Особенности общения дошкольников со сверстниками: этапы развития и ключевые характеристики

Как меняется общение дошкольников со сверстниками в разном возрасте. Какие формы общения преобладают у детей 2-4 лет, 4-6 лет и 6-7 лет. Чем отличается общение дошкольников со сверстниками от общения со взрослыми.

Основные особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение со сверстниками играет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. В отличие от общения со взрослыми, контакты со сверстниками имеют ряд специфических особенностей:

  • Большое разнообразие коммуникативных действий
  • Яркая эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и нерегламентированность общения
  • Преобладание инициативных действий над ответными

Рассмотрим подробнее каждую из этих характеристик.

Разнообразие коммуникативных действий дошкольников

В общении со сверстниками дети используют значительно более широкий спектр коммуникативных действий, чем при взаимодействии со взрослыми. Какие действия характерны для общения дошкольников друг с другом?


  • Спорят
  • Навязывают свою волю
  • Успокаивают
  • Требуют
  • Приказывают
  • Обманывают
  • Жалеют

Кроме того, в контактах со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, кокетство, фантазирование. Это связано с тем, что в общении с другими детьми ребенок решает более широкий круг коммуникативных задач.

Эмоциональная насыщенность общения дошкольников

Контакты дошкольников со сверстниками отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью. По данным исследований, в общении детей друг с другом наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при взаимодействии со взрослыми. Какие эмоциональные состояния ярко проявляются в общении дошкольников?

  • Яростное негодование
  • Бурная радость
  • Нежность
  • Сочувствие
  • Обида
  • Драчливость

Такая эмоциональная насыщенность связана с тем, что начиная с 4 лет сверстник становится более привлекательным партнером по общению для ребенка.

Нестандартность и нерегламентированность общения детей

В контактах со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Чем характеризуется такое общение?

  • Особая раскованность
  • Ненормированность
  • Незаданность образцами

Дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова. Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою индивидуальность и оригинальность.

Этапы развития общения дошкольников со сверстниками

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом проходит ряд этапов:

1. Эмоционально-практическое общение (2-4 года)

На этом этапе сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, основанному на подражании и эмоциональном заражении. Главная коммуникативная потребность — соучастие в общих забавах.

2. Ситуативно-деловое общение (4-6 лет)

Сверстник становится предпочитаемым партнером по совместной деятельности. На первый план выходит деловое сотрудничество и соревновательные мотивы. Появляется потребность в признании и уважении сверстника.

3. Внеситуативно-деловое общение (6-7 лет)

Возрастает количество внеситуативных контактов. Появляются элементы рефлексии, умение видеть в партнере не только ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его личности. Возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми.

Роль общения со сверстниками в развитии дошкольника

Общение с другими детьми играет важную роль в формировании личности дошкольника. Какое значение имеют контакты со сверстниками?

  • Способствуют осознанию ребенком своего Я
  • Развивают способность к сотрудничеству
  • Формируют способность учитывать желания и интересы других
  • Стимулируют развитие речи
  • Создают условия для проявления творчества и индивидуальности

Таким образом, общение со сверстниками является важным фактором социализации дошкольника и становления его личности.

Сравнение общения дошкольников со сверстниками и взрослыми

Общение со сверстниками имеет ряд существенных отличий от общения с взрослыми. Какие основные различия можно выделить?

ХарактеристикаОбщение со сверстникамиОбщение со взрослыми
Разнообразие коммуникативных действийОчень широкий спектрОграниченный набор
Эмоциональная насыщенностьВысокаяБолее сдержанная
НерегламентированностьСвободное, нестандартное общениеСледование правилам и нормам
Преобладающие мотивыДеловые, личностныеПознавательные
Функция партнераРавноправный партнерИсточник оценки и новой информации

Как видно из таблицы, общение со сверстниками более свободное и эмоциональное, но в то же время менее информативное, чем контакты со взрослыми.

Проблемы в общении дошкольников со сверстниками

Несмотря на важность контактов со сверстниками, у некоторых детей могут возникать трудности в общении. С какими проблемами сталкиваются дошкольники?

  • Неумение устанавливать контакт
  • Агрессивность
  • Замкнутость, застенчивость
  • Неспособность разрешать конфликты
  • Эгоцентризм

Для преодоления этих трудностей требуется целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию коммуникативных навыков ребенка.

Методы развития навыков общения у дошкольников

Существует ряд эффективных способов помочь детям научиться лучше общаться со сверстниками:

  • Организация совместных игр
  • Обучение навыкам сотрудничества
  • Проведение коммуникативных тренингов
  • Использование ролевых игр
  • Обсуждение с детьми различных социальных ситуаций
  • Чтение и анализ детской литературы о дружбе и взаимоотношениях

Регулярное использование этих методов позволяет сформировать у дошкольников необходимые коммуникативные навыки и умения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *