Устав центрального банка россии – Устав центрального банка РСФСР (банка России) постановление президиума ВС РСФСР от 24-06-91 1483-i об утверждении устава центрального банка (банка России) (2019). Актуально в 2019 году
ХУ ИЗ ЦЕНТРОБАНК РФ?
В конце марта на собственном съезде Ассоциация российских банков (АРБ) обвинила Банк России в фаворитизме, указав, что многие решения принимаются кулуарно и в интересах небольшой группы лиц. Подобные обвинения указывают на то, что со стороны кредитных учреждений России существует огромное количество нерешаемых претензий к деятельности мегарегулятора. В связи с накалившейся ситуацией в банковском секторе России мы решили разобраться, что же представляет из себя Центробанк РФ и каковы его полномочия на самом деле.
Данный анализ основан на информации, предоставленной в свободном доступе. Как говорится, ничего личного, только факты.
Итак,
История Центробанка РФ (Банка России) началась в далёком 1990 году.
13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан Государственный банк РСФСР, являющийся собственностью РСФСР и подотчётный Верховному Совету РСФСР.
Ссылка http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28711/
16 августа 1990 г. Постановлением Президиума ВС РСФСР от 16.08.1990 N 146-1 было передано на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР и его управлений на местах объявленное собственностью РСФСР имущество, а также активы и пассивы других государственных банков.
Ссылка http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28473/
А 2 декабря 1990 года тогдашний Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал закон РСФСР № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».
Рассмотрим лишь некоторые его положения:
Статья 1. Центральный банк РСФСР (Банк России)
Центральный банк РСФСР (в дальнейшем по тексту настоящего закона — Банк России) является главным Банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и находится в ее собственности.
Банк России создается на основании настоящего Закона и подотчетен Верховному Совету РСФСР.
Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Банк России вправе обратиться в государственный арбитраж РСФСР с требованием о признании недействительными актов этих органов, направленных на неправомерное вмешательство в деятельность Банка России.
Статья 2. Банк России — юридическое лицо
Правительство РСФСР не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не несет ответственности по обязательствам Правительства РСФСР, кроме случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства.
Статья 9. Смета расходов и порядок распределения прибыли Банка России
Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.
Теперь посмотрим Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), принятого Президиумом Верховного Совета РСФСР c изменениями № 3860-1 от 10.11.1992г., № 2288 от 24.12.1993г.
Статья 18.
Операции и сделки Банка России
Банк России имеет право предоставлять кредит Министерству финансов РСФСР на общих условиях сроком не более чем на шесть месяцев на покрытие разрывов между годовыми текущими бюджетными доходами и расходами, а также внутреннего государственного долга РСФСР.
Банк России в установленных Верховным Советом РСФСР пределах может покупать у Министерства финансов РСФСР государственные ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.
Статья 26.
Организация деятельности Банка России
Банк России самостоятельно организует свою деятельность, исходя из утверждаемых Верховным Советом РСФСР Основных направлений денежно-кредитной политики и с учетом других решений Верховного Совета РСФСР и его Президиума .
Статья 35.
Отчетность Банка России
Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет на утверждение Верховному Совету РСФСР отчет по состоянию на 1 января. Отчет предварительно рассматривается Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Верховный Совет РСФСР определяет независимую аудиторскую организацию для ежегодной проверки баланса и операций по счетам Банка России.
Вроде бы всё в порядке. Согласно данному закону созданный на базе Государственного республиканского Банка СССР новый Центральный банк РСФСР находится в собственности республики РСФСР, управляет собственностью РСФСР, подотчётен Верховному Совету РСФСР и проводит зависимую от собственника кредитно-денежную политику. К тому же он ещё и освобождается от уплаты всех видов налогов собственному государству.
А дальше начинаются чудеса…
С 25 декабря 1993 года, в день принятия Конституции Российской Федерации, в законе № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» произошли небольшие, но довольно существенные, изменения.
Во-первых, были удалены все словосочетания «Верховный Совет РСФСР», что позволило убрать всю подотчётность новоиспечённого Банка России органам государственной власти.
Во-вторых, часть положений закона была отменена (!!!) за счёт вступления в силу новой Конституции РФ, что ещё больше отдалило деятельность Банка России от Государства.
Напомним, что создавался Банк России на государственной базе, и его собственником являлась РСФСР в составе СССР. Созданная же Российская Федерация назвала себя правопреемницей СССР, что ведёт за собой и передачу всей собственности Советского Союза, в том числе и Центрального банка РСФСР. О чём красноречиво говорит неизменённая первая часть статьи 1 закона № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» в редакции от 25 декабря 1993 года.
Кстати, изменения в закон № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» проводились 25 декабря 1993 года на основании Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Ссылка http://www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/konstitucii—ustavy-subektov-federacii/1/ukaz-prezidenta-rf-ot-24-12-1993—2288.html
В Конституции РФ от 1993 года, в статье 75 указано:
- Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
- Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Получается, что в Конституции РФ от 25 декабря 1993 г. указан Центральный Банк РФ, а в редакции закона о Центральном банке указан совсем другой банк — Центральный банк РСФСР.
Идём дальше…
26 апреля 1995 г. Федеральным законом от N 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» были сделаны кардинальные изменения:
(Даны выдержки из статей закона)
- Глава I. Общие положения
Статья 1. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В данной статье указано совершенно другое название Банка России. Отсутствует указание на принадлежность к государственной либо частной собственности.
- Статья 2. Банк России не регистрируется в налоговых органах.
То есть новоиспечённый Центральный банк РФ является нерезидентом в Российской Федерации (может быть иностранным учреждением), а следовательно не имеет права платить налоговые отчисления в казну государства.
- Глава XV. Аудит Банка России
Статья 4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу:
…….
Устав Центрального банка РСФСР (Банка России) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1012).
То есть Федеральный закон N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г. (Российской Федерации!!!) ликвидирует Устав Центрального банка РСФСР!
В Уставе Центрального банка РСФСР (Банка России) указано:
Статья 37.
Порядок ликвидации Банка России
Банк России может быть ликвидирован в случае принятия соответствующего закона РСФСР. Порядок и сроки проведения ликвидации устанавливает Президиум Верховного Совета РСФСР или уполномоченный им орган.
Ссылка: http://docs.pravo.ru/document/view/59126/
После прочтения данного закона создаётся впечатление, что Центральный банк РСФСР и Центральный банк РФ — две совершенно разные по статусу и принадлежности организации.
Следующее…
В Уставе Центрального банка РСФСР (Банка России)
Статья 18.
…….
Банк России ИМЕЕТ ПРАВО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТ МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ РСФСР на общих условиях сроком не более чем на шесть месяцев на покрытие разрывов между годовыми текущими бюджетными доходами и расходами, а также внутреннего государственного долга РСФСР.
Ссылка http://docs.cntd.ru/document/901607604
А в Федеральном законе от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ:
Статья 22.
Банк России НЕ ВПРАВЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России НЕ ВПРАВЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Ссылка http://base.garant.ru/10104640/
Как может Государственный Центральный банк РСФСР перестать финансировать государство, чьей собственностью он является? Или это уже не Государственный Банк РСФСР? Кто перевёл его в частные руки, и кто занимался хищением государственной собственности РСФСР? Или, может быть, это всё-таки другой банк под новым названием — Центральный банк РФ?
Постановление Президиума Верховного совета РСФСР от 24 июня 1991 г. N 1483-1 «Об утверждении Устава Центрального банка РСФСР (Банка России) подписал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин.
А Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» подписал, ВНИМАНИЕ!!! Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин.
Какие же должны быть полномочия у одного и того же человека, что позволяют ему подписывать документы двух различных государств? Или же здесь присутствует факт сокрытия мошеннических действий по хищению государственной собственности и незаконному присвоению полномочий?
Не будем ничего утверждать, мы предоставляем только факты, по которым возникают вполне закономерные вопросы, требующие ответов.
Идём дальше…
Согласно пункта 1 статьи 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Заметьте, не Российский рубль, а просто — рубль. Посмотрев на любую купюру можно увидеть только одну надпись принадлежности данной бумаги — БИЛЕТ БАНКА РОССИИ. На Советском рубле было указано, что тот является ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗНАЧЕЙСКИМ БИЛЕТОМ и обеспечивается золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного Банка. «Российский» рубль не имеет ничего подобного и привязан только к Центральному банку РФ, то есть, по сути, является его товаром, не более. И следовательно имеет хождение только на территории, подконтрольной Центральному банку РФ.
Отсюда возникает закономерный вопрос. Так как Российская Федерация интегрирована в мировую экономику, то должны быть механизмы для конвертации данного «российского» рубля или другие формы межгосударственных расчётов.
На сайте Центрального банка РФ присутствует прелюбопытная страница под названием Официальные курсы Госбанка СССР. Ссылка http://www.cbr.ru/currency_base/GosBankCurs.aspx
Мы можем выбрать любой период вплоть до сегодняшнего и увидим, что Центральный банк РФ проводит все международные взаиморасчёты рублями Госбанка СССР (советскими рублями). Для примера, курс Советского рубля к доллару США на март 2017 года составляет почти 56 копеек за 1 доллар.
Что же это может означать? Скорее всего, то, что весь финансовый мир за границами «бывшего» СССР признаёт только Советский рубль, и только он котируется. Финансовый зарубежный мир ничего не знает о «российском» рубле, а даже если и знает, то не работает с ним по простой причине — «российский» рубль — НИЧЕМ НЕ ОБЕСПЕЧЕННАЯ БУМАГА — обычный купон для неких внутренних расчётов в любом обществе, например, в Российской Федерации.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР N 2066-1 от 20 декабря 1991 года «О ходе выполнения постановления Верховного Совета РСФСР «О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы в РСФСР» и о Государственном банке СССР» Госбанк СССР был упразднён, и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).
Выше мы уже разбирали факты «трансформации» Центрального банка РСФСР в Центральный банк РФ. Но…
Раз вместо «российского» рубля до сих пор в мире производятся расчёты в рублях Госбанка СССР, то Госбанк СССР не был упразднён и Советский рубль до сих пор имеет хождение ВЕЗДЕ, кроме Российской Федерации. Иначе на сайте Центробанка РФ было бы написано — «Официальные курсы Центрального банка РСФСР» или «Официальные курсы Центрального банка РФ».
К выше сказанному можно ещё добавить, что согласно статьям 3 и 4 Федерального закона N 86-ФЗ от 10 июля 2002 года Центральный Банк РФ не имеет право проводить международные взаиморасчеты. Ссылка http://base.garant.ru/12127405/
Статья 4
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
Центробанк РФ может только определять порядок и осуществлять контроль за валютными операциями. Отсюда вопрос. Кто имеет право, и кто проводит межгосударственные расчеты?
Ну и последнее…
В статье 9 закона РСФСР № 394-I от 2 декабря 1990 года «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» указано, что Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.
Также в статье 2 Федерального закона N 65-ФЗ от 26 апреля 1995г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» присутствует, что Банк России не регистрируется в налоговых органах.
Но согласно выписке ЕГРЮЛ, в сведениях об учёте юридического лица в налоговом органе записано, что Центральный банк РФ был зарегистрирован в качестве налогоплательщика 08 мая 2003 года.
Исходя из вышеуказанных данных, становится понятно, что Центральный банк РСФСР был зарегистрирован в налоговых органах и при этом освобождён от всех видов налогов. Но Центральный банк РФ было запрещено даже регистрировать. Тем не менее, при определённых обстоятельствах его все-таки пришлось регистрировать, что и было сделано 08 мая 2003 года (спустя 8 лет после создания).
У вас тоже возник вопрос: Как может государственный банк быть нигде не зарегистрированным? Или все-таки негосударственный? Тогда чей?
А теперь вопросы к юристам:
Вопрос 1: Является ли Центробанк РФ легитимным финансовым органом России и правопреемником Госбанка СССР?
Не будем заново перечислять описанное выше, скажем только, что юридических нестыковок гораздо больше, чем представлено. И вкупе всё это очень даже может прерывать правопреемственность.
Вопрос 2: Как может Центральный банк РСФСР подчиняться новой Конституции РФ в то время, как в ней указана совсем другая организация (Центральный банк РФ)?
Центральный банк РСФСР просуществовал законодательно до 26 апреля 1995 года, т.е. ЕЩЁ ПОЛТОРА ГОДА после принятия Конституции РФ, до очередной редакции закона РСФСР N 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», который и «переименовали» в апреле 1995 г. в Федеральный закон N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ни в законе N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г., ни в редакциях закона № 394-I от 02 декабря 1990 г. не указано о переименовании Центрального банка РСФСР в Центральный банк Российской Федерации. Также отсутствует Указ о создании Центрального банка Российской Федерации.
Вопрос 3: Существуют ли полномочия у Президента РФ издавать и подписывать документы для организаций со статусом РСФСР, входящей в СССР?
Напомним, что ликвидировать Центральный банк РСФСР согласно его Устава можно только в случае принятия соответствующего закона РСФСР, но никак не Российской Федерации. Также изменять статус Центрального банка РСФСР может только Верховный Совет РСФСР.
Вопрос 4: Куда делась государственная собственность РСФСР в виде Центрального банка?
В законе № 394-I от 2 декабря 1990 г. указано, что Центральный банк РСФСР находится в её собственности. В Федеральном законе N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г. все сведения о принадлежности к собственности РСФСР волшебным образом исчезли, к тому же не указано, что Центральный банк перешёл в собственность Российской Федерации. Следовательно государственная собственность РСФСР перешла в частную либо иностранную собственность.
Вопрос 5: Как может Центральный банк Российской Федерации, управляющий всеми внешними и внутренними финансовыми потоками страны, не быть зарегистрирован в налоговых органах? Почему не регистрировался главный финансовый орган России в течение 8-ти лет после создания?
Согласно официальной выписке ЕГРЮЛ по Центральному банку РФ, в сведениях об учёте юридического лица в налоговом органе записано, что Центральный банк РФ был зарегистрирован в качестве налогоплательщика 08 мая 2003 года.
Вопрос 6: Почему Центральный банк работает на внешнем финансовом рынке по курсам Госбанка СССР? Если Центральный банк РФ не имеет права сам производить межгосударственные расчёты, то кто имеет право, и кто их проводит?
Центральный банк имеет право работать только с собственным товаром — «российским» рублём, и только на территории РФ. В мировом финансовом мире он имеет право только учитывать и определять порядок проведения расчётов.
Вопрос 7: Не являются ли все вышеуказанные действия по изменению законодательства «О Центральном банке…» сокрытием деятельности по хищению государственной собственности, а также незаконному присвоению Центральному банку РФ (частной организации) полномочий и активов государственного Центрального банка РСФСР?
www.soyuz-antiterror.ru
Дата официального опубликования | Наименование нормативного акта Банка России | Дата издания и номер |
---|---|---|
13.12.2019 |
Указание Банка России «Об установлении методики определения собственных средств (капитала) микрофинансовой компании» Регистрация в Минюсте России № 56723 от 06.12.2019 |
11.09.2019, № 5253-У |
10.12.2019 |
Указание Банка России «О порядке осуществления временной администрацией страховой организации контроля за деятельностью ликвидационной комиссии (ликвидатора) страховой организации в случае принятия решения о ликвидации страховой организации в период деятельности временной администрации страховой организации»Регистрация в Минюсте России № 56644 от 27.11.2019 |
14.10.2019, № 5287-У |
09.12.2019 |
Указание Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 4 сентября 2013 года № 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» Регистрация в Минюсте России № 56686 от 04.12.2019 |
01.11.2019, № 5306-У |
29.11.2019 |
Указание Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 1 декабря 2015 года № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» Регистрация в Минюсте России № 56649 от 28.11.2019 |
30.08.2019, № 5242-У |
29.11.2019 |
Указание Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 28 июня 2017 года № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» Регистрация в Минюсте России № 56646 от 27.11.2019 |
16.10.2019, № 5288-У |
29.11.2019 |
cbr.ru
Организационная структура | Банк России
Структура центрального аппарата Банка России
Распределение обязанностей между Председателем Банка России и заместителями Председателя Банка России
Структура центрального аппарата Банка России
-
Председатель Банка России
- Первый заместитель Председателя
О.Н. Скоробогатова
-
Департамент национальной платежной системы
А.С. Бакина -
Департамент информационных технологий
З.Н. Кахруманова -
Департамент наличного денежного обращения
А.И. Лахтиков -
Департамент финансовых технологий
И.В. Зимин -
Департамент проектов и процессов
В.С. Казарин -
«РОСИНКАС»
О.В. Крылов -
ТЦ «Нудоль» Банка России
А.В. Машкин
-
- Первый заместитель Председателя
С.А. Швецов
-
Департамент стратегического развития финансового рынка
В.В. Таможников (по 03.02.2020) -
Департамент противодействия недобросовестным практикам
В.В. Лях -
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг
М.В. Мамута -
Департамент корпоративных отношений
Е.И. Курицына -
Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций
Л. А. Тяжельникова
-
- Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин
- Заместитель Председателя
В.А. Поздышев
-
Департамент банковского регулирования
А.А. Лобанов -
Служба анализа рисков
А.П. Дымов -
Департамент финансового оздоровления
А.Ю. Жданов
-
- Заместитель Председателя
О.В. Полякова
-
Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями
М.А. Ковригин -
Служба текущего банковского надзора
Б.А. Шабля
-
-
Заместитель Председателя — руководитель Главной инспекции Банка России
по вопросам организации инспекционой деятельности в отношении КО подчиняется В.А. Поздышеву
по вопросам организации инспекционой деятельности в отношении НФО подчиняется В.В. Чистюхину
В.А. Сафронов -
Департамент обеспечения банковского надзора
А.С. Данилов
- Заместитель Председателя
- Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева
-
Департамент финансовой стабильности
Е.О. Данилова -
Департамент статистики и управления данными
Е.В. Прокунина -
Департамент исследований и прогнозирования
А.Г. Морозов -
Департамент международного сотрудничества
А.А. Мельников (и.о. директора) -
Департамент обработки отчетности
О.А. Гончарова
-
- Заместитель Председателя
Р.Н. Вестеровский
-
Департамент кадровой политики
П.Н. Панкин -
Департамент недвижимости Банка России
В.Ю. Тарасов -
Департамент закупок Банка России
М.В. Тимошенко (и.о. директора) -
Университет Банка России
А.Ю. Афонин
-
- Заместитель Председателя
Д.Г. Скобелкин
-
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
И.В. Ясинский -
Департамент информационной безопасности
В.А. Уваров -
Департамент безопаснос
-
- Первый заместитель Председателя
cbr.ru
«Патриотические» мифы о Центральном банке РФ. Часть 1
Недавно я писал про НОД и депутата Федорова, нагло эксплуатирующего ущербные и примитивные лозунги и конструкции и сливающего патриотическую энергию сограждан. Одним из элементов этих ущербных и постыдных для патриотического движения конструкций является целая серия мифов о Центральном банке. Их мы и разберем.
Сразу поясню. Центральный банк и денежно-кредитная политика — это крайне важные для отечественной экономики темы. Проблемы в денежно-кредитной политике в существенной части задали тот колоссальный урон, который потерпела экономика России в ходе так называемого периода «постсоветской экономической трансформации», а если говоря проще — в процессе перехода от социализма к капитализму. И разбираться с этими темами надо по-настоящему серьезно и профессионально, потому что вопрос, как говорится, давно «назрел» и даже «перезрел». Нынешний кризис экономики РФ в существенной части обусловлен валютной и денежно-кредитной политикой ЦБ.
Короче говоря в этой сфере есть серьезные и довольно большие проблемы, урон от которых Россия терпит постоянно. Но вместо профессионального, взрослого и серьезного рассмотрения проблемы по-существу, патриотической аудитории со стороны некоторых публицистов и политиков предлагается набор примитивных мифов и штампов, образующих ущербную и незамысловатую картину происходящего.
Такой подход к проблеме дискредитирует и людей, его принявших и поверивших демагогам типа Федорова, и патриотизм в целом. Поэтому я хочу разобрать основные мифы о ЦБ, разобрать идиотский НОДовский закон «о национализации ЦБ» и хоть чуть-чуть очертить реальный масштаб проблем.
Миф № 1. Центральный банк РФ согласно Конституции РФ и закону о ЦБ не подчиняется государству, а является филиалом МВФ и выполняет приказы из-за рубежа.
В исполнении Федорова этот бред можно услышать вот здесь (первые 4 минуты):
Что тут можно сказать? Сказать можно только одно — Федоров лжет. Упрощенческий миф о «пятой колоне» кратко разобран здесь, сейчас же мы будем говорить именно о ЦБ.
Эта ложь базируется на мошеннической интерпретации двух статей ФЗ № 86 от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации» (здесь и далее даются ссылки только на этот закон):
1. Статьи 1, где сказано, что «функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления«, а так же что «Банк России является юридическим лицом«. Подобное есть и в Конституции (п.2 ст.75 «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти«).
На основании ложной интерпретации этих формулировок утверждается, что ЦБ РФ — это отдельная частная конторка, которая «не подчиняется России» и соответственным образом осуществляет все свои функции. Кстати говоря, подобное утверждает не только Федоров, но и Стариков.
Федоров в вышеприведенном видео даже умудрился сморозить, что ЦБ «не имеет никакого отношения к Российской экономике» и что «никто от него даже не требует этого«, то есть развития и поддержания отечественной экономики;
Более того, утверждается, что у России реально нет золотовалютных резервов, потому что они принадлежат этой «частной конторке». И что Россия именно поэтому ими не может воспользоваться.
2. Пункта 18.2 статьи 4 того же закона, где сказано, что Центральный банк РФ «является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом«. На основании этого пункта утверждается, что Центробанк — это филиал МВФ и выполняет приказы «из-за рубежа»;
Что же происходит в реальности?
Центральный банк — это действительно юридическое лицо. Но это лицо, весь уставный капитал и имущество которого являются федеральной собственностью (ст.2).
Все функции ЦБ целиком и полностью сосредоточены вокруг экономики России (ст.3), а именно вокруг её денежной, финансовой и платежной систем. Хорошо или плохо сформулированы цели ЦБ — это уже другой вопрос. Факт в том, что Федоров лжет, когда говорит что ЦБ никак не связан с экономикой РФ и никто даже не требует от него действий по её развитию.
Свою денежно-кредитную политику (которая является прерогативой именно Центрального банка, а не Правительства, прерогативой которого в свою очередь является налогово-бюджетная политика) ЦБ РФ разрабатывает и проводит совместно с Правительством РФ (п.1 ст.4), совместно с ним же проводит политику стабильности и развития финансового рынка РФ (п.1.1 ст.4). В круг вопросов денежно-кредитной политики входит и эмиссия рубля, и управление процентными ставками, и операции на отрытом рынке и прочее, на тему чего так смачно высказывается Федоров.
В том числе по поручению Правительства Банк России осуществляет «все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения» его функций (п.11 ст.4).
ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ (ст.5). Годовой отчет направляется в ГД РФ, а оттуда Президенту и Правительству РФ (ст.25).
Национальный финансовый совет — коллегиальный орган Банка России, состоит из 12 человек, из которых 2 представителя направляются Советом Федерации из числа сенаторов, 3 — Государственной Думой из числа депутатов, 3 — Президентом РФ, 3 — Правительством РФ (ст.12). В компетенцию этого совета входит в числе прочего рассмотрение проекта и ежеквартальное рассмотрение реализации направлений единой государственной денежно-кредитной политики (п.5, п.8 ст. 13).
Кандидатура Председателя Банка России (ныне Э.Набиуллина) вносится Президентом РФ и утверждается Государственной Думой РФ. Освобожден от должности Председатель может в числе прочего за нарушения федеральных законов, регулирующих деятельность Банка России, то есть за ненадлежащую и неадекватную денежно-кредитную политику (ст.14). Освобождается он от должности по решению ГД РФ по представлению Президента РФ.
Члены Совета директоров Банка России назначаются Гос.Думой по списку, представленному Председателем Банка России. Но этот список Председатель должен согласовать с Президентом РФ (ст.15). Совет директоров заседает раз в месяц (ст.17), разрабатывает совместно с Правительством направления денежно-кредитной политики и принимает основные решения Центрального Банка, в том числе и по процентным ставкам, и по эмиссии рубля, и по другим вопросам (ст.18).
Проект направлений денежно-кредитной политики представляется и Президенту РФ (ст.45).
Половину своей прибыли (после вычета всех налогов) Банк России перечисляет в федеральный бюджет (ст.26). При этом в ст.3 сказано, что получение прибыли не является целью Банка России.
Ну и как, не слабо для заявлений, что ЦБ — это «частная конторка», никому не подчиняющаяся? Теперь понятно насколько нагло и отвязно водят за нос патриотическую публику?
Но это еще не все, в качестве «вишенки на торт» приведу здесь полностью статью 21 из того же закона:
«Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики«.
Теперь по поводу того, что Банк России — это филиал МВФ. Уже совершенно очевидно, что это абсолютный, идиотский бред. Однако все же разберем, как понимать п.18.2 ст.4 рассматриваемого нами закона, текст которого мы приводили выше.
Надо помнить, что Международный Валютный Фонд — это прежде всего именно фонд. Фонд — это организация, распоряжающаяся капиталом, ею контролируемым. Капитал Международного Валютного Фонда образован государствами-членами этого Фонда. И чем большая доля страны в общем котле — тем большее количество голосов у неё есть при принятии решений.
В уставе МВФ сказано, что «каждое государство — член назначает свой центральный банк депозитарием всех авуаров Фонда в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение приемлемое для Фонда«.
Депозитарий — это по-простому говоря хранитель ценных бумаг, ведущий их учет и осуществляющий операции с ними. То есть грубо говоря ЦБ РФ хранит все вклады МВФ в рублях и осуществляет операции с ними. И все. Никаким «филиалом МВФ» ЦБ РФ не является, это наглая и циничная ложь.
Задачей МВФ является предоставление финансовой помощи (кредитов) странам, находящимся в трудной ситуации. Опыт показывает, что помощь предоставляется под обязательства, выполнив которые страна попадает в еще более трудную ситуацию, в еще более тяжелый кризис.
Например широко известна ситуация конца 2014 года на Украине. Тогда Украина нуждалась в финансовой помощи, но Правительство Азарова и Президент Янукович отказались от транша МВФ, потому что он предоставлялся под очень жесткие и самоубийственные требования. Например, рост тарифов на газ для населения на 40%. За это Правительство и Президент Украины были свергнуты, власть узурпирована военными преступниками, не только уничтожившими экономику страны, но и развязавшими гражданскую войну.
Но факт остается фактом. Рекомендации МВФ — это именно рекомендации. И обязательными они становятся тогда, когда страна берет у МВФ деньги. Если же Россия деньги у МВФ не берет, то и никаких прямых рычагов для управления Россией у МВФ нет.
Сказки про Центробанк-филиал МВФ — это, еще раз повторюсь, наглая и бессовестная ложь. Циничная в своей уверенности в том, что люди, её слушающие не способны разобраться ни в чем. Это позор.
Ну и в конце сделаю важную оговорку. Все вышесказанное не означает, что наша страна проводит полностью самостоятельную и адекватную задачам развития страны экономическую политику. Это не означает, что внешние силы не могут каким-то образом воздействовать и управлять нашей экономической политикой. Но дело в том, что рычаги и инструменты тут — намного тоньше и сложнее, чем то, как это представляют патриотической публике различные «срыватели покровов». Но о них мы поговорим позже.
(продолжение следует)
Часть 2 — http://slava-exe.livejournal.com/11156.html
Часть 3 — http://slava-exe.livejournal.com/11421.html
Часть 4 — http://slava-exe.livejournal.com/11686.html
Часть 5 — http://slava-exe.livejournal.com/11838.html
Мифы о ЦБ — общий приницп — http://slava-exe.livejournal.com/12278.html
slava-exe.livejournal.com
Внутренний аудит | Банк России
16 октября 2019 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях.
Адрес проведения: г. Москва, Неглинная, д. 12, корпус «В», № 126, зал протокольных мероприятий (Овальный зал). Проход через корпус «Б».
22 мая 2019 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях.
Адрес проведения: г. Москва, Неглинная, д. 12, корпус «В», № 126, зал протокольных мероприятий (Овальный зал). Проход через корпус «Б».
20 февраля 2019 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях.
Адрес проведения: г. Москва, Неглинная, д. 12, корпус «В», № 126, зал протокольных мероприятий (Овальный зал). Проход через корпус «Б».
5 декабря 2018 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях.
Адрес проведения: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2., к. 1125
24 октября 2018 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях.
Адрес проведения: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2., к. 1125.
10 июля 2018 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
20 марта 2018 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
6 декабря 2017 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
4 октября 2017 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
5 июля 2017 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
5 апреля 2017 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
14 декабря 2016 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
19 октября 2016 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
13 июля 2016 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
13 апреля 2016 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях: Москва, Ленинский проспект, д.1, корп. 2, к. 1125.
17 декабря 2015 года состоялось очередное заседание Экспертного совета по регулиcbr.ru