Государственные и муниципальные финансы это – Сущность государственных и муниципальных финансов
Book: Государственные и муниципальные финансы
18. Налоговые доходы для бюджетов муниципального уровня
Налоговые доходы для бюджетов составляют:
1) для бюджетов поселений:
а) местные налоги:
– земельный налог – 100 %;
– налог на имущество физических лиц —100 %;
б) федеральные налоги:
– налог на доходы физических лиц – 10 %;
– единый сельскохозяйственный налог – 30 %;
2) для бюджетов муниципальных районов:
а) местные налоги:
– земельный налог, взимаемый на межселен—ных территориях, – 100 %;
– налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных территориях, —
100 %;
б) федеральные налоги и сборы:
– налог на доходы физических лиц – 20 %;
– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 90 %;
– единый сельскохозяйственный налог —30 %;
– государственная пошлина – 100 %;
3) для бюджетов городских округов:
а) местные налоги:
– земельный налог – 100 %;
– налог на имущество физических лиц —100 %;
б) федеральные налоги и сборов:
– налог на доходы физических лиц – 30 %;
– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 90 %;
– единый сельскохозяйственный налог – 60 %;
– государственная пошлина – 100 %; 4) к другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
а) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
б) не менее 10 % доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования и проводимого в соответствии с государственной программой приватизации;
в) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
г) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
д) доходы от проведения муниципальных денежно—вещевых лотерей;
е) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
ж) государственная пошлина;
3) не менее 50 % налога на имущество предприятий;
4) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Расчет долей федеральных налогов для муниципального образования производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту. С помощью определенной формулы рассчитывается доля федерального налога для каждого муниципального образования.
www.e-reading.club
4.2 Государственные, муниципальные финансы
Централизованные финансы формирует, распределяет и использует государство в соответствии с законодательно определенными источниками поступления средств и направлениями их расходования. Государственные, муниципальные финансы – это форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные, муниципальные финансы включают в себя бюджеты всех уровней, государственный кредит, государственные внебюджетные фонды, финансы иных государственных и муниципальных институтов. Все денежные операции государственных, муниципальных органов власти и институтов являются финансовыми. Главное назначение государственных, муниципальных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов государства, необходимых для реализации его функций.
Основное место в системе государственных, муниципальных финансов занимают бюджеты. Российская Федерация представляет собой федеративное государство, включающее в себя два уровня государственной власти и два уровня местного самоуправления. Каждый из уровней власти и управления имеет собственный бюджет. Формируется система бюджетов, состоящая из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов (последние в свою очередь образуют двухуровневую систему).
В федеральном бюджете концентрируются наиболее крупные федеральные налоговые и неналоговые доходы и наиболее значимые расходы государства, связанные с финансированием вопросов общегосударственного управления, национальной обороны, правоохранительной системы и социально-экономического развития.
В региональных бюджетах аккумулируются региональные и часть федеральных налоговых доходов, средства межбюджетных трансфертов федерального бюджета и неналоговые доходы в объемах, необходимых органам власти субъектов для развития региональной экономики и социальной сферы, финансовой поддержки подведомственных территорий, управления реализацией социально-экономической политики на региональном уровне.
Местные бюджеты формируются и исполняются по доходам и расходам на территориях субъектов Российской Федерации. Состав системы местных бюджетов зависит от устройства системы местного самоуправления в конкретном субъекте Федерации. В зависимости от типов и количества входящих в структуру региона муниципальных образований можно выделить бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Доходная часть этих бюджетов формируется за счет местных и части региональных налогов, неналоговых доходов от муниципальной собственности и межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. За счет средств местных бюджетов финансируется основная масса расходов на социальную сферу, расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и решение других вопросов местного значения.
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных, муниципальных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в бюджеты. Государственный, муниципальный кредит представляет собой заем средств органами государственной власти или местного самоуправления у населения, организаций, международных финансовых организаций и иностранных государств путем выпуска облигаций и получения международных кредитов для покрытия дефицита бюджетов.
Внебюджетные фонды представлены в России государственными внебюджетными фондами социального назначения федерального и регионального уровней. Они включают: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды формируются из средств, не включенных в состав государственного бюджета и предназначенных на финансирование определенных специфических целей и задач: пенсионное и социальное обеспечение, обязательное медицинское страхование. Кроме того, в состав внебюджетных фондов могут включаться средства хозяйствующих субъектов, не вошедшие в бюджет.
Финансы иных государственных и муниципальных институтов также являются относительно самостоятельным звеном системы государственных, муниципальных финансов. К таким институтам можно отнести, в первую очередь, государственные резервы и резервные фонды. Они выделяются в особую форму государственных, муниципальных финансовых ресурсов, поскольку совершают свое самостоятельное движение, подлежат обособленному учету и управлению, имеют собственные методы аккумуляции средств и их расходования как запас доходов и отложенные на время расходы государства. В Российской федерации можно выделить два типа государственных резервов и резервных фондов: стратегические и текущие. К стратегическим относятся золотовалютные резервы, основу которых составляют золотовалютные активы Центрального банка Российской Федерации, ко второй категории можно отнести Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, формируемые преимущественно за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета. Резервный фонд предназначен для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета. Фонд национального благосостояния помимо финансирования определенных социальных расходов при недостатке бюджетных и внебюджетных средств выполняет функции стратегического запаса.
Особенности организации государственных, муниципальных финансов разных стран определяются типом государственного устройства. При унитарном правительстве государство имеет один или несколько уровней власти, но эффективный контроль и управление в нем осуществляются только национальным правительством. Никакой региональный или местный орган власти не действует независимо от национального правительства, хотя правительство обычно передает определенные функции местному самоуправлению или должностным лицам. Во многих унитарных государствах местные органы власти имеют ограниченную ответственность как в сфере налогообложения, так и в сфере расходования полученных средств, которые также управляются сверху.
Большинство государств в мире унитарно. Например, унитарные правительства существуют в большинстве стран Западной Европы (в частности, в Чешской Республике, Венгрии, Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Латвии, Эстонии). В отдельных случаях унитарные государства децентрализованы, и во многих из них сформированы региональные, местные органы власти. В отдельных региональных правительствах и органах местного самоуправления также были сформированы советы или законодательные органы, как например в Украине, но центральное правительство управляет их финансовыми решениями в области доходов и расходов. Политические и бюджетные полномочия для региональных правительств и органов местного самоуправления также устанавливаются национальным правительством.
Государственные, муниципальные финансы федеративного государства основываются на следующих принципах:
1) законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;
2) обеспечение органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) самостоятельность в определении направлений использования финансовых ресурсов, подконтрольность исполнения бюджета соответствующему представительному органу власти.
На всех уровнях управления централизованные финансы обеспечивают возможность выполнения государством основных функций: создание актуальной нормативно-правовой базы и контроль четкого соблюдения законодательных норм; предоставление общественных благ; создание условий для свободной конкуренции и антимонопольное регулирование рыночных отношений; стимулирование развития новых прогрессивных технологий; защита окружающей среды; поддержка развития значимых для развития общества отраслей и сфер экономики, в том числе малый бизнес и сельское хозяйство, фундаментальная наука и социальная сфера.
studfiles.net
Государственные и муниципальные финансы
Назначение
государственных и муниципальных финансов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
глава 5
5.1. Содержание государственных и муниципальных финансов
Особое место в финансовой системе любого государства принадлежит государственным и муниципальным финансам.
Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Традиционно необходимость государственных и муниципальных финансов обуславливается удовлетворением общественных потребностей в ходе выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных
на них полномочий. Государственные и муниципальные финансы обеспечивают исполнение обязательств государства и муниципальных образований в области национальной безопасности, обороноспособности, государственного и муниципального управления, социальной защиты граждан и др. Посредством государственных и муниципальных финансов осуществляется регулирование пропорций распределения финансовых ресурсов между сферами и отраслями деятельности, территориальными образованиями, социальными группами; стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. Масштабы государственных и муниципальных финансов свидетельствуют о степени влияния органов государственной власти и органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие.
В зарубежной экономической теории назначение государственных и муниципальных финансов связывается с обеспечением функционирования общественного сектора экономики и корректировкой влияния рыночного механизма распределения ресурсов. Государство и муниципальные образования рассматриваются не столько как субъекты власти, воздействующие на участников общественного воспроизводства, сколько как субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, распределение и предоставление общественных благ. Государственные и муниципальные финансы направлены на воспроизводство общественных благ, имеющих коллективную форму потребления, при которой: использование блага одним лицом не исключает возможности его потребления другими; увеличение числа потребителей не уменьшает полезности блага; отсутствует право ин-
Формы организации государственных и муниципальных
финансовых ресурсов
Задачи и принципы организации государственных и муниципальных финансов
5.1. Содержание государственных и муниципальных финансов | 151 |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
дивида выбирать объем потребления блага; обеспечивается доступность блага всем потребителям без дополнительных затрат. Рыночное производство данных благ является неэффективным. Это обуславливает преобладающую роль государства и муниципальных образований и, соответственно, государственных и муниципальных финансов в обеспечении воспроизводства общественных благ. Масштабы государственных и муниципальных финансов зависят от объема благ, предоставляемых на нерыночной основе, а также уровня участия государства и муниципальных образований в регулировании эффекта от рыночного распределения благ.
Организация государственных и муниципальных финансов нацелена на создание условий для эффективного и в полном объеме выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций. В связи с этим основными задачами организации государственных и муниципаль-
ных финансов являются: оптимизация пропорций разграничения финансовых ресурсов между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них полномочиями; наделение органов государственной власти
иорганов местного самоуправления финансовыми правами, позволяющими оказывать активное влияние на социально-экономическое развитие; стимулирование органов государственной власти и органов местного самоуправления к проведению инвестиционных, институциональных, социальных преобразований; повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за эффективность и результативность управления государственными и муниципальными финансами.
Вгосударствах с развитой рыночной экономикой организация государственных и муниципальных финансов осуществляется в соответствии с принципом самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в управлении государственными и муниципальными финансами в пределах установленных полномочий; принципом гласности и прозрачности, предусматривающим открытость, достоверность
иполноту информации о государственных и муниципальных финансовых ресурсах; принципом законности, предполагающим нормативную правовую регламентацию процесса формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти
иорганов местного самоуправления; принципом эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов.
Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджет выступает формой
образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества. Внебюджетные фонды являются формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование определенных потребностей общества.
Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов государственные и муниципальные финансовые ресурсы — это доходы, поступления и денежные накопления, нахо-
Государственные и муниципальные доходы
152 | Глава 5. | Государственные и муниципальные финансы |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
дящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и предназначенные для решения вопросов, отнесенных к их компетенции.
Источниками государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, доходы от продажи земли, нематериальных активов, конфискованного или бесхозного имущества и т.п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т.п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь источниками муниципальных финансовых ресурсов являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.
Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов. Они являются материально-веще-
ственным воплощением экономических отношений, возникающих в ходе распределения валового внутреннего продукта, поступлений от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в целях формирования фондов финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Государственные и муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственные и муниципальные внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.
При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, поступающие в государственные и муниципальные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов.
Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов. Состав государственных доходов представлен на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Состав государственных доходов
В свою очередь муниципальные доходы включают доходы бюджетов органов местного самоуправления, а также доходы муниципальных внебюджетных фондов, если их формирование предусматривается законодательством. Состав муниципальных доходов изображен на рис. 5.2.
5.1. Содержание государственных и муниципальных финансов | 153 | ||||||||
| Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254 |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 5.2. Состав муниципальных доходов
ВРоссийской Федерации, так же как и во многих других государствах, образование муниципальных внебюджетных фондов запрещается, поэтому муниципальные доходы включают только доходы бюджетов органов местного самоуправления.
Виды государственных и муниципальных доходов отличаются многообразием. В зависимости от метода мобилизации выделяют: доходы от взимания обязательных платежей,
ккоторым относятся доходы от уплаты налогов, пошлин, лицензионных и иных сборов, взносов на социальное страхование, штрафов и пени и др.; доходы от экономической деятельности государства и муниципальных образований, включающие доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, оказания государственных и муниципальных услуг на платной основе; добровольные поступления от органов государственной власти и органов местного самоуправления другого уровня, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, а также физических лиц и организаций. Данная группировка доходов рекомендована Международным валютным фондом.
ВРоссийской Федерации и некоторых других государствах используется другая группировка доходов — в зависимости от их экономического содержания. В рамках данной группировки в составе государственных и муниципальных доходов различают: налоговые доходы, к которым относятся доходы от уплаты налогов и денежных взысканий по ним, а также некоторых видов пошлин и сборов; неналоговые доходы, объединяющие наряду
сдоходами от экономической деятельности государства и муниципальных образований доходы от взимания пошлин, сборов и иных обязательных платежей, не относящихся к налоговым доходам; безвозмездные поступления из других бюджетов, от субъектов международного права, организаций и граждан.
В Российской Федерации к налоговым доходам отнесены доходы от уплаты государственной пошлины, в то время как доходы от таможенной и патентной пошлин являются неналоговыми.
Как правило, доходы от взимания сборов за пользование природными ресурсами включаются в состав налоговых доходов, а от взимания лицензионных сборов, сборов за оказанные государственные и муниципальные услуги относятся к неналоговым доходам. Между тем не исключаются и иные подходы. Например, в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан все виды сборов (в том числе регистрационные, за выдачу разрешений, проезд по платным государственным автомобильным дорогам и др.) являются налоговыми доходами бюджетов.
Иногда решение вопроса об отнесении платежа к налоговым или неналоговым доходам зависит от действия политического фактора, поскольку влияет на оценку уровня налогового бремени в государстве.
Государственные и муниципальные поступления и денежные накопления
154 | Глава 5. | Государственные и муниципальные финансы |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
С учетом изложенного виды государственных и муниципальных доходов можно представить следующим образом (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Виды государственных и муниципальных доходов
Наряду с государственными и муниципальными доходами формирование бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов осуществляется за счет
поступлений из источников финансирования их дефицита. Они включают средства, привлекаемые на условиях возмездности и возвратности в формах займов и кредитов, а также средства от продажи определенных видов государственного и муниципального имущества.
Выделяют поступления из внутренних и внешних источников финансирования дефицита. Критерием данной группировки выступает валюта, в которой осуществляется привлечение средств, или признак резидентства кредиторов.
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством
кпоступлениям из внутренних источников финансирования дефицита относят поступления в валюте Российской Федерации, к поступлениям из внешних источников — в иностранной валюте. По методике Международного валютного фонда поступления из внутренних источников финансирования дефицита формируют средства, привлекаемые от резидентов; поступления из внешних источников — от нерезидентов.
Виды государственных и муниципальных поступлений представлены на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Виды государственных и муниципальных поступлений
Поступления из источников финансирования дефицита направляются на обеспечение сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов, а также погашение государственного и муниципального долга.
Государственные и муниципальные расходы
5.1. Содержание государственных и муниципальных финансов | 155 |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
Денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения бюджетов и внебюджетных фондов и предназначенных для осуществления расходов в последующие периоды. Денежные накопления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов и внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций прошедшего года. Остатки средств могут направляться на финансирование временных кассовых разрывов и дефицита бюджетов и внебюджетных фондов, размещаться в долговые обязательства.
Особое положение в составе денежных накоплений принадлежит средствам фондов стабилизационного назначения. Они образуются в целях трансформации в денежный капитал отдельных видов государственных доходов и обеспечивают сбалансированность бюджетов и исполнение государственных обязательств в условиях сокращения доходов в периоды рецессии, неблагоприятного влияния внешнеэкономического (сезонного) фактора. К данным фондам относятся: в Российской Федерации — Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, резервные фонды субъектов РФ; в других странах — Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд национального благосостояния Кувейта и др.
Их формирование осуществляется за счет доходов, связанных с добычей и экспортом определенных видов природных ресурсов, а также иных доходов, имеющих существенный рост в условиях благоприятной экономической конъюнктуры.
Пример
ВРоссийской Федерации формирование Резервного фонда, Фонда национального благосостояния обеспечивается за счет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти. Формирование резервных фондов субъектов РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.
ВНациональный фонд Республики Казахстан поступают доходы от налогов, уплачиваемых организациями нефтяного сектора (корпоративного подоходного налога, налога на сверхприбыль и др.), а также от приватизации государственного имущества горнодобывающих и обрабатывающих отраслей.
Средства фондов стабилизационного назначения могут размещаться в финансовые активы, предусматриваемые законодательством, в том числе в иностранную валюту, долговые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций, банковские депозиты и др. Это обеспечивает инвестиционный доход от управления средствами фондов. При сокращении государственных доходов, росте бюджетного дефицита и увеличении задолженности органов государственной власти по долговым обязательствам средства фондов направляются в составе источников финансирования дефицита бюджетов на обеспечение их сбалансированности.
Использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов происходит посредством осуществления государственных и муниципальных расходов. Они являются материально-ве- щественным воплощением экономических отношений, возника-
ющих в процессе использования фондов финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях удовлетворения общественных потребностей.
156 | Глава 5. | Государственные и муниципальные финансы |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
Государственные и муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного значения.
Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных и муниципальных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов.
Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов. Состав государственных расходов представлен на рис. 5.5.
Рис. 5.5. Состав государственных расходов
Соответственно, муниципальные расходы включают расходы бюджетов органов местного самоуправления, а также муниципальных внебюджетных фондов, если их формирование предусматривается законодательством. Состав муниципальных расходов изображен на рис. 5.6.
Рис. 5.6. Состав муниципальных расходов
С учетом того, что в Российской Федерации, как и во многих других государствах, не допускается формирования муниципальных внебюджетных фондов, в составе муниципальных расходов выделяются только расходы бюджетов органов местного самоуправления.
Многообразие видов государственных и муниципальных расходов предусматривает необходимость их группировки. В зависимости от функционального назначения в составе государственных и муниципальных расходов различают расходы на обеспечение деятельности государственных и муниципальных органов, оборону, организацию общественного порядка и безопасности, поддержку экономики и научно-технического прогресса, жилищ- но-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, здравоохранение, образование, культуру и социальную защиту. Таким образом, функциональный состав отражает распределение расходов по основным направлениям деятельности органов государственной вла-
5.1. Содержание государственных и муниципальных финансов | 157 |
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
сти и органов местного самоуправления и позволяет раскрыть роль государства и муниципальных образований в управлении экономикой и социальной сферой.
Данная группировка расходов рекомендована Международным валютным фондом. Она нашла широкое применение в мировой практике и формируется с учетом особенностей государственного и муниципального управления. Отличия в функциональной группировке государственных и муниципальных расходов в разных государствах проявляются в детализации направлений использования средств.
Пример
В США в функциональном составе государственных расходов наряду с расходами на социальное обеспечение выделяют расходы на выплаты и услуги ветеранам. В Швеции одновременно с расходами на государственное управление указывают расходы на управление государственными финансами и расходы на обеспечение деятельности налоговой службы; кроме того, разделяют расходы на материальное обеспечение по болезни и инвалидности, по старости, при безработице, а также материальное обеспечение семьи и детства, иммигрантов и беженцев.
В Российской Федерации функциональная группировка государственных и муниципальных расходов включает расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, образование, культуру и кинематографию, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера.
В зависимости от экономического содержания в составе государственных и муниципальных расходов различают: текущие расходы, к которым относятся расходы на содержание государственных и муниципальных гражданских и военных служащих; взносы на социальное страхование; выплату социальных пособий; приобретение расходных материалов, обмундирования и мягкого инвентаря; приобретение услуг; обслуживание государственных
имуниципальных долговых обязательств; безвозмездные перечисления на текущие нужды организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, правительствам иностранных государств; капитальные расходы, включающие расходы на капитальные вложения в основные фонды; создание государственных и муниципальных запасов; приобретение земли и нематериальных активов; безвозмездные перечисления инновационного и инвестиционного назначения организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, правительствам иностранных государств. Группировка государственных и муниципальных расходов в зависимости от экономического содержания позволяет отразить их влияние на структуру общественного потребления
инакопления.
Данная группировка расходов используется во многих государствах (Белоруссии, Германии, Финляндии, Украине и др.). В Российской Федерации деление государственных
имуниципальных расходов на текущие и капитальные осуществлялось до 2005 г. и было заменено на группировку расходов исходя из их влияния на величину государственных
имуниципальных активов.
Виды государственных и муниципальных расходов можно представить следующим образом (рис. 5.7).
158 Глава 5. Государственные и муниципальные финансы
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254
Рис. 5.7. Виды государственных и муниципальных расходов
studfiles.net
7. Государственные и муниципальные финансы: понятие, особенности регулирования
Муниципальные (или местные) финансы — совокупность соц.-эк. отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фин. ресурсов для решения задач местного значения. Муниципальные финансы включают: -средства местного бюджета; -муниципальные внебюджетные фонды; -государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; Роль — функции: 1. формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; 2. распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; 3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Доходы: 1) Налоговые: -налоговые доходы от следующих местных налогов: земельного налога — 100%; налога на имущество физических лиц — 100%; 2) Специальные Нал. Режимы: НДФЛ— 30%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — 90%; единого сельскохозяйственного налога — 60%; государственной пошлины. 2) Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет: -доходов от использования и продажи имущества, находящегося в муниц. собственности; -доходов от платных услуг, оказываемых муниц. бюджетными учреждениями; Расходы: -содержание органов местного самоуправления; -формирование муниципальной собственности и управление ею; -организация, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства; дорожное строительство и содержание дорог местного значения; -реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; -обслуживание и погашение муниципального долга; -проведение муниципальных выборов и местных референдумов. Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому и юр. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определённых целевых расходов. Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие текущих расходов. Государственные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств в распоряжении государства и их целевым использованием. Структура государственных финансов включает бюджеты, внебюджетные фонды и кредитные отношения органов власти различных уровней. Финансы выполняют три функции: распределительную, регулирующую, контрольную. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне). Контрольная функция финансов – это функция обратной связи. Контрольная функция сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и национального дохода, своевременном и полном образовании целевых фондов денежных средств, об обеспеченности производственного процесса необходимыми ресурсами. Контрольная функция финансов реализуется через: — финансово-хозяйственный контроль в организациях; — финансово-бюджетный контроль; — кредитно-банковский контроль. Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая содержится в показателях бухгалтерской, оперативной, статистической отчетности.
studfiles.net
Государственные и муниципальные финансы
Глава 2. Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции
2.1. Сущность государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).
Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов
Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.
Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.
Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
2.2. Функции государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.
Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.
1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.
Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
- контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
- контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных
uchebnik-online.com
Государственные и муниципальные финансы
Государственные и муниципальные финансы
Государственные и муниципальные финансы – это финансовые отношения, которые возникают в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их расходования на удовлетворение социальных нужд общества, обеспечение бесперебойной работы экономики, финансирование национальной обороны и других расходов государства и муниципальных образований.
Особое назначение в финансовой системе уделяется государственным и муниципальным финансам, данный факт обусловлен их своеобразными функциями – снабжать органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимой для бесперебойной работы. С помощью этих финансов органы местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, влияют на многие отрасли экономики и разглаживание отличий в социальных уровнях отдельных территорий.
На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд факторов.
Факторы влияющие на организацию государственных и муниципальных финансов
- Форма государственного устройства. К примеру, для унитарных форм, характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов по сравнению с федеративным государством.
- Особенности административно-территориального устройства государства, которая проявляется в функционирования одних субъектов федерации в составе других субъектов. Согласно Российской конституции, субъектами РФ являются края и области. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких субъектов, осуществляется в условиях разграничения полномочий с федеральным центром. При этом пропорции зачисления доходов в бюджеты разных уровней способны регулироваться как федеральным законом, так и соглашениями между органами государственной власти.
- Особый статус отдельных территориальных образований. Так например, некоторые унитарные государства такие как Италия, Испания и др., включают в свой состав автономии, те органы власти, которые имеют более серьёзные права, чем органы власти других административно-территориальных единиц государств.
Принципы равноправия субъектов, которые закреплены в статье 5 Конституции Российской Федерации, не предусматривает различий в объёме полномочий, возлагаемых на органы власти республик, краёв, автономных округов, городов федерального назначения. В свою очередь, для муниципальных образований законодательство предусмотрело возможность установления особого режима функционирования.
Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения многих задач и функций. При помощи средств бюджетов обеспечиваются многие процессы: социальные, экономические, развитие научно-технического прогресса и др. Образование внебюджетных фондов связано, прежде всего, с появлением потребности у государственной власти и местного самоуправления в значительных объёмах. При помощи внебюджетных фондов обеспечивается финансирование таких мероприятий за счёт предназначенных средств, которые используются по целевому назначению.
Финансовые ресурсы, образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов – это доходы, накопления, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, предназначенных для решения вопросов, отнесённых к их компетенции.
Государственные и муниципальные доходы
Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в бюджеты разных уровней на основание действующего законодательства.
При этом данные средства, которые начисляются в бюджеты соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов в виде денежных средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Муниципальные доходы – это денежные средства, зачисленные в бюджеты муниципальных образований, в соответствие с решениями органов местного самоуправления и законодательством государственной власти.
Мобилизация доходов в бюджеты разных уровней осуществляется за счёт налоговых поступлений, неналоговых и безвозмездных перечислений. Наибольшая доля поступлений приходится на налоговые начисления.
Финансирования расходной части бюджетов, осуществляются за счёт поступлений из источников, предназначенных для балансировки дефицита бюджета. Финансирование дефицита бюджета происходит из привлечённых средств, в форме займа, при помощи размещения государственных ценных бумаг и полученных кредитов. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуется за счёт поступлений текущего финансового года.
Эти накопления проявляются в остатках средств на счетах бюджетов на начало года. ВВП является источником формирования государственных финансовых ресурсов, также такими источниками являются поступления от внешнеэкономической деятельности и части национального богатство, к примеру, доходы от продажи земли, нематериальных активов и др.
Использование финансовых ресурсов проявляется в виде государственных и муниципальных расходов.
Государственные расходы представляют собой денежные средства, направляемые государством из бюджетов определённых уровней на финансовое обеспечение, наложенных функций и задач.
Муниципальные расходы – это те же денежные средства, направляемые из бюджетов соответствующих уровней на решение проблем местного назначения.
investr-pro.ru
Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Принципы функционирования
Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, имеющих денежный характер, возникающих в распределительном процессе по поводу формирования, распределения и использования органами государственной власти и местного самоуправления денежных средств для удовлетворения социальных потребностей граждан, финансирования национальной обороны и правоохранительной деятельности, содержания аппарата управления, регулирования экономики и выполнения других задач и функций государства и муниципальных образований.
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.
Рисунок 5.1 – Состав государственных и муниципальных финансов Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального сектора экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях: распределительной, перераспределительной и контрольной.
Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики.
Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
Контрольная функция реализуется по следующим основным направлениям:
— контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
— контроль над соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
— контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
— единства законодательной и нормативной базы;
— открытости и прозрачности;
— разграничения полномочий и предметов ведения;
— целевой ориентированности;
— научного подхода к реализации намеченных целей;
— экономичности и рациональности;
— управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
В Российской Федерации в составе государственных финансов можно выделить государственные
финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне).
Государственные финансы на федеральном уровне (рис.8.2) состоят из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов РФ, государственного кредита. Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Рисунок. 5.2 – Структура государственных финансов России
Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), территориальные государственные внебюджетные фонды и государственный кредит (рис. 8.2).
В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами.
Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.
За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
theory-of-money.ru