Стереотип или стериотип: стереотип — Викисловарь
стереотип — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | стереоти́п | стереоти́пы |
Р. | стереоти́па | стереоти́пов |
Д. | стереоти́пу | стереоти́пам |
В. | стереоти́п | стереоти́пы |
Тв. | стереоти́пом | стереоти́пами |
Пр. | стереоти́пе | стереоти́пах |
сте-ре·о-ти́п
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А.
Корень: -стере-; интерфикс: -о-; корень: -тип- [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: [sʲtʲɪrʲɪɐˈtʲip]
Семантические свойства
Значение
- полигр. монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- принятый в исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте ◆ Три здоровых мужика отклонили бы приглашение к чаю, мужикам нужна выпивка, но если с ними женщина, то поведенческий стереотип изменится. А. А. Азольский, «Облдрамтеатр», 1997 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Нет, конечно, не до такой степени, чтобы хвастаться, будто первые полгода после бани чувствуем себя отлично, но стереотип еженедельного банного дня укоренился в сознании еще со средневековья. Левин Борис, «Блуждающие огни», 1995 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Библиография
Что такое стереотипы простыми словами: зачем они нужны и как используются
Так уж сложилось, что все мы находимся во власти стереотипов, искусно создаваемых веками. Что-то уходит в прошлое, что-то остаётся в видоизменённом состоянии, но некоторые вещи, понятия, выдуманные и активно подпитываемые кинофильмами, художественной литературой и даже детскими сказками, продолжают существовать, развиваться.
Они надёжно оседают в нашем подсознании и не позволяют нам мыслить по-новому, воспринимать ситуацию такой, какой она есть на самом деле.
В конце статьи вы можете узнать про стереотипы о знаках зодиака.
Стереотип – что это означает простыми словами
Стереотип – это устоявшийся образ человека, явления или события. Данное понятие ввёл американский журналист Уолтер Липпман в двадцатые годы прошлого века.
Само слово он позаимствовал у полиграфистов. Люди этой профессии используют слово стереотип для обозначения печатной формы, которая позволяет воспроизводить текст несколько раз.
Уолтер Липпман выделил несколько свойств стереотипов:
- они упрощают жизнь;
- зачастую они неверны;
- они не вырабатываются самим человеком, а усваиваются извне;
- крайне устойчивы.
Само слово «стереотип» переводится с греческого как «твёрдый отпечаток». Это своеобразный штамп мышления, который помогает сформировать определённые образы событий, а может также помешать шире смотреть на мир.
Чем опасно стереотипное мышление
Стереотипизация считается «ленью головного мозга». Зачем мыслить самостоятельно, если за тебя уже давно подумали другие. Зачем тратить свою энергию на объективный анализ поведения людей, если общество решило, что одно хорошо, а другое плохо.
В XXI веке, когда развивается не только техника, но и мышление людей, стереотипы создают всё больше проблем с восприятием мира и сужают кругозор.
Чем больше у человека стереотипов, тем он считается менее образованным и подверженным манипуляциям других. Таких людей называют «ведомыми».
В наше время у каждого должно быть своё мнение на любую ситуацию, каждый должен самостоятельно уметь думать и объективно оценивать происходящее. Правильное выражение своих мыслей и их аргументирование является неотъемлемой частью развивающейся личности. Но некоторые стереотипы нам необходимы, об этом вы узнаете в следующем пункте.
Читайте также:
- Интуиция: что это такое, как работает и как развивать
- Что такое плацебо и эффект плацебо простыми словами, примеры и принцип работы
- Можно ли пить воду до, после или во время еды: мифы и факты
Зачем нужны стереотипы и как они используются
Стереотипное мышление свойственно каждому. Оно дано нам непросто так. Стереотипы помогают экономить умственные усилия и время, чтобы помочь нам быстро принимать решения в повторяющихся ситуациях.
Например, исторически деление на врагов и друзей было необходимым. Стереотипы помогали автоматически воспринимать чужаков как источник угрозы. Зачастую и в наше время такая функция необходима.
Вспомните, что вы делаете после того, как проснулись. Наверняка у вас есть какой-то определённый набор действий, которые вы выполняете на автопилоте. В это время мозг адаптируется к дневному режиму работы – это намного важнее, чем обдумывание каждого шага.
Или, например, зайдя в комнату, вы видите стол и стул. Вам не приходится размышлять о том, зачем они нужны, вы уже знаете, как использовать эти вещи.
А вы знали, что Альберт Эйнштейн в своём гардеробе имел 5 идентичных комплектов одежды на каждый день. Великий физик собрал такой набор для того, чтобы не тратить время утром на выбор костюма.
Сэкономленное время и силы можно перенаправить на решение более важных задач. В наше время к таким хитростям прибегает Марк Цукерберг.
Стереотипы помогают освободить умственные ресурсы для обдумывания других мыслей, они осуществляют примитивную сортировку информации. Ещё стереотипы помогают понять, как одеваться и действовать в зависимости от ситуации и места.
Какие бывают стереотипы: примеры
Ниже приведены несколько примеров современных стереотипов. Если список вам покажется неполным, вы можете дополнить его, написав в комментариях свои примеры. Начнём с гендерных стереотипов.
1. Место женщины – на кухне
К сожалению, даже сейчас, в развитом и равноправном обществе очень часто можно услышать от мужчин подобные фразы. Некоторые считают, что женщина – глупое и беспомощное создание, предназначение которой варить борщи, стирать, убирать и помалкивать в обществе мужчин.
Это исторически восточная модель мышления, но и славянские мужчины нередко её придерживаются, просто не так явно и категорично.
Девушку в бизнесе не воспринимают всерьёз. Если на деловую встречу приезжает мужчина, то он априори воспринимается более серьёзно, нежели представительница прекрасного пола. Все забывают про то, что в любом деле важны амбиции, ответственность и чувство долга, а не гендерные различия.
2. Мужчина должен!
С детства мамы пытаются воспитать настоящих (в их понимании) мужчин, стремятся выбить из мальчика любое проявление слабости, потому что «мужчина должен быть сильным!».
Это правильно по своей природе, но иногда, когда таких стереотипов слишком много, это может привести к заниженной самооценке из-за несоответствия выдуманным нормам. А после приведёт к множеству проблем в построении взаимоотношений с противоположным полом.
Как часто можно услышать на улице фразу от мамы маленького мальчика: «Прекрати плакать, мужчины не плачут!». С самого детства мальчиков приучают держать все эмоции в себе, что в будущем может привести к серьёзным проблемам (подробнее об этом вы можете прочитать в статье о психосоматике). Слёзы – естественный процесс, поэтому плачут все независимо от пола и возраста.
У мужчин, как и у женщин, есть слёзные железы и протоки, позволяющие очистить глаза при помощи влаги. Под воздействием определённых факторов слёзы выделяются. Разница в том, что мальчики воспитываются немного жёстче, чем девочки. С детства им пытаются вложить в голову, что они должны прятать свои чувства и эмоции, не имеют права на слабость и так далее и тому подобное.
Почему мужчины раньше умирают от язв, инсультов, инфарктов? Потому что женщинам позволено плакать и у них есть возможность выхода негативных эмоций, а мужчине в этом случае сложнее из-за общественных клише.
Негативные эмоции никуда не деваются из организма. Они накапливаются, как снежный ком, и однажды дадут о себе знать. Поэтому обязательно нужно искать способы выхода негатива. С негативными эмоциями и внутренним напряжением помогает бороться сублимация.
3. Мужчины не должны чувствовать боль
Изматывающая душевная или физическая боль должна переноситься мужчинами легко. Любая травма – ерунда, удар ниже пояса от лучшего друга – выбросить из головы и забыть, расставание с любимой девушкой, развод – возможность стать свободным и развлекаться в своё удовольствие.
В реальности: восприимчивость к переживаниям и физической боли сугубо индивидуальны.
У всех людей есть свой болевой порог, который полностью зависит от генетического фактора. А также имеет значение уровень стрессоустойчивости и физического развития.
Так устроен организм мужчины, что он несколько легче переносит физическую боль из-за высокого содержания тестостерона. Но это не говорит о том, что женщина не может иметь лучшую, чем у противоположного пола, физическую форму. И всех оценивать с одинаковой позиции как минимум неразумно.
Что касается состояния души, то здесь тем более нет чётких критериев. Каждый справляется с проблемой по-разному.
4. Мужчина обязан быть добытчиком в семье
Подобное утверждение очень распространено. По какой-то причине считается, что именно представители сильной половины человечества со времён охоты на мамонта должны в полном объёме обеспечивать всё своё семейство, приходя домой иногда. Всё остальное время мужчина вкалывает на работе, зарабатывая средства для жизни. Женщина же в это время занимается кухней, уютом, сидит дома, вынашивая и рожая детей.
А если пара решила поступить в корне наоборот? Женщина строит успешную карьеру, а мужчина в это время занимается домом и детьми. По определению он уже является альфонсом. Но так ли это?
В реальности: мужественность не определяется уровнем заработной платы.
Во-первых, как мы все понимаем и это доказано на практике, за домом и детьми смотреть не так уж легко, а иногда и намного сложнее, чем работать. Исходя из этого делаем вывод – все решения в паре должны приниматься сообща и устраивать обе стороны, независимо от распределения ролей.
Если зоной комфорта для жены являются работа, своё дело, подъём по карьерной лестнице, а мужчина хочет заниматься домом и умеет делать это виртуозно, при этом для них это единственное приемлемое решение, то почему бы и нет. В данном случае важны результат и внутренняя атмосфера, а не стереотипность и общепринятое мнение.
5. Хорошие дети слушаются родителей
Ещё один стереотип из детско-родительских отношений, который может привести к плачевным последствиям для психики ребёнка. Когда родители часто говорят ребёнку, что он плохой, потому что не слушается, детская психика воспринимает эти слова как: «Я люблю тебя, только когда ты хороший».
Ещё по теме: 5 ошибок родителей при выборе профессии для ребёнка
Для адекватной самооценки ребёнка очень важно чувствовать защищённость и безусловную любовь родителей. Вне зависимости от поведения. Если дети балуются, их не нужно лишать любви и не стоит говорить, что раньше дети были другими, молодёжь распустилась и некому будет принести стакан воды в старости.
6. Правильно – неправильно
Считается правильным получить престижное образование в известном вузе. Престижными чаще всего являются профессии юристов или экономистов. Неправильными профессиями являются художники, актёры, певцы.
Нас учат с детства не прислушиваться к себе, не следовать за своей мечтой, а жить «правильно». Только все забывают, что это самое «правильно» для всех разное.
Главное в жизни – это делать то, что приносит счастье. Если человеку нравится его работа, то он обязательно добьётся успехов в своей сфере. К сожалению, многие люди ходят на работу просто чтобы зарабатывать деньги, не думая про своё эмоциональное состояние. Поэтому так часто, даже у самых богатых людей, случаются кризисы, депрессии и чувство постоянного неудовлетворения жизнью.
Если вы ещё не определились чего хотите от жизни, то обязательно прочитайте о том, как найти работу по душе.
7. Предрассудки в профессиях
В зависимости от личного опыта общения с тем или иным представителем профессии, у людей складываются определённые стереотипы. Например: «полицейские отважные, смелые, сильные» или «врачи всё могут», или «ты же психолог, прочитай мои мысли».
Всё это стереотипы о профессиях, которые никак не связаны с реальной работой. Всё зависит от определённого человека и ситуации, в которую он попал, а не от общих представлений о профессиональной деятельности.
Ещё про 5 гендерных стереотипов вы можете узнать в представленном ниже видео.
Самые популярные стереотипы о России: примеры
Обычно люди, собираясь за границу, держат в голове список так называемых шаблонностей насчёт той или иной национальности. У России за много лет накопилось достаточно стереотипов, которые иностранцы продолжают ей приписывать. Некоторые из них отчасти правдивы, другие – абсолютная неправда, и так можно сказать о любом государстве и его людях.
Очень важно понимать, что не все люди подогнаны под одну копирку. Поэтому настало время развеять некоторые вековые мифы о русском народе.
Самое популярное имя
Иван – самое популярное мужское имя в России. Оно даже не русское. Скорее, это восточнославянский вариант древнееврейского имени. С 2010 года по 2016 имя Иван занимало шестую позицию в списке самых распространённых мужских имён. Главенствующую тройку заняли имена Александр, Сергей и Дмитрий.
Кстати говоря, даже русские часто называют имя Наташа самым популярным женским именем. Тем не менее Наташа занимает третье место, на первом – Елена, а на втором – Ольга.
Обращение
Русские зовут друг друга «товарищами». Это слово было придумано большевиками для замены дореволюционных способов обращения к людям – «господин» и «госпожа». Вы можете обратиться «по-товарищески» к человеку, но это уже давно вышло из обихода разговорной речи.
А если вы вдруг услышите подобное обращение, то, скорее всего, оно было сказано с небольшим оттенком иронии.
Как одеваются русские
Все русские носят шапку-ушанку. А ещё военный поясной ремень с пряжкой. И валенки с лаптями. И, конечно же, традиционную русскую рубаху! У русских не существует традиционного одеяния. Россия состоит из множества национальностей и культур, что предполагает совершенно непохожую друг на друга одежду.
Ушанка всё ещё хороша для зимы, но она была популярна, скорее, в советское время. Тогда швейная промышленность была государственной – следовательно, шапки-ушанки выпускались по плану правительства. Сегодня большинство людей предпочитают обычные вязаные шапки, потому что в той же ушанке при -15°C может быть страшно жарко.
Военные ремни тоже были широко распространены в советский период, когда было сложно найти более приличный поясной ремень.
Валенки же хороши для заснеженной деревни или прогулки по лесу, но они сильно пачкаются в слякоти зимнего города.
Иностранные языки
Русские понимают другие славянские языки — польский, чешский, украинский, болгарский и т.д. – и разговаривают на них.
Для западного уха почти все славянские языки могут звучать одинаково, потому что они родом из одной языковой группы. Однако есть как сходства, так и существенные различия – особенно в лексике и грамматике.
Многие россияне могут понять некоторые украинские или белорусские слова, но изучение сербского, польского или чешского для русского будет чуть более существенной проблемой.
Медведи как часть общества
Медведи ходят по улицам российских городов. Хотя нет ничего необычного в том, что медведь или лось забредает в отдалённую русскую деревню, у медведей нет привычки ходить по городским улицам. Это слишком опасно как для животного, так и для людей.
Пристрастие к алкоголю
В России все беспросветно пьют водку. По состоянию на 2017 год Россия занимала шестое место в мире по употреблению алкоголя (первое место за Литвой). Причём мужчины пили по 15 литров в год, а женщины – 7,8 л.
Именно водку, конечно, больше всего пьют в России, но это не означает, что пьют её все. Скорее всего, отдельные личности бьются за честь страны, устанавливая ежедневные рекорды.
Давайте узнаем, что будет, если стереотипы о России станут реальными.
Как бороться со стереотипами?
Как известно, стереотипы созданы для того, чтобы разгрузить мозг от лишнего напряжения. Но они также и ограничивают кругозор. Чтобы шире мыслить, нужно разрушать стереотипы, и расширять границы сознания.
Нельзя слепо верить тому, что когда-то придумали люди. Нужно прилагать усилия, самостоятельно мыслить и не бояться иметь собственное мнение. Если мы постоянно сталкиваемся с противоречащей им информацией, они разрушаются.
Как отличить стереотипное убеждение от осознанного? Достаточно задать себе вопрос: «Откуда я это знаю?» Если вы сами получали опыт и убедились в правильности утверждения, то это не стереотип.
Многие стереотипы можно разрушить всего за пару минут. Например:«Все блондинки глупые». Доказано учёными, что цвет волос не влияет на умственные способности. Можно перечислить несколько своих знакомых блондинок, которые не попадают под их описание.
Или вспомнить знаменитостей, которые никак не попадают под этот стереотип: Ангела Меркель, Джоан Роулинг, Хиллари Клинтон, Элизабет Гилберт. Стереотип разрушен. В повседневной жизни нужно бороться со множеством клише. Впоследствии мозг научится шире мыслить и большинство предрассудков уйдут сами.
Кстати, не забудьте прочитать увлекательную статью о том, как работает женская логика.
А вот и обещанные стереотипы о знаках зодиака
P. P. S. Если форма не отобразилась, подождите немного, она загружается.
Для того чтобы выбрать другой знак зодиака, перезагрузите страницу.
Подводя черту
Стереотипы нужны человеку, но в некоторых ситуациях стоит отойти от стереотипного мышления и расширить рамки в голове. Борьба с популярными и, зачастую, бесполезными стереотипами – это первый шаг на пути к развитию личности.
Если вдруг вам что-то не понравилось в данной статье или вы нашли ошибку, обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!
Статья обновлена 26.11.2020
Отличная статья23Чего-то не хватило2Стереотип — что это такое
24 декабря 2020
- Что это такое
- 4 особенности стереотипного мышления
- Виды стереотипов
- Как от них избавиться
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В нашем лексиконе присутствует очень много заимствованных слов, смысл которых не всегда понятен из контекста. Мы уже разбирали ранее такие термины (например, прагматизм, корреляция, девиация).
Сегодня же у нас очень интересная тема — это стереотипы и стереотипное мышление. Если вы думаете, что вас то это уж точно не касается, то, скорее всего, вы ошибаетесь, ибо шаблонное мышление мы приобретаем еще в детстве и без него нам было бы сложно воспринимать действительность.
Так что же такое стереотипы? Это благо и зло? Почему они формируются у нас и как от них можно избавиться, чтобы они не мешали нам жить? Обо всем этом и пойдет речь в этой статье. Будет интересно, обещаю!
Стереотип — что это
Согласно википедии, слово «стереотип» в переводе с древнегреческого означает «объемный отпечаток». Когда-то так называли печатное клише, используемое в типографских машинах.
В настоящий момент стереотип – это устоявшееся представление о чем-либо, образец восприятия явлений реальности. Совокупность стереотипов являет собой социальную действительность, в которой мы с вами живем.
Рассматриваемый феномен формируется еще в детстве каждого индивида, прививается семьей и обществом. Шаблоны мышления (их много) закладываются глубоко в подсознание, становятся автоматическими мыслями, которые приводят к таким же автоматическим действиям.
Научившись думать определенным образом в конкретных ситуациях, человек при попадании в них не напрягается и не тратит энергию. Реакция возникает сама по себе и не нуждается в регуляции. Это очень удобно, с точки зрения экономии психических и физиологических ресурсов.
Благодаря стереотипам мир становится более предсказуемым и последовательным, что уменьшает врожденную тревожность, связанную с выживанием. Это позитивная сторона явления.
Однако, мир постоянно меняется: привычное мышление, которое когда-то нас выручало, становится вредящим или бессмысленным.
Например, древние люди точно знали, что человек с другим цветом кожи – чужак, и может представлять опасность. С ним немедленно расправлялись или брали в плен. Этот стереотип существует и в наши дни, но приносит только неприятности.
Разделение людей по национальному и расовому критерию основано на инстинкте выживания и приводит к вражде и кровопролитию (стоит вспомнить Гитлера, который уничтожал евреев, не считая их за людей), при этом современный социум считает себя разумным и культурным.
Таким образом, стереотипы могут быть как полезными, так и вредными. Последние принято называть предубеждениями или предрассудками. Они составляют львиную долю от общей массы и от них лучше избавляться, чтобы не портить жизнь себе и окружающим.
4 особенности стереотипного мышления
У. Липмман, который в 1922 году и ввел данное понятие в обиход, выделил его 4 характеристики стереотипного мышления:
- Такой подход значительно облегчает восприятие реальности, максимально упрощает ее. В связи с чем стереотипное утверждение всегда имеет короткую формулировку. Например, «все мужики козлы», «все бабы дуры», «бьет – значит любит», «если меньше ешь, то быстро похудеешь» и т.д.
То есть, стереотип – это, как правило, короткая, емкая фраза;
- Стереотип – это всегда чужой опыт, передаваемый от старшего поколения к младшему. Мы перенимаем «правду о мире» от бабушек, дедушек, родителей и других значимых взрослых, участвующих в нашем воспитании. Ребенок «заглатывает» информацию, а позднее начинает считать ее частью своей личности.
В психологии такое явление называется «глотанием интроекта». Часто случается, что человек «глотает», но «не переваривает» некое убеждение и впоследствии его начинает «тошнить».
Например, мама всю жизнь толдычит дочери, что замуж нужно выйти один раз и навсегда. Последняя благополучно соединяет свою судьбу с мужчиной, но через некоторое время понимает, что любовь прошла, и жить с мужем она больше не хочет. В это время стереотип диктует ей терпеть и выкинуть из головы мысли о разводе. Женщина мучается, страдает, ненавидит мужа, себя и детей, возможно, заболевает на нервной почве…
Но если она сможет осознать, что мысль о единственно возможном браке не является ее собственной, а была вложена в голову заботливой матушкой, как жизнь тут же изменится и заиграет новыми красками. Она тут же разведется, освободив от мучений себя и всю свою семью;
- Незыблемость – люди слепо верят в стереотипы, часто игнорируя логику и физические законы. Если женщина уверенна, что «все мужики хотят от нее только секса», то даже влюбленный в нее импотент, который просто читает стихи и дарит цветы, не переубедит ее в обратном. Скорее всего, она решит, что отсутствие сексуального желания с его стороны связано с тем, что он ее просто не любит;
- В большинстве случаев стереотип является ложным убеждением, поэтому чаще всего термин имеет негативный окрас.
«Ты мыслишь стереотипно!» – фраза, указывающая оппоненту, что его представление о ситуации устарело и нуждается в пересмотре.
Стереотипы существуют буквально во всех жизненных сферах. Они настолько прочно врастают в личность человека, что порой отделить одно от другого становится крайне сложно.
В случае когда мышление, наполненное стереотипами, начинает доставлять личности неудобства, стоит обратиться к психологу, который поможет отделить «зерна от плевел».
Виды стереотипов
Все социальные стереотипы разделены на несколько видов:
- Относящиеся к народам и расам. Например, русский человек много пьет, англичане – жадины и снобы, евреи – хитрые, цыгане умеют гипнотизировать.
- Предрассудки о богатых и бедных: если богатый, значит, вор. Или если бедный, то добрый. На самом деле не все богачи наворовали свое состояние и далеко не каждый человек, живущий бедно, способен на милосердие и гуманные поступки.
- Мужские и женские стереотипы – часто фигурируют в анекдотах, например, о злой теще, любовниках в шкафу и командировочном муже.
- Предрассудки о сексуальных меньшинствах (геях и лесбиянках — ЛГБТ).
- Возрастные – убеждения по поводу того, как должен вести себя человек в том или ином возрасте (взрослая личность должна быть серьезной, старикам поздно любить и жениться, ребенку позволено баловаться).
- Профессиональные предрассудки (военный должен быть благородным, честным и сильным).
Стереотипное мышление в той или иной мере развито у всех: чем жестче характер, тем менее гибок человек в рассуждениях и больше опирается на внутренние шаблоны.
Как избавиться от стереотипов
Зная, что такое стереотип, важно понимать: мы не можем контролировать их формирование, так как это происходит в детском возрасте, когда ребенок верит взрослым, как богам. Он ни капли не сомневается в том, что ему говорят, ведь у него нет своего опыта и собственной системы ценностей.
Предотвратить нельзя, зато можно изменить сложившуюся ситуацию. Делать это стоит, если внутренние установки мешают счастливому существованию.
Например, если женщина выросла со стереотипом, что все мужики козлы, ей будет сложно обустроить свою личную жизнь – выйти замуж и родить детей, так как в каждом партнере ей мерещится предатель, эгоист и изменщик.
Самый простой способ избавления от предрассудка – включить логику и посмотреть на ситуацию по-другому. В данном случае ей стоит задать себе вопросы:
- откуда я знаю, что все мужики козлы (мама сказала)?
- откуда мама это узнала (возможно, этот стереотип передала ей ее мать, или он возник вследствие глубокой обиды из-за того, что ее предал мужчина)?
- лично я считаю, что все мужчины такие?
- если да, то какие факты говорят в пользу моего утверждения?
- какие факты могут опровергнуть мой стереотип? И т.д.
Чем больше задавать себе вопросов по конкретному убеждению, тем яснее будет проглядываться настоящая картина: скорее всего, окажется, что определенное видение мира возникло в голове с чужой подачи и не является вашим умозаключением, основанном на собственном опыте. Хотя и последнее тоже может быть.
Еще один вариант борьбы с шаблонами – смена окружения, знакомство с другими людьми, которые видят мир иначе. Чем больше у человека друзей и приятелей, тем более широко он может видеть мир, смотреть на него с разных сторон. Это помогает думать и действовать более гибко, творчески, избегая туннельного мышления.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Снижение угрозы стереотипов — Центр преподавания и обучения
Агилар, Л., Уолтон, Г., и Виман, К. (2014). Психологические идеи для улучшения преподавания физики. Физика сегодня , 67 (5), 43-49.
Аронсон, Дж., Люстина, М. Дж., Гуд, К., Кео, К., Стил, К. М., и Браун, Дж. (1999). Когда белые люди не умеют считать: необходимые и достаточные факторы угрозы стереотипу. Журнал экспериментальной социальной психологии, 35,
Блюменстик, Г. (11 мая 2016 г.). Кэрол Двек говорит, что теорию образовательного мышления часто понимают. Хроника высшей Просвещения . http://www.chronicle.com/article/Carol-Dweck-Says-Theory-of/236453
Коэн, Г. Л., Стил, К. М., Росс, Л. Д. (2008). Дилемма наставника: критическая обратная связь по расовому признаку. Бюллетень личности и социальной психологии , 25, 1302–18.
Двек, К. (2008). Образ мышления и достижение по математике / естественным наукам .Фонд Карнеги.
Good, C., Aronson, J., & Inzlicht, M. (2003). Улучшение результатов стандартизированных тестов подростков: вмешательство для уменьшения воздействия угрозы стереотипов. Журнал прикладной психологии развития , 24 (6), 645-662.
Гуд, К., Ротанг, А., и Двек, К. С. (2012). Почему женщины отказываются от участия? Чувство принадлежности и представленность женщин в математике. Журнал личности и социальной психологии
, 102 (4), 700-717.Хонг, Х. Я., и Лин-Сиглер, X (2012). Как изучение проблем ученых влияет на интерес студентов к физике и их изучение. Журнал педагогической психологии , 104 (2), 469.
Killpack, T. L., & Melón, L. C. (2016). К инклюзивным классам STEM: какую личную роль играют преподаватели? CBE-Life Sciences Education , 15 (3), es3.
Ротанг А., Гуд К. и Двек К. С. (2012). «Ничего страшного, не все могут хорошо разбираться в математике»: преподаватели теории сущностей успокаивают (и демотивируют) студентов. Журнал экспериментальной социальной психологии , 48 (3), 731-737.
Родригес, Б.А. (2014). Угроза оправдания ожиданий: анализ успеваемости латиноамериканских студентов на стандартных экзаменах. Журнал латиноамериканского высшего образования, 13, 191-205.
Ши М., Питтинский Т. Л. и Амбади Н. (1999). Восприимчивость к стереотипам: заметность идентичности и изменения в количественных показателях.
Ши, М., Питтинский, Т. Л., и Трахан, А. (2006). Влияние стереотипов на производительность, зависящее от предметной области. Я и личность, 5, 1-14.
Спенсер, С. Дж., Логель, К., и Дэвис, П. Г. (2016). Угроза стереотипа. Ежегодный обзор психологии , 67, 415-437.
Спенсер, С. Дж., Стил, К. М. и Куинн, Д. М. (1999). Угроза стереотипов и успеваемость женщин по математике. Журнал экспериментальной социальной психологии, 35 , 4-28.
Шмадер, Т., и Джонс, М.(2003). Совпадающие доказательства того, что угроза стереотипов снижает объем рабочей памяти. Журнал личности и социальной психологии, 85, 440-452.
Стил, К. М. (2002). Свист Вивальди: Как стереотипы влияют на нас и что мы можем сделать . Нью-Йорк: Нортон.
Уолтон, Дж., Коэн, Дж. И Стил, К.М. (2012) Эмпирически подтвержденные стратегии уменьшения угрозы стереотипов. https://ed.stanford.edu/sites/default/files/interventionshandout.pdf
Йегер, Д.С., Парди-Вонз, В., Гарсиа, Дж., Апфель, Н., Брзустски, П., Мастер, А.,… и Коэн, Г. Л. (2014). Разорвать порочный круг недоверия: разумные меры по обеспечению критической обратной связи через расовый разрыв. Журнал экспериментальной психологии: общие, 143 (2), 804.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это упрощенные обобщения гендерных атрибутов, различий и ролей отдельных лиц и / или групп. Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, но они редко передают точную информацию о других.Когда люди автоматически применяют гендерные предположения к другим, несмотря на доказательства обратного, они увековечивают гендерные стереотипы. Многие люди осознают опасность гендерных стереотипов, но продолжают делать такие обобщения.Традиционно стереотипная роль женщины — выйти замуж и иметь детей. Она также должна поставить благополучие своей семьи выше собственного; быть любящим, сострадательным, заботливым, заботливым и сочувствующим; и найти время, чтобы быть сексуальным и чувствовать себя красивой.Стереотипная роль мужчины
Масса научных данных свидетельствует о том, что дети учатся гендерным стереотипам у взрослых. Как и в случае с гендерными ролями, социальные агенты — родители, учителя, сверстники, религиозные лидеры и средства массовой информации — передают гендерные стереотипы из поколения в поколение.
Один из подходов к пересмотру традиционных гендерных ролей и стереотипов — это андрогинность , которая представляет собой смешение женских и мужских атрибутов одного и того же человека. Андрогин , или андрогинный человек, не совсем подходит для женской или мужской гендерной роли; она или он может комфортно выражать качества обоих полов. Родители и другие социальные агенты могут научить своих детей быть андрогинными, так же как они могут научить их быть предвзятым по признаку пола.
Возникнув в качестве мощной социально-политической силы с 1960-х годов, феминистское движение или движение за освобождение женщин лоббировало права женщин и меньшинств. Феминистки изо всех сил пытались бросить вызов и пересмотреть традиционные стереотипные гендерные роли.
Как стереотипы могут привести к успеху, объясняют психологи — ScienceDaily
Стереотипы могут как повысить, так и снизить наши шансы на успех, считают психологи из Университета Эксетера и Университета Сент-Эндрюс.Они утверждают, что не следует недооценивать влияние стереотипов на нашу работу.
Опираясь на обширный массив исследований, авторы * утверждают, что успех или неудача на работе, в школе или в спорте не всегда можно объяснить исключительно способностями или некомпетентностью. Исследования, предполагающие, что пол или раса может играть роль в производительности, оказались противоречивыми.
Исследователи утверждают, что корни таких недостатков частично кроются в предубеждениях других людей об этих группах.Например, женщина, которую заставили поверить, что женщины, как правило, хуже мужчин по математике, в результате будет хуже сдавать тест по математике. Следуя аналогичной логике в спортивной сфере, одна из причин, по которой футбольная команда Англии плохо выступает в серии пенальти (выигрывая только 1 из 7 в крупных турнирах), заключается в том, что результативности препятствует знание стереотипов, связанных с историей неудач.
Однако исследователи также отмечают, что стереотипы могут иметь положительные аспекты, которые могут повысить индивидуальную или групповую производительность.Например, исследования показали, что азиатские женщины лучше справляются с тестами по математике, если идентифицируют себя как азиатки, а не как женщины. Другое исследование показало, что белые игроки в гольф, как правило, лучше выступают против чернокожих оппонентов, если им говорят, что их судят на основе их «стратегического спортивного интеллекта», чем если им говорят, что они проходят проверку на их «естественные спортивные способности».
«Сила стереотипов не следует недооценивать. То, что мы думаем о себе — а также то, что, по нашему мнению, думают о нас другие, — определяет как наши действия, так и то, кем мы можем стать», — сказал профессор Алекс Хаслам из Университета Эксетер.«Стереотипы и предубеждения не только сдерживают людей, но и могут повысить как индивидуальную, так и групповую производительность. Например, если вы принадлежите к группе, которой постоянно говорят« мы лучшие », это может способствовать личным достижениям. нам часто говорят: «верь в себя», на самом деле может быть более полезным сосредоточиться на убеждениях о своей группе, поскольку групповая идентичность является мощным средством как личных, так и социальных изменений ».
Авторы утверждают, что меньшинства могут преодолеть свои недостатки, изменив внешнее восприятие своей группы.В статье подчеркивается гибкость стереотипов и утверждается, что они не фиксируются, а очень чувствительны к изменениям. Профессор Стивен Райхер из Университета Сент-Эндрюс прокомментировал: «Во многих отношениях наш стереотип стереотипа неверен. Стереотипы не являются фиксированными и не обязательно вредными. В действительности, в наших собственных руках они могут быть инструментами прогресса». Как отмечают авторы, именно бросив вызов стереотипам, активистам вроде Стива Бико и Эммелин Панкхерст удалось добиться эмансипации чернокожих южноафриканцев и британских женщин.
* Авторы написали статью в Scientific American Mind, апрель 2008 г.
История Источник:
Материалы предоставлены Университетом Эксетера . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
.