Финансы и финансовая система рф – 1.1      Финансы и финансовая система Российской Федерации

Содержание

Финансовая система Российской Федерации 2019

Основой для благополучия и процветания любой страны является экономика. Стабильно развивающаяся экономика, которая обеспечивает высокий уровень жизни, достойные зарплаты и экономический рост должна быть построена на правильном распределении финансов. Правильное распределение финансов – это работа правительства и финансовых институтов страны.

Правильное построение экономики базируется на правильном управлении финансовой системой. Как и любая система, финансовая система является совокупностью различных правил, объектов и законов, по которым формируются финансовые отношения в государстве.

Из чего состоит данная система?

Финансовая система состоит из следующих подсистем:

  • Подсистема государственного бюджета,
  • Подсистема внебюджетных фондов,
  • Подсистема кредитований (государством и банками),
  • Подсистема фондов страхования (имущества, жизни, финансов),
  • Подсистема различных финансов предприятий, хозяйств и органов, которые выполняют цели регулирования экономики и стабилизации экономического курса.

Первые три подсистемы являются централизованными подсистемами регулирования и управления экономикой.

Главный орган, который руководит финансовой системой – Министерство финансов России. Данный орган руководит исполнительными механизмами в бюджетной, налоговой и золотовалютной политике. Также эти функции выполняют и органы власти в субъектах Российской Федерации.

Финансовой системе подчиняется и кредитная подсистема, которая выполняет функции управления деньгами государства и кредитования населения и компаний.

Важный орган государственного управления финансами – Центральный банк России, который обеспечивает регулирование и управление банковскими организациями и осуществляет регулирование курса национальной валюты и кредитную политику.

Финансовой контроль за государственным бюджетом страны осуществляет счетная палата России. А контроль за своевременную уплату налогов физическими и юридическими лицами осуществляет Федеральная налоговая служба. Она управляет сбором налоговых средств, контролирует правильность налоговых сборов, их своевременность и правомерность.

Также пополнение казны государства осуществляет таможенная служба России, которая отвечает за контроль экспортных и импортных пошлин в частности.

Система финансовых институтов РФ

Данная система образована следующими подсистемами:

  • Подсистема бюджетных фондов (государственный бюджет),
  • Подсистема внебюджетных фондов,
  • Подсистема страховых фондов и кредитов,
  • Денежно-валютная подсистема,
  • Подсистема финансов компаний и предприятий.

Все подсистемы или фонды образуются за счет реализации денежно-валютных отношений. Каждая подсистема выполняет функцию распределения национального дохода государства.

Принципы, по которым формируется финансовая система РФ

Чтобы построить правильную систему, нужно изложить ряд принципов (своеобразных правил), которым должна удовлетворять система:

  • Единство системы – общая материальная база всех подсистем. Все подсистемы подчиняются единым правовым актам и законам. Все планы по развитию экономики и расходованию средств непрерывно связаны в всех уровнях подсистем.
  • Конкретность выполнения задачи. Каждое звено выполняет определенную функцию. Например, Пенсионный фонд должен обеспечивать только социальное обеспечение, фонд медицинского страхования – только медицинское страхование граждан, налоговая служба должна обеспечивать только исполнение налогового законодательства и т.д.

Методы, по которым осуществляется деятельность финансовой системы

Метод (или способ) собирания денег:

  • Налоги (на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на землю и т.д.),
  • Сборы и пошлины (от торговых операций),
  • Штрафы,
  • Добровольные внесения средств (банковские вклады, покупка ценных бумаг, обеспечение облигаций, инвестирования крупных частных организаций),
  • Средства по страхованию.

Методы распределения денег:

  • Финансирование (предоставление средств безвозмездно),
  • Кредитование – предоставление средств с условиями возврата (чаще всего с процентами).
  • Выплаты, расчеты (пенсии, пособия, зарплаты, страховки и т.п.).

Бюджетная система России

Данная система состоит также из подсистем трех уровней:

  • Общий бюджет (федеральный бюджет),
  • Совокупность бюджетов субъектов РФ (республик, краев, автономных округов, областей, автономных областей),
  • Совокупность местных бюджетов (городские, поселковые, районные).

Данная система является самой главной составляющей финансовой системы государства. Она организовывает распределение бюджета на нужды граждан страны: на оборону, промышленность, образование, инфраструктуру, здравоохранение, торговлю и прочее.

Государственный бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений, пошлин на товары. Также огромную долю доходов в бюджет Российской Федерации составляют доходы от экспорта энергоресурсов – нефти и газа. Поэтому финансовая деятельность государства образует все доходные и расходные статьи бюджета. Формирование статей дохода регламентировано налоговым и бюджетным законодательством.

Доходы бюджета страны

Расходы бюджета страны

Внебюджетная подсистема

Это все средства, которые не включаются в основной бюджет государства и направлены на строго определенные цели. Они имеют собственные источники пополнения и не зависят от налоговой и бюджетной политики.

Эта подсистема обособлена от госбюджета и направлена на привлечение капитала для инвестиций в приоритетные отрасли экономики и инфраструктуры. Значимые для общества проекты и институты, такие как социальное страхование, пенсионное обеспечение и обеспечение пособий также частично исполняются внебюджетными фондами.

Подсистема страховых фондов и кредитов

Финансовые кредиты представляют собой систему получения финансов и предоставления гарантий выплат по кредитам. В кредитах нуждаются многие граждане страны и компании. Средства, выданные по кредитным договорам являются дополнительными инвестициями в экономику субъектов Российской Федерации.

Государственное страхование представляет собой систему, одним из участников договора по страхованию в которой выступает государство. В эту подсистему входит важная составляющая социального страхования – выплата государством пенсий и пособий, обеспечение медицинского страхования граждан, страхование военных и служащих правоохранительных органов. Эта подсистема формирует специальные страховые фонды для обеспечения этих функций (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд медицинского страхования, федеральные фонды страхования).

В сфере страхования жизни или имущества фонд аккумулирует средства, полученные исключительно от участников программ страхования. .к. выплаты наступают не в каждом случае (а только в случае страховой ситуации), часть средств может инвестироваться в другие виды потребностей.

Финансы компаний и предприятий

Это самостоятельная часть финансовой системы России и представляет собой совокупность средств, полученных в результате финансовой деятельности предприятий.

Финансы компаний образуют базовую и самую важную составляющую общей финансовой системы государства, т.к. на этом уровне образуется большое количество капиталов, преобразуются ресурсы, которые превращаются в товары потребления. Именно на товарах и услугах завязана большая часть товарно-денежных отношений, формирующих систему финансов государства в виде налогов, пошлин и страховых взносов.

Основной источник финансов в финансовой системе образуется за счет предприятий – материальные ресурсы. Товары, услуги. Все это формирует национальное богатство и национальный доход.

Органы, контролирующие систему финансов России

Данные органы называют специально уполномоченными и они осуществляют функцию управления финансами.

Законодательные органы Верхняя палата Парламента – Совет Федерации России и нижняя палата – Государственная Дума РФ.
Исполнительные органы Правительство РФ, Министерство финансов, Счетная палата, Казначейство, Налоговая, Центробанк РФ.

Заключение

Финансовая система России, как и любая система состоит из подсистему, главными из которых являются:

  • Министерство финансов,
  • Центробанк,
  • Налоговая служба.

Главным документом, по которому осуществляется распределение финансов на нужды граждан и страны является государственный бюджет России.

Органы контроля за исполнением всех функций системы финансов осуществляют органы исполнительной и законодательной властей.

Подсистемами, фонды которых не являются частью государственного бюджета, являются подсистема страхования и подсистема финансов предприятий:

  • Страхование обеспечивает граждан социальными пособиями (пенсиями, пособиями по безработице), медицинским страхованием, страхованием жизни и имущества.
  • Предприятия обеспечивают страну капиталом, товарами и услугами и являются самым основным звеном, формирующим экономику и национальное благосостояния нашей страны.

dividendoff.net

2. Финансовая система рф Понятие, принципы, институты.

Финансовая система

– это совокупность финансовых учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность и институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

В финансовую систему РФ входят следующие институты:

  1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований. К их числу относятся отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено наиболее мобильное и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

  2. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – пенсионный фонд, фонд государственного обязательного медицинского страхования, фонд государственного социального страхования.

  3. Имущественное и личное страхование.

  4. Государственный и банковский кредит.

  5. Финансы хозяйствующих субъектов.

Данную систему образует совокупность финансовых институтов, т.е. групп взаимосвязанных, однородных отношений. К ним относятся:

1. Государственные финансы.

2. Финансы юридических лиц (учреждений, организаций, предприятий с различной формой собственности).

3. Кредитование.

4. Страхование.

Государственные финансы образуют:

1. Бюджетная система – т.е. совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

2. Внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования).

3. Государственный кредит.

Финансы юридических лиц состоят из:

1. Финансов коммерческих предприятий.

2. Финансов общественных организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность.

3. Финансов учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность.

Кредитование. Данный институт образуют отношения между коммерческими банками и лицами, заключившими с ними договоры банковского счета или банковского вклада, отношения по поводу предоставления банковских ссуд.

Страхование. Этот институт образуют социальное страхование, личное страхование, страхование имущества, ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Принципы построения финансовой системы могут быть различными. В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. Так например, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом - расходы на оборону, космос, внешних сношений государства, а местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка, уборку населенных пунктов и т. п.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

♦ экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения - оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы - развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

♦ формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

♦ взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;

♦ доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

1) Принцип единства:

a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.

b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы.

c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны - бюджетом.

2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

Деньги.

studfile.net

Лекция № 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации. — МегаЛекции

1. Финансы: понятие, сущность и функции.

2. Финансовая система Российской Федерации: понятие и структура.

3. Формы и методы финансовой деятельности публично-правовых образований.

4. Органы, осуществляющие финансовую деятельность.

1. Финансы: понятие, сущность и функции

Происхождение финансов как экономического и правового феномена теснейшим образом связано с деньгами, сферой денежного обращения. Термин «финансы» происходит от лат. finare (finire), что означает окончание, урегулирование денежного спора. Отсюда затем появилось понятие «financia» — обяза­тельная уплата денег или денежный платеж вообще. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для наименования всех отношений, связан­ных с доходами и расходами государства. Необходимыми предпосылками возникновения и развития финансов являются, во-первых, возникновение товарного производства, а, во-вторых, - развитого денежного оборота.

Понятие финансы можно рассматривать в нескольких аспектах. По своему материальному содержанию финансы госу­дарства и органов местного самоуправления, предприятий и организаций представляют собой фонды денежных средств. В качестве экономической категории финансы рассма­триваются как совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.

В правом смысле слова финансы — это общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права. Таким образом, во всех аспектах финансов прослеживается теснейшая связь с деньгами, различными денежными фондами и отношениями по поводу их формирования. Несмотря на генетическую близость финансов и денег, денежных отношений, финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием, как мы убедились, являются те из денежных общественных отношений, посредством которых образуются денежные фонды государства, территориальных подразделений государства, муниципальных образований, предприятий, организаций и учреждений. Синтезируя различные походы к пониманию финансов, можно сказать, что финансы – это общественные денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, муниципальных образований, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для реализации их функций, целей и задач.



Сущность такого феномена как финансы раскрывается через функции, финансами выполняемые. Финансы выполняют три важнейших функции – распределительную, регулирующую и контрольную. Распределительная функция заключается в том, что посредством финансов осуществляется распределение и перераспределение накопленного общественного богатства – валового внутреннего продукта. Через механизм изъятия части национального дохода у владельцев факторов производства и его распределение через централизованные публичные фонды, происходит эффективное и справедливое перераспределение национального богатства в целях гармонизации общественных отношений, обеспечения расширенного воспроизводства. Регулирующая функция финансов находит своё выражение в их способности оказывать воздействие на направленность и содержание макроэкономических процессов. Государство использует данную способность финансов в целях проведения антикризисной политики, смягчения циклических колебаний и нестабильности, имманентно присущих рыночной экономике. И, наконец, контрольная функция финансов находит своё отражение в том факте, что с их помощью осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в рамках народнохозяйственного организма. Данная функция теснейшим образом связана с распределительной функцией финансов.

 

2. Финансовая система Российской Федерации: понятие и структура

Складывающиеся в процессе финансовой деятельно­сти общественные отношения представляют собой не про­стую их совокупность, а определенную систему, порядок их расположения, взаимодействия между собой. Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объяс­няется тем, что финансы обслуживают многообразные по­требности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Под финансовой системой РФ понимается совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также система государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции фи­нансовую деятельность. Совокупность финансовых институтов, их взаимодей­ствие по созданию, перераспределению и использованию фондов денежных средств образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в усло­виях перехода к рынку. Так, финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

- бюджетная система;

- внебюджетные фонды;

- финансы организаций;

- фонды страхования;

- государственный и банковский кредит.

Все фонды денежных средств в государстве подразделя­ются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены. К централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующе­го субъекта. Прежде всего, это все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюд­жетные фонды, государственное страхование (имуществен­ное и личное), кредит (государственный и банковский). Централизованные денежные фонды в определённых территориальных пределах используются для удовлетворения общих нужд соответствующего территориального образования. К децентрализованным фондам денежных средств отно­сятся финансы предприятий и организаций всех форм соб­ственности, используемые для производственных и социальных целей в пределах указанных организаций, предприятий и учреждений соответственно их предназначению. Также выделяют целевые и общие денежные фонды. Фондами общего характера являются бюджеты, государственные и местные. К целевым денежным фондам относятся государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система РФ. Путём её использования образуются централизованные денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований. Такого рода централизованные денежные фонды необходимы для реализации задач общегосударственного, территориального или местного развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Бюджеты всех уровней служат финансовой основой суверенитета государства, самостоятельности субъектов РФ, развития муниципальных образований. Средства бюджетов всех уровней образуются за счёт налогов, иных обязательных платежей физических и юридических лиц, привлечения заёмных средств за счёт использования государственного и муниципального кредита.

Бюджетная система РФ включает в себя, как это следует из действующей редакции Бюджетного кодекса, и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК). В БК дано определение государственного вне­бюджетного фонда как фонда денежных средств, образуе­мого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, предназначенного для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспече­ние по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмо­тренных законом; социальное обеспечение в случае безра­ботицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицин­ской помощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ре­сурсы и направлять их на решение определенных социально- экономических задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов нахо­дятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Правовой основой формирования и использования вне­бюджетных фондов являются Бюджетный кодекс РФ и другие нормативные акты. К ним относятся государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды формируются в основном за счёт обязательных платежей физических и юридических лиц – страховых взносов.

Финансы организаций, предприятий и учреждений представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образо­ванием, распределением и использованием децентрализо­ванных фондов наличных и безналичных денежных средств хозяйствующими субъектами. В рамках данного элемента финансовой системы РФ выделяют финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов являются одной из основ финансовой системы страны в том плане, что они непосредственно связаны со сферой материального производства, в которой создаётся национальное богатство, распределяемое и перераспределяемое с помощью финансовой системы. В материальном смысле финансы предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности представляют собой обособленные денежные фонды, создаваемые на каждом отдельном предприятии и используемые для производства материальных и нематериальных благ, а также для удовлетворения разнообразных социальных нужд их работников.

Институт кредитования образуют: 1) отношения, возни­кающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения и размещения денежных средств; 2) от­ношения государственного кредита.

Государственный кредит основан на добровольности пла­тежей. Государственный кредит предполагает возможность для государства выступать как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Прежде всего, это деятельность государства по получению в кредит средств от юридических, физических лиц и других государств, межгосударственных организаций. Государственное кредитование осуществляется через размещение государственных ценных бумаг, получение кредитов от кредитных организаций. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Он может быть внутренним и внешним. Внутренний долг представляет собой в совокупности все заёмные обязательства государства, выраженные в национальной валюте. Государственный кредит - это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений, государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглаше­ниям или у международных фондов, таких, как Междуна­родный валютный фонд (МВФ), Европейский банк рекон­струкции и развития (ЕБРР) и др. в иностранных валютах. Государство в законах о бюджете регулярно предусма­тривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

Двойственность государственного кредита выражается и в том, что публично-правовые образования могут выступать и в качестве кредиторов. Бюджетные средства предоставляются на возмездной, срочной и возвратной основе бюджетам иных уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также юридическим лицам. Такого рода предоставления именуются бюджетными кредитами.

Банковский кредит представляет собой элемент финансовой системы РФ, воплощающий отношения, складывающиеся по поводу предоставления кредитными организациями денежных средств физическим и юридическим лицам на началах платности, срочности и возвратности для решения последними собственных нужд производственного, потребительского и социально-бытового характера. При этом источником кредитных ресурсов банков выступают временно свободные денежные средства физических и юридических лиц, привлекаемые на основании договоров банковского вклада, банковского счёта, а также иные денежные средства. Таким образом, прослеживается достаточно устойчивая зависимость банковского кредитования от осуществления кредитными организациями сберегательных операций.

Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение гражданам различных неблагоприятных последствий, обусловленных наступлением страховых случаев. Средства страховых фондов формируются за счёт взносов физических и юридических лиц, вступающих в страховые правоотношения. Выделяется две главных формы страхования: обязательное, добровольное. Обязательное страхование осуществляется в силу требований законодательства за счёт средств государственных бюджетов, а также средств страхователей – физических и юридических лиц. К видам обязательного страхования относятся, к примеру, обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование. Добровольное страхование возникает на основании договора, заключаемого физическим или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). По объекту страхования выделяют также имущественное страхование, когда страхуется имущество, ответственность или имущественные риски, и личное страхование, когда объектом страхования выступает жизнь, здоровье гражданина.

 

3. Формы и методы финансовой деятельности публично-правовых образований

Финансовая деятельность - вид человеческой деятель­ности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующих потребностей. Финансовой деятельностью занима­ются государственные органы, органы местного самоуправ­ления, хозяйствующие субъекты. Особая значимость финансовой деятельности публично-правовых образований заключается в том, что государство и местное самоуправление определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов в сфере финансов. В силу этого публичная финансовая деятельность приобретает основополагающий характер.

Финансовая деятельность вызвана объективной необ­ходимостью распределения и перераспределения нацио­нального дохода, удовлетворения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но и общества в целом. Определенный процент совокупного общественного про­дукта идет на возмещение потребленных средств производ­ства. Оставшиеся средства образуют национальный доход, одна часть которого направляется на оплату труда работни­ков материального производства, другая - на дальнейшее развитие производства, создание специальных резервных, страховых фондов, оборону страны, содержание управ­ленческого аппарата, социальные нужды. Распределение и перераспределение совокупного общественного продук­та и национального дохода происходят в денежной форме. Это - первое объективное условие существования финан­совой деятельности публично-правовых образований.

Товарное производство, действие закона стоимости определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий. В процессе производства у предприятий и иных организаций, а также у граждан обра­зуются децентрализованные фонды денежных средств. При финансовой деятельности часть этих средств привлекается в общегосударственный фонд для удовлетворения обще­ственных потребностей. Это - второе объективное условие финансовой деятельности.

Таким образом, финансовую деятельность государства и муниципальных образований мы можем определить как организационную деятельность уполномоченных органов, должностных лиц по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и муниципальных образований и выполнения ими стоящих перед ними целей и задач. То есть, содержанием публичной финансовой деятельности являются усилия по формированию, распределению и использованию соответствующих фондов денежных средств, которые обеспечивают реализацию функций публично-правовых образований.

 

4. Органы, осуществляющие финансовую деятельность.

В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.

Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на ряд групп.

К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью.

Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного, регулирования, денежной эмиссии.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной и которые несут основное бремя этой деятельности. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.

Минфин России относится к числу федеральных ведомств, постоянная необходимость и актуальность которого доказывается тем, что оно непрерывно функционирует в России с 1802 г. Минфин России, в соответствии с Положением о нем, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Минфин России осуществляет следующие основные функции:

- составляет проект федерального бюджета;

- утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

- открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

- осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;

- запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.

Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, особую роль в осуществлении финансовой деятельности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор налогов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Банке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны .Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют другие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администрация области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным собранием.

В составе администраций субъектов Российской Федерации функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.

Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администрации финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные):

- устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

- обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов Российской Федерации, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;

- составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;

- осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;

- осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;

- предоставляют необходимую информацию налоговым органам;

- получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;

- осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.

 

Лекция № 2. Финансовое право как отрасль права и учебная дисциплина.

1. Предмет и метод финансового права.

2. Принципы финансового права.

3. Система финансового права: понятие и структура.

4. Финансово-правовые нормы.

5. Финансовые правоотношения: понятие и структура.

 

1. Предмет и метод финансового права.

 

Основными критериями деления права на отрасли в соответствии с положениями теории права и государства принято считать предмет и метод правового регулирования.

Предметом регулирования любой отрасли права являются общественные отношения. Предметом финансового права служат общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. финансы.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что:

— они складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер;

— в них участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями относительно иных субъектов таких отношений, т.е. они носят властный характер;

— объектом данных отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам. Так, финансовые отношения возникают:

— между федеральными, региональными и местными представительными органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирования и исполнения;

— между федеральными, региональными и местными исполнительными органами власти;

— между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физическими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их перечислением в бюджет и т.п.;

-- внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита (например, между Минфином России и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностей названных органов.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву. Основным методом финансового права становится административно-правовой (императивный) метод. Он основан на неравенстве участников правоотношений. Одна из сторон имеет право выдавать в отношении другой обязательные для исполнения властные предписания.

Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.

Регулирование финансовых правоотношений осуществляется также гражданско-правовым (диспозитивным) методом, основанным на равенстве участников правоотношений. Он применяется в основном в банковских и кредитных отношениях. Законность данного метода иногда оспаривается, поскольку в основе регулирования названных выше отношений лежит административно-правовой метод, с помощью которого государственными органами и учреждениями (например, ЦБ РФ) устанавливаются правила обращения банков и клиентов, кредиторов и должников и т.д.

 

2. Принципы финансового права.

 

В основе финансового права лежит принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджетов. Очень важно, чтобы в работе над этим основным финансовым актом обязательно участвовали обе ветви власти. Право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа (ст. 106 Конституции). То же касается и всех других уровней бюджетов при обсуждении и утверждении их органами государственной и исполнительной власти. За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного дела и т. д .Вторым принципом финансовой деятельности и финансового права считается принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Несомненно, одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового права следует признать принцип законности.

Финансовое право не обходится и без принципа плановости. Хотя в условиях перехода к рынку от административного планирования отказались, однако, анализируя развитие человечества, можно сделать вывод о том, что человеческое общество — это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система. Развиваясь, оно начало осуществлять сначала простой товарообмен, затем сложилось денежное обращение, а затем общество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы, и, что особенно важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, несомненно, является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не спланировав свои доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая количество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не учесть и затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет, или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (см. ст. 13 БК). Это — объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Есть отдельный план — по доходам государства и специальный план — по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющие и детализирующие бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль. Таким образом, принцип плановости есть основное условие всей финансовой деятельности государства.

 

3. Система финансового права: понятие и структура

 

Система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по под отраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль — финансовое право.

Финансовое право состоит из двух частей: общей и особенной.

К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности под отрасли и институты финансового права, регулирующие отдельные виды финансовых отношений. Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли в определенные правовые институты и под отрасли. Институты—это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Под отрасль права — более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

Основной под отраслью финансового права принято считать бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются важнейшие государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения,

образуют институт, входящий в данную под отрасль. Правовые институты, управляющие общественными отношениями, которые складываются в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

Бюджет— это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный раздел финансового права — государственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве со стороны как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую под отрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому за институтом государственных доходов следует институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Особо нужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматри


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

7. Финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

Финансовая система в правовом аспекте – это, во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует формированию и использованию соответствующих фондов, во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства, которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

studfile.net

Финансовая система РФ

Содержание

1.Финансовые ресурсы

1.1.Определение финансовых ресурсов государства

1.2.Состав финансовых ресурсов и источники их формирования

2.Финансовая система РФ

2.1. Государственный бюджет

2.2. Внебюджетные фонды

2.3. Государственный кредит

2.4. Фонд страхования

2.5. Фондовый рынок

2.6. Финансы предприятий

Список литературы

Приложение

1. Финансовые ресурсы

1.1 Определение финансовых ресурс ов государства

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Усовершенствование финансовых отношений - главное условие функционирования рыночной экономики.

Финансы – инструмент рыночной экономики. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство.

Объектом государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Они выступают объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Таким образом, финансовые ресурсы государства – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Государству необходимы финансовые ресурсы для реализации функций возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

1.2 Состав финансовых ресурс ов и источники их формирования

К основным видам государственных финансовых ресурсов относятся:

1. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка.

2. Налоги.

3. Отчисления во внебюджетные фонды.

4. Платежи населения в местный бюджет.

5. Прочие.

Классификация финансовых ресурсов по источникам формирования представлена в Приложении 1.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, страхование, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

2.1 Государственный бюджет

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

- носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;

- формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

- перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение финансовой политики;

mirznanii.com

Финансы РФ

Финансы РФ – один из главных экономических рычагов в рыночных отношениях государства. Финансы РФ можно представить, как совокупность экономических отношений, которые возникают в период создания, распределения, а также применения капитала, необходимого государству для реализации основных функций и задач.

структура финансов РФ
Финансы РФ – это не деньги в прямом понимании, а взаимоотношение людей, работающих с целью образования, перераспределения и применения денежных средств во благо страны. Финансы РФ являются мощным инструментом, предназначенным для распределения национальной прибыли и валового продукта государства, а также стимулирования экономики страны в целом.

 

Сущность финансов РФ

 

Финансовое право в стране охватывает весьма широкий круг различных общественных отношений. Все это обусловлено тем, что государство использует финансы в качестве мощного рычага для осуществления экономической деятельности. Понятие «финансы» часто приравнивают к обычным «деньгам». Но по своей сути это лишь слова-синонимы.

 

К отличительным особенностям финансов РФ можно отнести:


1. Наличие взаимоотношений между различными субъектами. При этом денежные средства выступают в качестве материальной основы для дальнейшей деятельности, а также функционирования финансов РФ. Там где нет денег, как таковых, не может быть и самих финансов.


2. Субъекты взаимодействия могут иметь различные права при организации этих отношений. При этом государство, как основной орган, берет на себя особые полномочия.


3. Своевременное пополнение бюджета может быть обеспечено только благодаря сборам, налоговым и прочим платежам принудительного характера. Этого можно достичь только посредством создания мощного и главное – работоспособного финансового аппарата.


Указанные выше признаки позволяют определить финансы РФ, как отдельное звено в совокупности денежных взаимоотношений. К примеру, обычные финансовые взаимоотношения между людьми, потребителем и продавцом (даже в случае применения денег) нельзя назвать финансами.


Сущность финансов РФ можно рассматривать в двух основных аспектах:


1. В экономическом. То есть финансы РФ – это взаимоотношения в экономике, которые имеют непосредственную связь с процессами формирования, распределения и применения капитала. Основная цель при этом – решение функций и задач государства.

сущность финансов
2. В денежном. Здесь финансы РФ представляют собой совокупность различных фондов, которые государство объединяет под общее управление для решения собственных задач.


Финансы РФ выражают денежное взаимоотношение между:


- различными компаниями в процессе покупки материальных ценностей, услуги или товаров;
- компаниями и вышестоящими структурами в процессе формирования централизованного капитала и его перераспределения;
- компаниями и страной при выплате налогов в бюджет, а также при осуществлении финансирования;
- гражданами и страной при внесении первыми платежей и налогов;
- элементами всей бюджетной системы страны;
- обращением денежных средств в различных компаниях и фондах;
- гражданами, компаниями и страховщиками при выплате страховых взносов и покрытии ущерба.


Основной материальный источник финансовых фондов - национальный доход государства, то есть стоимость ВВП минус расходы на инструменты и средства производства. При этом главное условие роста финансов РФ – повышение национального дохода.

 

Система финансов РФ

 

Финансовая система Российской Федерации – это сотрудничество (взаимосвязь) всех финансовых институтов, а также государственных структур, осуществляющих работу в финансовой сфере. Все звенья системы финансов РФ формирует одну общую сеть, в основе которой следующие ответвления:

система финансов РФ

1. Бюджетная система РФ. К ней можно отнести общий бюджет страны и местные бюджетные средства.


2. Целевые фонды (как правило, они внебюджетные). Такие структуры создаются на постоянной основе или на небольшой период времени. По целевой направленности можно выделить две группы внебюджетных фондов – межотраслевого (отраслевого) характера, а также фонды социального назначения. В последнее время все чаще образовываются фонды территориального назначения.


3. Имущественное и личное страхование.


4. Финансы различных отраслей хозяйствования страны, учреждений, фирм, компаний и прочих структур. Это звено финансовой системы РФ является независимым и формирует основную часть бюджетных средств страны. Налоги, отчисляемые компаниями, формируют единый доход страны, который перераспределяется в дальнейшем на все уровни. К финансам различных хозяйственных структур можно отнести – финансы некоммерческих и коммерческих компаний. При этом у каждой из групп есть своя специфика работы.


5. Банковский или государственный заем. Государственный кредит – это особая форма финансовых взаимоотношений между двумя сторонами. С одной стороны – юридические (физические) лица, а с другой – государство.


Также в государственную систему включены следующие фонды – банковской системы, региональных (общественных) организаций, страховых компаний, негосударственных, а также прочих юридических лиц.

особенности системы финансов РФ
Финансовый институт страны представляет собой отношения в экономической сфере, которые связаны по различным методам и формам сбора, а также дальнейших трат капитала. При этом основным принципом всей системы является соблюдение единства. Финансы РФ не должны выходит за пределы государственной финансовой политики, а также текущих правил сборов и налогообложения. Единство – это одно из основных условий Конституции РФ, которое гарантирует свободу экономического пространства и перемещения капитала.

 

Функции финансов РФ

 

По своей денежной составляющей финансы проявляются в нескольких основных функциях:

 

1. Распределительной функции. Здесь идет речь о полноценном распределении национального дохода страны путем создания различных видов прибыли – первичной и основной. Сумма этих двух видов доходов и формируют общенациональную прибыль. При этом основной доход формируется благодаря основным участникам производства. К таковым можно отнести:


- прибыли различных компаний, работающих в сфере материального производства;
- заработные платы всех граждан страны (фермеров, служащих, рабочих и так далее).


В дальнейшем происходит перераспределение полученной прибыли, в результате чего образуются производственные и вторичные доходы. Основная задача перераспределения средств – создание рыночной экономики, укрепление финансовой структуры РФ, улучшение качества жизни граждан и так далее.

функции финансов РФ
2. Контрольной функции. Такая функция подразумевает осуществление контроля распределения ВВП по различным фондам и деление расходования средств по целевому назначению. При этом финансовый контроль должен охватывать все сферы деятельности страны (как производственную, так и непроизводственную). Основная цель – эффективное экономическое стимулирование всех процессов, рациональное расходование природных богатств, сокращение ресурсов непроизводственного характера и так далее.


Одна из главных задач контрольной функции финансов РФ – соблюдение действующего законодательства страны касательно всех финансовых вопросов, полноты и своевременности выполнения обязательств перед банковскими структурами, налоговой службой, а также обязательств компаний по совершению платежей и расчетов.


Реализация контрольной функции осуществляется благодаря эффективной деятельности финансовых органов.


3. Регулирующей функции. Ее суть заключается в деятельности государства, его вмешательство в сферу производства. При этом основные направления, которые интересуют государственные структуры – налоги, государственное кредитование и расходы бюджетных средств. Для регулирования экономики и социальных отношений может применяться бюджетное, государственное или финансовое планирование.

 

Контроль и учет финансов РФ

 

Одна из наиболее важных задач государства – осуществление контроля и учета финансов Российской Федерации. В зависимости от типа субъекта контроль финансов РФ может быть:

 

1. Внутриведомственным (общегосударственным). Такая задача возлагается на местные органы власти и управленческие структуры. При этом контролируются все объекты, вне зависимости от их подчиненности тому или иному ведомству. В случае с ведомственным контролем его проводят представители специальных отделов (как правило, контрольно-ревизионных). Задача данных органов – проверка всех субъектов (учреждений, компаний и прочих организаций, которые входят в ведомство структуры).

2. Внутрихозяйственным. Такая проверка возлагается на финансовые службы компаний или предприятий. Чаще всего работа поручается финансовым отделам организаций, бухгалтериям и прочим отделам. Основная задача – проверка качества ведения финансовой и производственной деятельности организации и всех его структурных отделов.


3. Общественно-финансовым. Здесь основные проверки осуществляются физические лица, которые возложили на свои плечи функции контроля. Вся работы при этом осуществляется на добровольных началах.


4. Независимым. К данной категории можно отнести проверки, которые выполняются специальными службами и отдельными физическими лицами.

 

функции финансов РФОсновная задача таких организаций – проверка деятельности различных субъектов в экономической сфере. Основными проверяющими органами выступают Федеральное Собрание и его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума.


В свою очередь в структуре ФСРФ образована Счетная палата, которая выступает в качестве основного органа с функцией финансового контроля. Задача Счетной палаты – контроль своевременного исполнения всей прибыли и расходов государственного бюджета страны, определение эффективности, а также целесообразности расходования бюджета и использования собственности государства. Кроме этого, к функциям Счетной палаты можно отнести анализ отклонений от нормы расходования средств и подготовка предложений, который позволят решить существующую проблему.

контроль финансов РФ
Положения Счетной палаты РФ берутся за основу всеми государственными структурами Российской федерации, в том числе внебюджетными фондами.
На уровне регионов контроль финансов РФ осуществляется органами местной власти и специально созданными структурами. Контроль республиканского бюджета РФ берет на себя специальный Комитет по банкам, налогам и бюджетной сфере. Его задача – выполнение всей категории экспертно-аналитических работ, а также сбор и подготовка материалов для корректировки бюджета страны. Информация направляется на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

 

Министерство финансов РФ и его подразделения в регионах также берут на себя контрольную функцию. В составе аппарата есть КРУ (контрольно-ревизионное управление), а в регионах - главный контроллер-ревизор. Основная задача - контроль деятельности компаний, рациональность использования средств и так далее.


Казначейство Минфина РФ контролирует поступление, а также правильность использования государственных средств. Кроме этого, к задаче Казначейства относится организация, контроль и выполнение заложенного бюджета страны и внебюджетных фондов. Также Казначейство собирает и анализирует информацию, показывающую состояние государственного бюджета, передает отчет высшим структурам страны для дальнейшей проверки состояния бюджета.


Государственная налоговая служба подчиняется Президенту РФ. Основная задача структуры – четкое соблюдение законодательства в отношении выплаты налогов, корректности их начисления, а также своевременности передачи средств в государственный бюджет страны.


Налоговые инспекции представляют собой один из главных органов контроля финансов РФ. Их задача – проверка бухгалтерских книг, финансовых документов, деклараций, а также бумаг, имеющих непосредственную связь с выплатой налогов в стране. При этом под их контролем находятся организации самых различных форм собственности. Должностные лица налоговых инспекций имеют право требовать пояснения, сведения и справки по вопросам, которые возникают в процессе проверок. Исключения составляет лишь та информация, которая относится к коммерческой тайне.


Если какая-либо структура отказывается передавать информацию о финансовой деятельности (расчеты, балансы, отсчеты, декларации) или прочие документы, которые связаны с уплатой налогов, то налоговая инспекция имеет полномочия блокировать всю финансовую деятельность компании-нарушителя, изымать необходимые бумаги для изучения, применять штрафные и финансовые санкции, а также передавать дела на рассмотрение в судебные инстанции. В суде могут решаться вопросы о признании операций недействительными или же полной ликвидации структуры.

ответственность за невыполнение требований контрольных органов
Контроль финансов РФ может различаться по срокам проведения:


1. Предварительный контроль. Его суть заключается в проверке документации и финансовых планов компании, проектов бюджетов и смет еще на этапе создания и рассмотрения. Основная задача – не допустить неправильной траты бюджетных средств и своевременно устраненить погрешности в работе структуры.


2. Текущий контроль. Такой вид проверки производится в процессе выполнения финансовых планов, а также при выполнении хозяйственно-финансовых операций. Задача – контроль законности и правильности всех расходов и прибыли компании, а также своевременности перечисления средств в бюджет страны. В случае выявления нарушений ответственные лица могут привлекаться к различным видам ответственности (как правило, материальной или административной).


3. Последующий контроль. Это стандартные ревизии организаций на факт корректности и законности всех финансовых операций. Основная цель таких проверок – определение основных недостатков, а также «пробелов» в использовании ресурсов, как финансовых, так и трудовых.


Аудит – экспертиза и проверка финансовой отчетности компании, а также контроль и учет совершаемой ими деятельности. Основная цель – проверка достоверности отчетов организации, а также всех совершаемых внутри компании операций. Особенность аудитора в том, что он не является государственным служащим, а представляет собой независимого проверяющего, который прошел соответствующую проверку и получил лицензию.


Аудит может различаться по своим задачам и целям:


- внешний аудит проводится для проверки бухгалтерской отчетности, оценки платежеспособности компании, проведения финансовых экспертиз, а также предоставления рекомендаций по дальнейшему налоговому и финансовому планированию;

- внутренний аудит осуществляется собственными службами компании. Задача – проведение проверок по задаче руководителя структуры. При этом цели могут устанавливаться различные, в зависимости от потребностей руководителя. Как правило, такие проверки должны охватывать все сферы деятельности предприятия.

utmagazine.ru

1.1 Понятие и функции финансов. Финансовая система России

Финансы - это отношения, связанные с формированием, распределением и с использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий рыночного воспроизводства.

 Распределительная функция выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах.

  Контрольная функция выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов.

  Накопительная функция финансов состоит в процессе образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

  Регулирующая функция связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства через налоги, государственные расходы, государственный кредит.

Финаносвая система

Государственные и муниципальные финансы (Бюджетная система РФ + система государственных внебюджетных фондов + государственный кредит+финансы иных гос. и мун. институтов)

Негосударственные финансы (финансы коммерческих предприятий+финансы некоммерческих предприятий+ финансы предприятий смешанного типа)+ финансы домохозяйств

имущественное и личное страхование;

кредит (государственный и банковский).

1.2 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований (понятие, виды, методы)

финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Виды

Аллокация– предоставление обществу государством и финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и др.

Перераспределение- финансовое перераспределение государством доходов и имущества с целью справедливого распределения доходов и достижения социальной справедливости.

Стабилизация– осуществление финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильного экономического роста.

Методы:

а) мобилизации фондов ден. средств

-налоговый(часть доходов, прибыли S в обязательном порядке отчисляют в бюджет)

-добровольные взносы (вклады населения в банки, покупка ценных бумаг)

-пошлины (взимаются за к-л услуги, оказываемые орг-и, гр-ну)

-страхования (имущества, личности, ответственности)

-иные (штрафы, платежи)

Б)метод распределения фондов ден. средств

-финансирование(плановая, целевая, безвозмездн. выдача ден. средств из бюджета)

-кредитование(плановая, целевая, возвратная и возмездная выдача средств)/

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *