Место россии по уровню жизни: Уровень жизни населения России и стран мира в 2022 году

Уровень жизни населения России и стран мира в 2022 году

Так как на сегодняшний день почти все границы в мире открыты, то каждый гражданин России может себе позволить поехать и посмотреть, как живут люди в других странах. Но не всегда можно сразу оценить качество жизни в конкретной стране, ведь на нее влияют множество факторов. Одним из таких факторов, конечно же, является средняя заработная плата по стране, но согласитесь, что и цены там могут сильно отличаться, чем в других странах.

Чтобы реально оценить уровень жизни в разных странах и был составлен рейтинг уровня жизни, который включает в себя такие факторы как заработная плата, качество медицины и образования, свобода для ведения предпринимательской деятельности, уровень безопасности, экология, уровень коррупции, личная свобода и ряд других факторов. Представляем вашему вниманию рейтинг уровня жизни населения России и стран мира в 2022 году, составленный популярным институтом Legatum Institute, на основании которого были определены самые лучшие страны для проживания в 2022 году и страны, где жизнь людей находится на грани выживания.

  1. Норвегия
  2. Швейцария
  3. Канада
  4. Швеция
  5. Новая Зеландия
  6. Дания
  7. Австралия
  8. Финляндия
  9. Нидерланды
  10. Люксембург
  11. США
  12. Ирландия
  13. Исландия
  14. Германия
  15. Австрия
  16. Великобритания
  17. Бельгия
  18. Сингапур
  19. Гонконг
  20. Франция
  21. Япония
  22. Тайвань
  23. Южная Корея
  24. Испания
  25. Словения
  26. Мальта
  27. Португалия
  28. Объединенные Арабские Эмираты
  29. Чехия
  30. Уругвай
  31. Коста-Рика
  32. Италия
  33. Кувейт
  34. Польша
  35. Чили
  36. Эстония
  37. Кипр
  38. Словакия
  39. Израиль
  40. Панама
  41. Венгрия
  42. Тринидад и Тобаго
  43. Литва
  44. Малайзия
  45. Аргентина
  46. Бразилия
  47. Латвия
  48. Болгария
  49. Саудовская Аравия
  50. Китай
  51. Таиланд
  52. Хорватия
  53. Греция
  54. Румыния
  55. Ямайка
  56. Монголия
  57. Мексика
  58. Шри-Ланка
  59. Тунис
  60. Вьетнам
  61. Белиз
  62. Филиппины
  63. Турция
  64. Колумбия
  65. Парагвай
  66. Грузия
  67. Индонезия
  68. Беларусь
  69. Казахстан
  70. Доминиканская Республика
  71. Черногория
  72. Ботсвана
  73. Никарагуа
  74. Узбекистан
  75. Эквадор
  76. Перу
  77. Сербия
  78. Южная Африка
  79. Македония
  80. Азербайджан
  81. Марокко
  82. Албания
  83. Украина
  84. Сальвадор
  85. Кыргызстан
  86. Боливия
  87. Иордания
  88. Молдова
  89. Гватемала
  90. Россия
  91. Лаос
  92. Намибия
  93. Таджикистан
  94. Армения
  95. Гондурас
  96. Босния и Герцеговина
  97. Ливан
  98. Алжир
  99. Гана
  100. Иран
  101. Непал
  102. Бангладеш
  103. Сенегал
  104. Венесуэла
  105. Руанда
  106. Индия
  107. Замбия
  108. Египет
  109. Нигер
  110. Камбоджа
  111. Мали
  112. Буркина-Фасо
  113. Бенин
  114. Уганда
  115. Камерун
  116. Кения
  117. Танзания
  118. Конго
  119. Малави
  120. Джибути
  121. Мозамбик
  122. Нигерия
  123. Зимбабве
  124. Мавритания
  125. Эфиопия
  126. Либерия
  127. Судан
  128. Сьерра-Леоне
  129. Ирак
  130. Кот-д’Ивуар
  131. Пакистан
  132. Ангола
  133. Гаити
  134. Йемен
  135. Сирия
  136. Гвинея
  137. Того
  138. Бурунди
  139. Афганистан
  140. Конго (ДР)
  141. Центрально-Африканская Республика
  142. Чад

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2022 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. По экономическим показателям Россия находится на 95 месте, свободе предпринимательства — 88 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной — 99 место, уровню безопасности на 92 месте, по качеству образования на 35 месте, и уровне свободы граждан – на 89 месте среди стран мира.

На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте — Чад. По другим показателям, самой безопасной страной мира в 2022 году признана Исландия, самой развитой по экономическим показателям – Сингапур, лучшей страной для ведения предпринимательской деятельности признана Дания, самый лучший уровень образования признан за Австралией, а наиболее свободно в 2022 году чувствуют себя люди в Канаде.

Добавить комментарий

Топ-60 стран мира по уровню жизни населения

Швейцария, Норвегия и Исландия возглавили рейтинг стран по уровню Индекса человеческого развития (Human Development Index), который часто называют рейтингом стран мира по уровню жизни. Данные были представлены в Докладе о человеческом развитии – 2021/2022 (Human Development Report 2021/2022), подготовленном ООН.

Индекс человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI) — это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни».

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода граждан, по трем основным направлениям:

здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

✓ доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

✓ достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода  на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.

Каждый год итоговый рейтинг претерпевает значительные изменения. Это заметно даже по первой тройке государств — лидеров по уровню жизни. Например, в прошлых рейтингых тройку лидеров составляли Норвегия, Швейцария и Австралия. Недавно место Австралии заняла Ирландия, а теперь ее сменила страна с похожим названием — Исландия.

Место России в рейтинге стран мира по уровню жизни населения

Россия в рейтинге традиционно занимает позиции в районе 50 места. Например, в рейтинге 2014 года она занимала 57 строчку, затем пару лет держалась на 49-й позиции, в 2020 году сползла на 52-е место и, похоже, зацепилась за эту строчку.

Любопытно сравнить параметры России и сегодняшнего лидера рейтинга – Швейцарии. Они помогут понять, насколько РФ отстает от передовика, по мнению ООН.

Параметр / Страна

Россия

Швейцария

Rank
(Место в рейтинге)

52

1

Human Development Index (HDI)
(Индекс человеческого развития)

0.

822

0.962

Life expectancy at birth
(Ожидаемая продолжительность жизни при рождении), лет

69.4

84.0

Expected years of schooling
(Ожидаемые годы обучения в школе), лет

15.8

16.5

Mean years of schooling
(Средняя продолжительности обучения), лет

12.8

13.9

Gross national income (GNI) per capita (2017 PPP, $)
(Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения)

27,166

66,933

Смотрите также:

— Какие сегодня проценты в Сбербанке по вкладам >>

— Какие сейчас ставки в Сбере по кредитам >>


Ниже представлены лучшие 60 стран по уровню жизни населения на сегодняшний день, по данным ООН.

Рейтинг стран по качеству жизни населения 2021/2022

(рейтинг государств по Индексу человеческого развития – 2021/2022 / Human Development Index Ranking)

Страна

Индекс человеческого развития (HDI)

1-10

1

Швейцария

0.962

2

Норвегия

0.961

2

Исландия

0.959

4

Гонконг

0. 952

4

Австралия

0.951

6

Дания

0.948

7

Швеция

0.947

8

Ирландия

0.945

8

Германия

0.942

10

Нидерланды

0.941

11-20

11

Финляндия

0. 940

12

Сингапур

0.939

13

Бельгия

0.937

13

Новая Зеландия

0.937

15

Канада

0.936

16

Лихтенштейн

0.935

17

Люксембург

0.930

18

Великобритания

0. 929

19

Япония

0.925

19

Южная Корея

0.925

21-30

21

США

0.921

22

Израиль

0.919

23

Мальта

0.918

23

Словения

0. 918

25

Австрия

0.916

26

ОАЭ

0.911

27

Испания

0.905

28

Франция

0.903

29

Кипр

0.896

30

Италия

0.895

31-40

31

Эстония

0. 890

32

Чехия

0.889

33

Греция

0.887

34

Польша

0.876

35

Бахрейн

0.875

35

Литва

0.875

35

Саудовская Аравия

0.875

38

Португалия

0.

866

39

Латвия

0.863

40

Андорра

0.858

40

Хорватия

0.858

41-50

42

Чили

0.855

42

Катар

0.855

44

Сан Марино

0. 853

45

Словакия

0.848

46

Венгрия

0.846

47

Аргентина

0.842

48

Турция

0.838

49

Черногория

0.832

50

Кувейт

0.831

51-60

51

Бруней

0. 829

52

Россия

0.822

53

Румыния

0.821

54

Оман

0.816

55

Багамские о-ва

0.812

56

Казахстан

0.811

57

Тринидад и Тобаго

0. 810

58

Коста Рика

0.809

58

Уругвай

0.809

60

Беларусь

0.808

Источник

Индекс человеческого развития (ИЧР) / Human Development Index (HDI) ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций.

В настоящее время Индекс охватывает 185 стран-участниц ООН, а также особые административные территории — Гонконг (Китай), Палестинские территории (Израиль) и ряд других.

Насколько богата Россия?

Измерение совокупного богатства России в 2000–2017 годах

Россия, крупнейшая в мире трансконтинентальная страна, охватывающая одиннадцать часовых поясов, богата природными ресурсами. Эта огромная страна играет решающую роль на мировых рынках энергии и ресурсов и является основным торговым партнером для многих своих соседей.

Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа, вторыми по величине запасами угля и восьмыми по величине запасами нефти. Это один из крупнейших производителей и экспортеров природного газа, третий по величине производитель нефти и второй по величине экспортер нефти.

Но насколько богата Россия? Каково богатство России по сравнению с другими странами? И как доходы от этого богатства распределяются между гражданами России?

В 2017 г. среднестатистический гражданин России был в 1,8 раза богаче, чем в 2000 г. Но, несмотря на сильный рост, богатство на душу населения в России по-прежнему лишь примерно на четверть выше, чем в странах ОЭСР. С 2000 по 2017 год богатство на душу населения в России росло в несколько раз быстрее, чем в странах с высоким уровнем дохода, но с гораздо более низкой базы. Однако показатели роста благосостояния на душу населения были неравномерными и в последние годы ослабли из-за стагнации роста человеческого капитала и сокращения нефтегазового богатства.

В среднем в России «отдача от богатства» — отношение ВВП к богатству — составляла около 7 процентов за период 2000–2017 годов, что аналогично среднему показателю для стран с доходом выше среднего и с высоким уровнем дохода. Однако это ниже, чем 8-10-процентная прибыль на богатство в странах Восточной Европы, таких как Болгария, Венгрия и Польша.

Измерение эволюции двух показателей общего благосостояния — роста доходов беднейших 40 процентов населения и роста медианного дохода — показывает, что, хотя в годы бума он был значительным, в последние годы премия общего благосостояния в России сокращается.

Человеческий капитал составляет наибольшую долю богатства в России — 46 процентов. Для сравнения, человеческий капитал составляет 70 процентов структуры богатства в странах ОЭСР. В 2000–2017 гг. богатство человеческого капитала на душу населения в России быстро росло, но в последние десять лет оно замедлилось. Если человеческий капитал России продолжит расти со средними темпами 2000–2017 годов в 3,5 процента, потребуется около 50 лет, чтобы догнать ОЭСР.

Зависимость России от ее невозобновляемых активов представляет собой особую проблему развития, поскольку ее большая доля углеродного богатства сталкивается с повышенным риском из-за неопределенности будущих цен и крупномасштабных попыток глобальной декарбонизации. Чтобы максимизировать отдачу от богатства, России нужна политика, которая перебалансирует ее портфель богатства.

Направления политики

Диверсификация портфеля активов

Ребалансировка портфеля и снижение рисков, связанных с безнадежными активами, потребует от России диверсификации своего портфеля активов от сектора ископаемого топлива к другому производительному капиталу, в частности, человеческому капиталу. В краткосрочной перспективе это потребует соблюдения бюджетного правила – необходимого, хотя и недостаточного условия для диверсификации.

Новое бюджетное правило существенно сдерживало экономику от волатильности цен на нефть, и для дальнейшего укрепления его доверия будет важно воздерживаться от инвестиций Фонда национального благосостояния в внутренние активы.

Постоянное внимание к человеческому капиталу

Поможет постоянное внимание политики к увеличению доли человеческого капитала и повышению отдачи от накопленного человеческого капитала. Меры по повышению эффективности человеческого капитала России (образование и здравоохранение) включают: дальнейшее развитие потенциала высшего образования России; повышение качества российской системы профессионального образования; совершенствование навыков решения задач российских студентов; уделение особого внимания выявлению и профилактике заболеваний в рамках первичной медико-санитарной помощи; и повышение эффективности и финансирования здравоохранения.

Увеличение произведенного капитала

Произведенный капитал на душу населения в России составляет почти четверть среднего показателя по ОЭСР. Увеличение произведенного капитала потребует улучшения инвестиционного климата, чего можно добиться путем создания равных условий для фирм, улучшения условий конкуренции и рационализации нормативных требований.

Это будет означать: обращение вспять тенденции к картелизации экономики, особенно в сфере государственных закупок; продвижение принципов конкурентного нейтралитета среди государственных предприятий (ГП) и субъектов частного сектора; и обеспечение прозрачности государственной поддержки и льгот для минимизации искажений конкуренции.

Лучшее управление природным капиталом

Хотя возобновляемые ресурсы составляют меньшую долю природного капитала России, они могут приносить неограниченные выгоды при устойчивом управлении. Непосредственным приоритетом является сокращение лесных пожаров, которые являются основным фактором, вызывающим потерю лесов. В России сосредоточено 20 процентов мировых лесных ресурсов, и в период с 2015 по 2018 год количество пожаров как на лесных, так и на нелесных землях увеличилось в 2,4 раза.

Еще одной областью является «зеленое финансирование», которое может помочь мобилизовать необходимое финансирование для финансирования устойчивого роста. В грубом приближении в 2017 г. леса России (без учета резервных лесов) обеспечили поглощение более 638 млн т СО 2 эквивалент или около 30 000 миллиардов рублей (более 500 миллиардов долларов США).

Более справедливое распределение доходов от богатства

Увеличение и уменьшение двух показателей общего благосостояния — роста доходов беднейших 40 процентов населения и медианного дохода — в сочетании с общими макроэкономическими условиями подчеркивает важность увеличения отдачи от богатства России, а также проведения политики более справедливого распределения этой отдачи.

Скачать полный отчет

Тайная экономика: что сокрытие статистики делает для России

Сокрытие статистики мешает тем, кто работает в отечественной экономике, установить, что происходит на самом деле, снижает качество анализа и общественного обсуждения, ведет к спекулятивным рыночная торговля на основе разрозненных данных.

За четыре месяца с начала войны с Украиной Кремль заблокировал доступ общественности к беспрецедентному объему экономической статистики. Те, кто работает вне правительственной машины, остались работать в темноте, и качество независимых оценок и прогнозов соответственно пострадало.

Официально блокировка статистики направлена ​​на защиту российских компаний и частных лиц от западных санкций. Однако более вероятно, что Кремль боится публиковать данные, раскрывающие все масштабы экономического коллапса или размер ежемесячных расходов на войну. Точно так же может скрываться формирование новых каналов теневого импорта, которые можно было бы отследить.

С апреля 2022 года российские власти ограничили доступ ко всей статистике внешней торговли, в том числе касающейся экспорта, импорта и торговли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин заявил, что новые уровни секретности необходимы для предотвращения «неправильных оценок, спекулятивной торговли и неверного толкования в отношении импорта». Для сравнения, до войны российская таможня засекретила только данные, касающиеся торговли военными товарами, самолетами и ядерными материалами.

Свободно доступная статистика импорта действительно может быть опасна для Кремля. Они прольют свет на ключевую проблему для российских производителей: структурные дефициты, возникающие в результате оттока иностранных поставщиков комплектующих и разрыва технологических и производственных цепочек.

Масштабы этой проблемы были очевидны уже по цифрам промышленного производства за апрель, предоставленным Росстатом. По сравнению с апрелем 2021 года производство автомобилей сократилось на 85,4 процента, производство лифтов — на 48 процентов, стиральных машин — на 59 процентов, холодильников — на 46 процентов.

Автомобили, оборудование и другие транспортные средства составили почти половину всего российского импорта (49,2%) в 2021 году, а в мае продажи новых автомобилей в России упали на 83,5%. На «недружественные государства», которые ввели санкции против России, приходилось около 62 процентов импорта в прошлом году. Технологическая изоляция российской экономики приведет к падению уровня жизни: техника, автомобили, строительные материалы и многое другое будет либо труднодоступным, либо недоступным для многих из-за скачка цен.

Без доступа к западным технологиям и товарам технологическое развитие России неизбежно повернется вспять, в том числе в ключевых секторах, таких как нефть и газ. Вторичные санкции, применяемые Соединенными Штатами, также ограничат импорт технологий из Китая, что усугубит отступление России.

Еще одна возможная цель сокрытия торговой статистики — не дать западным правительствам получить точную картину масштабов теневого импорта подсанкционных товаров и обеспечить прикрытие сторонним странам, поставляющим такие товары в Россию, что позволит им избежать вторичных санкций. Эта цель станет возможной, если Россия выйдет на неформальные договоренности, маскирующие потоки товаров от некоторых соседей, таких как член ЕАЭС Казахстан и Турция, которая смогла нажиться на антироссийских санкциях.

Раньше статистика российского экспорта позволяла отслеживать тенденции, объемы и направления поставок нефти и газа, имеющих решающее значение для Кремля и в настоящее время приносящих рекордные излишки. По оценкам Bloomberg, в 2022 году экспорт нефти и газа принесет России рекордные 285 миллиардов долларов. Согласно официальной российской статистике, нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь выросли на 45% в годовом выражении, увеличившись с 3,1 трлн рублей до 5,7 трлн рублей.

Данные других стран-импортеров из России все еще доступны, но их не всегда достаточно для получения полной картины. Нефть — отличный пример, поскольку ее нелегко отследить. Возможно, например, что Европа импортирует значительное количество российского сорта Urals, но в этом нельзя быть уверенным, так как он перемешан с другими вариантами и значится в статистике под другим названием.

Внешняя торговля — далеко не единственная область, которая подверглась новым уровням секретности. Центробанк, например, перестал публиковать информацию о структуре золотовалютных резервов России: с конца марта обновляются данные только по общим суммам, без детализации по конкретным активам. После введения санкций против своего банковского регулятора Россия потеряла доступ к примерно 300 миллиардам долларов, хранящимся в странах Запада: примерно к половине резервов, которые Россия накопила к началу войны. Только золото и китайский юань остались под контролем центрального банка.

Точно так же правительство разрешило российским компаниям прекратить публикацию данных до конца 2022 года, а центральный банк больше не требует от банков предоставления ключевых данных, предусмотренных российскими стандартами бухгалтерского учета. Центральный банк также разрешил финансовым организациям, в том числе негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям, скрывать информацию о контролирующих лицах и участниках их органов управления. Росавиация, федеральное агентство воздушного транспорта, прекратило публикацию данных о пассажиропотоке авиакомпаний и аэропортов в марте, и так далее.

Дефицит информации усугубился уходом иностранных компаний, которые ранее предоставляли точную статистику. Вскоре после начала войны финансовая компания Refinitiv покинула Россию, и доступ к терминалам Bloomberg был потерян. Это затруднило работу независимых аналитиков и увеличило расходы предприятий, которым теперь приходится покупать данные в других местах.

Наконец, с мая 2022 года Кремль лишил всех российских налогоплательщиков информации о том, как государство тратит их деньги: Минфин засекретил текущую информацию обо всех расходах федерального бюджета и источниках финансирования его дефицита. В апреле, накануне этого изменения, бюджетная статистика показала рост военных расходов России почти на 150 процентов (630 миллиардов рублей против 275 миллиардов рублей в апреле 2021 года) при падении на 18 процентов доходов от других секторов. чем нефть и газ. Сейчас невозможно точно отследить текущие ежемесячные расходы на войну, экономику и социальные обязательства. Все, что осталось, — это сводные данные о расходах и доходах.

Основные экономические показатели Росстата по-прежнему находятся в свободном доступе, но их достоверность вызывает все больше вопросов. Еще в 2020 году, во время пандемии, была введена практика публикации данных в вечернее время, чтобы минимизировать внимание к более разочаровывающим цифрам. Особо чувствительные показатели, такие как демографическая статистика, свидетельствующая о катастрофическом сокращении населения России, теперь публикуются только вечером каждую пятницу. Ранее данные Росстата публиковались в течение дня и практически ежедневно.

Озабоченность качеством оценок Росстата существует давно, в первую очередь в связи с регулярными ретроспективными обзорами с массированием цифр в нужном направлении. В 2019 году экономист Кирилл Тремасов после очередной такой проверки назвал ее «рисунком, а не статистикой», что привело к публичному спору с тогдашним министром экономического развития Максимом Орешкиным (ныне помощник Владимира Путина по экономике). Спустя месяц Росстат прекратил ежемесячную публикацию ключевого социального показателя, отражающего изменение доходов россиян. В мае 2022 года пост главы Росстата занял бывший подчиненный Орешкина в Минэкономразвития Сергей Галкин.

Политические соображения определяют, какие данные следует скрывать, и это делается для того, чтобы скрыть как слабые, так и сильные стороны, пояснил источник в Росстате, добавив, что официально власти не обязаны публиковать экономическую статистику.

В Федеральном плане статистических работ указывается, какие показатели должны рассчитываться и какими министерствами, но не указывается, должны ли они публиковаться. «У государства есть вся необходимая информация для принятия решений. У бизнеса, экспертного сообщества и журналистов сейчас меньше информации», — отметил источник.

Засекречивание экономической и бюджетной статистики затрудняет понимание происходящего всеми игроками отечественной экономики, ухудшает качество анализа и общественного обсуждения, приводит к спекуляциям на рынках на основе отрывочных данных. Только внутренние оценки государственных чиновников считаются авторитетными, и у них могут быть свои причины для искажения данных, не в последнюю очередь для того, чтобы порадовать начальство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *