Является ли банк россии государственным органом – 401 Authorization Required
2.2 Центральный банк Российской Федерации как орган государственной власти
При характеристике правового положения Центрального банка часто используется такое определение, как «орган государства». Многие авторы называют Банк России федеральным органом государственной власти, органом государственного управления специальной компетенции, государственным органом управления, который не включен в систему органов исполнительной власти. Данная проблема возникла из-за неоднозначного толкования статьи 75 Конституции РФ.
По своей природе полномочия Банка России относятся к функциям государственной власти, поскольку они требуют применения мер государственного принуждения.
Центральный банк возглавляет банковскую систему, осуществляет управление ею, устанавливает правила для участников банковской системы, наделяет их статусом кредитных организации, выдает лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает, осуществляет банковское и валютное регулирование и контроль.
В соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции РФ защита и устойчивость рубля является основной функцией Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Статья 1 Закона «О Банке России» также гласит, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, осуществляются Банком России независимо от иных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На основании вышеуказанных положений Конституции РФ и Закона « О Банке России» многие авторы делают вывод, что Банк России является органом государственной власти, хотя его прямо и не включают в понятие « органов государственной власти». По мнению А.П. Жмулевской, законодатель заведомо относит Банк России к органам государственной власти, тем более Банк России отвечает большинству специфических признаков, отличающих государственные органы: наличие властных полномочий, которые реализуются в законодательных формах и видах; формируются по воле государства; наличие определенной структуры, а также экономической обособленности. 38Данную точку разделяет и Т.Б.Замотаева и приводит в пример то, что Конституция и ряд федеральных законов закрепляют порядок создания и деятельности органов государственной власти, которые не относятся ни к одной из трех ветвей власти: Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ.39В этот список также входит и Центральный банк.
Банк
России относят к органам государственной
власти и из-за того, каким образом
назначается на должность Председатель
Банка России, статуса служащих Банка
России, которых по умолчанию приравнивают
к государственным служащим. С последним
основанием не соглашается А.Г. Братко,
который считает, что неуместно приравнивать
служащих Центрального банка к
государственным служащим. Так, в
соответствии со статьей 13 Федерального
закона «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» гражданским
служащим является — гражданин Российской
Федерации, взявший на себя обязательства
по прохождению гражданской
службы.
Гражданский служащий осуществляет
профессиональную служебную деятельность
на должности гражданской службы в
соответствии с актом о назначении на
должность и со служебным контрактом и
получает денежное содержание за счет
средств федерального бюджета или бюджета
субъекта Российской Федерации.
Тем более служащие Банка России получают денежное вознаграждение не из федерального бюджета, а также не из бюджета субъекта Российской Федерации. Из этого можно сделать вывод о том, что Банк России не относится к органам государственной власти.
Центральный банк занимается нормотворческой деятельностью, которая предполагает издание нормативных актов, распространяющих свое действие на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также на юридические и физические лица по вопросам, которые относятся к компетенции Банка России, определенные Законом «О Банке России» и иными федеральными законами.
Банк России не обладает правом законодательной инициативой, хотя, по мнению автора это играет важную роль в процессе исполнения им функций, возложенных на него. Таким образом, затормаживается процесс принятия действительно важных законов. Наделение Банка России правом законодательной инициативы играло бы важную роль в формировании законодательства, регулирующего банковскую деятельность и деятельность, связанную с финансовыми рынками.
В соответствии со статьей 9 Закона « О Банке России» проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России. Данные полномочия позволяют оказывать хоть какое-то воздействие на законы, затрагивающие непосредственно функции, которые возложены на Центральный банк.
В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.41По мнению Г.А. Тосуняна и А.Ю. Викулина,42денежная эмиссия находится в ведении Банка России, поэтому можно предположить о том, что Центральный банк является органом государственной власти, который выполняет одну из исключительных функций. К тому же, по их мнению, Банк России осуществляет такой особый вид управления, как денежное.
Банк России нельзя относить к органам государственной власти. Данный вывод можно сделать, если провести анализ статьи 11 Конституции РФ, в соответствии с которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Из содержания статьи 11 Конституции РФ можно сделать вывод, что Банк России не входит в общую структуру органов, осуществляющих государственную власть. По мнению С.А. Голубева,43принцип независимости Банка России исключает его из системы разделенных ветвей власти, поскольку разделение властей подразумевает под собой применение системы «сдержек и противовесов», которая подразумевает под собой недопустимость какой-либо независимости одних органов государственной власти от других.
Большую
ясность в определении статуса Банка
России вносит определение Конституционного
Суда Российской Федерации (далее –
Конституционный Суд РФ) от 14 декабря
2000 года № 268-О « По запросу Верховного
Суда Российской Федерации о проверке
конституционности части третьей статьи
75 Федерального закона « О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)». В соответствии с пунктом 2
вышеуказанного определения статус
Центрального банка установлен Конституцией
Российской Федерации, в статье 75 которой
определены его исключительное право
на осуществление денежной эмиссии и в
качестве основной функции – защита и
обеспечение устойчивости рубля. Данные
полномочия по своей правовой природе
относятся к функциям государственной
власти, поскольку их реализация
предполагает применения мер государственного
принуждения… Нормотворческие полномочия
Банка России предполагают его
исключительные права и обязанности по
установлению обязательных для органов
государственной , всех юридических и
физических лиц правил поведения по
вопросам, отнесенным к его компетенции
и требующим правового регулирования.
Исходя из вышеописанного можно сделать следующий вывод:
Банк России по своей природе органом государственной власти, который создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и обладает особым конституционным статусом;
Банк России не входит в систему ни одной из ветвей государственной власти;
Из-за принципа независимости Банка России иные органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление функций, возложенных на Банк России Конституцией РФ;
Банк России осуществляет возложенные на него функции в пределах, определенных Конституцией РФ и Законом « О Банке России»;
Полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поэтому предполагается применение Банком России мер государственного принуждения.
В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 мая 2013 года № 03-05-05-05/17215 при рассмотрении вопроса об освобождении от уплаты государственной пошлины Банка России за выдачу разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а также при совершении других юридически значимых действий ссылаются на определение Конституционного Суда РФ № 268-О и соглашаются с тем, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом. Однако, по мнению Министерства Финансов, это не свидетельствует о том, что Банк России наделен статусом государственного органа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 « О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России и его территориальные учреждения не входят.
Вопросы по поводу статуса Банка России как органа государственной власти возникают из-за того, что с осени 2013 года Банку России были переданы полномочия упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам.В результате этого преобразования Банк России стал являться финансовым мегарегулятором, что еще более усложнило задачу по разрешению вопроса о статусе Банка России.
Автор полагает, что Банк России не является органом государственной власти, хотя и присутствуют факты, подтверждающий данный факт. Однако анализ положений Конституции РФ, а также судебной практики, дают основания для того, чтобы сделать вывод касательно того, что органом государственной власти Центральный банк не является.
studfiles.net
«Патриотические» мифы о Центральном банке РФ. Часть 1
Недавно я писал про НОД и депутата Федорова, нагло эксплуатирующего ущербные и примитивные лозунги и конструкции и сливающего патриотическую энергию сограждан. Одним из элементов этих ущербных и постыдных для патриотического движения конструкций является целая серия мифов о Центральном банке. Их мы и разберем.
Сразу поясню. Центральный банк и денежно-кредитная политика — это крайне важные для отечественной экономики темы. Проблемы в денежно-кредитной политике в существенной части задали тот колоссальный урон, который потерпела экономика России в ходе так называемого периода «постсоветской экономической трансформации», а если говоря проще — в процессе перехода от социализма к капитализму. И разбираться с этими темами надо по-настоящему серьезно и профессионально, потому что вопрос, как говорится, давно «назрел» и даже «перезрел». Нынешний кризис экономики РФ в существенной части обусловлен валютной и денежно-кредитной политикой ЦБ.
Короче говоря в этой сфере есть серьезные и довольно большие проблемы, урон от которых Россия терпит постоянно. Но вместо профессионального, взрослого и серьезного рассмотрения проблемы по-существу, патриотической аудитории со стороны некоторых публицистов и политиков предлагается набор примитивных мифов и штампов, образующих ущербную и незамысловатую картину происходящего.
Такой подход к проблеме дискредитирует и людей, его принявших и поверивших демагогам типа Федорова, и патриотизм в целом. Поэтому я хочу разобрать основные мифы о ЦБ, разобрать идиотский НОДовский закон «о национализации ЦБ» и хоть чуть-чуть очертить реальный масштаб проблем.
Миф № 1. Центральный банк РФ согласно Конституции РФ и закону о ЦБ не подчиняется государству, а является филиалом МВФ и выполняет приказы из-за рубежа.
В исполнении Федорова этот бред можно услышать вот здесь (первые 4 минуты):
Что тут можно сказать? Сказать можно только одно — Федоров лжет. Упрощенческий миф о «пятой колоне» кратко разобран здесь, сейчас же мы будем говорить именно о ЦБ.
Эта ложь базируется на мошеннической интерпретации двух статей ФЗ № 86 от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации» (здесь и далее даются ссылки только на этот закон):
1. Статьи 1, где сказано, что «функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления«, а так же что «Банк России является юридическим лицом«. Подобное есть и в Конституции (п.2 ст.75 «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти«).
На основании ложной интерпретации этих формулировок утверждается, что ЦБ РФ — это отдельная частная конторка, которая «не подчиняется России» и соответственным образом осуществляет все свои функции. Кстати говоря, подобное утверждает не только Федоров, но и Стариков.
Федоров в вышеприведенном видео даже умудрился сморозить, что ЦБ «не имеет никакого отношения к Российской экономике» и что «никто от него даже не требует этого«, то есть развития и поддержания отечественной экономики;
Более того, утверждается, что у России реально нет золотовалютных резервов, потому что они принадлежат этой «частной конторке». И что Россия именно поэтому ими не может воспользоваться.
2. Пункта 18.2 статьи 4 того же закона, где сказано, что Центральный банк РФ «является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом«. На основании этого пункта утверждается, что Центробанк — это филиал МВФ и выполняет приказы «из-за рубежа»;
Что же происходит в реальности?
Центральный банк — это действительно юридическое лицо. Но это лицо, весь уставный капитал и имущество которого являются федеральной собственностью (ст.2).
Все функции ЦБ целиком и полностью сосредоточены вокруг экономики России (ст.3), а именно вокруг её денежной, финансовой и платежной систем. Хорошо или плохо сформулированы цели ЦБ — это уже другой вопрос. Факт в том, что Федоров лжет, когда говорит что ЦБ никак не связан с экономикой РФ и никто даже не требует от него действий по её развитию.
Свою денежно-кредитную политику (которая является прерогативой именно Центрального банка, а не Правительства, прерогативой которого в свою очередь является налогово-бюджетная политика) ЦБ РФ разрабатывает и проводит совместно с Правительством РФ (п.1 ст.4), совместно с ним же проводит политику стабильности и развития финансового рынка РФ (п.1.1 ст.4). В круг вопросов денежно-кредитной политики входит и эмиссия рубля, и управление процентными ставками, и операции на отрытом рынке и прочее, на тему чего так смачно высказывается Федоров.
В том числе по поручению Правительства Банк России осуществляет «все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения» его функций (п.11 ст.4).
ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ (ст.5). Годовой отчет направляется в ГД РФ, а оттуда Президенту и Правительству РФ (ст.25).
Национальный финансовый совет — коллегиальный орган Банка России, состоит из 12 человек, из которых 2 представителя направляются Советом Федерации из числа сенаторов, 3 — Государственной Думой из числа депутатов, 3 — Президентом РФ, 3 — Правительством РФ (ст.12). В компетенцию этого совета входит в числе прочего рассмотрение проекта и ежеквартальное рассмотрение реализации направлений единой государственной денежно-кредитной политики (п.5, п.8 ст. 13).
Кандидатура Председателя Банка России (ныне Э.Набиуллина) вносится Президентом РФ и утверждается Государственной Думой РФ. Освобожден от должности Председатель может в числе прочего за нарушения федеральных законов, регулирующих деятельность Банка России, то есть за ненадлежащую и неадекватную денежно-кредитную политику (ст.14). Освобождается он от должности по решению ГД РФ по представлению Президента РФ.
Члены Совета директоров Банка России назначаются Гос.Думой по списку, представленному Председателем Банка России. Но этот список Председатель должен согласовать с Президентом РФ (ст.15). Совет директоров заседает раз в месяц (ст.17), разрабатывает совместно с Правительством направления денежно-кредитной политики и принимает основные решения Центрального Банка, в том числе и по процентным ставкам, и по эмиссии рубля, и по другим вопросам (ст.18).
Проект направлений денежно-кредитной политики представляется и Президенту РФ (ст.45).
Половину своей прибыли (после вычета всех налогов) Банк России перечисляет в федеральный бюджет (ст.26). При этом в ст.3 сказано, что получение прибыли не является целью Банка России.
Ну и как, не слабо для заявлений, что ЦБ — это «частная конторка», никому не подчиняющаяся? Теперь понятно насколько нагло и отвязно водят за нос патриотическую публику?
Но это еще не все, в качестве «вишенки на торт» приведу здесь полностью статью 21 из того же закона:
«Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики«.
Теперь по поводу того, что Банк России — это филиал МВФ. Уже совершенно очевидно, что это абсолютный, идиотский бред. Однако все же разберем, как понимать п.18.2 ст.4 рассматриваемого нами закона, текст которого мы приводили выше.
Надо помнить, что Международный Валютный Фонд — это прежде всего именно фонд. Фонд — это организация, распоряжающаяся капиталом, ею контролируемым. Капитал Международного Валютного Фонда образован государствами-членами этого Фонда. И чем большая доля страны в общем котле — тем большее количество голосов у неё есть при принятии решений.
В уставе МВФ сказано, что «каждое государство — член назначает свой центральный банк депозитарием всех авуаров Фонда в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение приемлемое для Фонда«.
Депозитарий — это по-простому говоря хранитель ценных бумаг, ведущий их учет и осуществляющий операции с ними. То есть грубо говоря ЦБ РФ хранит все вклады МВФ в рублях и осуществляет операции с ними. И все. Никаким «филиалом МВФ» ЦБ РФ не является, это наглая и циничная ложь.
Задачей МВФ является предоставление финансовой помощи (кредитов) странам, находящимся в трудной ситуации. Опыт показывает, что помощь предоставляется под обязательства, выполнив которые страна попадает в еще более трудную ситуацию, в еще более тяжелый кризис.
Например широко известна ситуация конца 2014 года на Украине. Тогда Украина нуждалась в финансовой помощи, но Правительство Азарова и Президент Янукович отказались от транша МВФ, потому что он предоставлялся под очень жесткие и самоубийственные требования. Например, рост тарифов на газ для населения на 40%. За это Правительство и Президент Украины были свергнуты, власть узурпирована военными преступниками, не только уничтожившими экономику страны, но и развязавшими гражданскую войну.
Но факт остается фактом. Рекомендации МВФ — это именно рекомендации. И обязательными они становятся тогда, когда страна берет у МВФ деньги. Если же Россия деньги у МВФ не берет, то и никаких прямых рычагов для управления Россией у МВФ нет.
Сказки про Центробанк-филиал МВФ — это, еще раз повторюсь, наглая и бессовестная ложь. Циничная в своей уверенности в том, что люди, её слушающие не способны разобраться ни в чем. Это позор.
Ну и в конце сделаю важную оговорку. Все вышесказанное не означает, что наша страна проводит полностью самостоятельную и адекватную задачам развития страны экономическую политику. Это не означает, что внешние силы не могут каким-то образом воздействовать и управлять нашей экономической политикой. Но дело в том, что рычаги и инструменты тут — намного тоньше и сложнее, чем то, как это представляют патриотической публике различные «срыватели покровов». Но о них мы поговорим позже.
(продолжение следует)
Часть 2 — http://slava-exe.livejournal.com/11156.html
Часть 3 — http://slava-exe.livejournal.com/11421.html
Часть 4 — http://slava-exe.livejournal.com/11686.html
Часть 5 — http://slava-exe.livejournal.com/11838.html
Мифы о ЦБ — общий приницп — http://slava-exe.livejournal.com/12278.html
slava-exe.livejournal.com
ЦБ России – не государственная структура?
Автор:16 декабря 2013 06:22
Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». http://www.cbr.ru/today/status_functions/
Повторим суть, специально для «либеральных экономистов»:
В законе о ЦБ России прямо написано, что он не является органом государственной власти.
Там же указано, что ЦБ России особый публично-правовой институт. Подчеркиваю – особый. Особый НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт.
В законе написано, что свои функции Банк России осуществляет независимо от всех видов государственной власти России.
Вывод из всего этого может быть только один – Банк России не подчиняется государству. Председатель российского ЦБ Сергей Игнатьев Российский рубль ?
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
fishki.net
ЦБ России — орган государственной власти или коммерческая организация?
Я уже писал о том, что Центральный банк Российской Федерации, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, является органом государственной власти. Дополнительное подтверждение этому можно найти в статье 1 Федерального закона о Центробанке. Хотя формулировки обоих документов достаточно «мутные», но статус Центробанка именно таков.Как известно, совмещение в рамках одной организации функций органа государственного управления и функций, связанных с осуществлением хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, создает ситуацию, которую принято называть «конфликтом интересов». Проще говоря, возникает питательная почва для коррупции и злоупотреблений, снижается эффективность выполнения органом государственной власти возложенных на него функций и задач.
А признаки такого «раздвоения» или «конфликта интересов» в деятельности Банка России просматриваются. Особенно учитывая, что он, помимо выпуска денег (денежной эмиссии), осуществляет большое количество других функций. Банк России, как известно, является институтом, который в нашей стране выполняет функции банковского надзора. И в этом качестве он должен быть непредвзятым и неподкупным надсмотрщиком, следящим за всеми коммерческими банками в стране.
Статья 8 Закона о Центробанке вроде бы предупреждает возможный конфликт интересов в сфере банковского надзора: «Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами». В той же статье говорится: «Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами».
Но именно в этой сфере мы видим вопиющий «конфликт интересов». Оказывается, Банк России является материнской компанией, которая владеет дочерним банком. Думаю, читатели догадываются: речь идет о Сберегательном банке. Для него в статье 8 Закона о Центральном банке сделано исключение: «Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк). Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона».
Внятного объяснения того, почему для Сберегательного банка было сделано исключение, какими высшими соображениями продиктовано участие Банка России в капитале этого коммерческого банка, я нигде не встречал.
На данный момент Банк России является главным акционером в Сбербанке, владея 50 процентами капитала + одна акция. Многие по привычке называют Сберегательный банк государственным. Это как посмотреть. Ведь он — «дочка» Банка России, а, следовательно, многие положения Закона о Центробанке распространяются и на «дочку». Вот, например, статья 2 гласит: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства». Некоторые наивно думают, что российское государство в «случае чего» (если Сбербанк зашатается) будет спасать клиентов Сберегательного банка. Наверное, такой ход мыслей навеян воспоминаниями о советских «Сберегательных кассах», которые входили в систему Минфина СССР. А нынешний Сберегательный банк к государству не имеет ни малейшего отношения. При необходимости люди из правительства вспомнят статью 2 Закона о Центробанке и скажут: спасайтесь сами (или пусть вас «мама» спасает).
Но главное даже не в этом, а в том, что Банк России как орган банковского надзора не может не иметь особого благорасположения по отношению к своей «дочке». Помню, в мае 2010 года разгорелся скандал. Тогдашний заместитель председателя Центрального банка РФ Сергей Голубев на встрече со студентами в Санкт-Петербурге весной указанного года сделал два совершенно неожиданных заявления.
Первое: «Сберегательный банк достаточно много допускает нарушений, и мы [ЦБ] ничего не можем сделать». Второе: «Пора уходить из Сберегательного банка. Председатель Центрального банка является председателем наблюдательного совета Сбербанка. Это конфликт интересов. Неполноценным становится надзор за таким банком».
После возвращения в Москву господину Голубеву как правдолюбцу на Неглинке (адрес центрального офиса Банка России) устроили взбучку. А Центробанк немедленно выпустил пресс-релиз, в котором разъяснялось, как хорошо организован надзор за Сберегательным банком. Но в своем кругу российские банкиры говорят, что надзор за «Сбером» никакой.
Летом нынешнего 2017 года произошло одно знаковое событие в жизни Центробанка. Он принял решение о санации коммерческого банка «Открытие». Причем впервые применил новую схему санации. Если раньше помощь тонущим банкам осуществлялась в виде кредитов Банка России или по линии Агентства страхования вкладов (АСВ), то в случае с «Открытием» финансовые вливания были осуществлены в форму участия в капитале указанного банка. В конце августа Центробанком было принято решение о том, что он входит в капитал банка «Открытие» с долей в 75%, а за предыдущими собственниками останется доля в 25%. А вслед за «Открытием» последует БИН-банк (пока доля Центробанка в капитале указанного коммерческого банка еще не определена). А там, глядишь, появятся и другие.
В начале этого года в Закон о Центробанке были внесены изменения, согласно которым был учрежден специальный инвестиционный фонд для финансового оздоровления несостоятельных банков. Фонд не является юридическим лицом, и его имущество обособлено от остального имущества Банка России. Фонд находится под управлением специальной управляющей компании. Фондом и производятся вливания в капитал «Открытие». Но от создания фонда конфликт интересов никуда не исчез. Можно ожидать, что банк «Открытие», как и «Сбербанк», будет тем самым «Юпитером», о котором в латинской поговорке сказано: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Таких «Юпитеров» не будет очень много. Но все они будут «бессмертными богами». А остальным банкам придется быть в роли «смертных быков». Или «козлов отпущения», определенных на заклание.
Возникает вопрос: а нельзя ли было как-то иначе в России построить отношения Центробанка с коммерческими банками? Конечно же, можно. Далеко за примерами ходить не надо. Посмотрим на китайский опыт. Там есть Народный банк Китая (НБК), который является центробанком. Его основная задача — обеспечивать китайскую экономику деньгами. Согласно закону о НБК, на него возложены функции денежной эмиссии, организации денежного обращения, разработки и реализации совместно с минфином и другими министерствами и правительственными организациями государственной денежно-кредитной политики.
Ни выдачей и отзывом банковских лицензий, ни банковским надзором НБК не занимается. Для этого имеется специальный орган, который называется Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая (англ. China Banking Regulatory Commission — CBRC). Она, как и НБК, входит в исполнительную ветвь государственной власти и подчиняется Госсовету. НБК, конечно, также присматривает за банками, но он в тандеме банковского надзора «пристяжной», а CBRC — «коренной».
Кстати, есть немало других стран, где функции банковского надзора возлагаются не на центральный банк, а на специальные организации (банковские регуляторы). Среди таких стран — Канада, Дания, Швеция, Норвегия. Есть страны, в которых банковский надзор осуществляется совместно центральными банками и специально уполномоченными регуляторами. Это Швейцария, Франция, Германия, США. Есть, конечно, страны, где банковский надзор осуществляется только центробанком. Это, например, Австралия, Исландия, Ирландия, Италия, Португалия.
Но я лично не знаю ни одной крупной страны, где бы, подобно России, центральный банк одновременно занимался выдачей кредитов коммерческим банкам, участвовал в капитале коммерческих банков и при этом монопольно выполнял функции банковского надзора. Трудно придумать более «питательную основу» для коррупции и злоупотреблений. Но кому-то и такого совмещения показалось мало. С 2013 года Банк России функционирует как финансовый мегарегулятор, распространяя свои щупальца на всю экономику. Таких центробанков-осьминогов, занимающихся регулированием всего и вся (финансовые рынки, страховые компании, аудиторские фирмы и т.п.), в мире очень немного. Это в основном центробанки на постсоветском пространстве (Армения, Грузия, Казахстан, Литва, Чехия, Эстония и некоторые другие). Но даже там центробанки не участвуют в капиталах коммерческих банков.
Модель банковской и финансовой системы, которая сложилась к настоящему времени в России, порождает чудовищные «искажения стимулов» (как обычно пишут в учебниках по рыночной экономике). А говоря проще, она порождает чудовищную коррупцию. И дело не в отдельных руководителях (та же Набиуллина или любой другой человек на месте председателя Банка России). Никто из них не способен эффективно бороться с «издержками» функционирования указанной модели. Необходимо срочно отказаться от этой порочной модели. Что предложить взамен? — Да хотя бы китайскую модель, которая предельно проста, понятна и исключает «конфликты интересов».
В заключение хочу обратить внимание на статью 3 федерального закона о Центробанке России. В ней записано, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В статье 11 говорится о том, как определяется прибыль Банка России, а в статье 26 определяется порядок использования прибыли.
В момент принятия закона эта статья выглядела следующим образом: «После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения».
Позднее в закон была внесена поправка, устанавливающая, что в бюджет перечисляется 75% прибыли. Наконец, в 2016 году был принят закон, устанавливавший перечисление 90 процентов прибыли Банка России в государственную казну.
Формулировка статьи 26 закона предрасполагает Банк России к тому, что получение прибыли всё-таки может являться де-факто целью деятельности Центробанка. Вопреки декларации статьи 3 о том, что прибыль не является таковою целью. Каков бы ни был процент прибыли, остающийся по закону в распоряжении Банка России, в абсолютном выражении он будет зависеть от общих объемов прибыли. Чем больше прибыль, тем больше, в частности, премии, которые выплачиваются руководителям и сотрудникам Банка России из фонда, формирующегося за счет прибыли.
В лихие 90-е годы, как мне говорили бывшие работники Центробанка, премии были основной частью вознаграждения, которая выплачивалась сотрудникам Банка России. Особенно велика была премиальная составляющая у руководителей высшего звена. Кстати, вопросы оплаты труда работников (включая премии) решает сам Банк России (решения совета директоров), Минфин России в эту сферу деятельности Центробанка вмешиваться не имеет права. Вроде бы в последнее время пропорция между заработной платой и премиями в Банке России сдвигается всё более в пользу заработной платы. Но мотив максимизации прибыли Центробанком подспудно присутствует. Это недопустимо.
А как же исправить ситуацию? Опять же, обратимся к зарубежному опыту. Например, к законодательству США, регламентирующему функционирование Федеральной резервной системы (центробанка США). ФРС США ежегодно получает прибыль, измеряемую многими десятками миллиардов долларов. Как она используется? — За счет прибыли происходит формирование годового операционного бюджета ФРС; основная часть этого бюджета приходится на оплату труда сотрудников всех уровней (при этом закон определяет уровни оплаты для разных категорий). Кроме того, из прибыли выплачиваются дивиденды акционерам ФРС (таковыми являются банки, получающие фиксированные дивиденды в размере 6% независимо от прибыли ФРС). Остальное — перечисляется в федеральный бюджет. Приведу пример распределения прибыли ФРС за 2010 год. Общий ее объем составил 81,69 млрд. долл. Из этой суммы 1,58 млрд. долл. было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть операционного бюджета ФРС поступило 0,88 млрд. долл. Выплаты казначейству США составили 79,27 млрд. долл.
Примерно так же выглядит схема распределения прибыли у Народного банка Китая (НБК). Этому посвящена глава 6 «Финансовая отчетность» (статьи 37—39) Закона о НБК. Там также прописано, что за счет прибыли центробанка осуществляется покрытие всех текущих расходов НБК и формирование необходимых резервных фондов, а все оставшееся перечисляется в государственную казну. Примечательно, что в законе предусмотрен даже случай, если финансовый результат деятельности НБК окажется отрицательным. В этом случае убытки центробанка должны покрываться из государственного бюджета.
Такой вариант в законе предусмотрен не случайно. Ведь конечной задачей НБК, согласно статье 3 указанного закона, является «содействие экономическому росту». А такое содействие может предполагать выдачу центробанком кредитов под низкий процент, что может, в конечном счете, приводить к отрицательному финансовому результату для НБК. Тщательно выверенные формулировки закона о НБК действительно исключают возможность функционирования китайского центробанка как коммерческой организации.
Федеральный закон о Центробанке России нуждается в серьезных доработках и исправлениях по многим направлениям. В том числе в доработках, призванных исключить возможность возникновения конфликта интересов на почве совмещения Банком России государственного управления и коммерческой деятельности.
Валентин Катасоновruspravda.info
Список государственных банков России 2019, госбанки РФ, банки с господдержкой
Принадлежность банка государству в России означает серьезный бонус для его развития и, самое главное, устойчивости и надежности. В случае возникновения проблем с платежеспособностью, такой банк с высокой вероятностью получит финансовую и административную помощь или будет санирован. Дело в том, что возможное банкротство такого банка — сильный удар по репутации государства, вопрос финансово и политически очень неудобный. Государственное участие в деятельности банков различается по уровню контроля (полный, частичный), форме присутствия в капитале (прямое или косвенное), виду госструктур (правительство России, субъекты РФ, муниципальные образования). Банки с госучастием, как правило, не предлагают самых выгодных условий обслуживания, низких ставок по кредитам или высоких ставок по вкладам.
Отметим, что Банк России (Центральный Банк, ЦБ РФ) и Внешэкономбанк (ВЭБ), несмотря на название, банками не являются, потому что не имеют банковской лицензии. Несмотря на это, они могут выполнять весь спектр банковских операций. ЦБ РФ — это государственный орган управления финансовой системой страны (регулятор), эмитент денег, «банк для банков». Внешэкономбанк — это государственная корпорация развития, созданная для стимулирования развития народного хозяйства и реализации национальных проектов.
Государственный банк
Контрольный пакет акций банка принадлежит государству (напрямую или косвенно), включая различные субъекты РФ или муниципальные образования. Доля государства всегда превышает 50% акций. Особенностями таких банков являются устоявшаяся клиентская база, административный ресурс, возможность получения помощи от государства, относительно невысокие ставки по вкладам и (необязательно) кредитам.
Банк с госучастием
Контрольный пакет акций принадлежит не государству, а частным или иностранным владельцам. Однако государство (напрямую или косвенно, включая различные субъекты РФ или муниципальные образования) имеет в капитале банка долю от 15% до
Как показывает практика, банки, где государство обладает контрольной долей в капитале (более 50% акций), практически всегда получают помощь в случае появления финансовых затруднений (в виде вливаний в капитал или процедуры санации). Для клиентов государственного банка крайне мала (но не равна нулю) вероятность потерять в нем свои средства и сбережения. Отметим, что чем большая доля в капитале приходится на государственные структуры, тем больше вероятность получения финансовой помощи. Также следует учитывать, что государство может владеть банком напрямую, через муниципальные и республиканские администрации, через коммерческие структуры (где государство владеет контрольным пакетом) и т.д. Уровень надежности таких банков неравнозначен. Бывали случаи, когда отзывались лицензии у банков, значительными пакетами в которых владели муниципальные образования, власти субъектов РФ, госкомпании.
Типы государственных банков
Тип банка | Описание | Уровень риска |
---|---|---|
Государственный | Контрольный пакет акций банка принадлежит государству (напрямую или косвенно), включая различные субъекты РФ или муниципальные образования. Доля государства всегда превышает 50% акций. | Низкий |
Госучастие | Контрольный пакет акций принадлежит не государству, а частным или иностранным владельцам. Однако государство (напрямую или косвенно, включая различные субъекты РФ или муниципальные образования) имеет в капитале банка долю от 15% до 50%. Банком (долей в нем) владеет либо правительство РФ, либо администрация субъекта РФ, либо администрация муниципального образования. | Умеренный |
Полный список государственных банков России
www.bankodrom.ru
Является ли ЦБ России государственным?
Хочется еще раз вернуться к этому опросу. Еще раз пояснить и показать «нюансы» статуса нашего Центрального Банка, о которых я писал в книге «Национализация рубля». Это очень важно. Ведь так называемые ЗВР (золото-валютные резервы России) принадлежат не России, а конкретно Банку России.
Так является ли Банк России (ЦБ России) государственной структурой?
Законы – это формулировки. Суть выражена именно в них. Эмоции законам не присущи. В них все предельно четко написано. Другое дело, что иногда для их чтения и понимания остро необходимо юридическое образование.
Но есть моменты, где этого не требуется, потому, что формулировка закона понятна любому взрослому человеку. Кроме, разумеется, «либеральных экономистов».
Чтобы разобраться, возьмем закон, который напрямую к деятельности ЦБ отношения вроде бы не имеет. Например, Федеральный закон № 152- ФЗ о персональных данных.
Недавно в него были внесены изменения.
Так вот первоначально формулировка части 2 статьи 4 звучала так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html
Теперь же она звучит так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее – нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=87877
Как мы видим, уточнение в закон ясно говорит нам: есть государственные органы, а есть Банк России.
Банк России действительно не является государственным органом. А значит, просто НЕ МОЖЕТ подчиняться российскому государству.
Мои оппоненты по дискуссии в программе «5-го канала», имея громкие звания и не менее громкие должности, к сожалению, не читают основополагающие законы. И поэтому горячо оппонировали высказанному мной тезису, что ЦБ России не является государственным органом. http://nstarikov.ru/blog/10611
А ведь достаточно просто почитать Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» или просто зайти на сайт нашего «Центрального Банка» (который по факту вовсе и не наш), как можно прочитать главное, суть:
«Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». http://www.cbr.ru/today/status_functions/
Повторим суть, специально для «либеральных экономистов»:
- В законе о ЦБ России прямо написано, что он не является органом государственной власти.
- Там же указано, что ЦБ России особый публично-правовой институт. Подчеркиваю – особый. Особый НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт.
- В законе написано, что свои функции Банк России осуществляет независимо от всех видов государственной власти России.
Вывод из всего этого может быть только один – Банк России не подчиняется государству.
Или может быть «либеральные экономисты» прекрасно все это знают? Но по «некоторым причинам», всегда включают дурака, начинают хихикать,» строить рожицы», когда кто-то утверждает, что наш ЦБ негосударственная структура, которая российскому государству не подчиняется.
Но, как сказал, один умный человек, можно обманывать некоторых иногда, но всех и всегда обманывать не получится.
И кажется, это время очень быстро наступает…
maxpark.com