Антикризисные программы – —

Антикризисный план мероприятий. Программа выхода из экономического кризиса в РФ

Понятие "антикризисные меры" появилось относительно недавно. Его возникновение было обусловлено началом реформирования хозяйственной сферы России. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет антикризисный план. Пример стратегии также будет описан в статье.

Общие предпосылки

На определенном этапе экономического развития стало очевидно, что страна постепенно входит в состояние кризиса. Это потребовало от власти определенных действий. Необходим был план антикризисного управления. Он должен был кардинально отличаться от хозяйственного регулирования в условиях стабильности. Выход из экономического кризиса предполагает зачастую радикальные действия. При этом возникает вопрос о необходимости сохранения этого режима после того, как критическая ситуация пойдет на спад. Безусловно, каким бы глубоким ни был кризис, он однажды закончится.

Цикличность процесса

Как показывает практика экономического развития разных зарубежных стран и особенности становления производственных отношений, кризисы выступают как неотъемлемый элемент любой системы. Неизбежность и неотвратимость периодов подъема и спада имеют место при любом, даже весьма благоприятном государственном режиме. При этом цикличное развитие свойственно не только системе хозяйствования, но и остальным отраслям. В связи с этим всегда должен существовать план антикризисных мер.

Характеристика практической деятельности

Антикризисный план мероприятий представляет собой такую систему, в которой развиты механизмы мониторинга и предвидения спада, анализа природы его возникновения, признаков, вероятности. В ее рамках предусмотрены эффективные методы снижения негативных последствий критической ситуации и использования итогов для формирования более устойчивого режима развития в будущем.

Возможности менеджмента в условиях спада

Эффективность, которой обладают антикризисные меры, связана со способностями человека искать и подбирать оптимальные варианты выхода из критической ситуации. Люди могут приспосабливаться к проблемам, действовать в соответствии со сложившимися условиями. Мобилизуясь на выход из кризиса, человек использует опыт прошлых тысячелетий. Возможности менеджмента в условиях спада определяются также знанием цикличности процесса развития систем. Это, в свою очередь, позволяет предполагать различные проблемные ситуации и готовиться к ним.

Антикризисная программа как структурный компонент консалтинга

В соответствии с выработанной стратегией на основании накопленного опыта, имеющихся ресурсов и прогнозных оценок составляется схема. Антикризисная программа включает в себя определение длительности, стоимости и конечных результатов менеджмента. Этот важнейший компонент консалтинга позволяет заказчику четко представить существующие проблемы и шансы, с которыми будет связано регулирование ситуации. Консультанты, в свою очередь, после обсуждения основных деталей начинают разрабатывать конкретный антикризисный план мероприятий.

Сроки

Предварительное установление продолжительности и итоговых показателей отражает главный принцип антикризисного управления – создание схемы от конца к началу. Составление схемы действий необходимо не для быстрого решения проблемы и скорого преодоления трудностей, а для достижения поставленных целей к намеченному сроку. Как правило, антикризисный план мероприятий подробно составляется на первую четверть срока. Прогнозирование на более продолжительный период считается нецелесообразным. Это обусловлено тем, что реализация программы впоследствии будет сопряжена с разнообразными неопределенностями. Они могут сделать слишком продолжительный антикризисный план мероприятий фиктивным.

Структура

Антикризисный план мероприятий должен содержать подробный перечень взаимосвязанных действий. При этом по каждому необходимо предоставить следующие сведения:

  1. Продолжительность. Она указывается обычно в неделях от момента начала реализации.
  2. Стоимость мероприятий.
  3. Промежуточный и итоговый результат реализации.
  4. Характеристику организационной структуры, ответственной за воплощение схемы.
  5. Условия реализации элементов программы (к примеру, успешное завершение предыдущего мероприятия).

На срок после первой четверти реализации плана должны быть определены последующие направления действий. По завершении каждого перечисленного выше этапа должен составляться отчет. В нем фиксируется характер проделанной работы и полученные результаты.

Деятельность консультантов

При разработке и последующей реализации антикризисной программы необходимо привлечь всех топ-менеджеров и собственников предприятия. В ряде случаев целесообразно обратиться за помощью к сторонним специалистам. Как показывает практика, привлечение внешних консультантов в условиях кризиса является одним из условий повышения эффективности реализации программы. Но, прежде чем приступить к составлению и воплощению стратегии, менеджер должен определить собственную модель поведения. Для этого ему необходимо четко разобраться в сложившейся ситуации, установить временные пределы принятия решений. Немаловажно располагать и информацией об имеющихся в распоряжении ресурсах, которые могут быть привлечены для преодоления сложностей.

Специфика стратегии

Профессиональная работа по организации выхода из кризиса предполагает моделирование и анализ разных вариантов действий. Стратегия в любой проблемной ситуации определяет три основных направления:

1. Поиск оптимальных путей повышения доходов. Это может быть мобилизация внутренних резервов:

- выход на новые торговые площадки;

- повышение объемов продаж;

- расширение ассортимента продукции и так далее.

Повысить доходы также можно посредством продажи активов, которые не задействованы в текущем производственном процессе с целью погашения задолженности.

2. Изыскание возможностей сокращения затрат. Это может реализовываться за счет уменьшения фонда заработной платы и операционных расходов, отказа от воплощения инвестиционных проектов и так далее.

3. Сокращение финансового периода. Для реализации этой задачи необходимо пересмотреть политику взаимодействия с потребителями, уменьшить отсрочки, попытаться договориться об изменении сроков с поставщиками, сменить дилера или откорректировать производственный цикл.

В рамках стратегии должен быть разработан детальный сетевой план-график. В нем должен отражаться весь комплекс действий, намеченных для выполнения, точно определены ответственные лица, источники материальных либо финансовых ресурсов и так далее.

Система показателей

В любом управлении предусмотрена последовательная смена стадий, методов, операций, приемов и способов воздействия на объект. Весь этот процесс отличается закономерным содержанием. Оно включает в себя:

  • Анализ ситуации.
  • Постановку целей.
  • Принятие и последующую реализацию решений.
  • Выявление основной проблемы.

Управление строится на принципах рациональности применения ресурсов, экономии времени, максимальной эффективности. Все это в комплексе формирует соответствующую технологию. Она сводится к подбору и внедрению определенной последовательности, комбинации действий при выработке решения. На ее реализацию оказывают воздействие несколько факторов. Это, в частности, нехватка времени, конфликтность интересов, сложность переплетения проблем, снижение управляемости, высокий уровень риска и степень неопределенности, нарушение баланса власти, воздействие внешней среды, снижение конкурентоспособности.

Технология регулирования

Она представляет собой совокупность действий, осуществляемых последовательно. В их число входит профилактика, предупреждение и преодоление критической ситуации. Антикризисная технология – схема активной деятельности, включающая комплекс ролей, методов, функций и прочих ее элементов.

Важные задачи

Одним из значимых моментов в грамотно организованной деятельности по выходу из кризиса выступает сбор и анализ первичной информации о сложившейся ситуации и оценка деятельности. Эти процедуры могут выполняться по разным методикам, что обуславливается спецификой проблем. Кризисная ситуация при этом рассматривается и в рамках спада, и в обычном режиме.

Особенности анализа

Антикризисный консультант оценивает:

  • Потенциал и кадровый состав предприятия.
  • Уровень адаптации организационного аппарата к изменяющимся условиям.
  • Финансовое состояние.
  • Степень информационной культуры персонала.
  • Изменения в научно-техническом потенциале предприятия и отрасли в целом.
  • Степень воздействия правовой базы.
  • Изменения состояния внешней среды и уровень их влияния на деятельность предприятия.
  • Решения вопросов безопасности.

Антикризисный план: пример

Рассмотрим схему выхода из критической ситуации, разработанную на государственном уровне. Правительство РФ составило антикризисный план на два года. За этот период государство предполагает решить задачи по активизации структурных изменений в хозяйственной сфере страны. В частности, предусмотрена стабилизация работы системообразующих компаний в основных отраслях. В качестве приоритетного направления выступает достижение сбалансированности на рынке труда. В этой связи государство будет стремиться к снижению инфляции и способствовать повышению качества жизни малообеспеченных семей.

Содержание схемы

Антикризисный план Правительства РФ на текущий (2015) год включает в себя:

  1. Организацию поддержки экспорта и импортозамещения в разных отраслях, выпускающих несырьевые продукты, в том числе разрабатывающих технологии.
  2. Привлечение инвестиций, в частности в оборонзаказы.
  3. Поддержку среднего и малого предпринимательства посредством снижения налогов и прочих финансовых издержек.
  4. Выплату компенсаций незащищенным категориям граждан (пенсионерам, многодетным семьям). Снижение расходов бюджета по неэффективным статьям.
  5. Повышение устойчивости и совершенствование банковской системы.

Антикризисный план Правительства РФ ставит задачу по сокращению бюджетных расходов на 10%. Для ее реализации будут снижаться расходы на содержание органов госвласти, уменьшаться оплаты услуг высокой комфортности.

fb.ru

Антикризисные программы государства

Особым видом программирования социально-экономического развития являются антикризисные программы государства. Они разрабатываются правительством и утверждаются законодательными органами страны в периоды кризисных фаз экономических циклов.

Эффективным примером такой программы может служить новый курс Франклина Рузвельта в США после кризиса 1929-1933 гг., принесшего наиболее ощутимые потери для экономики США за все время ее существования. Подобная программа была разработана и реализована президентом Никсоном в 70-е гг.

Группа экономистов ООН, отразив мировой опыт, разработала рекомендации по содержанию антикризисных программ. Рекомендовано правительствам в периоды экономических кризисов поддерживать эффективный спрос населения (в том числе путем уменьшения налогов), регулировать объем частных инвестиций (включая предоставление специальных кредитов, налоговые льготы для инвесторов), планировать государственные инвестиции, стабилизировать доходы от сельского хозяйства с помощью программ поддержания цен, использовать программы общественных работ.

Многие меры, предпринимавшиеся российским правительством в годы кризиса 90-х гг., шли в разрез с этими рекомендациями, что способствовало углублению кризиса.

Поскольку кризисы в условиях рыночной экономики являются регулярно повторяющимся явлением, необходимо, обобщив имеющийся позитивный и негативный опыт, разработать методологию системы мер государственного регулирования в условиях кризиса в рамках антикризисных программ.

Это позволит проходить кризисную фазу цикла возможно быстрее и с меньшими потерями для населения, предпринимателей и государства. Конечно, антикризисные программы государства не могут быть универсальными, поскольку каждый кризис имеет специфические черты. Однако антикризисные программы помогут значительно повысить эффективность государственного регулирования экономики в кризисных ситуациях.

newinspire.ru

Антикризисная программа предприятия - 1.doc


Антикризисная программа предприятия
скачать (1103 kb.)

Доступные файлы (1):


содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО ТвГУ)
Кафедра финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Финансы предприятия»
на тему: «Разработка антикризисной программы деятельности предприятия » (на примере ООО «Огнеборец»)

Выполнил:

студент V курса

заочного отделения

специиальности 080105

Финансы и кредит

Федоров А.В.

Научный руководитель:

к.э.н.,доцент

Кузина С.В.

Тверь 2009
Содержание


^

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности антикризисной программы 7

1.1. Сущность и содержание антикризисной программы 7

1.2. Методы прогнозирования банкротства предприятия 14

^

2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Огнеборец» 22

2.2. Анализ и оценка банкротства предприятия 25

2.3. Оценка перспектив развития ООО «Огнеборец» 42

^

3.1. Рекомендуемая антикризисная программа 45

3.2. Оценка результатов реализации рекомендуемой антикризисной программы 49

Заключение 53

Список использованной литературы 57

Приложения 60

Введение


Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизация предпринимательства. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений, работников.

Три волны приватизации разрушили реальный сектор экономики, поставили на грань банкротства многие предприятия. Основная масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода. В результате чего утраченной оказалась взаимосвязь спроса и предложения. Продукция нередко поставлялась неплатежеспособному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи. Систему нормальных денежных расчетов заменил бартер. Экономика столкнулась с таким феноменом, как дефицит денег. Вместо ожидаемого роста эффективности получили спад производства, снижение рентабельности и производительности труда.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является реактивная форма управления и недопущение банкротства. Подобный подход позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния. С учетом постановки стратегических целей деятельности.

Многие предприятия в современных рыночных условиях сталкиваются с кризисами, которые отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организа­ции, подчас не совпадающие с ритмами общего развития или разви­тия других организаций.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что для преодоления кризисных ситуаций используется антикризисное управление. Это управление, когда постав­лено определенным образом предвидение опасности кризиса, ана­лиз его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Антикризисное управление – это, прежде всего, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, предотвращение банкротства, либо в условиях неплатежеспособности, возвращение дееспособности, превращение его в действующее. Кризисные ситуации могут возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия, и это является особенностью существования хозяйствующих субъектов в рыночных условиях. Можно выделить различные типы кризисов: кризис стратегии, кризис результатов деятельности, кризис ликвидности. Определение типа кризиса способствует выбору первоочередных задач, направлений и методов преобразований. Несвоевременное выявление кризисных явлений ограничивает сферу деятельности по их определению.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, опыт пре­одоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Состояние предприятия в первую очередь определяется по его финансовому положению. Для того, чтобы определить текущее финансовое положение предприятия и, соответственно, принять определенные решения для его стабилизации при возникновении кризиса, необходимо проводить анализ показателей деятельности предприятия. Для менеджера предприятия важна оценка эффективности принимаемых им решений, эффективность используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных итоговых финансовых результатов.

Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для предприятий, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

Таким образом, тема данной курсовой работы «Разработка антикризисной программы деятельности предприятия» является практически значимой как для предприятий, оказавшихся в тяжелой финансовой ситуации, так и для тех компаний, чья деятельность является прибыльной.

Целью данной курсовой работы является разработка антикризисной программы на предприятии.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:


  • рассмотрены теоретические аспекты определения сущности антикризисной программы;

  • дан анализ и оценка банкротства предприятия;

  • разработана антикризисная программа для предприятия.

^ в данной работе является ООО «Огнеборец».

Предмет исследования – анализ и оценка банкротства предприятия.

Выбранная тема достаточно широко рассмотрена в экономической литературе. При подготовке курсовой работы особое внимание было уделено изучению литературы как зарубежных, так и отечественных авторов.

^
В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов – постоянное явление. Первопричиной, т.е. возможностью возникновения кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров.

Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Понятие кризиса неразделимо связано с понятием риска.

Далее рассмотрим причины возникновения кризисов на предприятии (рис. 1) [2, с. 45].

^ кризиса являются результатом деятельности самого предприятия.

Таким образом, предприятие попадает в кризисное состояние вследствие совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления, приведенных на рис.1.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия – возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время.

Причины кризисов российских предприятий

экономические

финансовые

Конструкторско-технологические

Внутрифирменное

экономическое

управление

Неконкуренто-

способность продукции

Высокая себестоимость продукции из-за завышенной ресурсоемкости и высоких цен на сырье, материалы, транспорт, энергоресурсы

В структуре выручки мал удельный вес денежных средств и высока доля бартера и взаимозачетов

Отсутсвие экономической мотивации у персонала управления на снижение затрат, рост выручки и загрузки производственных мощностей

Завышенный уровень ресурсоемкости продукции

(энерго-,

металлоемкость и др.)

Большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы и содержание производственных мощностей

Наличие теневых предпринимательских доходов у главных специалистов и руководителей подразделений

Низкая себестоимость продукции


Низкая загрузка избыточных производственных мощностей, рассчитанных на узкую

Специализацию и широкую кооперацию

производства


Отсутствие оборотных средств вследствие замедления движения оборотного капитала и застревания его в товарных запасах и дебиторской задолженности

Отсутствие финансовой ответственности подразделений за результаты их работы на рынках продукции и услуг


Убытки от содержания объектов социальной сфере

Отсутствие свободных

средств для обновления продукции и повышения ее конкуренто-способности

Рис. 1. Причины кризисов.

Вообще последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Возможные последствия кризиса

Обострение кризиса

Ослабление кризиса

Оздоровление организации

Возникновение нового кризиса

Преобразование организации

Сохранение организации

Резкие изменения

Мягкий выход

Обновление организации

Разрушение организации

Долгосрочные изменения

Краткосрочные изменения

Качественные изменения

Количественные изменения

Необратимые изменения

Обратимые изменения

Рис. 2. Возможные последствия кризиса.
Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понятия причин и последствий, ответственности (рис.2).

Возникновение кризиса

Причины

Факторы

Симптомы

Распознавание кризиса

Средства распознавания кризиса

Рис.3. Возникновение и распознавание кризиса

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути.

Причины возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно распознать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса (рис.3) [4, с. 32].

^ – это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования факторов для последующего развития [4, с. 33].

Любое управление в определённой мере должно включать антикризисную программу по мере вступления в полосу кризисного развития предприятия. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учёт его способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Всю совокупность факторов антикризисной программы можно представить четырьмя группами:

^ включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие, что тоже является проблемой управления.

Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления.

^ связана с проблемами жизнедеятельности организации, в процессе решения которых формируется миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисных ситуаций. Это группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

^ связана с фактором антикризисного управления, который можно представить в диверсификации технологий управления. Эта группа включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение.

^ факторов включает политику антикризисной программы управления персоналом, которые всегда сопровождает кризисные ситуации [3, с. 56].

Антикризисная программа отражает то обстоятельство, что она является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками. Одной из характеристик всякого управления является деятельность человека. Управление организацией - это управление совместной деятельностью людей, которое состоит из множества проблем.

^ являются факторы кризиса, т.е все проявления совокупного обострения противоречий, приводящих к наступлению кризиса.

^ заключается в своевременной профилактике банкротства, либо при вхождении предприятия в кризисное состояние, в своевременном «лечении» предприятия, в грамотном и по возможности быстром выводе из кризиса. Она выражается в следующих положениях [3, с. 57]:


  1. Кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

  2. Кризисы в определённой мере можно ускорять, предварять и отодвигать;

  3. К кризисам можно и необходимо готовиться;

  4. Кризисы можно смягчать;

  5. Управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

  6. Кризисные процессы могут быть до определённого предела управляемыми;

  7. Управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Антикризисная программа существенно отличается от обычных приёмов, форм и технологий управления предприятием.

Главной целью антикризисной программы является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране.

В ее рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в российских условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении текущих проблем фирмы [36, с. 102].

Главное в антикризисной программе – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной тактики альтернативных вариантов, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации.

В основе антикризисной программы лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия.

Антикризисная программа направлена на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

При составлении и реализации программы финансового оздоровления необходимо руководствоваться рядом принципов, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации программы [26. с. 215] .


  1. Целевой характер разработки и реализации программы финансового оздоровления. При разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, стоящей перед управляющим (например, восстановление платёжеспособности предприятия).

  2. Принцип адекватности означает максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим и финансовым условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансово-экономического состояния предприятия и на этой основе выбираются мероприятия по финансовому оздоровлению.

  3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассматривать предприятие-должник как сложную социально-экономическую систему. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, «оздоравливающие» отдельные подсистемы.

  4. Структурный принцип предполагает наличие в плане, как минимум, трёх обязательных разделов: характеризующие текущее и будущее состояние предприятия, формулирующий мероприятия по финансовому оздоровлению.

  5. Содержательный принцип. План финансового оздоровления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

  6. Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должны осуществляться командой профессиональных консультантов вместе с руководителями предприятия-должника. Только такой тандем может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.

Таким образом, антикризисная программа представляет собой систему мер, направленных на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Скачать файл (1103 kb.)


gendocs.ru

Антикризисные меры, антикризисный план, антикризисный консалтинг

В Интернете и СМИ можно найти массу рекомендаций по поводу действий  в период экономического кризиса. Большинство из них заключается в том, что именно в условиях кризиса важно заняться повышением эффективности. При хорошей конъюнктуре компания может безбедно существовать даже при вялом маркетинге, неоптимальных бизнес-процессах, интуитивном управлении финансами. В условиях кризиса эти и другие проблемы системы управления становятся критичными для деятельности предприятия. И наоборот, компании с эффективной системой управления переживают кризисные периоды с наименьшими потерями.

Как правило, в условиях кризиса специалисты в области управления советуют:
* Провести ревизию стратегии и тактики, поискать новые сегменты рынка, рыночные ниши,
* Сконцентрировать ресурсы на главных, наиболее рентабельных направлениях,
* Отказаться от необязательных затрат, просчитать целесообразность передачи ряда функций поддержки на аутсорсинг,
* Пересмотреть программы продвижения товаров и услуг, отказаться от неэффективных каналов, сосредоточиться на адресных и малозатратных мероприятиях,
* Пересмотреть и оптимизировать бизнес-процессы, определить и мобилизовать внутренние резервы компании,
* Поддерживать и укреплять обратную связь от клиентов, оперативно реагировать на их сигналы,
* Интенсифицировать работу с дебиторской задолженностью,
* Провести работу с поставщиками по снижению цен и повышению дисциплины поставок,
* Интенсифицировать работу отделов продаж,
* Повысить требования к дисциплине персонала,
* Предпринять меры к сохранению ключевых сотрудников, мониторить социально-психологический климат в коллективе, быстро и адекватно реагировать на его ухудшение,
* Использовать гибкую ценовую политику,
* Предпринять меры к снижению расходов,
* Пересмотреть продуктовый портфель в соответствии с изменением платёжеспособного спроса,
* Рассмотреть возможность предоставления дополнительных, иногда бесплатных услуг,
* Искать возможности синергетического эффекта от кооперации с компаниями, работающими в смежных областях.

Трудно не согласиться с этими рекомендациями. Если вы планируете справиться с кризисом самостоятельно, пожелаем вам успеха. Надеемся, что материалы нашего сайта помогут вам в этом.
Если решите позвать нас в помощники, мы начнём со сбора информации, которая поможет нам определить срочность шагов по повышению эффективности бизнеса. Общая процедура этой работы хорошо известна, а вот приоритеты для конкретной компании в текущей ситуации можно определить в ходе экспресс-диагностики. Давать советы без знания вашего бизнеса и его окружения - типичное шарлатанство.
Подробнее о начале сотрудничества с нами можно узнать в разделе "С чего начать?". Загляните в него и вы убедитесь, что мы продумали, как минимизировать ваши риски и оптимизировать цены на наши антикризисные услуги.

piter-consult.ru

Оосбенности разработки антикризисной программы на предприятии.

Всю совокупность факторов антикризисной программы можно представить четырьмя группами:

Первая гр. включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело - своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие, что тоже является проблемой управления.

Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управ-я.

Вторая гр. связана с проблемами жизнедеятельности организации, в процессе решения которых формируется миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисных ситуаций. Это группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

Третья группа связана с фактором антикризисного управления, который можно представить в диверсификации технологий управления. Эта группа включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение.

Четвертая группа факторов включает политику антикризисной программы управления персоналом, которые всегда сопровождает кризисные ситуации [3, с. 56].

Антикризисная программа отражает то обстоятельство, что она является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками. Одной из характеристик всякого управления является деятельность человека. Управление организацией - это управление совместной деятельностью людей, которое состоит из множества проблем.

Предметом антикризисной программы являются факторы кризиса, т.е все проявления совокупного обострения противоречий, приводящих к наступлению кризиса.

Суть антикризисной программы заключается в своевременной профилактике банкротства, либо при вхождении предприятия в кризисное состояние, в своевременном «лечении» предприятия, в грамотном и по возможности быстром выводе из кризиса. Она выражается в следующих положениях [3, с. 57]:

1. Кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

2. Кризисы в определённой мере можно ускорять, предварять и отодвигать;

3. К кризисам можно и необходимо готовиться;

4. Кризисы можно смягчать;

5. Управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

6. Кризисные процессы могут быть до определённого предела управляемыми;

7. Управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Антикризисная программа существенно отличается от обычных приёмов, форм и технологий управления предприятием.

Главной целью антикризисной программы является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране.

В ее рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в российских условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении текущих проблем фирмы [36, с. 102].

Главное в антикризисной программе - ускоренная и действенная реакцияна существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной тактики альтернативных вариантов, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации.

В основе антикризисной программылежит процесспостоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия.

Антикризисная программа направлена на то, чтодаже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями

 

 



infopedia.su

Антикризисные программы — реферат

    1. Анализ  антикризисной программы  Казахстана
 

     Антикризисная программа, принятая властями Казахстана в январе, носит системный и  продуманный характер, поэтому она  во многом более эффективна, чем, например, антикризисные меры, предпринимаемые Россией. 
Аудиторско-консалтинговая компания ФБК обнародовала индекс антикризисной эффективности за июнь, который свидетельствует, что Россия по эффективности реализации антикризисных мер опережает Украину, но по-прежнему отстает от Казахстана. Несмотря на то, что показатели оборота розничной торговли в России и Казахстане продолжают ухудшаться, рост промпроизводства в Казахстане более значителен, чем в РФ. 
Казахстан поставил цель не только минимизировать последствия кризисных явлений через поддержку банков, поддержку малого и среднего бизнеса, рынка ипотечного кредитования, но и выйти на качественно новый уровень развития. Кроме того, антикризисную программу Казахстана положительно характеризуют прозрачность и поступательность.

     Плюсы и минусы

     Немаловажную роль в эффективности антикризисной программы Казахстана имеет своевременность ее принятия.Но антикризисная программа Казахстана не является идеальной, поскольку в ней уделяется чрезмерное внимание финансовому сектору - в него «накачали» излишне много денег. 
Среди положительных направлений казахстанской программы - сохранение госинвестиций в инфраструктуру, поддержка потребительского спроса, а также создание специального фонда "плохих" активов, который занимается их выкупом у кредитных организаций. 
Также в Казахстане большое внимание уделяют поддержке рынка недвижимости, помощи малому бизнесу и сельскому хозяйству. 
Кроме того, «плюсом» Казахстана можно считать приоритет прямым инфраструктурным инвестициям. Здесь сказался учет китайского опыта. Казахстан оказался ближе к китайской модели, чем российская программа. Можно сказать, что Казахстан находится на передовом рубеже политико-экономических тенденций.

     Налоги  и люди

     Главной положительной чертой антикризисной модели Казахстана является снижение налоговой нагрузки на бизнес, в первую очередь для малого и среднего бизнеса. 
Социальная политика и повышение пособий и пенсий имеют большое значение, могут смягчать последствия кризиса для населения, однако напрямую антикризисной мерой не является. 
Правительства в кризис стоят перед выбором между урезанием социальных статей бюджета и ужесточением бюджетной политики, замедлением инфляции. В кризис надо концентрироваться на улучшении качества человеческого капитала. Это покажет, что страна что-то вынесла из кризиса, а выходить из кризиса надо через индустриально-инновационное развитие и улучшение качества индустриально-инновационного капитала. 
Россия, например, по сравнению с Казахстаном имеет преимущество в том, что потенциал повышения качества человеческого капитала у нее выше, в том числе благодаря таким образовательным центрам, какие есть в Москве и Санкт-Петербурге. Но Казахстан, на мой взгляд, использует его более целенаправленно. В идеале надо возможности по улучшению человеческого капитала РФ и Казахстана интегрировать.

 
 

     Анализируя  антикризисную программу Китая, необходимо заметить, что если антикризисные  политики развитых стран преимущественно  базируются на поддержке устойчивости финансового сектора, то в центре антикризисной политики Китая – стимулирование внутреннего спроса, как путем стимулирования частного спроса, так и путем наращивания государственных инвестиций в развитие инфраструктурных отраслей, а также повышение конкурентоспособности китайского бизнеса, как на внутренних, так и на зарубежных рынках.

     Оценивая  перспективы полного выхода Китая  из экономического кризиса важно  отметить, что это будет во многом зависеть от ситуации, складывающейся на мировом рынке. Прогнозируемый многими экспертами новый виток финансового кризиса в США и ЕС приведет к значительному снижению потребительской активности и может нанести удар по значению доллара, как мировой резервной валюты и по способности США обеспечивать свои государственные обязательства. Для Китая – крупнейшего экспортера и кредитора американской экономики – это может обернуться новой волной сокращения внешней торговли и соответственно снижением темпов роста ВВП, а также потерей основной части ЗВР, что ограничит возможности по стимулированию своей экономики за счет государственных финансов.

     Однако, если США и ЕС смогут предотвратить  новую волну кризиса, поддерживая  процесс восстановления экономики, то Китай как уже состоявшийся локомотив выхода азиатской экономики  из кризиса может стать таковым и для всей мировой экономики в целом. Влияние Китая на оздоровление мировой экономики также может подпитываться ростом спроса на нефть с его стороны. А роль локомотива мировой экономики, в свою очередь, откроет перед Китаем хорошие перспективы в глобальной конкуренции за экономическое лидерство. Уже сейчас, можно рассчитать, что с учетом прогнозируемых темпов экономического роста, в ближайшие 12-15 месяцев Китай обойдет Японию по размеру ВВП и выйдет по этому показателю на второе место в мире.  
Более того, очевидно, что в перспективе китайская экономическая стратегия будет сосредоточена на снижении зависимости от ситуации в какой бы то ни было стране мира, в то время как экономики других стран мира, включая и США, будут в большей степени зависеть от экономики КНР. Об этом свидетельствует фактическое признание Соединенными Штатами продуктивности китайской антикризисной модели и попытки США выработать единую с КНР платформу по этому вопросу.

     Все кризисы когда-нибудь заканчиваются. Текущий не будет исключением. Вероятно, что кризис 2008 года можно сравнить лишь с великой депрессией, которая также была организована в США. Как и во время текущего кризиса, во времена великой депрессии, коммерческие банки, внезапно, перестали выдавать кредиты, и расцветающая американская экономика резко погрузилась в рецессию. История проходит. Причины кризиса анализируются, и новые люди смотрят на случившееся под другим углом.

     В данный момент распространяется мнение, что кризис во времена великой  депрессии был создан умышленно группой коммерческих банков, преследовавших свои алчные цели.

     Как образовался текущий кризис и  был ли он создан искусственно, либо случился внезапно, пока не ясно. Чтобы  ответить на этот вопрос, нужно подождать  какое-то время, чтобы посмотреть на него, как на случившийся факт.

     Каким может быть выход из кризиса? По всем законам, а в частности по теории длинных волн, выходом из мирового кризиса должен стать рост экономик и выход производства из кризисного состояния. Толчком к этому может  послужить инновационный прорыв. Возможно, это будет дешевый возобновляемый источник энергии. Ведь энергия основа любого современного производства. Или завершение кризиса произойдёт после того, как американские и банки других развитых стран, возобновят кредитование предприятий реального сектора экономики.

     В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической  жизни страны. И от антикризисной  политики, разработанной правительством, во многом зависит скорость выхода стран из кризиса.

     Принимаемые антикризисные меры в Казахстане позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора.

     Проводимая  Правительством антикризисная политика не только позволила предотвратить  более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста.

     Используя опыт антикризисных мер государств с устойчивой экономикой, в частности, Китая, анализируя положительные и  отрицательные стороны программ по преодолению кризиса, Казахстану необходимо оперативно корректировать принимаемые решения и продолжать динамично развиваться, успешно преодолевая возникающие затруднения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

Периодические источники

  1. www.rian.ru (сайт информационного агентства РИА-Новости).
  2. www.polit.ru (сайт газеты «Полит РУ»).
  3. www.rg.ru (сайт газеты "Бизнес-газета»).
  4. www.kommersant.ru (сайт газеты «Коммерсант»).
 

Электронные ресурсы и статистические базы данных

  1. www.economy.ru (официальный сайт Министерства экономического развития РФ).
  2. web.worldbank.org (статистика по странам на сайте Всемирного банка).
  3. stats.oecd.org (статистическая база по странам на сайте ОЭСР).
  4. ec.europa.eu/eurostat (сайт Статистической службы ЕЭС, Eurostat).
  5. www.cia.gov/library/publications (библиотека и публикации ЦРУ США).
  6. www.bea.gov (сайт Бюро по экономическому анализу США).
  7. www.usbudgetwatch.org (сайт Комитета по  федеральному бюджету США).
  8. www.recovery.gov (сайт антикризисной программы США)
  9. www.bundesregierung.de (сайт Правительства Германии).
  10. www.destatis.de (сайт Федеральной службы по статистике Германии).
  11. www.statistics.gov.uk (сайт статистической службы Великобритании).
  12. www.insee.fr (сайт Института национальной статистики Франции).
  13. www.stat.go.jp (статистическое бюро Японии, Statistics bureau & Statistics center).
 

Статистические  отчеты и прочие публикации

  1. CPI Detailed Report, Data for January 2009 (www.bls.gov/cpi/cpisapage.htm).
  2. Structure of government debt in Europe, 2006 (Eurostat, http://ec.europa.eu/eurostat).
  3. London Summit – Leaders’ Statement, 2 April 2009 (www.londonsummit.gov.uk/).
  4. American Recovery and Reinvestment Act of 2009 (www.recovery.gov).
  5. United States public debt (Wikipedia, //en.wikipedia.org/wiki/United_States_public_debt).
  6. Lawrence R. Klein and Wendy Mak. Current Quarter Model of the United States Economy. Forecast summary (http://www.prognoz.ru/files/Russia-January09.pdf).
  7. Перспективы развития мировой экономики - 2009 год. Уточненный прогноз, 30 марта, 2009. Всемирный банк (www.worldbank.org/eca/russian/).
  8. «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления», Cборник научных статей выпуск 7; СПб.: Институт бизнеса и права, 2009
  9. «Глобальный кризис. За гранью очевидного» Марио Райк и Саймон Долан, Издательство: Претекст, 2010 г.

freepapers.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *