Назовите основные функции финансов – —

1. Сущность и функции финансов

66

Вопросы к Государственному экзамену по дисциплине «Финансы»

  1. Сущность и функции финансов.

  2. Финансовая система Российской Федерации.

  3. Виды финансовой политики и ее составляющие.

  4. Характеристика классической и неоклассической теории финансов.

  5. Краткая характеристика органов государственного управления финансами.

  6. Содержание, значение и методы финансового планирования.

  7. Значение, формы и методы финансового контроля.

  8. Виды финансового контроля.

  9. Финансы коммерческих организаций. Понятие, функции, финансовые отношения и финансовые ресурсы.

  10. Финансы некоммерческих организаций. Определение, доходы и расходы.

  11. Финансы кредитных учреждений. Функции и задачи ЦБ РФ. Функции и операции коммерческого банка.

  12. Финансы страховых компаний. Сущность страхования, страховой рынок и участники страховых отношений.

  13. Доходы государственного бюджета.

  14. Расходы государственного бюджета. Дотация, субвенция, субсидия.

  15. Бюджетное устройство и его составляющие.

  16. Бюджетный процесс и исполнение бюджета.

  17. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.

  18. Методы управления государственным долгом.

  19. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов.

  20. Международные финансовые отношения.

  21. Характеристика международных кредитно-финансовых институтов.

По вопросу происхождения термина «финансы» существу­ют различные точки зрения. По мнению одних авторов, этот термин возник еще в ХIII — ХУ вв. в торговых городах Италии как понятие, обозначающее систему денежных отношений меж­ду населением и государством. По мнению других, этот тер­мин был введен французским ученым Ж. Боденом в 1755 г. Понятие «финансы» В дальнейшем трансформировалось и с ХVШ в. под этим словом стали подразумевать «совокупность государственного имущества и состояние всего государствен­ного хозяйства» (С. Витте). Первоначально понятие «финансы» рассматривалось в узком смысле, как формирование, использо­вание денежных фондов, имущества для удовлетворения госу­дарственных нужд.

Современная трактовка термина «финансы» значительно шире и заключается в следующем.

Финансы это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сразу можно оговориться, что круг участников таких отно­шений достаточно широк, от государства в целом до единолич­ного предпринимателя, гражданина страны.

Важно уяснить отличие экономической категории «финан­сы» от категории «деньги». Так, финансы отличаются от денег прежде всего по своему содержанию. Если деньги — это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда, то финансы это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) с целью формирования денежных фондов, финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы являются вторичной, т.е. производной, категорией.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности госу­дарства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использо­ванием.

Финансы как экономические отношения имеют три весьма существенных признака:

  1. распределительный характер этих отношений, который ос­нован на правовых нормах и этике ведения бизнеса;

  2. односторонний характер движения денежных средств;

  3. в результате этих отношений могут создаваться как цент­рализованные, так и децентрализованные фонды денежных средств.

Главным и основным источником денежных ресурсов (фондов) является ВВП. Другими источниками в зависимости от уровня их формирования могут быть:

  1. На уровне государства и органов местного самоуправления: доходы государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации имущества, доходы от внешне­экономической деятельности (ВЭД), государственный и му­ниципальный кредит, эмиссия денег и ценных бумаг и т. д.;

  2. На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортиза­ция, продажа акций, дивиденды от участия в других орга­низациях, банковский кредит и т. д.;

  3. На уровне населения: заработная плата, выплаты социаль­ного характера, доходы от операций с личным имуществом, доходы от предпринимательской деятельности, потреби­тельский кредит.

Финансы выполняют три главные функции,

которые так­же отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую. Рассмотрим их кратко.

  1. Распределительная функция финансов

Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале рас­пределяется в макроэкономическом масштабе (первичное рас­пределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию до­ходов организаций, непроизводственной сферы (заработная пла­та бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выпла­ты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и пе­рераспределения ВВП является действующая в стране

система налогообложения.

Распределительные процессы имеют место и внутри отдель­но взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе.

Так, прибыль, будучи источником формирования таких де­нежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником фи­нансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономичес­кий субъект), выполняет распределительную функцию уже тре­тьего порядка (третичное распределение).

  1. Контрольная функция финансов.

Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне по соответству­ющим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через деятельность государ­ственных финансовых органов (например, налоговой инспек­ции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обес­печение динамичного развития общественного и частного про­изводства.

studfile.net

Основные функции финансов — Мегаобучалка

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ

ТЕМА 1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ

 

1 Понятие и сущность финансов, их признаки

2 Основные функции финансов

3 Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

4 Финансовые ресурсы и источники их формирования

 

Понятие и сущность финансов, их признаки

 

Появление финансов обусловле­но возникновением государства, его развитием и отражают они, главным образом, денежные отношения между госу­дарством и субъектами хозяйствования.

Необходимость появления финансов обусловлена рядом факторов: развитием товарно-денежно­го обмена; действием закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП; разрывом во времени процессов про­изводства и потребления.

В обычной жизни финансы часто отождествляют с деньгами. Однако это два различных, хотя и взаимосвязанных, понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это товар особого рода, выделившейся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.

Финансы представляют собой экономическую категорию, характеризующую процесс образования и использования доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

Финансы– это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутрен­него продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.

Финансы характеризуются определенными признаками:

1) всегда выступают в форме денежных потоков и обра­зуются в процессе создания, аккумуляции и использова­ния денежных средств;

2) их материальной основой являются финансовые ресурсы, возникающие в результате движения входных и выходных потоков денежных средств;



3) способность финансов удовлетворять потребности го­сударства или отдельных звеньев хозяйства зависит от уровня эффективности экономики и рациональной орга­низации финансового механизма;

4) активный характер финансовых инструментов обусловлен экономическими интересами всего общества и его отдельных участников.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение финансов. Финансыэто специфическая часть денежных отношений, связанных с формирование, распределением и использование целевых фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечением расширенного воспроизводства

Основные функции финансов

По мнению многих экономистов, для финансов характерны две функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция обеспечивает каждое зве­но финансовой системы финансовыми ресурсами. Она прояв­ляется при распределении национального дохода, когда в процессе распределения среди участников общественного производства формируются основные (первичные) дохо­ды. Они делятся на две группы: доходы предприятий и за­работную плату, и их сумма равна национальному доходу. Первичного распределения недостаточно для успешного функционирования экономики, поэтому необходимо даль­нейшее перераспределение национального дохода между территориями, отраслями производства, различными соци­альными группами населения. Осуществляется это с помо­щью налогов и обязательных отчислений в соответствии с законодательством. Посредством распределительной функ­ции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства, образование доходов, формирование целевых бюджетных и внебюджетных фондов, содержание и развитие социальной сферы; происходит внутриотрасле­вое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределе­ние национального дохода.

Объектами действия распределительной функции фи­нансов являются ВВП, национальный доход, амортизаци­онные отчисления (в случае, когда предприятия перечисля­ют часть амортизационного фонда в инновационные фонды при министерствах и ведомствах), часть национального бо­гатства страны. Субъектами при финансовом распределении являются государство, юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются и используются фон­ды целевого назначения. Основными целями распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и на­ционального дохода являются:

• равномерное и эффективное развитие всех отраслей на­родного хозяйства;

• укрепление государства, его, экономики, обороноспо­собности;

• повышение социального уровня населения страны.

Контрольная функция финансов не зависит от воли и со­знания людей, имеет объективный характер. Контрольная функцияфинансов обслуживает весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, а также форми­рование и использование централизованного фонда государс­тва. Контрольная функция имеет нормативную основу. Фор­мой реализации контрольной функции является финансовая информация, отражающая такие основные финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвид­ность, платежеспособность, оборачиваемость и другие. Реа­лизуется контрольная функция на практике через осущест­вление финансового контроля посредством специального финансового аппарата. Финансовый контроль охватывает производство товаров и услуг и направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, предуп­реждение бесхозяйственности и расточительства.

В экономической литературе количество и содержание функций финансов рассматриваются с разных позиций.

Так С.В. Галицкая в учебном пособии «Деньги, кредит, финансы» выделяет распределительную, контроль­ную, регулирующую и стимулирующую функции.

В учебнике «Финансы кредит» под редакцией М.В. Романов­ского отмечены две основные функции — фор­мирование денежных фондов и использование денежных фондов (доходов), а контрольная функция не выделяется, поскольку автор считает, что устойчивость формирова­ния доходов и эффективность их использования должны обеспечиваться соответствующей организацией контроля.

На основании сущности и особых признаков финансов, по мнению О. А. Пузанкевич, целесообразно выделить следующие три функции:

1) аккумуляция денежных доходов;

2) распределение денежных доходов;

3) контроль за эффективностью использования денеж­ных ресурсов.

Для того чтобы распределять финансовые ресурсы, их прежде необходимо аккумулировать, так что процесс ак­кумуляции следует признать первостепенной функцией финансов, а ее содержанием и назначением — определение механизма формирования доходов.

 

megaobuchalka.ru

2. Функции финансов, их содержание

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе не существует единого мнения не только относительно сущности финансов, но и выполняемых ими функций. Авторами выделяются следующие функции: распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая, аккумуляция или формирование денежных фондов (доходов), распределение денежных доходов, использование денежных фондов, контрольная функция [4].

Мы придерживаемся той точки зрения, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Так как процесс распределения включает в себя формирование фондов (доходов), их распределение и использование с одновременным выполнением стимулирующей функции (через установление пропорций распределения и использования) [2].

Сущность финансов, как неоднократно отмечалось ранее, проявляется через распределение и перераспределение части ВВП — чистого дохода. Он является источником процесса расширенного воспроизводства.

Распределительный характер чистого дохода проявляется в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств. В соответствии с установленными пропорциями часть чистого дохода направляется на пополнение фонда израсхо­дованных средств производства (основных и оборотных фон­дов), на восполнение израсходованной рабочей силы, обеспечи­вая этим элементам расширенное воспроизводство. Тем самым финансовые отношения через механизм формирования и рас­пределения чистого дохода обратно воздействуют на процесс производства, ускоряя или замедляя его, т.е. все элементы (С + V) воспроизводственного процесса, не являясь сами непо­средственными объектами финансовых отношений, ощущают активное воздействие чистого дохода, без которого процесс рас­ширенного воспроизводства невозможен.

Распределительная функция финансов отражает экономи­ческие отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокуп­ного продукта. Благодаря ей создаются условия для последую­щей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли-продажи.

Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов и одновре­менно — их расширенное воспроизводство; через чистый доход происходит обслуживание данного процесса.

Одновременно чистый доход как основной объект финансо­вых отношений является главным источником формирования централизованных фондов. Государство в соответствии со своей финансовой политикой распределяет денежные фонды (финансовые ресурсы) для выполнения возложенных на него функций.

Таким образом, общественное назначение распределитель­ной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширен­ного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономичес­кого потенциала для создания финансовой основы функциони­рования государства и его экономической системы.

Распределение непосредственно затрагивает коренные инте­ресы государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и от­дельных членов общества. Характер распределения является важнейшим показателем экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются политические, экономи­ческие и социальные интересы всех социальных групп общества.

Прежде чем начать процесс распределения, необходимо оп­ределить форму и границы движения валового внутреннего продукта. Формой в данном случае является цена. Цена является не только количественной формой выраже­ния опосредованного финансовыми отношениями движения ВВП, но и основой первичного распределения всех элементов ВВП. Она устанавливается государством или определяется че­рез механизм рынка. В цене заложен и основной объект финан­совых отношений — чистый доход, размеры которого должны обеспечить процесс расширенного воспроизводства всех эле­ментов ВВП хозяйствующего субъекта и формирование центра­лизованного фонда государства в установленных границах.

Через уровень цен государство влияет на уровни издержек и накопления. В финансовой политике государства цена выступа­ет как важнейший рычаг распределения и перераспределения части ВВП (чистого дохода), использование которого зависит от конкретных экономических условий.

Финансы и форма их выражения — цена — удовлетворяют в системе распределительных отношений одинаковые общественные потребности. Без них нельзя осуществить сам процесс рас­пределения стоимости ВВП, соизмерить удовлетворение эконо­мических интересов его участников.

Вторичное распределение (или перераспределение) начина­ется, когда часть чистого дохода отщепляется и направляется в денежные фонды на расширенное воспроизводство фонда воз­мещения израсходованных средств производства и восполнение рабочей силы, а другая часть поступает в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во вне­бюджетные фонды).

Перераспределение части ВВП необходимо для перерас­пределения средств (межтерриториального и межотраслевого) между различными социальными группами населения. Даль­нейший ход перераспределительного воспроизводственного про­цесса, его структуру определяет государство. У перераспределе­ния много стадий: стадия мобилизации и формирования денеж­ных фондов (доходов) госбюджета; стадия использования этих фондов (доходов) на развитие приоритетных отраслей хозяй­ства, социально-культурную сферу, цели управления и т.д.

Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов возвращается через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей в сферу материального производства, и начинается но­вый цикл первичного распределения ВВП с последующим пере­распределением. Другая часть денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона, госуправление и т.д.).

Контрольная функция финансов порождена их распреде­лительной функцией и проявляется в контроле за распределе­нием валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием.

Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование, и ис­пользование централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимо­связь двух функций финансов. Причем первичной в их взаимо­действии является распределительная функция, без нее кон­трольная функция финансов не существует, поскольку устра­няется объект контроля.

Через движение финансовых ресурсов контрольная функ­ция количественно отображает экономические процессы, свя­занные с распределением и перераспределением валового внут­реннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного рас­пределения ВВП. Без такого контроля не может быть обеспече­но сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция имеет нормативную основу. Распре­делительный характер денежных отношений предусматривает предварительное планирование, определение конкретных субъ­ектов, объемов и сроков осуществления, обязательность целе­вого использования денежных ресурсов, закрепление в норма­тивных актах. Нормативные акты регламентируют как усло­вия распределения доходов и прибыли, направляемых на рас­ширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц об­ложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядка их ис­числения и т.д.), финансирования из бюджета (порядок откры­тия бюджетного финансирования и его использования), креди­тования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов.

Именно контроль за соблюдением нормативных актов, в ко­торых заключена суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции фи­нансов. Среди многообразия денежных отно­шений, выражающих сущность финансов, нет таких, которые не были бы связаны с контролем и использованием фондов де­нежных средств. В этом состоит специфика контрольной функ­ции, которая является производной от распределительной.

Формой реализации контрольной функции финансов вы­ступает финансовая информация, которая выражает такие фи­нансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондо­отдача и другие, в синтезированном виде отражающие различ­ные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Благодаря обобщенным показателям можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.

Роль контрольной функции финансов в воспроизводствен­ном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финан­совой дисциплины, соблюдением установленных норм и пра­вил, выполнением финансовых обязательств.

Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля — специальной формы проявления и использования данной функции.

Важнейшей задачей финансового контроля является про­верка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансо­вых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банка­ми, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.

studfile.net

планирование, организация, стимулирование и контроль.

  1. Финансы: понятие, содержание и взаимосвязи с другими категориями.

Понятие финансов относится к числу широко распространенных экономических категорий, характеризующих денежные отношения в стране. Финансы тесно связаны с деньгами, которые являются обязательным условием существования финансов. Если деньги — это прямое воплощение товарного эквивалента, то финансы в большей степени характеризуют отношения, связи, порождаемые движением и распределением денег. Таким образом, финансы представляют денежные отношения, связанные с образованием, распределением и перераспределением, накоплением и использованием денежных средств.

Материальной основой финансов является производство, так как накопления и денежные доходы предприятий образуются в результате процесса создания продукта и его реализации. В обществе постоянно возникают денежные отношения:

• при расчетах между предприятиями за продаваемую и покупаемую продукцию;

• при оплате труда между предприятиями и занятыми на них работниками;

• между предприятиями и государством при передаче части накоплений в распоряжение государства и при выделении предприятиям ассигнований из государственного бюджета;

• при уплате населением налогов государству и при получении от государства средств на социальные нужды.

Все эти денежные отношения составляют содержание финансов.

Таким образом, финансы представляют денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного национального продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.

2.Субъекты финансовой системы.

Объективная необходимость существования финансов объясняется потребностью субъектов хозяйствования, домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность.

Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования:

• в низовом звене — предприятиям, организациям, учреждениям, ассоциациям, концернам и др.,

• на государственном уровне управления,

• допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у домашних хозяйств. Выделяются три крупные сферы финансов (не считая домашних хозяйств): I. Финансы предприятий, учреждений и организаций:

• финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

• финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;

• финансы общественных организаций; II. Система страхования:

• социальное страхование;

• имущественное и личное страхование;

• страхование ответственности и предпринимательского риска;

III. Государственные финансы:

• государственный бюджет;

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит.

3.Финансовая система Республики Беларусь.

Финансовая система РБ состоит из следующих звеньев:

Государственная бюджетная система включает:

1. Государственный бюджет, в состав которого входят:

1.1. республиканский бюджет,

1.2. местные бюджеты,

1.3. государственные целевые бюджетные фонды, в том числе:

а) республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,

1.4. доходы свободных экономических зон;

2. Внебюджетный специализированный фонды – Фонд социальной защиты населения;

3. Государственный кредит;

4. Фонды имущественного и личного страхования;

5. Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансы предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. Финансовая система характеризуется также потоками финансовых ресурсов, связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами являются государственный бюджет, предприятия, предпринимательские структуры, домашние хозяйства и банки. Финансовые потоки связывают этих агентов с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков.

Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на республиканском и местном уровнях управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации реализуется через бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, разграничения полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей субъектов системы государственных финансов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение государственных служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

5. Функции финансов: распределительная и учетно-контрольная.

Финансы выполняют две функции: распределительную и учетно-контрольную.

Распределительная функция: С помощью распределительной функции осуществляется первичное распределение стоимости созданного продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различных сферах и секторах экономики, собственников факторов производства, участников производственного процесса, бюджетных и внебюджетных фондов.

Учетно-контрольная функция проявляется в том, что финансы являются универсальным средством учета и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением созданного общественного продукта. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, бюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

6. Финансовая политика: содержание и основные элементы.

Финансовая политика отражает совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Политика, политическое руководство сводится к трем основным элементам:- определение и постановка целей, конкретизация перспективных и ближайших задач;- разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;- подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия представляет собой долговременную политику, рассчитанную на осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. Бюджетная политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства. Финансовая политика законодательно оформлена в соответствующих нормативных актах, основными разработчиками которых являются МФ и Нацбанк РБ. Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.

7. Финансовая политика и структурная перестройка экономики.

Финансовая политика отражает совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Политика, политическое руководство сводится к трем основным элементам:- определение и постановка целей, конкретизация перспективных и ближайших задач;- разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;- подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями и обусловлена уровнем развития экономики. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее имеются свои законы. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различным: посредством проведения политических мероприятий в одних случаях создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – развитие тормозится. Отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике, о чем свидетельствует печальный опыт нашего государства. Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства. Большое значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов. Посредством финансовой политики изыскиваются резервы и благоприятные условия для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для создания совместных предприятий. Среди целей и задач финансовой политики можно выделить также: разработку и реализацию единой бюджетной политики; участие в реализации налоговой политики; совершенствование бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса; разработку и обеспечение исполнения центрального бюджета; увеличение объема финансовых ресурсов на базе экономического роста; соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.

8. Финансовый механизм: содержание и основные элементы.

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, т.е. формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые необходимы для благоприятного экономического развития. В структуре финансового механизма выделяют два уровня: механизм финансов предприятий и механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых отношений, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан. Управление представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. В качестве объектов управления финансами выступают три группы финансовых отношений: государственные финансы, финансы предприятий, страховые отношения. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые органы и налоговые инспекции, финансовые службы (отделы) предприятий и страховые органы. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, в ходе которого субъект хозяйствования оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов и направления их наиболее эффективного использования; оперативное управление как комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов; контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Управление финансами осуществляется специализированными органами, которые образуют финансовый аппарат.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *