Определение бюджета – 6. , /

БЮДЖЕТ — это… Что такое БЮДЖЕТ?

  • бюджет — а, м. budget m. 1. Предварительная смета доходов и расходов, преимущественно государственных. Павленков 1911. Бюджет и буджет. 3 70 гг. 19 в. Сорокин 178. Мы живем в век баснословия и волшебства; мы окружены поэзией высокою .., поэзиею торговых… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • бюджет — План, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] бюджет Роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого… …   Справочник технического переводчика

  • БЮДЖЕТ — (франц. budget, др. франц. bougette кожаный мешок). Смета расходов и приходов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЮДЖЕТ предварительная смета доходов и расходов, преимущественно государственных. В… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Бюджет — в его настоящем виде выработался недавно; прежде, вместобюджета, представлялись простые отчеты и счета, при том неполные, поглавным рубрикам финансового хозяйства. С образованием ответственногоправительства в некоторых государствах появились… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Бюджет — [budget] – роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого экономического объекта, от государства до семьи. Бюджет государства [state budget] – роспись его доходов (главным образом от налогообложения) и расходов (на социальные нужды, оборону,… …   Экономико-математический словарь

  • Бюджет — – смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период как правило, на год. Бюджет представляет собой финансовый план, при помощи которого можно прогнозировать будущие… …   Банковская энциклопедия

  • БЮДЖЕТ — Цивилизация это стадия развития общества, на которой ничего нельзя сделать без финансирования. Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований. Морис Станс, директор Бюджетного бюро США Идеальный политик голосует за все… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • БЮДЖЕТ — (от англ. budget сумка) имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего бюджет составляется для учета количества… …   Экономический словарь

  • Бюджет — (budget) 1. Финансовый план, намечающий желаемые показатели доходов, расходов и т.п. организации на определенный период. 2. Британский финансовый план на предстоящий год, представляемый на обсуждение в парламент, обычно в марте или апреле,… …   Словарь бизнес-терминов

  • БЮДЖЕТ — БЮДЖЕТ, бюджета, муж. (англ. budget). Государственная роспись доходов и расходов на определенный период времени. || Совокупность личных доходов и расходов за какой нибудь период времени. Мой бюджет мне этого расхода не позволяет. Толковый словарь …   Толковый словарь Ушакова

  • dic.academic.ru

    Определение бюджета

    Бюджет — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ним постоянно, на работе и в частной жизни. Почти все организации и частные лица имеют свой бюджет, более или менее формализованные, разные по объемам и степени разработанности. Небольшие организации редко используют формализованную систему бюджетов, однако и они вынуждены так или иначе планировать свою деятельность в рамках имеющихся бюджетных ограничений. Мы уже определили планирование как одну из основных функций управления. В этом качестве следует понимать бюджетирование как основной механизм планирования текущей операционной деятельности. Это важно понимать не только лицам, ответственным за подготовку и выполнение бюджета, но и всем остальным, чья деятельность и ее результаты зависят от эффективной системы бюджетирования, — сотрудникам, контрагентам и, в конечном итоге, государству и обществу.

    Бюджетирование — это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей.

    В этом определении бюджета мы использовали два термина для обозначения одного и того же документа — бюджет и смета. Первый из них — калька с английского слова «budget» и означает «план» в смысле финансового документа. Второе слово — русское и означает постатейный список доходов и расходов. Таким образом, имея в виду финансовое планирование, «бюджет» и «смета» — одно и то же. Однако есть и различие в их употреблении: слово «смета» использовалось в советской плановой экономике для обозначения документа, конкретизирующего на уровне организации «спущенное» ей сверху (вышестоящими органами) задание по выпуску продукции с учетом ресурсов, также определяемых централизованно. Смету адаптировали для нужд предприятия планово-экономические отделы, никак не связанные с маркетинговыми службами, да и маркетинг как таковой в плановой экономике не был нужен.

    В настоящее время сметами называют постатейные расчеты стоимости работ в строительстве и некоторых других отраслях, и, таким образом, термин этот, оставшись в употреблении, стал узкоотраслевым, причем внешним: сметы готовят для заказчиков, для целей же внутреннего оперативного управления многие строительные компании, как и организации прочих отраслей деятельности, разрабатывают бюджеты. Поэтому мы оставим слово «смета» для экономистов строительных компаний, сами же будем использовать термины «бюджет» и «бюджетирование» для характеристики документа и процесса операционного планирования в организациях.

    Термин бюджет появился в качестве широкоутютребимого в экономической литературе лишь в первой половине 90-х годов прошлого века, когда в России начали выходить переведенные с английского языка книги о бюджетировании в коммерческих организациях. Технология бюджетирования, в отличие от сметного планирования, подразумевает комплексный подход с учетом целей самого предприятия и маркетинговых возможностей для их достижения. К настоящему времени термин «бюджетирование» «прижился» и в специальной литературе, и, что важнее, в практике работы российских организаций, пытающихся в новых экономических условиях буквально «с нуля» внедрить системы и процедуры планирования, соответствующие их целям и масштабам деятельности.

    Вернемся теперь к определению бюджета.

    Бюджет — это количественно детализированный план деятельности организации в целом и отдельных ее сегментов, направленный на достижение целей организации.

    В этом простом определении затронуты три основных аспекта бюджетирования

    . Прежде всего, речь идет о направленности бюджетов в будущее. Прошлое в системе планирования не имеет никакой ценности, достигнутые результаты являются лишь ориентирами при формировании системы плановых показателей и базой для возможных сравнений. Второй аспект касается детализации. Почему бюджет обязательно должен быть количественным? Представьте себе предприятие, план которого выглядит так: «Достигнуть в следующем году большого объема продаж». Поставленная таким образом задача не дает возможности определить ресурсы и усилия, которые потребуются для ее достижения. Кроме того, по истечении бюджетного периода трудно будет определить, достигнута ли такая цель (большим ли был объем продаж за период или не очень). И третий аспект, содержащийся в определении, касается контроля. Бюджеты не имеют ценности сами по себе, они ценны настолько, насколько способствуют достижению целей организации и позволяют соотнести фактически полученный результат с плановыми показателями и целями, определенными в стратегическом плане. С учетом всего этого план упомянутой нами компании должен содержать такой пункт: «В следующем году достигнуть объема продаж в 1000 изделий».

    psyera.ru

    Расходы бюджета: понятие, виды — Бюджетное право

    Понятие расходов бюджета

    Использование бюджетных средств, будучи компонентом финансовой деятельности, порождает общественные отношения, к которым применяется понятие расходов бюджетов.

    Расходы бюджета — это отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

    Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).

    Бюджетные расходы следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления). Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.

    Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная — их величину. Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств.

    Виды бюджетных расходов

    По Сперанскому:

    «Необходимыми расходами должно считать все те, без коих внутренняя и внешняя безопасность государства стоять не может; полезными – те, кои принадлежат единственно к гражданскому усовершенствованию; избыточными – те, кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; наконец, излишние и бесполезные суть те, кои употребляются противу разума истинной государственной экономии, на предметы, для правительств посторонние и по существу своему принадлежащие к частной промышленности».

    Виды расходов бюджета:
    1. по функциональному признаку (п. 3 ст. 21 БК РФ):
      • общегосударственные вопросы;
      • национальная оборона;
      • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
      • национальная экономика;
      • жилищно-коммунальное хозяйство;
      • охрана окружающей среды;
      • образование;
      • культура, кинематография;
      • здравоохранение;
      • социальная политика;
      • физическая культура и спорт;
      • средства массовой информации;
      • обслуживание государственного и муниципального долга;
      • межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.
    2. по территориальному признаку:
      • федеральные;
      • субъектов РФ;
      • местные.
    3. по времени осуществления:
      • обыкновенные;
      • чрезвычайные.
    4. по экономическому признаку:
      • текущие;
      • капитальные;
      • инвестиции.

    Обыкновенные и чрезвычайные расходы бюджета

    Обыкновенные расходы — это установленные законом (решением) о бюджете бюджетные средства, которые призваны покрывать основную, наиболее устойчивую и стабильную часть текущих и капитальных бюджетных расходов.

    Чрезвычайные расходы представляют собой расходы временного характера; их размер также установлен законом (решением) о бюджете в переделах сформированных в составе бюджетов резервных фондов.

    В составе расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) Бюджетным кодексом РФ (ст. 81) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) — резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций. Средства этих фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В указанной статье установлены правовые основы образования и использования резервных фондов; размер данного фонда не может превышать 3% от общего объема расходов бюджета.

    В федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ (ст. 82 БК РФ), его размер не может превышать 1% от утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ используются для финансового обеспечения непредвиденных расходов, за исключением проведения выборов, референдумов, освещения деятельности Президента РФ. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Главы государства.

    Текущие и капитальные расходы бюджета

    Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К текущим расходам относятся такие расходы, как заработная плата, приобретение услуг, транспортные услуги, коммунальные услуги.
    Однако даже своевременного и полного финансирования всех текущих расходов, направленных на поддержание жизнедеятельности общества, недостаточно. Для его нормального развития необходимы капитальные расходы.

    Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, ее субъектов, муниципальных образований. К капитальным расходам относится капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования, инвентаря длительного пользования и земли.

    Действующим бюджетным законодательством бюджетные кредиты выведены из состава расходов бюджетов, но в теории придерживаются вышеприведенной классификации и включают бюджетные кредиты в состав капитальных расходов бюджетов. Это объясняется тем, что бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).

    Объем расходов соответствующего бюджета определяется и утверждается постатейно. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

    Среди капитальных расходов бюджетов выделяются:

    • расходы, предназначенные для инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности;
    • средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам.

    Таким образом, именно капитальные расходы способствует созданию и расширению социально-экономической инфраструктуры.

    Бюджетные расходы делятся по территориальному признаку в соответствии с бюджетным устройством РФ.

    Структура института расходов бюджета

    В системе бюджетного права для регулирования отношений, возникающих по поводу расходов бюджетов бюджетной системы РФ, сформировался институт расходов бюджетов, который включает в себя нормы, регулирующие отношения, складывающееся в процессе распределения и использования денежных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

    Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

    Согласно ст. 6 БК РФ, расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, ее субъекта, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из того или иного бюджета.

    Таким образом, законы, иные нормативные правовые акты, договоры или соглашения порождают расходные обязательства публично-правового образования, которые посредством включения их в закон (решение) о бюджете трансформируются в бюджетные обязательства. Исполняются расходные обязательства публично-правовых образований в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств бюджетов, однако Бюджетным кодексом, в частности п. 6 ст. 192 БК РФ, допускается исключение: если в очередном финансовом году и плановом периоде общего объема расходов федерального бюджета недостаточно для финансового обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ, то Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

    Все расходы бюджета осуществляются в соответствии с законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и выделение денежных средств из бюджета в порядке расходования невозможно вне правового оформления. Закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных нормативных актах, изданных до его принятия и предусматривающих расходные обязательства публично-правового образования, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий, и обусловливает необходимость расходов.

    Расходы бюджетов бюджетной системы  осуществляются посредством определения в законе (решение) о бюджете на очередной финансовый год размера бюджетных ассигнований для исполнения бюджетных обязательств. В соответствии с действующим бюджетным законодательством размеры бюджетных ассигнований устанавливаются только на очередной финансовый год для исполнения бюджетных обязательств.

    Статьи 69, 69.1 БК РФ определяют виды бюджетных ассигнований.

    Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы по доходам и расходам осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами.

    Средства бюджетов предоставляются фактическим получателям бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, но при условии их целевого использования.

    jurkom74.ru

    О бюджете / Что такое бюджет?


    Бюджет — (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    Если расходная часть бюджета превышает доходную, то бюджет сводится с дефицитом. Превышение доходов над расходами образует положительный остаток бюджета (профицит).

    Сбалансированность бюджета по доходам и расходам — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

    Транспортный налог Налог на имущество Налог на прибыль Акцизы Прочие налоги и сборы Налог на доходы
    физических лиц
    Направления расходования бюджетных средств:
    здравоохранение, социальная поддержка,
    транспорт, образование, …


    Бюджет Москвы

    По объему ВРП Москва находится в числе крупнейших городов мира. Размер бюджета столицы сравним с размером бюджетов многих средних государств.

    Бюджет города Москвы составляется Правительством города, принимается и утверждается Московской городской Думой и подписывается Мэром Москвы.

    Бюджет Москвы формируется из налоговых отчислений, доходов от использования имущества и оказания платных услуг, продажи материальных и нематериальных активов, административных платежей, штрафов и других платежей.

    Основной доходный источник – налоговые доходы (в 2016 году порядка 90,0 % от доходов), в составе налоговых доходов основные это:

    • Налог на доходы физических лиц – более 50 % от налоговых доходов;
    • Налог на прибыль организаций – более 30 % от налоговых доходов.

    В неналоговых доходах в 2016 году 42,5 % -арендные платежи.


    Приоритетные направления расходов – программы социальной поддержки, решение транспортных проблем, образование, молодежная политика, здравоохранение, решение жилищных вопросов, коммунальное хозяйство, физкультура и спорт, благоустройство города, охрана окружающей среды и другие.


    Наверх

    budget.mos.ru

    Понятие и виды бюджета.

    Центральное место в финансовой системе России, как и любого другого государства, занимает бюджет. Бюджетявляется исходной сферой бюджетной деятельности и одной из основополагающих финансово-правовых категорий. Во всяком государстве он существует не иначе как в правовой форме. В связи с этим о бюджете можно говорить в экономическом и юридическом аспектах.

    В экономическом аспекте бюджет — это «форма обра­зования и расходования фонда денежных средств, предна­значенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 БК). Таким образом, экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием, распределением и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня. Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются государственные потребности в денежной форме.

    В юридическом аспекте бюджет — это финансовый план, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом в форме закона или правового акта представительного органа муниципального образования. В связи с этим в юридическом смысле бюджет представляет собой финансово-плановый акт и закон (постановление). Правовое значение бюджета определяет юридическое выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке. Бюджет как правовая категория имеет следующие признаки: во-первых, это общегосударственный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов; во-вторых, это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы; в-третьих, это основной финансовый план государства, поскольку наряду с ним действуют и финансовые планы предприятий, учреждений, организаций (балансы, сметы). Как основной финансовый план бюджет характеризуется универсальностью и координацией. Универсальность бюджета как финансового акта проявляется в аспекте охвата им, как ни одним другим финансовым планом, практически всех областей и сфер экономического и социального развития. Координирующая роль бюджета проявляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов.

    В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти. Материально-вещественное воплощение бюджетные отношения получают в процессе их реализации, т. е. они (бюджетные отношения) материализуются в централизованном денежном фонде соответствующего территориального образования. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических, социальных задач и т. п. Именно материальный аспект бюджета отражается в официальных источниках, определяющих финансирование какого-либо мероприятия, государственного органа, зачисление суммы на бюджетный счет, выдачу субсидии из бюджета и т. п.

    Виды бюджетов:

    1. Бюджет федеральный — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда Российской Федерации как единого государства, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения и являющегося основным финансовым планом государства, утверждаемым Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ.

    Роль федерального бюджета выражается в том, что он является основной финансовой базой функционирования государства. Централизация финансовых средств в федеральном бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, позволяет осуществлять единую финансовую политику на территории всей страны. Средства, мобилизуемые в федеральном бюджете, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут (или не должны) быть обеспечены из других источников. С помощью федерального бюджета осуществляется перераспределение финансовых средств между субъектами РФ с целью выравнивания условий их социально-экономического развития.

    2.Бюджет субъекта РФэто экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для финансирования функций и задач этого субъекта и являющегося его основным финансовым планом, утверждаемым представительным органом в форме регионального закона.

    Бюджеты субъектов РФ представляют собой второй уровень иерархично построенной бюджетной системы. Местоположение бюджетов субъектов РФ обусловливает их определенную специфику, которая проявляется во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.

    3.Бюджет местный (муниципальный) — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального образования, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач местного значения, а также государственных делегированных полномочий и являющегося основным финансовым планом муниципального образования, утверждаемым представительным органом.

    Муниципальные бюджеты представляют собой особый, третий уровень иерархично построенной бюджетной системы, в чем и выражается их особенность: они максимально приближены к потребностям местного сообщества и вместе с тем жизненно важны для государства в целом.

    Каждый бюджет тесно взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы РФ и именно через него осуществляется финансовая политика государства.

    Бюджет как финансовый план соответствующей терри­тории, принимаемый в форме закона или правового акта представительного органа муниципального образования, следует отличать от консолидированного бюджета.

    4.Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей терри­тории. Он дает информацию о всех доходах и расходах на территории и используется в целях анализа, расчетов, про­гнозирования. Консолидированный бюджет не утверждает­ся в форме закона или иного нормативного правового акта. Следовательно, он не способен порождать, прекращать или изменять права и обязанности Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования.

    Консолидированный бюджет муниципального района представляет собой бюджет муниципального района (рай­онный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских посе­лений, входящих в состав муниципального района (без уче­та межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (ст. 14 БК).

    Консолидированный бюджет субъекта РФ включает в себя бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципаль­ных образований, входящих в состав субъекта РФ (без уче­та межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (ст. 15 БК).

    Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой федеральный бюджет и свод бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджет­ных фондов) (ст. 16 БК).

    Все бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов), имеют единую структуру, определенную бюджет­ной классификацией РФ.

    studfile.net

    Бюджет — это: определение понятия, особенности

    Бюджет — это сбор и расход денежных ресурсов за конкретный период времени. А если быть более точным, то за один год.

    Бюджет — ключевая часть всей системы финансов. Именно он является средством выражения взаимодействий в сфере экономики между различными государственными инструментами власти и федеративными органами управления, юридическими лицами и разными ступенями самого бюджета.

    Все эти взаимоотношения установлены в бюджетном праве, которое является совокупностью юридических законов. Именно по ним вырабатываются права представителей власти (как исполнительных, так и законодательных) в сфере управления бюджетом.

    Бюджетная законодательная база

    В законодательную базу бюджета входит сам бюджетный кодекс, различного рода акты, которые контролируют бюджетные отношения, федеративные законы, связанные с федеральным бюджетом и т.д.

    О законодательной базе применительно к предпринимательской деятельности, а именно об организационно-правовой форме предприятий, можно прочитать в этой статье. А о составлении гражданско-правового договора подробно рассказано здесь.

    Функции бюджета

    Будучи одной из главных частей отношений в области финансов, бюджет имеет следующие функции:

    1. Распределение. Эта функция раскрывается через образование и применение центрального фонда на разных уровнях государственной и федеративной власти.
    2. Контроль. Протекает параллельно с распределением. Данная функция подразумевает обязательную проверку бюджетных средств.
    3. Регулятор. При помощи бюджета органы власти контролируют процессы, протекающие в стране. Это делается путем направления денежных средств для достижений необходимых целей.

    Из-за того, что бюджет играет большую роль во всех экономических сферах, он составляется, утверждается и реализуется только на законном уровне. Да и сам бюджет — это своего рода закон.

    Устройство

    Организация бюджета — правила, которые определяют строение бюджета государства, отношений между отдельными частями страны, состав и устройство бюджета, а также использование денежных средств.

    Статья 25 бюджетного кодекса Российской Федерации задает бюджетным средствам следующие принципы:

    1. Единство. Система прав по управлению деньгами, документы, связанные с различными сферами бюджета и правила его формирования едины. Как и едины все порядки расхода бюджета на любых уровнях. Для исключения разногласий также введена единая система бухгалтерского учета.
    2. Разграниченность доходов и расходов. Подразумеваются права о закреплении различных типов дохода и права, разрешающие расходовать денежные средства из центрального фонда РФ.
    3. Самостоятельность бюджета. Под этим принципом понимается: процесс формирования отдельного бюджета на каждом уровне власти, возможность самостоятельно получить источник дохода, распределять расходы бюджета на различные нужды, выбирать источник вложения финансов в случае дефицита.
    4. Сбалансированность. Трата бюджетных денег должна полностью соответствовать доходу. Для того, чтобы нехватка средств была минимальной.
    5. Эффективность и экономия реализации. Для достижения поставленной цели необходимо максимально экономно выделять денежные средства, но при этом не должна страдать эффективность.
    6. Покрытие расходов. Все выделения из бюджета обязаны полностью окупиться путем различных средств дохода.
    7. Гласность. Полная прозрачность использования государственного бюджета. То есть публикация статистики расходов в средствах массовой информации.
    8. Достоверность. Показатели, представленные в СМИ и в отчетах, должны полностью соответствовать реальному расходу бюджета.
    9. Адресность. Средства из бюджета должны быть направлены конкретному получателю, в противном случае это будет нарушение БЗ РФ.

    Подробно о расходах и доходах

    Бюджетный расход — сумма, которая направлена на достижения поставленных государством или органами самоуправления целей.

    Существует несколько видов расходов:

    • муниципальные и государственные;
    • национальные;
    • правоохранительные;
    • материальные;
    • научные;
    • социальные;
    • экологические;
    • долговые.

    Расходы также делятся на:

    1. Текущие. Этим бюджетом финансируют все органы власти, оказывают материальную поддержку и т.д. в настоящий момент времени.
    2. Капитальные. Такой бюджет инвестируют в деятельность новых предприятий, которые в будущем будут приносить доход.

    Как правило, бюджетные расходы безвозвратны.

    Бюджетный доход — сумма, которая поступает безвозвратно и безвозмездно в соответствии с законом Российской Федераций. Этими средствами могут распоряжаться государственные органы.

    Государства могут получить доход следующим образом:

    1. Налоговые способы. Они предписаны в налоговом кодексе и устанавливаются в соответствии с ним.
    2. Неналоговые способы. Как правило, большую часть этого дохода составляют государственная и муниципальная собственность, кредиты, штрафы и другие услуги, предоставляющиеся за плату.

    Похожие статьи


    ←Вернуться

    thinkandrich.ru

    Что такое бюджет? Формирование бюджета :: SYL.ru

    Бюджет — полная схема доходов и расходов определенного объекта. Это касается не только государства, но и бизнеса, определенной организации, семьи и других сфер, где учитываются финансовые средства. Бюджет является одним из наиболее важных аспектов как в микроэкономике, так и в макроэкономике, то есть государственном планировании. Наука, изучающая, что такое бюджет, называется финансами.

    Государственный бюджет

    Государственный бюджет — один из наиболее важных документов страны. В нем содержатся финансовые сметы любых ведомств, служб, имеющих широкое значение, программ, реализующих дела, касающиеся правительства и управления страной. В нем обозначается полный спектр потребностей всех структур общества, которые должны реализоваться за счет казны. Также в данном документе вписаны все источники, от которых приходят регулярные выплаты с точными размерами денежных сумм, что также регулирует федеральный бюджет.

    Бюджетный процесс

    Бюджетный процесс — многозначный термин, который отражает деятельность государств, направленную на рассмотрение, формирование, утверждение и исполнение расчетов по бюджету. Вместе с этим данный широкий термин отражает то, что во время деятельности по распределению финансовых средств составляются полные отчеты и утверждается информация об исполнении всех поставленных задач. Данная формулировка охватывает все аспекты, касающиеся бюджетов всех уровней, причисляющихся к РФ.

    Бюджетная система

    К бюджетной системе РФ причисляются такие разновидности финансового планирования:

    1. Федеральный бюджет.
    2. Множество региональных бюджетов, которые относятся к субъектам РФ.
    3. Местный бюджет, то есть финансовые вопросы, относящиеся к муниципальным формированиям.

    Статья 215.1 БК РФ определяет Федеральное казначейство ответственным за исполнение и кассовое обслуживание, что влияет на бюджет РФ. Существует термин под названием «бюджетный профицит». Это касается тех вопросов, при которых запланированные расходы бюджета меньше, чем полученные доходы бюджета. Когда расходы превышают доходы, данный процесс характеризуется термином «бюджетный дефицит».

    Если запланированный уровень дефицита бюджета при его планировании становится неактуальным, и расходы превышают этот показатель, а также в случаях, при которых расходы слишком высокие, то отвечающий за данные процессы орган власти может принять решение о сокращении расходов на собственное усмотрение. Когда расходы уже запланированы, а их уменьшают по приведенным выше причинам, данный процесс называется секвестром.

    Бюджетное право

    Когда есть вопрос: «Что такое бюджет с позиции права?» — нужно помнить, что так называется весь спектр законодательных норм, участвующих в регулировании отношений, которые определяют порядок формирования, распределения и использования различных бюджетов, имеющих общегосударственное или муниципальное значение.

    Парламентское бюджетное право имеет такую концепцию, что все делается после получения согласия от парламента. Без этого невозможно совершить перемену или даже небольшую правку в старых налогах, нельзя взять займ у государства, также не получится произвести финансирование государственной программы.

    Когда происходит осуществление бюджетного права, большие полномочия получает народное представительство. Данные лица могут не только принимать непосредственное участие в процессе государственного управления, но и осуществлять надзор за всеми действиями правительства, касающимися планирования и распределения финансовых средств. Так формируется и бюджет Москвы.

    В обязанности и полномочия Министерства финансов РФ входит составление законопроектов, в составе которых содержится предварительная смета, отражающая как доходы государственного бюджета, так и расходы. Бюджетным планированием кратко называют процесс, при котором происходит разработка бюджета. После одобрения законопроект поступает на рассмотрение к Правительству РФ, где специалисты его дорабатывают, а при необходимости уточняют некоторые детали. Правительство предоставляет проект в Государственную Думу. Там он должен пройти рассмотрение в период трех чтений. От первого до последнего этапа проверка и осмысление проекта производятся все более детально.

    Если полученный законопроект отклоняется большинством голосов Государственной Думы, иногда создается согласительная комиссия, в которую входит множество членов государственных структур. Присутствуют представители Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы. Чтобы выбранный всеми государственными структурами законопроект, касающийся бюджета, был одобрен и перешел в исполнение, все необходимые бумаги должен подписать Президент РФ.

    Иногда бывают случаи, когда правительство не успевает вовремя утвердить все положения, касающиеся бюджета страны, также президент может наложить вето на бюджет. Определение такой ситуации предполагает наличие бюджетного кризиса, так как необходимые действия не могут исполниться вовремя, то есть страдает множество организаций и частных лиц. Обычно весь бюджет государства заранее рассчитывается, а полученные данные оформляются на год вперед. Также создается плановая документация, которая охватывает 2 последующих года, однако часто впоследствии корректируется. Бюджет РФ каждый новый финансовый год начинает с 1 января, однако не все страны придерживаются данной даты.

    Структура

    Чтобы статьи бюджета легко подчинялись определенной иерархии, создается сложная и подробная структура бюджета. Существуют положения, которые регулируют данный процесс:

    1. Ответственность в различной степени распределяется между структурными подразделениями. Все предъявляемые статьи подлежат регулярному уточнению и модернизации. Все подразделения могут работать как с информацией, касающейся бюджета страны, так и с конкретной уточняющей статьей, которая предназначена специально для их ведомства.
    2. Осмысление и запись доходов и расходов в совокупности. С помощью этих действий создается действительно нужная и значимая иерархия статей, которой пользуются при любых действиях, касающихся бюджета государства.
    3. Расчет и назначение бюджетных денежных средств производятся для того, чтобы обеспечить должный порядок и контроль за движением денежных средств.

    Бюджет организации

    В данном случае бюджет является документом, в котором разъясняется деятельность ЦФО или конкретной функциональной области, обычно отвечающей за определенные сделки или процессы. Вся информация оценивается в количественном смысле, то есть либо в показателях стоимости, либо количества. Иногда данную информацию суммируют, и составляется полный отчет.

    Функциональный бюджет составляется лично сотрудниками ЦФО по определенному направлению, за которое на них возлагается непосредственная ответственность. В планировании ЦФО ограничивает только лимитирующий фактор. Для производственных ЦФО данный фактором является объем продаж. Объем производства считается лимитирующим фактором для тех предприятий, которые осуществляют закупки продукции.

    Особенности бюджета ЦФО

    Если возникает вопрос о том, что такое бюджет ЦФО, нужно помнить: он является функциональным аспектом, который формируется из разрозненных деталей, однако всегда превращается в законченную форму. Он характеризует работу ЦФО на весь срок периода планирования, при этом выражается в трех разновидностях финансовой деятельности: финансовой, инвестиционной, операционной.

    Управленческий бюджет

    Управленческим бюджет становится тогда, когда достигает верхнего уровня. Обычно специалисты данным термином называют совокупность трех разновидностей бюджетов. Это касается одновременно как доходов и расходов, так и всего процесса передвижения финансовых средств совместно с бюджетом по балансному листу. Три данных разновидности бюджета собираются из информации, обработанной и предоставленной ЦФО.

    Когда есть вопрос что такое бюджет, следует помнить: он является важным аспектом в финансовом планировании, поэтому на него обращают особое внимание и не жалеют кадров в любой сфере бизнеса или даже структуры государственного масштаба. Если бюджет рассчитывается правильно, в любой сфере обеспечивается порядок и точное соответствие любым предъявляемым требованиям.

    Форматирование бюджета

    В любой структуре, даже когда речь идет про семейный бюджет, всегда наличествует формирование бюджета. Особенно важно составлять бюджет доходов и расходов, так как данный аспект влияет на хозяйственную часть всего предприятия. Чтобы составить грамотную структуру бюджета, необходимо определить принципы группировки статей, обозначить состав и степень детализации всех финансовых движений.

    Формат бюджета является произвольной формой, которая утверждена в системе определенного предприятия. Определяется шкала, на которой вырисовывается четкое соотношение доходов и расходов, а по полученным данным составляется планировка дальнейшего функционирования системы.

    Как происходит бюджетный процесс?

    Принципы бюджетного процесса формируются по определенной структуре:

    1. Проверка соответствия всем операционным бюджетам и показателям, которые получены по последним расчетам.
    2. Определение приоритетных и обозначение лимитирующих статей, чтобы окончательно провести контроль движения всех денежных средств, даже касательно вопроса, который открывает семейный бюджет.
    3. Установка и обоснование основных ориентиров, а совместно с этим и обозначение целевых показателей, обсуждение плана их достижения.

    При группировке статей бюджета, определяющих доход и расход предприятия, специалисты пользуются установленным бюджетным классификатором. Он помогает четко определить задачи управления, а также обозначить бизнес-процессы, происходящие в настоящем времени.

    Доходная часть бюджета

    Когда происходит формирование доходной части бюджета, учитываются такие аспекты:

    1. Объем продаж основного вида продукции или тех товаров, которые производят в наибольшем количестве.
    2. Полная сумма доходов от остальной деятельности.
    3. Прогноз доходов, которые должны реализоваться в будущем, а также расчет разницы по курсу национальной валюты. Данная величина определяется в зависимости от информации по ее изменению во время продажи валовой продукции.
    4. Расчет процентов за займы и кредиты.

    Все доходные и расходные статьи при необходимости детализируются до любых уровней, включая не только товарно-материальную сторону, но и услуги, договоры, проекты и остальные аспекты бюджетного планирования. Учитывается узкая специфика деятельности, направленной на производство и сбыт определенных элементов. Чтобы определить правильность поставленных задач и проведенных анализов, прибегают к понятиям экономической целесообразности, руководствуясь предыдущими подсчетами.

    www.syl.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *