Звенья государственных и муниципальных финансов – 2.3. Государственная финансовая система и ее звенья

2.3. Государственная финансовая система и ее звенья

 

Государственная финансовая система в развитых странах (федеральных) включает семь основных элементов:

—     государственный или федеральный бюджет;

—     региональные бюджеты: субъектов федерации в РФ, земель в ФРГ, штатов в США;

—     муниципальные или местные бюджеты: городские, районные, поселковые;

—     государственный кредит;

—     специальные внебюджетные фонды;

—     государственное страхование;

—     финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода (НД). Через это звено перераспределяется до 40% НД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов.

В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней в виде дотаций субсидии и кредитов региональным и местным органам власти.

Второе звено государственной финансовой системы — региональные бюджеты. В унитарных государствах (Англия, Франция, Япония) региональных бюджетов нет. В этих странах существует двухуровневая бюджетная система: Федеральный бюджет и местный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет, т.е самостоятельные.

Третье звено местные бюджеты. За ними закреплены второстепенные налоги — подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

Четвертое звено государственной финансовой системы — государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

Пятое звено государственной финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению — для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т.п.

Шестым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства.

Создание такого фонда связано, как правило, с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т.п. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.

Седьмым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий.

В России до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. Сегодня государственные предприятия существуют в форме казенных, унитарных и муниципальных предприятий.

 

studfiles.net

2. Сферы и звенья финансовой системы

Наличие представленных сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, так как в любом обществе есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья.

Сфера финансов субъектов хозяйствования, в состав которой включены следующие звенья:

  • финансы коммерческих организаций;

  • финансы некоммерческих организаций;

  • финансы индивидуальных предпринимателей.

Финансы субъектов хозяйствованиявыступают исходной сферой финансовой системы, так как сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. При всем своем многообразии финансы субъектов хозяйствования обеспечивают

процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется: в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств. Например, коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.

Помимо, коммерческих организаций, в звене финансовой системе функционируют некоммерческие организации

Некоммерческие организации необходимы для нормального функционирования общества для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других благах обществу. Некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели получение прибыли. Полученную прибыль данные организации распределяют между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, что оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участниками которых они являются

Следующим составляющим сферы субъектов хозяйствования являются индивидуальные предприниматели.

Индивидуальными предпринимателями являются граждане – участники товарного производства, занимающиеся предпринимательской деятельность без образования юридического лица.

Сфера государственных и муниципальных финансов, в состав которой включены следующие звенья:

  • бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления;

  • внебюджетные фонды.

Посредством сферы государственных и муниципальных финансов образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти, местного самоуправления и внебюджетных фондов.

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на все остальные сферы и звенья финансовой системы, а также воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций.

Важно!!!Органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующихбюджетов, внебюджетных фондов.

Финансы домашних хозяйств

Домашнее хозяйство— это группа лиц (за исключениемдомашних хозяйств,состоящих из одного лица), совместно принимающих экономические решения.

Финансы домашних хозяйствфункционируют посредством денежных доходов и расходов.

studfiles.net

Понятие, сферы и звенья финансовой системы

 

 Финансовые отношения очень многообразны.

Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой.

Несмотря на то, что каждый элемент в фи­нансовой системе относительно самостоятелен, выполняет толь­ко ему присущие специфические функции, тем не менее, все эле­менты взаимодействуют как между собой, так и с другими систе­мами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение. Кроме того, все многообразие финансовых отношений в общест­ве обладает органической целостностью, способной к развитию.

В процессе выделения составных частей финансовых отно­шений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием.

Первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отноше­ний подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве, в соответствии с чем все финан­совые отношения подразделяются на две большие группы, назы­ваемые сферами финансовой системы, — финансы субъектов хозяй­ствования, а также государственные и муниципальные финансы.

Наличие именно этих сфер в составе финансовой системы объективно обусловлено, поскольку в любом обществе есть субъ­екты хозяйствования, обеспечивающие рынок товарами и услуга­ми, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осу­ществления своих функций.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Финан­сы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой фи­нансовой системы, именно в этой сфере происходит формирова­ние первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Дальнейшая группировка фи­нансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяй­ствования осуществляется в зависимости от характера деятель­ности субъекта, который оказывает влияние на источники фор­мирования финансовых ресурсов, порядок использования средств.

Часть организаций в качестве основной цели своей деятель­ности преследуют извлечение прибыли, они являются коммер­ческими. Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не пресле­дуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; фи­нансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации (некоммерческие).

Кроме юридических лиц участниками товарного производ­ства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, внутри сферы финансов субъектов хозяйство­вания выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в опреде­ленных организационно-правовых формах, закрепленных зако­нодательством. Специфика организационно-правовой формы также будет накладывать отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене фи­нансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финан­совой ответственности перед другими субъектами и т.д.

Организационно-правовые формы некоммерческих органи­заций также оказывают влияние на организацию финансов, нап­ример, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п.

В соответствии с организационно-правовой формой в соста­ве финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяй­ственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответ­ственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Осо­бое место среди них занимают финансы государственных и муни­ципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитар­ных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления.

Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий на­ходятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких ор­ганизаций происходит определенное имущественное обособле­ние передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокуп­ностью прав и обязанностей по их управлению.

В составе финансов некоммерческих организаций в соответ­ствии с организационно-правовой формой выделяют финансы уч­реждений, финансы потребительских кооперативов, финансы об­щественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Отдельное место в звене финансов некоммерческих органи­заций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего, потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают насе­ление необходимыми социальными услугами в сфере образова­ния, здравоохранения и т.п.

Специфика функционирования фи­нансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюд­жетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджет­ным законодательством.

Финансы бюджетных уч­реждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущест­ва и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного уч­реждения правом распоряжения этим имуществом (правом опе­ративного управления).

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появи­лось в составе финансовой системы нашей страны сравнительно недавно. Под предпринимательской деятель­ностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торгов­ли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их лич­ные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский до­ход может использоваться не только на ведение и расширение де­ла, но и на личное потребление.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.

Финансовые отношения внутри данной сферы обладают воз­можностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финан­совой системы, воздействовать на объем и структуру обществен­ного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государ­ственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.

Органы государственной власти и местного самоуп­равления не могут существовать без формирования и использова­ния соответствующих бюджетов, в которых аккумулируются фи­нансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти ор­ганы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение.

Кроме того, в распоряжении органов власти имеются другие финансовые фонды, как правило, узкоцелевые, используемые в качестве дополнительного источ­ника финансирования тех или иных расходов. Такие фонды обра­зуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами, создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов — социальной защиты граждан, первоочередных эконо­мических и экологических мероприятий. Таким образом, в соста­ве сферы государственных и муниципальных финансов выделя­ют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организа­ционные формы бюджетов, которые соответствуют уровню влас­ти: федеральный бюджет, бюдже­ты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты.

Федеральный бюджет является основным инструментом пере­распределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит фор­мирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджет­ных отношений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации име­ется шесть различных видов региональных бюджетов, а общее их количество составляет 89. Сюда относятся 21 республиканский бюджет республик в составе России, 6 краевых, 49 областных, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов, 2 городских бюджета городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Третий уровень бюджетной системы Российской Федерации также представлен разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, выделяют­ся бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений..

В настоящее время в Рос­сии функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначенияПенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства кото­рых используются в качестве дополнительного источника фи­нансирования социального обеспечения населения.

Пенсионный фонд Российской Федерациифонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основ­ной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важ­ное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределя­емых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления го­сударственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалид­ности, рождения и воспитания детей и др.

Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного по­лучения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включа­ются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинс­кая помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслужива­нию беременности и родов и т.п.

Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансо­вых отношений, имеет следующий вид (рис. 1).

Рис. 1. Сферы и звенья финансовой системы

Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы субъектов хозяйствования взаи­модействуют с государственными и муниципальными финанса­ми — при уплате налогов и страховых платежей в бюджеты и вне­бюджетные фонды, при получении бюджетных средств некото­рыми организациями для финансирования их деятельности и т.п. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования между орга­низациями существуют взаимосвязи при осуществлении финан­совых операций, к которым относятся, например, уплата штра­фов, иных санкций, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивиден­дов и т. п.

Государственные и муниципальные финансы как сфера фи­нансовой системы также характеризуются тесным взаимодей­ствием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Так, внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюд­жетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фон­дам на некоторые целевые расходы, при использовании остатков средств внебюджетных фондов на покупку государственных цен­ных бумаг и др. Существует тесная связь звена бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления с финансами бюджетных учреждений, поскольку финансовые ре­сурсы последних формируются в основном за счет средств бюд­жетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финан­сами субъектов хозяйствования — при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, нало­гов и других платежей и при получении субъектами хозяйствова­ния сумм на определенные виды расходов; с бюджетом — при по­лучении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного саль­до для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджет­ными фондами — при передаче некоторых средств одним фондом другому.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы оп­ределяет не только особенности в составе и структуре финансо­вых ресурсов, наличии и организационном построении финансо­вых фондов, но и оказывает влияние на процессы финансового планирования и контроля в разных сферах и … читать далее …

 

newinspire.ru

12. Назовите звенья государственных и муниципальных финансов, расскажите об изменениях, произошедших в данной сфере.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты.

В сфере государственных финансов отмечены следующие результаты: 

  1. В методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов заложены стимулы устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, оправдал себя механизм делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенций из федерального бюджета;

  2. Изменены подходы к порядку обеспечения федеральной поддержки осуществления инвестиций для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

  3. Оправдал себя механизм предоставления субъектам Российской Федерации федеральных субсидий, начиная с 2008 года созданы стимулы для сокращения дотационности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за счёт расширения бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с высокой степенью бюджетной самообеспеченности..

  4. Дальнейшее макроэкономическое регулирование сформулировано президентом во втором разделе Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, где для повышения эффективности и результативности бюджетной политики обозначены 10 задач, которые были решены в 2009-2011 гг.

13. Дайте определение финансов коммерческих организаций.

Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ коммерческие организации (предприятия) создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Современные коммерческие организации (предприятия) функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не столько максимальное извлечение прибыли, сколько сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

Так, в ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций (предприятий) возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием иных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием. Материальной основой финансовых отношений являются деньги.

Финансы коммерческих организаций (предприятий) – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

studfiles.net

Государственные и муниципальные финансы, функции и структура

 Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
 Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.

 Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
 Основными функциями государственных финансов являются:

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения, а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

 Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

 Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

 Государственные финансы включают в себя следующие объекты:

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

 Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
 Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет:

– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– ценных бумаг и активов, принадлежащих местным властям;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.

 Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах:

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

 Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами.

 Такие финансы в казну муниципалитета пополняются посредством:

– местных сборов, налогов и штрафов;

– от приватизации или сдачи в аренду собственности муниципалитета;

– от реализации лотерей и предоставления кредитов;

– часть прибыли в виде процентов от деятельности местных организаций и предприятий;

– иных поступлений, которые возможны в соответствии с нормами законодательства.

 Благодаря постоянному развитию и совершенствованию структуры муниципальных финансов, происходит улучшение функционирования структуры государственных финансов в целом.

 Далее: Факторинг, суть и основные виды.

www.vsyoprodengi.ru

Блок 7. «Государственные и муниципальные финансы»

66. Понятие, функции и особенности государственных и муниципальных финансов. Финансовая система, ее звенья.

Финансы – это отношения, связанные с формированием, распределением и с использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий рыночного воспроизводства.

Государственные финансы – форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Муниципальные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств муниципальных образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении экономических и социальных задач.

И государственные, и муниципальные финансы выполняют следующие функции: распределительную; регулирующую; контрольную.

Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе. Таким образом, сущность распределительной функции государственных и муниципальных финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в установлении контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям: а) контроль за правильным и своевременным переначислением средств в бюджеты; б) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

Финансовая система – единый комплекс управления финансовыми отношениями, включающий механизм формирования фондов финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, государственные (муниципальные) финансовые органы и финансовые службы предприятий, а также систему взаимосвязей между ними. Финансовая система должна обеспечивать комплексную реализацию всех функций финансов. Это позволяет получить максимальный интеграционный эффект от их взаимодействия и наиболее эффективно использовать финансовые отношения для осуществления государственной экономической политики.

Финансовая система регулирует всю сферу финансовых отношений. Она включает: финансы предприятий и корпораций; бюджетную систему; внебюджетные финансовые фонды; государственные заимствования; фонды страхования; финансы некоммерческих и общественных организаций.

Все звенья (см. рис.) финансовой системы органически связаны между собой и функционируют как единая целостность. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, органически связано с процессом расширенного воспроизводства и выполняет присущие ей функции. Если финансы предприятий обслуживают материальное производство, то бюджет через налогообложение мобилизует финансовые ресурсы в основной централизованный фонд государства, а внебюджетные фонды формируются для целевого финансирования определенных социально-экономических мероприятий. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других страховых случаев, а государственные заимствования мобилизуют ресурсы населения и предприятий для нужд государства на принципах платности, возвратности и срочности заимствований. Финансы некоммерческих и общественных организаций имеют существенную специфику и обслуживают те организации, которые осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, но не получают прибыли и не осуществляют ее капитализации.

studfiles.net

2.3. Государственная финансовая система и ее звенья

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

2.3. Государственная финансовая система и ее звенья

  Государственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:
  1) государственный бюджет;
  2) местные бюджеты;
  3) государственный кредит;
  4) специальные внебюджетные фонды;
  5) государственное страхование;
  6) финансы государственных корпораций.
  Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода (НД). Через это звено перераспределяется до 40% НД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней — предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.
  Второе звено государственной финансовой системы — местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги — подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.
  Третье звено государственной финансовой системы — государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.
  Четвертое звено государственной финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению — для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т.п. Пятым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства. Создание такого фонда связано, как правило, с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т.п. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.
  И, наконец, шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий. Государственные предприятия в развитых странах получили широкое развитие лишь после Второй мировой войны (1946-1950). В этот период национализации подлежали в основном отсталые, неконкурентоспособные отрасли национального хозяйства — железные дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электроэнергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее время в государственной собственности находятся, как правило, низко рентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства. В России до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. Сегодня государственные предприятия существуют в форме казенных, унитарных и муниципальных предприятий.

Вопросы для повторения

  1. Что такое финансово-кредитная система национального хозяйства?
  2. Какие звенья включает в себя финансовая подсистема ФКС?
  3. Из каких звеньев состоит кредитная подсистема ФКС?
  4. Какое место в финансово-кредитной системе занимают государственные и муниципальные финансы?
  5. В чем проявляется сущность государственных финансов?
  6. Каковы основные функции государственных финансов?
  7. Какие основные элементы включает государственная финансовая система?

Литература

  1) Бюджетный кодекс РФ. — М., Проспект, 2009.
  2) Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М., ЮНИТИ, 2008.
  3) Брайчева Т.В. Государственные финансы. — СПб.: Питер, 2007.
  4) Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. — СПб., 2007.
  5) Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы.- М.: ИНФРА-М, 2007.
  6) Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2007.

Контрольные тестовые задания

  1. Какие подсистемы включает в себя финансово-кредитная система?
  1) финансовую
  2) налоговую
  3) кредитную
  4) бюджетную
  2. Что такое «централизованные финансы»?
  1) это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов
  2) это финансы государства
  3. Что включает в себя централизованные финансы?
  1) государственный бюджет
  2) финансы некоммерческих организаций
  3) внебюджетные фонды
  4) государственный кредит
  5) финансы кредитных организаций
  4. Что включает в себя децентрализованные финансы?
  1) государственный бюджет
  2) финансы некоммерческих организаций
  3) внебюджетные фонды
  4) государственный кредит
  5) финансы кредитных организаций
  5. Что включают в себя государственные и муниципальные финансы?
  1) финансы федеральных органов власти
  2) финансы органов власти субъектов РФ
  3) финансы органов местного самоуправления
  6. Основные функции государственных и муниципальных финансов?
  1) контрольная
  2) организационная
  3) регулирующая
  4) перераспределительная
  7. Какие элементы включает в себя государственная финансовая система?
  1) государственный бюджет
  2) местные бюджеты
  3) государственный кредит
  4) специальные внебюджетные фонды
  5) государственное страхование
  6) финансы коммерческих организаций

textb.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *