Доходы и расходы семьи 5 класс обществознание – Лист рабочей тетради по обществознанию 5 класс «Семейный бюджет»

Занятие по финансовой грамотности «Доходы семьи» 5 класс

Программа повышения квалификации

«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности

различным категориям обучающихся»

Проект занятия по «Финансовой грамотности»

Внеурочная деятельность — 5 класс

Тема: «Доходы семьи»

Групповая работа

Выполнили учителя:

Маслова С.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13», г.Рубцовск

Коваль П.В., учитель истории и обществознания МКОУ Кировская СОШ, Топчихинского района,

Бакалова Т.Н., учитель истории МБОУ Красногорская СОШ, Красногорского района

Барнаул – 2017 г

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема занятия: «Доходы семьи»

Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об источниках доходов семьи.

Дидактическая задача: Выяснить значение понятия доход семьи и его сотавляющие.

Планируемые результаты:

Личностные:

— осознание себя как члена семьи, общества и государства;

— понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;

— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

— понимание цели своих действий;

— планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

— проявление познавательной и творческой инициативы;

— оценка правильности выполнения действий; самооценка;

— овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления и причинно-следственных связей.

Предметные:
— понимание и правильное использование экономических терминов;

— освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;

— сформировать у учащихся представление об основных источниках семейного дохода.

Основные понятия: Доход, заработная плата, премия, гонорар.

Компетенции:

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной платы.
• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять понятие собственность как источник доходов.

Форма обучения: коллективная,

индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Межпредметные связи: математика, русский язык, обществознание.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, пособие для учащихся, раздаточный материал.

Ход занятия

Проверяет готовность к занятию

-Добрый день, ребята. Тема нашего занятия вам очень близка из повседневной жизни. Давайте пожелаем удачи друг другу.

 желают удачи друг другу

 

Психологический настрой

2 мин.

Включает видеосюжет: «Азбука денег тетушки Совы» (6 серия)

Просмотр видеосюжета

Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Задает следующие вопросы:

— Проследите связь, представленных на слайде картинках.

— Как обобщив все вышеперечисленное одним словосочетанием?

Дают следующие ответы:

— деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,

— семейный доход.

Представляется слайд 1 (метод «Кроссенса»)

Постановка учебных задач. Планирование

3 мин.

О чем сегодня пойдет речь?

Какую учебную задачу мы должны решить? Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Ответы учащихся: о том, откуда деньги появляются в семье. — Что такое семейные деньги? — Что может быть источником дохода семьи? Обговаривают план работы.

Изучение новой темы,формирование новых понятий.

8-10 мин.

Лекция-беседа

— Назовите основной источник дохода в каждой семье.

Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый период.

Основным доходом современного человека является

заработная плата.

— Я вам предлагаю поработать в парах

Дополнить схему.

Вывод учителя.

Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а повременная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение — премия.

Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.

Дети дают ответы на вопросы учителя.

Записывают термины в тетради.

Дети делают записи в тетрадях.

Представляется слайд 2.

Детям с ОВЗ раздаются пазлы «Доходы семьи».

На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.

Слад 3,4

Физ. минутка

1-2 мин.

Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.

Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.

Слад 5

Продолжение изучения новой темы

8-10 мин.

Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.

В семье Серёжи пять человек.

Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.

за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой

35 тыс. р. в месяц.

Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего

семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что

она зарабатывала в месяц до родов).

Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию

в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. р.в месяц.

Таким образом, суммарный доход семьи составляет:

35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.

Чтобы получить средний доход на одного члена се-

мьи, нужно суммарный доход разделить на количество

членов семьи.

Это составит:

72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.

Игра «Найди и исправь ошибку»

  1. Родители ходят на работу и получают за нее стипендию. 

  2. Бабушка и дедушка не работают, они пенсионеры и получают зарплату.

  3. Старший брат студент за хорошую учебу получает пенсию.

  4. Родители получают на ребенка гонорар.

  5. Зарплата, премия, стипендия, пенсия, пособие — это расходы.

Дети с помощью учебника решают задачу.

Дети исправляют ошибки, допущенные педагогом

  1. Зарплату,

  2. Пенсию,

  3. Стипендию,

  4. Пособие,

  5. Доходы.

Разбор задачи на доске.

Закрепление изученного материала

5 мин.

Задание «Семейный доход».

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.

Работа на карточке,

взаимопроверка в парах

Карточки индивидуальные, ответы крепятся на магнитной доске.

Рефлексия

2-3 мин.

— Оцените свою работу на занятии подняв монету разного достоинства?

— «Золотая», я работал на отлично,

— «Серебряная», я мог работать лучше.

Учитель говорит детям, что монетки они могут забрать – это их заработная плата за работу на занятии.

Дети дают ответ, поднимают монетки.

Шоколадные монетки «золото» и «серебро».

Домашнее задание

2 мин.

Учитель предлагает выполнить задание дома с родителями творческую работу в свободной форме «Источники дохода моей семьи».

Фиксируют задание.

Литература:

1. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична

Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

2. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична

Финансовая грамотность. Учебник . 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

3. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович

Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

Ресурсы интернет:

Приложение 1

Пазл «Доходы семьи»

Приложение 2

Задание «Семейный доход».

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.

Задание «Семейный доход».

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.

infourok.ru

Методическая разработка урока экономики в 5 классе по теме «Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет»

I. Введение

а)

формулирование цели урока

1 минута

Приветствие детей. Учитель подводит учащихся к цели урока:

закрепление и систематизация знаний по теме «Семейный бюджет».

Приветствие учителя.
Формулируют цель урока.

II. Актуализация опорных знаний

16 минут

а) работа с кластером (см. слайды 2-6 в презентации к уроку)

Обобщение знаний по теме.

б)

составление синквейна

Обобщение знаний по теме.

Синтезирование информации.

Физкультминутка

Учитель предлагает учащимся заполнить кластер, составленный учителем.

— Почему от опорного понятия – семейный бюджет – вверх идут три стрелки? О каких трёх видах бюджета идёт речь?

— Из каких двух частей состоит семейный бюджет?

— Назовите источники семейногодохода.

— Почему от слова расходы идут две стрелки? О каких видах расходов идёт речь?

— Вспомните, что относится к постоянным и переменным расходам?

— Вспомним алгоритм создания синквейна.

Ключевое экономическое понятие – бюджет.

Учитель включает физкультминутку с сайта videouroki.net

По наводящим вопросам учащиеся заполняют кластер.

Говорят о трёх видах бюджета: сбалансированном, избыточном и дефицитном; о двух главных составляющих бюджета – доходах и расходах.

Называют источники семейногодохода: труд, предпринимательская деятельность, владение природными ресурсами, владение имуществом, свободные средства, выплаты от государства.

Говорят о постоянных и переменных расходах.

Приводят примеры постоянных и переменных расходов.

Вспоминают алгоритм создания синквейна.

Создают синквейн. Пример:

  1. Бюджет.

  2. Семейный, государственный.

  3. Планировать, составлять, сбалансировать.

  4. Семейный бюджет – план доходов и расходов семьи за месяц.

  5. План.

Участие в физкультминутке.

III. Практическая (исследовательская) работа в группах

25 минут

Исследователь-ский метод;

метод дедукции.

Учитель предлагает учащимся разделиться на четыре группы и выполнить практическую работу.

Задания для учащихся: представьте, что каждая группа – это семья, которая должна составить свой бюджет на месяц.

— У вас было задание на дом – поговорить с родителями о текущих ценах на продукты питания, одежду, стоимости коммунальных услуг. Посетить с аналогичной целью магазины.

Учитель даёт слово лидеру каждой группы с представлением своего бюджета, анализом итоговых сумм доходов и расходов и выводов о виде семейного бюджета.

Учащиеся делятся на группы.

Составляют бюджет семьи на месяц.

Данные оформляют в таблицу из задания 3 на стр.171 рабочей тетради.

Представляют бюджет своей группы – «семьи».

IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

3 минуты

Учитель просит учащихся сделать вывод по уроку. Выставляет оценки всем учащимся (оценка групповая).

Домашнее задание:

Подводят итог урока.

Записывают домашнее задание.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по экономике (5 класс) на тему: Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)

Емешкина Марина Викторовна, учитель экономики

МБОУ Ульяновской СОШ

Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.

Методы обучения: 

-словесные — объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;

      -наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;

-практические – решение задач.

Цели урока: 

-рассмотреть источники доходов  семьи;

-оценить доходы семьи;

-рассмотреть существующие пути увеличения доходов;

Задачи:

Образовательная: 

-сформировать основные знания источников доходов граждан;

-дать понятие путей увеличения доходов семьи;

-научить рассчитывать доходы семьи.

Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Наглядные пособия:  учебники экономики, итоговый лист на каждого учащегося, проектор для показа презентации с помощью ПК,  карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.(1 мин.)

Учитель: — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке (ответы детей). В процессе работы мы  повторим изученный материал, и будем изучать новый материал.

2.Проверка Д/з (задания выполняются на карточках)(6 мин.)

Основные права потребителей

 Характеристика

1.Право на информацию

А.Никто не может заставить потребителя приобрести товары или услуги, которые его не удовлетворяют какими – либо свойствами.

2.Право на безопасность

Б.Каждый потребитель имеет право знать: что он покупает, условия продажи и гарантии, вероятный риск, связанный с потреблением купленного продукта

3.Право быть услышанным

В.Каждый потребитель имеет право на защиту здоровья от опасных товаров. К ним относятся испорченные продукты питания, изделия, использование которых может привести к травме.

4.Право выбора

Г.Производителям необходимо знать мнение потребителей.

 Проверка Д/з

1.б.2.в.3.г.4.3.а.

Откройте тетради. Запишите число, тему:

(1 слайд) «Источники доходов семьи»

(2 слайд) «Источники доходов семьи»

Учитель: — Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Каждая семья нуждается в самых разнообразных товарах и услугах. Семейные доходы зависят от ресурсов семьи и от государственных выплат.

Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; научитьcя оценивать доходы семьи; узнать пути увеличения доходов семьи;

2. Объяснение нового материала.

1. Семейные доходы.

Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают домохозяйства (семьи) на примере одной  семьи, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-школьницы, бабушки – пенсионерки.

Задание 1:

— Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?

(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)

(3 слайд)

        -Что такое семейные  доходы?

     -Вспомним сказку Ш.Перо «Кот в сапогах».  …«Прошло время. Король вызвал к себе министров и говорит им:

    — Я вами очень доволен. Вы отлично справляетесь со своими обязанностями. Даже придворная корова стала  давать больше молока с того момента, как вы приступили к работе. Принц стал получать одни пятерки, как вам это удалось? Министр иностранных дел ответил:- никто вашего принца не заставлял  хорошо учиться, просто он понял, что доход его королевской семьи в будущем будет зависеть от его знаний. А молочница получает зарплату в зависимости от того, сколько литров молока получила от коровы. Чем больше молока, тем больше зарабатывает денег. Доярка стала лучше ухаживать за животными, увеличились надои, выросла заработная плата.»

Вывод (делают учащиеся): Если человек нанимается на работу, продавая услуги своего труда, то его доходом будет заработная плата. Этот вид дохода так и называется – оплата труда. Ее величина зависит от характера работы, способностей работника, его навыков, опыта. Многое также зависит от образования и профессиональной подготовки человека.

-Чем оценивается труд человека?

-Почему труд оценивается по-разному?

— Запишите в тетрадь этот источник дохода.(зарплата)

(4 слайд)

Учитель: — Отправляемся снова в сказку.

… «Министр финансов обратился к королю:

-Ваше Величество. Подпишите указ «О пенсиях, стипендиях, пособиях»- денежных выплатах государства неработающим. Король возмутился :

-Вы с ума сошли! Люди не работают, а я им должен платить деньги!

(Прав король?)

— Одним жителям уже много лет, работать им тяжело, другие – должны подрасти, выучиться, кто-то часто болеет и не может работать.

Министр финансов стал объяснять:

— Чтобы дети не умерли с голода, не были воришками, попрошайками, государство платит денежную помощь-пособие. Пособие выплачивается больным, инвалидам, матерям –одиночкам.

Пожилые люди получают пенсии. Пенсию получает, тот, кто проработал определенное количество лет и достигшие определенного возраста. В нашей стране пенсионный возраст-55-60 лет.

Министр финансов добавил:

-Стипендия — денежная помощь тем, кто учиться. Ведь учеба-это труд, который пока не приносит дохода, труд во имя будущего. После учебы  студенты станут профессионалами, смогут создавать качественные товары и услуги. Они принесут пользу обществу после учебы. Стипендию платят только тем, кто хорошо учится.

Вывод (делают дети):- Какие виды доходов получают неработающие люди?

Запишите данный источник  себе в тетрадь.

Задание 2: -Только ли в виде денежных средств можно получать доход?

(5 слайд)

(Предполагаемый ответ) – доход семья может получать и в виде благ вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.

Учитель: Не всегда семья получает доход в виде денежных средств.

Если семья имеет собственный участок земли, то она получает доход, выращивая фрукты, овощи и потребляет их.

Этот доход называется — доход в виде благ. Запишите себе в тетрадь.

Бывает и так: семья выращивая картофель, лук, животных на мясо. Продает эти продукты на рынке и получает за это деньги.

Учитель: Если предприниматель организует свое дело, вкладывая собственные средства, реализует новые идеи, расходуя силу, время, то он получает предпринимательскую прибыль.

Вывод: Эта деятельность семьи называется предпринимательской, а доход- доход от предпринимательской деятельности. Это еще один из видов дохода — запишите себе в тетрадь.

Учитель: Послушайте продолжение сказки о короле. (6 слайд)

— В гости к королю приехала мама. Принц с принцессой обрадовались больше всех приезду бабушки, которую не видели давно. Бабушка привезла всем подарки из разных стран. В последнее время она много путешествовала.

— Откуда она берет деньги на путешествия?

— Деньги на путешествия бабушка берет от владения имуществом. Имущество может приносить неплохой доход. Свою дачу, луга, землю, шестерку лошадей с каретой бабушка сдает в аренду. Это большой доход, которого хватает на путешествия и даже остается немного денег.

-Что такое аренда?

Аренда — возможность временно пользоваться чужой собственностью.

Арендная плата – это плата за взятое во временное пользование имущество.

 — Как ваше личное имущество может принести доход?

Вывод (делают дети): Доход может, приносит имущество, если его сдавать в аренду

Учитель: Оставшиеся деньги бабушка отдает кому-нибудь в долг или кладет на депозит в банк. Через некоторое время ей возвращают, да еще и проценты за услугу. 

Вывод (делают дети: Это еще один из источников доходов семьи — свободные денежные средства

(7 слайд)

Задание 3:

 -Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди  могут увеличить свои доходы? В течение 1 мин. попробуйте перечислить  пути увеличения доходов. Примечание: ответы давать в более обобщенном виде.

(Продавать овощи, выращенные на своем участке, получать деньги от сдачи своего имущества в аренду, положить деньги под проценты на депозит.)

-Проверка ответов на экране.

(8 слайд)

3.Закрепление изученного материала.(15.мин.)

Задание 4: Вставь пропущенное слово. ( с.157.) ( 9-10 слайд)

1.Люди редких профессий, а также требующих хорошего образования или связанных с риском, получают__________________ зарплату.

2.Предприниматель не всегда получает стабильный_____________________,так как в его деятельности велика доля риска.

3.Имея дом, можно сдать его в ______________________ и получать доход в виде ________________________.

4.Свободные деньги можно положить в банк и получать _________________________.

5.Семьи часто получают ___________________ в виде пенсий, пособий, других целевых выплат.

Учитель: Хорошо. Переходим к следующему заданию.

Откройте учебник на странице 158 и прочитайте задачу №1.

(11 -12 слайд)

Перечислите доходы семьи Ивановых за последний месяц и помогите им рассортировать записи по графам «Доход» и «Сумма», подсчитайте итоговую сумму.( работа групповая)

Доход

Сумма

Зарплата папы

25 000 р.

Зарплата мамы

10 000р.

Пенсия бабушки

6000р.

Зарплата бабушки

4000р.

Пенсия дедушки

6000р.

Зарплата дедушки

8500р.

Детское пособие на1 ребенка

100р.

Детское пособие на 2 ребенка

100р.

Итого:59 700р.

 (14 слайд)

4.Подведение итогов.

 Итак, подведем итог. 

— Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов  на примере одной семьи ; научились оценивать доходы семьи, рассмотрели пути увеличения доходов семьи.

Учитель: Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась решить некоторые жизненные проблемы. У вас на столах находится итоговый лист, в который необходимо занести результат выполнения вашей работы. Попробуйте по справедливости оценить свою работу.

5.Подведение итогов.( 2 мин.)

Узнал ли я что-то новое?

Да/нет                 «      »

Смогу ли я объяснить эту тему другу?

Да/нет                 «      »

Доволен ли я своей работой на уроке

Какую я себе могу поставить оценку?

Да/нет                 «      »

«3», «4», «5»        «      »

5.Домашнее задание.(1 мин.) (16 слайд)

С. 154-156. Читать.с.161 задание 4 ( выполнить письменно в тетради)

nsportal.ru

Урок экономики в 5 классе»Доходы семьи»

Информационная фаза 1

Откройте тетради. Запишите число, тему:

«Источники доходов семьи»

Учитель:Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Каждая семья нуждается в самых разнообразных товарах и услугах. Семейные доходы зависят от ресурсов семьи и от государственных выплат.

Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; научитьcя оценивать доходы семьи; узнать пути увеличения доходов семьи;

Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают домохозяйства (семьи) на примере одной семьи , состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-школьницы, бабушки – пенсионерки.

Задание 1:

— Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?

(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)

-Что такое семейные доходы?

-Вспомните сказку Ш.Перо «Кот в сапогах». Прошло время. Король вызвал к себе министров и говорит им:

— Я вами очень доволен. Вы отлично справляетесь со своими обязанностями. Даже придворная корова стала давать больше молока с того момента, как вы приступили к работе. Принц стал получать одни пятерки, как вам это удалось? Министр иностранных дел ответил:- никто вашего принца не заставлял хорошо учиться, просто он понял, что доход его королевской семьи в будущем будет зависеть от его знаний. А молочница получает зарплату в зависимости от того, сколько литров молока получила от коровы. Чем больше молока, тем больше зарабатывает денег. Доярка стала лучше ухаживать за животными, увеличились надои, выросла заработная плата.

Вывод: Если человек нанимается на работу, продавая услуги своего труда, то его доходом будет заработная плата. Этот вид дохода так и называется – оплата труда. Ее величина зависит от характера работы, способностей работника, его навыков, опыта. Многое также зависит от образования и профессиональной подготовки человека.

-Чем оценивается труд человека?

-Почему труд оценивается по-разному?

Запишите в тетрадь этот источник дохода.Учитель: -Отправляемся снова в сказку. Министр финансов обратился к королю:

-Ваше Величество. Подпишите указ «О пенсиях, стипендиях, пособиях»- денежных выплатах государства неработающим. Король возмутился :

-Вы с ума сошли! Люди не работают, а я им должен платить деньги! Прав король?

Одним жителям уже много лет, работать им тяжело, другие – должны подрасти, выучиться, кто-то часто болеет и не может работать.

Министр финансов стал объяснять:

— Чтобы дети не умерли с голода, не были воришками, попрошайками, государство платит денежную помощь-пособие. Пособие выплачивается больным, инвалидам, матерям –одиночкам.

Пожилые люди получают пенсии. Пенсию получает, тот, кто проработал определенное количество лет и достигшие определенного возраста. В нашей стране пенсионный возраст-55-60 лет.

Министр финансов добавил:

-Стипендия — денежная помощь тем, кто учиться. Ведь учеба-это труд, который пока не приносит дохода, труд во имя будущего. После учебы студенты станут профессионалами, смогут создавать качественные товары и услуги. Они принесут пользу обществу после учебы. стипендию платят только тем, кто хорошо учится.

Вывод:— Какие виды доходов получают неработающие люди?

Запишите данный источник себе в тетрадь.

Задание 2: -Только ли в виде денежных средств можно получать доход?

Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.)

Учитель: Не всегда семья получает доход в виде денежных средств.

Если семья имеет собственный участок земли, то она получает доход, выращивая фрукты, овощи и потребляет их.

Этот доход называется — доход в виде благ. Запишите себе в тетрадь.

Бывает и так: семья выращивая картофель, лук, животных на мясо. Продает эти продукты на рынке и получает за это деньги. Учитель: Если предприниматель организует свое дело, вкладывая собственные средства, реализует новые идеи, расходуя силу, время, то он получает предпринимательскую прибыль.

Вывод: Эта деятельность семьи называется предпринимательской, а доход- доход от предпринимательской деятельности. Это еще один из видов дохода — запишите себе в тетрадь.

Учитель: Послушайте продолжение сказки о короле.

В гости к королю приехала мама. Принц с принцессой обрадовались больше всех приезду бабушки, которую не видели давно. Бабушка привезла всем подарки из разных стран. В последнее время она много путешествовала.

-Откуда она берет деньги на путешествия?

Деньги на путешествия бабушка берет от владения имуществом. Имущество может приносить неплохой доход. Свою дачу, луга, землю, шестерку лошадей с каретой бабушка сдает в аренду. Это большой доход, которого хватает на путешествия и даже остается немного денег.

-Что такое аренда?

Аренда — возможность временно пользоваться чужой собственностью.

Арендная плата – это плата за взятое во временное пользование имущество.

— Как ваше личное имущество может принести доход?

Вывод: Доход может, приносит имущество, если его сдавать в аренду Учитель: Оставшиеся деньги бабушка отдает кому-нибудь в долг или кладет на депозит в банк. Через некоторое время ей возвращают, да еще и проценты за услугу. Вывод: Это еще один из источников доходов семьи — свободные денежные средства

multiurok.ru

Презентация по обществознанию «Семейный бюджет»

Экономика семьи

Ресурсы семьи

Материальные

Трудовые

Энергетические

Квартира, Дача

Умения

Средства освещения и обогрева

Автомобиль, Мебель

Время и силы

Бытовая техника и т.д.

Информационные

Финансовые

Знания о технологии выполнения домашних работ

Доходы и сбережения семьи

Бюджет семьи

  • Семейный бюджет — роспись будущих доходов и расходов семьи на определенный период времени.

Для чего необходимо составлять бюджет?

Источники доходов

Фиксированные

Переменные

Распределите по этим категориям следующие источники доходов:

  • заработная плата
  • пенсия
  • стипендия
  • премия
  • прибыль от бизнеса
  • проценты от сбережений в банке
  • плата за аренду квартиры

Расходы семьи

Обязательные

-расходы на питание

Произвольные

-одежду

-Товары для ведения домашнего хозяйства,

-оплату жилья,

-парфюмерия

-коммунальных услуг

-коллекционирование

-транспорт

-покупка предметов роскоши и др.

-лекарства

Расходы семьи

обязательные

произвольные

Распределите по этим категориям следующие расходы семьи:

  • на транспорт
  • на приобретение автомобиля
  • на хлеб
  • на дискотеку
  • на ананас
  • на кухонный комбайн
  • на коммунальные услуги
  • на лекарства
  • на пополнение коллекции марок
  • Без нужды живет, кто деньги бережет
  • Всякая копейка кладется на счет, береженая копейка рубль бережет
  • Копейка к копейке — проживет и семейка

videouroki.net

практикум по обществознанию «Доходы и расходы семьи»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Автомобильно-технический колледж»

«Доходы и расходы семьи»

урок – практикум

по предмету: «Обществознание»

Преподаватель

общественных дисциплин

Тестина И.А.

г. Уссурийск, 2017 г.

Ц е л и у р о к а:

Образовательная:

обеспечение усвоения знаний формирования и изменения структуры бюджета семьи на основе составления и анализа личного бюджета обучающихся

Развивающая:

развитие познавательного интереса обучающихся, умения аналитически мыслить, расширение кругозора обучающихся по решению экономических

проблем в условиях рыночной экономики

Воспитательная:

воспитание потребительской культуры поведения, чувства ответственности и делового подхода при планировании

Методическая цель:

наполнение содержания обучения разнообразными элементами интерактивных технологий через практическую деятельность

Уровень усвоения:

второй

Тип урока:

изучение нового материала

Форма урока:

урок – практикум

Методическое обеспечение:

  • Основные понятия урока

  • Схема: «Цель домашнего хозяйства»

  • Вопросы к рассмотрению темы урока (в форме дискуссии)

  • Схема структуры потребительского бюджета

  • Схема – задание для практической деятельности

  • Схема для закрепления материала по уроку

  • Таблица «Доходы и расходы семьи» для домашнего задания

  • Материалы средств массовой информации о бюджете семьи, уровне жизни граждан

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

Мониторинг качества знаний программного материала:

  • Вопросы к рассмотрению темы урока (в форме дискуссии)

  • Схема структуры потребительского бюджета

  • Схема – задание для практической деятельности

  • Схема для закрепления материала по уроку

Время проведения урока – 45 минут

« Доходы, как и башмаки,

должны быть в пору,

ибо если они малы,

то сковывают движения

и доставляют массу неприятных

ощущений, ну а если не в меру велики,

то легко споткнуться и упасть».

Чарльз Колтон,

английский священник нач. XIX в.

1.Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет посещаемость группы, отмечает в журнале отсутствующих;

2.Объявляет тему, цель и ход урока

1. Обучающиеся при входе преподавателя в кабинет построились, приветствуя его;

1.2.Староста доложил количество присутствующих и отсутствующих обучающихся на уроке .

II

Изучение нового материала

15 мин.

1.Преподаватель знакомит обучающихся с основными понятиями урока

2.Преподаватель комментирует схему «Цель домашнего хозяйства» (схема представлена через мультимедийный проектор)

3.Преподаватель предлагает обучающимся вопросы для рассмотрения темы урока

4.Преподаватель представляет вниманию обучающихся схему структуры потребительского бюджета

5.Преподаватель представляет вниманию обучающихся выставку СМИ по уровню семей и формированию их доходов; о минимальном прожиточном уровне и размере потребительской корзины по Приморскому краю и Уссурийскому городскому округу

1.Обучающиеся знакомятся с основными понятиями урока, представленными преподавателем

2. Обучающиеся вместе с преподавателем анализируют формирование доходов семьи

3. По данным вопросам идет дискуссия обучающихся о формировании источников доходов семьи и закономерности изменения структуры семейных расходов

4.1. Обучающиеся записывают в тетрадь структуру минимального и рационального потребительского бюджетов 4.2.Самостоятельно изучают и анализируют схему структуры минимального потребительского бюджета и рационального потребительского бюджета

5.Двое обучающихся проводят аналитический обзор из средств массовой информации на территории Уссурийского городского округа вопросов:

  • об уровне и качестве жизни семей и их доходах;

  • о минимальном прожиточном уровне и размере потребительской корзины на территории Приморского края и УГО

III

Практическая работа

15 мин.

1.Преподаватель раздает обучающимся схему – задание «Планируемый личный бюджет на месяц» и предлагает составить (спланировать) свой личный бюджет на месяц

1.1. Сделать вывод, сбалансированный или несбалансированный бюджет

1.Обучающиеся заполняют данную схему-задание

1.1.Обучающиеся должны проанализировать свой бюджет и методы решения проблем, если они возникли при составлении (планировании) бюджета.

IV

Закрепление материала

5 мин.

1.Преподаватель предлагает обучающимся для закрепления материала самостоятельно заполнить схему взаимосвязи доходов и расходов граждан

1. Обучающиеся самостоятельно заполняют схему взаимосвязи доходов и расходов граждан

V

Обобщение результатов урока, подведение итогов, выставление оценок

3 мин.

1.Преподаватель подводит итоги

2.Выставляет оценки обучающимся, комментируя полученные баллы

1.Обучающиеся слушают итоги урока и комментируемые преподавателем оценки

VI

Домашнее задание

2 мин.

1.Выучить основные понятия урока

2.Составить семейный бюджет на последующий месяц

Приложения к уроку

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА

БЮДЖЕТ СЕМЬИ —

СТРУКТУРА ВСЕХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ (МЕСЯЦ ИЛИ ГОД)

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ —

СУММА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЛИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ДОМАШНИМИ ХОЗЯЙСТВАМИ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА —

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ, КОТОРОЕ ПОЛУЧАЕТ РАБОТНИК ЗА СВОЙ ТРУД В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

ПРИБЫЛЬ (ЧИСТЫЙ ДОХОД) —

ПРЕВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАД ИЗДЕРЖКАМИ (РАСХОДЫ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ)

ДИВИДЕНД —

ДОХОД СОБСТВЕННИКА ДЕНЕЖНОГО КАПИТАЛА (СБЕРЕЖЕНИЙ В БАНКЕ)

РЕНТА —

ДОХОД, ПОЛУЧАЕМЫЙ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ЗЕМЛИ; ДОХОД, ОБРАЗУЮЩИЙСЯ ВСЛЕДСТВИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ВЛАДЕНИЯ УНИКАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

СБЕРЕЖЕНИЯ —

ЧАСТЬ ДОХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ — КРЕДИТ

ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ШИРОКИМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ В ВИДЕ ОТСРОЧКИ ПЛАТЕЖА ЗА ПОКУПАЕМЫЕ ИЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ И БЫТОВЫЕ УСЛУГИ.

Вопросы к рассмотрению темы урока:

(в форме дискуссии)

  1. Что такое доход?

  1. Доход и богатство связаны друг с другом? Каким образом?

  1. Количество товаров и услуг, которое мы можем купить, определяется исключительно нашим доходом?

  1. Стоит тратить деньги беспечно?

  1. Что такое бюджет семьи?

  1. Что такое баланс денежных доходов и расходов семьи? Почему люди часть доходов расходуют, а другу откладывают в форме сбережений?

  1. Какой способ, помимо сбережений, поможет потребителю купить дорогостоящие товары?

  1. Что такое потребительский кредит, кому и как он предоставляется?

  1. Что влияет на снижение или повышение доходов населения?

  1. На что граждане больше всего тратят свои доходы? Обоснуйте.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ

п

Структура (100 %)

Продукты питания -45,1%

Непродовольственные товары – 39%

Услуги – 13,2%

Налоги и сборы – 2,7%

Продукты питания -30,0%

Непродовольственные товары – 47%

Услуги – 23%

Налоги и сборы – 0%

ппппппп

Планируемый месячный бюджет (личный или семейный)

Ф.И.О. ________________, № группы _____, месяц, год ________

Расходы Доходы

____________________________ _____________________________

____________________________ _____________________________

____________________________ Собственный заработок

____________________________ _____________________________

____________________________ _____________________________

____________________________ _____________________________

____________________________ Другие доходы (перечислите)

____________________________ _____________________________
____________________________ _____________________________

____________________________ _____________________________

__________________________________________________________

Переменные расходы (перечислите):

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

Всего расходов _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

Планируемые сбережения

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

Итого (расходы + сбережения) Итого (доходы)

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

Вывод: сбалансированный ли у вас бюджет – это если доходы = расходам. Если не сбалансированный – это расходов больше, чем доходов => дефицит бюджета (подсчитайте, сколько). Или если доходов больше чем расходов – это профицит бюджета.

Проанализируйте, как вы поступите, если у вас будет дефицит бюджета или профицит бюджета.

Взаимосвязь доходов и расходов граждан

Доход, потребитель, расход?

К

акие возникают две проблемы, исходя из этой пирамиды?

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доходы и расходы (бюджет) семьи

продукты питания

питьевая вода

Стипендия

Непродовольственные товары:

товары длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника, электротехника и т.п.)

хозяйственные товары

косметика, парфюмерия

бытовая химия

лекарственные препараты

СМИ

образование – учебники, пособия, канц. товары

содержание автомобиля (горюче-смазочные материалы, запасные части)

отдых, развлечения

спорт

прочие ежедневные расходы, включая городской транспорт

Пенсия

Алименты

Прочие виды доходов

Итого за месяц

Итого за месяц

Всего доходов за истекший год

Всего расходов за истекший год, в то числе накопления

Годовые доходы минус годовые расходы = остаток средств на начало года

infourok.ru

Семья- маленькое общество. «ФГ-12» Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра

Краткосрочное планирование

Предмет: Познание мира 21.02.2014 Проверил Зам.директора по УМР :

Тема: Семья- маленькое общество. «ФГ-12» Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра
Цель: Учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для ориентации и социальной адаптации учащихся. 
Задачи: Обеспечить усвоение основных понятий и знаний входящих в содержание темы урока. Формировать умения постановки и решения учебных задач урока. Формировать умения решения проблемных ситуаций на уроке. Формировать умения выполнения продуктивных (творческих) заданий на уроке.  Воспитывать нравственность, бережливость, экономное отношение к ведению домашнего хозяйства. Развивать у школьников познавательные способности, способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития; способности открыто выражать свое мнение. 
Тип урока: Урок изучения нового материала. 

Формы

Действия учащихся

Вызов

10мин

-актуализирует и обобщает имеющиеся у учащегося знания по данной теме;

— пробуждает интерес к изучаемой теме;

— побуждает к активной деятельности

Физ.минутка

Физическая активность

И_П_Г

Физическая активность

Деление /груп

Деление на группы

«Пробуди воображение и память»

Фронтальный

Репродуктивный Исследовательский

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … семья!

Представление домашних презентаций

У меня в квартире есть огромная страна.

Да- да! Не удивляйтесь! Ведь имя ей- СЕМЬЯ!

Это мама, папа и сестра,

Брат, дедуля, бабушка и , конечно, я!

Весело у нас в стране- праздник круглый год.

И поём мы, и играем.Также друг наш спорт.

Нету ссор у нас в семье, нет невзгод, каждый на помощь друг другу прийдёт.

Герб и фамилия семьи- ролевая игра

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

  • Семья должна быть дружной.

  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

  • В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

Получить задания.

Возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно

Актуализировать свои знания и опыт

Самопроверка.

Оценивание

Тема и цели урока.

Осмысление

25 мин

— получение новой информации;

— осмысление новой информации;

— соотнесение новой информации с собственными знаниями

— целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

Репродуктивный Исследовательский «Внимание»

Работа с учебником «Семья- маленькое общество» чтение, ответы на вопросы учебника

Семейный бюджет. Типы семейного бюджета— объяснение учителя

Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. “Бюджет” — это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь). Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.

“Доход” — это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь).

Ответьте на вопрос: в каком же виде можно получать доход?

— в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ.

Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.

“Расходы” — затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг (определение записываем в тетрадь).

Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?

В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры).

Просмотр видео притчи

— получить новую информацию; — осмыслить ее;

— соотнести с уже имеющимися знаниями

Взаимооценивание.

«Решение задач»

Решение задач- тип бюджета

Взаимооценивание.

Рефлексия

10 мин

Рефлексия

«Впечатления

Домашнее задание

Ролевая игра «Ситуации»

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной экономики – видами доходов и расходов семьи, научились определять вид семейного бюджета и делать выводы.  Надеюсь, что вы поняли, как важно составлять бюджет, и теперь будете помогать родителям в его разработке и анализе. На следующем занятии мы поговорим с вами о том, каким образом можно увеличить доходы или сократить расходы в семье.

Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Закончите предложения.

Мне интересно было…..

Я затруднялся (лась) …….

Я смогу различить ……..

Я смогу помочь товарищу в …

— Конечно затраты на твое содержание — это обязанность родителей, а твоя обязанность помогать им в этом всеми возможными силами, знаниями и умениями. 
Еще недавно единственным источником доходов в семье были доходы родителей. Сейчас многие школьники в состоянии иметь свой личный заработок не в ущерб учебе. 
Доходы школьников могут складываться из разных источников. Что же это за источники?

— целостное осмысление, обобщение полученной информации;

— присвоение нового знания, новой информации учеником;

— формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *