Особенности общения дошкольников со сверстниками: этапы развития и ключевые характеристики
Основные особенности общения дошкольников со сверстниками
Общение со сверстниками играет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. В отличие от общения со взрослыми, контакты со сверстниками имеют ряд специфических особенностей:
- Большое разнообразие коммуникативных действий
- Яркая эмоциональная насыщенность
- Нестандартность и нерегламентированность общения
- Преобладание инициативных действий над ответными
Рассмотрим подробнее каждую из этих характеристик.
Разнообразие коммуникативных действий дошкольников
В общении со сверстниками дети используют значительно более широкий спектр коммуникативных действий, чем при взаимодействии со взрослыми. Какие действия характерны для общения дошкольников друг с другом?
- Спорят
- Навязывают свою волю
- Успокаивают
- Требуют
- Приказывают
- Обманывают
- Жалеют
Кроме того, в контактах со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, кокетство, фантазирование. Это связано с тем, что в общении с другими детьми ребенок решает более широкий круг коммуникативных задач.
Эмоциональная насыщенность общения дошкольников
Контакты дошкольников со сверстниками отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью. По данным исследований, в общении детей друг с другом наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при взаимодействии со взрослыми. Какие эмоциональные состояния ярко проявляются в общении дошкольников?
- Яростное негодование
- Бурная радость
- Нежность
- Сочувствие
- Обида
- Драчливость
Такая эмоциональная насыщенность связана с тем, что начиная с 4 лет сверстник становится более привлекательным партнером по общению для ребенка.
Нестандартность и нерегламентированность общения детей
В контактах со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Чем характеризуется такое общение?
- Особая раскованность
- Ненормированность
- Незаданность образцами
Дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова. Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою индивидуальность и оригинальность.
Этапы развития общения дошкольников со сверстниками
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом проходит ряд этапов:
1. Эмоционально-практическое общение (2-4 года)
На этом этапе сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, основанному на подражании и эмоциональном заражении. Главная коммуникативная потребность — соучастие в общих забавах.
2. Ситуативно-деловое общение (4-6 лет)
Сверстник становится предпочитаемым партнером по совместной деятельности. На первый план выходит деловое сотрудничество и соревновательные мотивы. Появляется потребность в признании и уважении сверстника.
3. Внеситуативно-деловое общение (6-7 лет)
Возрастает количество внеситуативных контактов. Появляются элементы рефлексии, умение видеть в партнере не только ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его личности. Возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми.
Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника
Общение с другими детьми играет важную роль в формировании личности дошкольника. Какое значение имеют контакты со сверстниками?
- Способствуют осознанию ребенком своего Я
- Развивают способность к сотрудничеству
- Формируют способность учитывать желания и интересы других
- Стимулируют развитие речи
- Создают условия для проявления творчества и индивидуальности
Таким образом, общение со сверстниками является важным фактором социализации дошкольника и становления его личности.
Сравнение общения дошкольников со сверстниками и взрослыми
Общение со сверстниками имеет ряд существенных отличий от общения с взрослыми. Какие основные различия можно выделить?
Характеристика | Общение со сверстниками | Общение со взрослыми |
---|---|---|
Разнообразие коммуникативных действий | Очень широкий спектр | Ограниченный набор |
Эмоциональная насыщенность | Высокая | Более сдержанная |
Нерегламентированность | Свободное, нестандартное общение | Следование правилам и нормам |
Преобладающие мотивы | Деловые, личностные | Познавательные |
Функция партнера | Равноправный партнер | Источник оценки и новой информации |
Как видно из таблицы, общение со сверстниками более свободное и эмоциональное, но в то же время менее информативное, чем контакты со взрослыми.
Проблемы в общении дошкольников со сверстниками
Несмотря на важность контактов со сверстниками, у некоторых детей могут возникать трудности в общении. С какими проблемами сталкиваются дошкольники?
- Неумение устанавливать контакт
- Агрессивность
- Замкнутость, застенчивость
- Неспособность разрешать конфликты
- Эгоцентризм
Для преодоления этих трудностей требуется целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию коммуникативных навыков ребенка.
Методы развития навыков общения у дошкольников
Существует ряд эффективных способов помочь детям научиться лучше общаться со сверстниками:
- Организация совместных игр
- Обучение навыкам сотрудничества
- Проведение коммуникативных тренингов
- Использование ролевых игр
- Обсуждение с детьми различных социальных ситуаций
- Чтение и анализ детской литературы о дружбе и взаимоотношениях
Регулярное использование этих методов позволяет сформировать у дошкольников необходимые коммуникативные навыки и умения.