлечение прибыли. Главная цель Банка России — защита и гарантия публично-правовых интересов.

    • Назначает директора предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

    В соответствии со ст. 103 Конституции РФ и Законом «О Банке России» Государственная Дума назначает на должность Председателя Банка России по представлению Президента РФ. В данном случае государство, в лице Государственной Думы, является собственником имущества.

    В соответствии со ст. 5 Закона « О Банке России» Государственная дума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; принимает решение о проверке Счетной палатой финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. 33В данном случае можно говорить о том, что собственник имущества таким образом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества.

    • Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

    В соответствии со ст. 26 Закона «О Банке России» после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли.34Это связано с тем, что Банк России является коммерческой организацией, занимающийся предпринимательской деятельностью, от которой он получает прибыль.35

    Некоторыми авторами высказывали мнение о том, что Банк России представляет собой юридическое лицо публичного права. Юридическое лицо публичного права- это признанное публичной властью в этом качестве материальное и публично-правовое некоммерческое образование, выступающее в правоотношениях в различных организационно-правовых формах в целях общего блага путем применения публичной власти, сотрудничества с ней, давления на неё, имеющее название, обладающее имуществом, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои правовые акты и действия.36

    Данную организационно-правовую форму предлагалось ввести для юридических лиц, выполняющих публичные функции, чей статус определяется нормами гражданского права. По мнению Курбатова, если не устранить неопределенность с вопросом об организационно-правовой форме Банка России, то приведет к тому, что Центральный банк будет должен утратить статус юридического лица и приобрести статус государственного органа, выступающего исключительно от имени Российской Федерации, которая будет полностью отвечать за счет бюджета за все его действия. 37Такое развитие событий допускать невозможно, поскольку в данном случае будет нарушаться принцип независимости Центрального банка, который определен нормами Конституции РФ.

    studfiles.net

    Центральный Банк Российской Федерации

     

    Центральный Банк Российской Федерации (сокращенные наименования: Банк России, ЦБ РФ, Центробанк) является государственным кредитным учреждением, банком первого уровня, имеющим в соотвествии с Конституцией особый, независимый правовой статус. ЦБ РФ выступает основным звеном всей национальной кредитно-денежной системы.

     

    История Центрального Банка Российской Федерации

     

    История главного банка нашей страны берет свое начало со времен правления Александра II: в 1860 году на основе его указа в процессе реорганизации всей банковской системы был создан первый Государственный банк Российской империи. Он занимал здание усадьбы декабриста М.С. Лунина, расположенное у Никитских ворот в Москве и находился в нём вплоть до революции 1917 года.

    В эти годы Государственный банк выполнял функции Министерства финансов: проводил денежные реформы, производил эмиссионные операции, предоставлял коммерческие кредиты и т.д.

     

    После революции 1917 года банковское дело объявлялось исключительно государственной монополией, поэтому существовавшие банковские организации присоединились к Государственному банку, который, в свою очередь, получил название Народный банк Российской Республики, а чуть позднее – Народный банк РСФСР. Однако уже в 1921 году он был переименован в Государственный банк РСФСР и перешел в полное подчинение Народному комитету финансов. С 1921 года и по сей день главное здание Центробанка находится в Москве на улице Неглинной, дом 12.

    В 1923 году он сменил своё наименование на Государственный банк СССР.

    До 1954 года Госбанк не являлся самостоятельной структурой: фактическое руководство осуществлялось Министерством финансов, оно же разрабатывало инструкции и правила осуществления банковских операций. В 1954 году Госбанк перешёл в ведение Совета министров, выйдя из подчинения Министерства финансов.

     

    В 1987 году произошла кардинальная реорганизация кредитно-денежной системы страны, в результате которой появились новые банки (Сбербанк, Промстройбанк, Внешэкономбанк и др.), а Государственный банк стал выполнять функции главного государственного банка СССР. В его обязанности входило разработка кредитной политики, распределение денежных ресурсов и кредитных вложений.

     

    В 1990 году был принят Закон «О Государственном банке РСФСР», по которому Госбанк России объявлялся юридическим лицом, подотчётным Верховному Совету РСФСР. В этот же год были приняты Законы «О банках и банковской деятельности» и «О государственном банке СССР». В соответствии с ними на территории СССР создавалась единая система банковских учреждений, основанная на единой валюте – рубле.

     

    В 1991 году произошло упразднение союзных структур и образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ), в связи с чем Госбанк СССР был ликвидирован, а его функции и полномочия возложены на Государственный банк РСФСР (Банк России). В ноябре 1991 году ему были переданы все активы и пассивы Центробанка СССР, а также его материально-техническая база и иные ресурсы. Спустя несколько месяцев главный банк страны получил своё современное наименование – Центральный банк Российской Федерации (сокращённо Банк России).

     

    С 1992 года ЦБ РФ занимает главенствующую позицию в финансовой политике государства, при этом обладая независимым статусом и широким кругом полномочий.

     

    В этом же году у Центрального банка появилась своя символика – двухглавый орел, а с 1995 года это изображение стало помещаться на всех выпускаемых банкнотах.

    Следует обратить внимание, что иллюстрация двухглавого орла на всех монетах и купюрах – это не государственный герб Российской Федерации, а геральдическая эмблема Центробанка, зарегистрированная в официальном геральдическом регистре.

     

    Функции и полномочия Центрального Банка Российской Федерации:

     

    • Совместно с Правительством разрабатывает кредитно-денежную политику страны, а также реализует её;
    • Обладает исключительным правом эмиссии (выпуска) денежных знаков;
    • Организует наличное денежное обращение;
    • Осуществляет валютный контроль;
    • Устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной валюте – рублю;
    • Регулирует деятельность всех банков в Российской Федерации;
    • Регистрирует выпуск кредитными организациями ценных бумаг;
    • Выдаёт кредитным организациям лицензии на совершение банковских операций и отзывает их;
    • Осуществляет банковский надзор за деятельностью всех кредитных организаций;
    • Разрабатывает систему мер по обеспечению устойчивости национальной валюты – рубля;
    • Обладает правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всеми органами государственной власти, юридическими и физическими лицами без исключения. Участие Банка России в законотворческой деятельности регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
    • Осуществляет управление золотовалютным резервом страны;
    • Реализует иные функции и полномочия, предоставленные Центробанку Конституцией РФ и федеральными законами.

     

    Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации

     

    • Банк России существует в форме юридического лица и не входит в общую систему исполнительных и распорядительных органов.
    • Несмотря на то, что в соответствии с законодательством ЦБ РФ не является каким-либо органом государственной власти, его функции и полномочия можно отнести к самой государственной власти, поскольку их исполнение обеспечивается мерами государственного принуждения.
    • Уставный капитал и имущество Центробанка является федеральной собственностью.
    • Государство и Центральный Банк Российской Федерации не отвечают по обязательствам друг друга, если в отдельных вопросах они сами не приняли на себя такие обязательства.
    • Органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка, однако он подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

    utmagazine.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *