Финансы российской федерации – Финансы РФ
Финансы РФ
Финансы РФ – один из главных экономических рычагов в рыночных отношениях государства. Финансы РФ можно представить, как совокупность экономических отношений, которые возникают в период создания, распределения, а также применения капитала, необходимого государству для реализации основных функций и задач.
Финансы РФ – это не деньги в прямом понимании, а взаимоотношение людей, работающих с целью образования, перераспределения и применения денежных средств во благо страны. Финансы РФ являются мощным инструментом, предназначенным для распределения национальной прибыли и валового продукта государства, а также стимулирования экономики страны в целом.
Сущность финансов РФ
Финансовое право в стране охватывает весьма широкий круг различных общественных отношений. Все это обусловлено тем, что государство использует финансы в качестве мощного рычага для осуществления экономической деятельности. Понятие «финансы» часто приравнивают к обычным «деньгам». Но по своей сути это лишь слова-синонимы.
К отличительным особенностям финансов РФ можно отнести:
1. Наличие взаимоотношений между различными субъектами. При этом денежные средства выступают в качестве материальной основы для дальнейшей деятельности, а также функционирования финансов РФ. Там где нет денег, как таковых, не может быть и самих финансов.
2. Субъекты взаимодействия могут иметь различные права при организации этих отношений. При этом государство, как основной орган, берет на себя особые полномочия.
3. Своевременное пополнение бюджета может быть обеспечено только благодаря сборам, налоговым и прочим платежам принудительного характера. Этого можно достичь только посредством создания мощного и главное – работоспособного финансового аппарата.
Указанные выше признаки позволяют определить финансы РФ, как отдельное звено в совокупности денежных взаимоотношений. К примеру, обычные финансовые взаимоотношения между людьми, потребителем и продавцом (даже в случае применения денег) нельзя назвать финансами.
Сущность финансов РФ можно рассматривать в двух основных аспектах:
1. В экономическом. То есть финансы РФ – это взаимоотношения в экономике, которые имеют непосредственную связь с процессами формирования, распределения и применения капитала. Основная цель при этом – решение функций и задач государства.
2. В денежном. Здесь финансы РФ представляют собой совокупность различных фондов, которые государство объединяет под общее управление для решения собственных задач.
Финансы РФ выражают денежное взаимоотношение между:
— различными компаниями в процессе покупки материальных ценностей, услуги или товаров;
— компаниями и вышестоящими структурами в процессе формирования централизованного капитала и его перераспределения;
— гражданами и страной при внесении первыми платежей и налогов;
— элементами всей бюджетной системы страны;
— обращением денежных средств в различных компаниях и фондах;
— гражданами, компаниями и страховщиками при выплате страховых взносов и покрытии ущерба.
Основной материальный источник финансовых фондов — национальный доход государства, то есть стоимость ВВП минус расходы на инструменты и средства производства. При этом главное условие роста финансов РФ – повышение национального дохода.
Система финансов РФ
Финансовая система Российской Федерации – это сотрудничество (взаимосвязь) всех финансовых институтов, а также государственных структур, осуществляющих работу в финансовой сфере. Все звенья системы финансов РФ формирует одну общую сеть, в основе которой следующие ответвления:
1. Бюджетная система РФ. К ней можно отнести общий бюджет страны и местные бюджетные средства.
2. Целевые фонды (как правило, они внебюджетные). Такие структуры создаются на постоянной основе или на небольшой период времени. По целевой направленности можно выделить две группы внебюджетных фондов – межотраслевого (отраслевого) характера, а также фонды социального назначения. В последнее время все чаще образовываются фонды территориального назначения.
3. Имущественное и личное страхование.
4. Финансы различных отраслей хозяйствования страны, учреждений, фирм, компаний и прочих структур. Это звено финансовой системы РФ является независимым и формирует основную часть бюджетных средств страны. Налоги, отчисляемые компаниями, формируют единый доход страны, который перераспределяется в дальнейшем на все уровни. К финансам различных хозяйственных структур можно отнести – финансы некоммерческих и коммерческих компаний. При этом у каждой из групп есть своя специфика работы.
5. Банковский или государственный заем. Государственный кредит – это особая форма финансовых взаимоотношений между двумя сторонами. С одной стороны – юридические (физические) лица, а с другой – государство.
Также в государственную систему включены следующие фонды – банковской системы, региональных (общественных) организаций, страховых компаний, негосударственных, а также прочих юридических лиц.
Финансовый институт страны представляет собой отношения в экономической сфере, которые связаны по различным методам и формам сбора, а также дальнейших трат капитала. При этом основным принципом всей системы является соблюдение единства. Финансы РФ не должны выходит за пределы государственной финансовой политики, а также текущих правил сборов и налогообложения. Единство – это одно из основных условий Конституции РФ, которое гарантирует свободу экономического пространства и перемещения капитала.
Функции финансов РФ
По своей денежной составляющей финансы проявляются в нескольких основных функциях:
1. Распределительной функции. Здесь идет речь о полноценном распределении национального дохода страны путем создания различных видов прибыли – первичной и основной. Сумма этих двух видов доходов и формируют общенациональную прибыль. При этом основной доход формируется благодаря основным участникам производства. К таковым можно отнести:
— прибыли различных компаний, работающих в сфере материального производства;
— заработные платы всех граждан страны (фермеров, служащих, рабочих и так далее).
В дальнейшем происходит перераспределение полученной прибыли, в результате чего образуются производственные и вторичные доходы. Основная задача перераспределения средств – создание рыночной экономики, укрепление финансовой структуры РФ, улучшение качества жизни граждан и так далее.
2. Контрольной функции. Такая функция подразумевает осуществление контроля распределения ВВП по различным фондам и деление расходования средств по целевому назначению. При этом финансовый контроль должен охватывать все сферы деятельности страны (как производственную, так и непроизводственную). Основная цель – эффективное экономическое стимулирование всех процессов, рациональное расходование природных богатств, сокращение ресурсов непроизводственного характера и так далее.
Одна из главных задач контрольной функции финансов РФ – соблюдение действующего законодательства страны касательно всех финансовых вопросов, полноты и своевременности выполнения обязательств перед банковскими структурами, налоговой службой, а также обязательств компаний по совершению платежей и расчетов.
Реализация контрольной функции осуществляется благодаря эффективной деятельности финансовых органов.
3. Регулирующей функции. Ее суть заключается в деятельности государства, его вмешательство в сферу производства. При этом основные направления, которые интересуют государственные структуры – налоги, государственное кредитование и расходы бюджетных средств. Для регулирования экономики и социальных отношений может применяться бюджетное, государственное или финансовое планирование.
Контроль и учет финансов РФ
Одна из наиболее важных задач государства – осуществление контроля и учета финансов Российской Федерации. В зависимости от типа субъекта контроль финансов РФ может быть:
1. Внутриведомственным (общегосударственным). Такая задача возлагается на местные органы власти и управленческие структуры. При этом контролируются все объекты, вне зависимости от их подчиненности тому или иному ведомству. В случае с ведомственным контролем его проводят представители специальных отделов (как правило, контрольно-ревизионных). Задача данных органов – проверка всех субъектов (учреждений, компаний и прочих организаций, которые входят в ведомство структуры).
2. Внутрихозяйственным. Такая проверка возлагается на финансовые службы компаний или предприятий. Чаще всего работа поручается финансовым отделам организаций, бухгалтериям и прочим отделам. Основная задача – проверка качества ведения финансовой и производственной деятельности организации и всех его структурных отделов.
3. Общественно-финансовым. Здесь основные проверки осуществляются физические лица, которые возложили на свои плечи функции контроля. Вся работы при этом осуществляется на добровольных началах.
4. Независимым. К данной категории можно отнести проверки, которые выполняются специальными службами и отдельными физическими лицами.
Основная задача таких организаций – проверка деятельности различных субъектов в экономической сфере. Основными проверяющими органами выступают Федеральное Собрание и его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума.
В свою очередь в структуре ФСРФ образована Счетная палата, которая выступает в качестве основного органа с функцией финансового контроля. Задача Счетной палаты – контроль своевременного исполнения всей прибыли и расходов государственного бюджета страны, определение эффективности, а также целесообразности расходования бюджета и использования собственности государства. Кроме этого, к функциям Счетной палаты можно отнести анализ отклонений от нормы расходования средств и подготовка предложений, который позволят решить существующую проблему.
Положения Счетной палаты РФ берутся за основу всеми государственными структурами Российской федерации, в том числе внебюджетными фондами.
Министерство финансов РФ и его подразделения в регионах также берут на себя контрольную функцию. В составе аппарата есть КРУ (контрольно-ревизионное управление), а в регионах — главный контроллер-ревизор. Основная задача — контроль деятельности компаний, рациональность использования средств и так далее.
Казначейство Минфина РФ контролирует поступление, а также правильность использования государственных средств. Кроме этого, к задаче Казначейства относится организация, контроль и выполнение заложенного бюджета страны и внебюджетных фондов. Также Казначейство собирает и анализирует информацию, показывающую состояние государственного бюджета, передает отчет высшим структурам страны для дальнейшей проверки состояния бюджета.
Государственная налоговая служба подчиняется Президенту РФ. Основная задача структуры – четкое соблюдение законодательства в отношении выплаты налогов, корректности их начисления, а также своевременности передачи средств в государственный бюджет страны.
Налоговые инспекции представляют собой один из главных органов контроля финансов РФ. Их задача – проверка бухгалтерских книг, финансовых документов, деклараций, а также бумаг, имеющих непосредственную связь с выплатой налогов в стране. При этом под их контролем находятся организации самых различных форм собственности. Должностные лица налоговых инспекций имеют право требовать пояснения, сведения и справки по вопросам, которые возникают в процессе проверок. Исключения составляет лишь та информация, которая относится к коммерческой тайне.
Если какая-либо структура отказывается передавать информацию о финансовой деятельности (расчеты, балансы, отсчеты, декларации) или прочие документы, которые связаны с уплатой налогов, то налоговая инспекция имеет полномочия блокировать всю финансовую деятельность компании-нарушителя, изымать необходимые бумаги для изучения, применять штрафные и финансовые санкции, а также передавать дела на рассмотрение в судебные инстанции. В суде могут решаться вопросы о признании операций недействительными или же полной ликвидации структуры.
Контроль финансов РФ может различаться по срокам проведения:
1. Предварительный контроль. Его суть заключается в проверке документации и финансовых планов компании, проектов бюджетов и смет еще на этапе создания и рассмотрения. Основная задача – не допустить неправильной траты бюджетных средств и своевременно устраненить погрешности в работе структуры.
2. Текущий контроль. Такой вид проверки производится в процессе выполнения финансовых планов, а также при выполнении хозяйственно-финансовых операций. Задача – контроль законности и правильности всех расходов и прибыли компании, а также своевременности перечисления средств в бюджет страны. В случае выявления нарушений ответственные лица могут привлекаться к различным видам ответственности (как правило, материальной или административной).
3. Последующий контроль. Это стандартные ревизии организаций на факт корректности и законности всех финансовых операций. Основная цель таких проверок – определение основных недостатков, а также «пробелов» в использовании ресурсов, как финансовых, так и трудовых.
Аудит – экспертиза и проверка финансовой отчетности компании, а также контроль и учет совершаемой ими деятельности. Основная цель – проверка достоверности отчетов организации, а также всех совершаемых внутри компании операций. Особенность аудитора в том, что он не является государственным служащим, а представляет собой независимого проверяющего, который прошел соответствующую проверку и получил лицензию.
Аудит может различаться по своим задачам и целям:
— внешний аудит проводится для проверки бухгалтерской отчетности, оценки платежеспособности компании, проведения финансовых экспертиз, а также предоставления рекомендаций по дальнейшему налоговому и финансовому планированию;
— внутренний аудит осуществляется собственными службами компании. Задача – проведение проверок по задаче руководителя структуры. При этом цели могут устанавливаться различные, в зависимости от потребностей руководителя. Как правило, такие проверки должны охватывать все сферы деятельности предприятия.
utmagazine.ru
Минфин России :: Деятельность
Бюджетная политика, формирование и контроль исполнения федерального бюджета
Налоговая и таможенно-тарифная политика, международные налоговые отношения
Законы, проекты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности, в том числе для субъектов малого предпринимательства
Стандарты и методики проведения аудита, саморегулируемые организации аудиторов, контроль и надзор за аудиторской деятельностью
Внутренний и внешний долг Российской Федерации, выпуск ценных бумаг
Предназначение и принципы формирования резервного фонда, отчетность и статистические показатели.
Предназначение и принципы формирования фонда национального благосостояния, отчетность и статистические показатели
Новости Департамента международных финансовых отношений и материалы по многостороннему финансовому сотрудничеству
Основные результаты и направления бюджетной, пенсионной реформ и финансовый аспект реформы местного самоуправления
Деятельность в сфере финансовых рынков, создание института финансового омбудсмена (уполномоченного)
Государственная политика в сфере страховой деятельности
Государственная политика в сфере банковской деятельности
Государственная политика в сфере кредитной кооперации
Государственная политика в сфере микрофинансовой деятельности
Деятельность по организации игр, основанных на риске
Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»
Регулирование деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции
Данные сертификатов Кимберлийского процесса, требования к отчетам о поставках драгоценных металлов, статистические данные
Официальные документы, общественный контроль, статистика и аналитика инвестирования пенсионных накоплений
Межбюджетные отношения, мониторинг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, модельные нормативно-правовые акты
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям. Информация о кредитных организациях, подавших заявки на предоставление субсидий
www.minfin.ru
1.Финансы и финансовая система Российской Федерации.
17
Финансы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении предприятий и государства.
Финансы как совокупность денежных средств предприятий и государства делится на:
1) Централизованные денежные средства – это те средства, которые поступают в непосредственное распоряжение государства. К ним относят – средства бюджетные средства и средства внебюджетных фондов.
2) Децентрализованные денежные средства – это средства организаций любой формы собственности и физических лиц. К ним относят: денежные средства унитарных предприятий казенных заводов, а также собственные денежные средства бюджетных учреждений.
Финансы также можно подразделить на государственные денежные фонды, муниципальные денежные фонды, частные финансы.
Финансы выполняют две функции: 1) Распределительная.2) Контрольная (через финансы отслеживается весь ход распределительного процесса).
Финансовая система – это: а) совокупность финансовых институтов. б) совокупность государственных органов и учреждений.
Институты: 1) Бюджетные фонды. 2) Внебюджетные фонды. 3) Децентрализованные фонды. 4) Страховые фонды. 5) Государственный и муниципальный кредит. 6) Валютно-денежная система. Органы: Подразделяются на финансовые (Минфин РФ) и кредитные (ЦБ РФ).
2.Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовую деятельность осуществляют органы представительной и исполнительной власти.
Традиционно их делят на:
1) Органы общей компетенции – осуществляют общее руководство всеми финансами, бюджетом, налоговой и денежно-кредитной системой и т.д.. (Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная дума, исполнительные органы субъектов РФ, и МСУ).
2) Органы специальной компетенции ( Минфин РФ, Минфин субъектов РФ, финансовые органы МСУ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, ЦБ РФ и т.д.)
3) Федеральная служба казначейства (главное управление и территориальные органы в субъектах РФ). Представительные органы МСУ вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета
Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).
В правовой литературе методы финансовой деятельности делят, как правило, на две группы:
1) Метод собирания денежных средств.
2) Методы распределения и их использования.
3.Система и правовое положение государственных и муниципальных образований, осуществляющих финансовую деятельность государства и муниципальных образований.
Система:
1. органы общей компетенции: осуществляют общее руководство всеми финансами, бюджетом, налоговой и денежно-кредитной системой и т.д.. (Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная дума, исполнительные органы субъектов РФ, и МСУ).
2. спец. компетенции: Минфин РФ, Минфин субъектов, фин. органы МСУ
3. федеральная служба казначейства (главное управление и территориальные органы в субъектах РФ). Представительные органы МСУ вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.
studfiles.net
Минфин России :: О министерстве
Адрес Министерства
109097, Москва,
Ул. Ильинка, 9
Справочная Министерства
Часы работы
Пн.-Чт. с 09:00 до 17:00
Пт. с 09:00 до 16:00
Телефон: +7 (495) 987-91-01
Телефакс Министерства
Телефакс: +7 (495) 625-08-89
Телефон: +7 (495) 987-93-81
Справки по правительственной корреспонденции
Часы работы
Пн.-Чт. с 09:00 до 18:00
Пт. с 09:00 до 16:45
Телефон:
+7 (495) 625-29-07
Отдел делопроизводства Министерства
Прием корреспонденции
Пн.-Чт. с 10:00 до 17:00
Пт. с 10:00 до 16:00
Входящая корреспонденция тел.:
+7 (495) 987-91-03
Исходящая корреспонденция и прием тел.:
+7 (495) 987-98-42
Пресс-служба Министерства
Часы работы
Пн.-Чт. с 09:00 до 20:00
Пт. с 09:00 до 19:00
Тел.: +7 (495) 987-93-72
Факс: +7 (495) 913-46-97
e-mail: [email protected] (только для СМИ)
Прием граждан (справки только по вопросам приема граждан)
Часы работы
Пн.-Чт. с 09:30 до 17:00
Пт. с 09:30 до 16:00
Обед с 13:00 до 14:00
Тел.: +7 (495) 623-09-67
Адреса оснащенных мест приёма жалоб заявителей государственных услуг
Москва, ул. Ильинка, д. 9,подъезд № 5Справки по поступившим обращениям граждан:
Тел.: +7 (495) 987-90-42
+7 (495) 987-99-62
Телефон доверия для обращений, содержащих сведения о проявлениях коррупции в Минфине России:
Тел.: +7 (495) 987-98-90
Справки по ведомственной корреспонденции:
Тел.: +7 (495) 987-90-10
Справки о налогах:
Тел.: +7 (495) 646-43-07
www.minfin.ru
7. Финансовая система Российской Федерации.
Финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.
Финансовая система в правовом аспекте – это, во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует формированию и использованию соответствующих фондов, во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
– финансы предприятий, организаций, учреждений;
– финансы страхования;
– кредит (государственный, муниципальный и банковский).
Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.
Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.
Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства, которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.
Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.
Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.
Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
studfiles.net
Тема 7: Финансы субъектов Российской Федерации.
Сущность финансов.
Региональная финансовая политика.
Региональный бюджет.
1. Региональная финансовая политика.
Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений между органами власти субъектов, хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления, которые возникают по поводу формирования, накопления, распределения и перераспределения, использования централизованных региональных фондов денежных средств, представляющих собой бюджеты регионов, для решения социально-экономических задач, стоящих перед субъектами РФ.
В общем виде в состав финансов входят:
средства консолидированного бюджета субъекта РФ;
средства собственного бюджета субъекта;
3. средства территориальных подразделений государственных внебюджетныхфондов, расположенных на территории субъекта;
средства, полученные от размещения на рынках государственных ценных бумаг,эмитентами которых является правительство субъекта РФ;
средства, получаемые за счет купли-продажи государственных пакетов акций;государственных унитарных предприятий, чьими собственниками является правительствосубъекта РФ и которые могут передаваться в доверительное управление наемномуменеджменту этих предприятий;
6. часть прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельностисубфедеральных государственных унитарных предприятий.
Финансы субъектов РФ строятся на следующих принципах:
принципе самостоятельности в процессе формирования бюджета субъекта,бюджетов территориальных подразделений государственных внебюджетныхфондов. Имеется нормативно-правовая основа, которая закреплена в бюджетномкодексе РФ, законах о региональных бюджетах субъектов РФ.
принципе бюджетного федерализма, предполагающем разграничение бюджетныхполномочий, предметов ведения между тремя уровнями бюджетной системыРоссийской Федерации, разграничение источников доходов между тремяуровнями, формирование межбюджетных отношений как на основе регулирующихналогов, доли от которых зачисляются в три уровня бюджетной системы, так и наоснове межбюджетных трансфертов, выполняющих перераспределительнуюфункцию между бюджетами вышестоящего и нижестоящего уровней.
принципе прозрачности и гласности, которые заключаются в открытости иподконтрольности бюджетного процесса институтами гражданского общества,такими как средства массовой информации и общественные организации. Принциппрозрачности будет заключаться в том, что процедура расходования денежныхсредств будет открыта для контроля со стороны государственных органов иобщественных организаций.
Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной власти субъекта наряду с собственностью и имуществом, находящимся в собственности органов государственной власти субъекта РФ или в собственности бюджетных организаций или учреждений, подведомственных органам государственной власти субъекта РФ.
45
Органы государственной власти субъекта РФ имеют определенный объем полномочий по распоряжению финансовыми ресурсами бюджета региона и бюджетов территориальных подразделений государственных внебюджетных фондов. Эти полномочия закрепляются за ними в процессе разработки и принятия федеральных законов и других нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения федеральных и субфедеральных органов власти, а также по исключительным предметам ведения региона. В целях дальнейшего обеспечения исполнения региональными органами власти закрепленных за ними полномочий в регионы передаются источники финансирования направлений деятельности в соответствии с принятыми федеральными и региональными законами.
Законодательство о разграничении полномочий и предметов ведения должно создать все условия для формирования источников финансирования региональных бюджетов в объемах, достаточных для исполнения региональными властями переданных им полномочий, а также условия для привлечения внешних инвестиций и других денежных средств, как для осуществления федеральных и региональных целевых программ, так и для оказания финансовой помощи бюджетам муниципалитетов, расположенных на территории конкретного субъекта РФ.
Эта финансовая поддержка может быть реализована в следующих основных формах:
бюджетный кредит — определенные бюджетные средства, которые могут бытьпредоставлены на основании отдельной строки бюджета региона, выданныенаопределенные цели, или на основании отдельного кредитного договора, которыйзаключают органы исполнительной власти субъекта с тем юридическим лицом илиорганом, которому выдаются соответствующие средства. В договоре должны бытьпрописаны сумма, ставка процента по кредиту, срок, форма и порядок погашения,цели, на которые он берется.
Бюджетные дотации — предоставляются бюджетам нижестоящего уровня нанецелевой безвозмездной и безвозвратной основе.
Бюджетные субсидии — предоставляется бюджетам нижестоящего уровня надолевой основе; может носить как безвозвратный, так и возвратный характер.
Бюджетная субвенция — целевая, безвозвратная, безвозмездная финансоваяподдержка.
Между правительством субъекта РФ и федеральным правительством могут заключаться дополнительные соглашения об особом порядке разграничения полномочий, которые будут включать кроме них разграничение объектов собственности на земельные, водные, лесные ресурсы, составляющие основу экономики субъекта; а также полномочия по управлению объектами на территории субъекта, находящимися в федеральном подчинении.
На основании договоров органам государственной власти субъекта могут передаваться доли собственности в природных ресурсах и все источники доходов от использования природных ресурсов, а также доля прибыли от эксплуатации объектов государственной собственности на территории субъекта. Эти соглашения способны обеспечить финансовую самостоятельность бюджета региона и направлены на осуществление принципа самостоятельности.
2. Региональная финансовая политика — это часть макроэкономической политики субъекта Российской Федерации, которая включает в себя следующие основные направления: налоговую, бюджетную, кредитно-денежную, институциональную, инвестиционную, социальную политики.
Налоговая региональная политика будет включать следующие мероприятия:
46
Внесение предложений со стороны органов власти субъекта в федеральные органы
власти по поводу необходимости внесений изменений в законодательство в целях
перераспределения доходов и оптимизации налоговой базы;
Нормативное регулирование номенклатуры региональных налогов, которые
закреплены за органами государственной власти субъекта, то есть эти органы
могут отменять или вводить региональные налоги;
Пересмотр налоговых ставок по региональным видам налогов или, совместно с
местным уровнем, пересмотр ставок местных налогов;
Региональные органы власти могут вносить предложения как на федеральном
уровне так и на местном по поводу расширения налоговой базы, и ужесточать либо
либерализировать систему налогового администрирования на территории.
К мероприятиям в рамках бюджетной политики можно отнести:
Процесс формирования, утверждения и исполнения регионального бюджета;
Процесс согласования и утверждения бюджетов территориальных внебюджетных
фондов на территории субъектов;
Утверждение соглашений и договоров о разграничении и перераспределении
бюджетных полномочий;
Организация и реализация системы государственного кредитования;
Оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на
территории субъекта;
Кредитно-денежная политика будет включать:
Принятие нормативной основы для предоставления льготных кредитов и займов
для покрытия из средств регионального бюджета части денежных средств, которые
заемщики тратят на обслуживание долговых обязательств;
Формирование системы региональных банков в форме участия бюджетных средств
в уставных капиталах в целях развития банковской системы коммерческого
кредитования производств на территории субъекта;
Создание нормативной базы, заключение договоров с филиалами центрального
банка в целях подключения к системе кредитования физических, юридических лиц,
малого и среднего бизнеса;
Создание условий на территории для привлечения денежных средств;
Институциональная политика включает:
Законодательное утверждение программы приватизации объектов региональной
собственности;
Формирование целевых программных льготного кредитования отраслей
региональной экономики или производственно необходимых экономике региона
отраслей; кредитование стратегического производства;
Формирование административных инструментов регулирования хозяйственной
деятельности в целях проведения структурных реформ регионального
хозяйственного комплекса;
Формирования эффективной системы контроля;
Инвестиционная политика включает:
создание условий для привлечения внешних инвестиций в экономику региона,
снижение административных барьеров для малого и среднего бизнеса,
нормативное регулирование деятельности региональных монополистов в части
недопущения с их стороны создания дополнительных барьеров для входа на
региональный рынок,
обеспечение инвестиционного потенциала и привлекательности социально
значимых объектов региональной экономики.
47
Социальная политика включает:
нормативное регулирование всех региональных социальных выплат ирегиональных льгот в полном объеме;
нормативное регулирование минимального размера оплаты труда, чтобы он был нениже общероссийского;
формирование региональной потребительской корзины, соответствующейобщепринятым нормативам расчета;
обеспечение своевременной выплаты пособий по безработице, пенсии, пособий понетрудоспособности, стипендий.
Главной целью региональной финансовой политики является стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
Эта цель реализуется параллельно с обеспечением основ бюджетно-налогового федерализма, который может базироваться на выравнивании условий социально-экономического и финансового развития регионов в стране.
Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и отраслей специализации в региональном хозяйственном комплексе, который наличествует в том или ином регионе.
Методы обеспечения региональной финансовой политики:
финансовая помощь в реструктуризации экономики депрессивных и отсталыхрегионов;
формирование условий для привлечения денежных средств российских ииностранных инвесторов в реальный сектор экономики, необходимых дляформирования рыночной инфраструктуры, системы оптовой и розничнойторговли, рекламных агентств, сети производственной и рыночнойинфраструктуры;
формирование эффективной системы государственного регулирования цен науслуги и товары естественных монополий для населения и социально значимыхобъектов.
Выделяют следующие формы реализации региональной финансовой политики:
разработка и осуществление субъектами региональных и участие в федеральныхцелевых программах социально-экономического развития;
участие бюджетных ресурсов регионов в наиболее эффективных инвестиционныхпроектах;
размещение на аукционной основе региональных заказов;
создание на территории региона финансовых условий для создания технополисов втех регионах, которые имеют высокий научный и кадровый потенциал ипроизводственную инфраструктуру;
содействие развитию малого и среднего бизнеса.
Региональная финансовая политика не может быть успешной без формирования эффективного регионального бюджета, который является не просто формой расходования денежных средств, но и финансовым планом региона, утвержденным в виде закона, который направлен на достижение макроэкономической стабилизации в регионе, а также на осуществление государственной промышленной политики в целях повышения экономического роста региона.
Региональный бюджет должен выполнять функции экономического и финансового регулятора социальных процессов, деловой и инвестиционной активности, функцию социальной стабилизации положения в регионе, обеспечения равных стартовых условий для развития бизнеса, функцию гаранта системы льготного кредитования в целях реструктуризации экономики и обеспечения развития приоритетных отраслей.
48
3. Региональный бюджет.
Особенности формирования бюджета субъекта Российской Федерации. Доходы областного бюджета формируются за счет следующих источников:
налога на прибыль организаций ;
налога на доходы физических лиц — в размере 50%;
акцизов на этиловый спирт-сырец из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевогосырья (за исключением спирта-сырца), спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия,спиртосодержащие растворы — в размере 45%;
акцизов на остальные товары, производимые в области, за исключением акцизов,поступающих в доход федерального бюджета — в размере 90% отчислений;
региональных лицензионных сборов;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,выраженных в иностранной валюте, — в размере 40%;
единого налога на вмененный доход, уплачиваемого организациями, — в размере 25%;
единого налога на валовую выручку для организаций — субъектов малогопредпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета иотчетности, — в размере 16,7%;
налога на имущество предприятий — в размере 50%;
налога на игорный бизнес — в размерах сверх минимальных ставок, установленныхзаконодательством Российской Федерации;
налога на добычу полезных ископаемых — по нормативам, установленнымзаконодательством РФ;
платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ,размещение отходов — в размере 81%;
земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков — в размере 20%;
платы за право пользования объектами животного мира — в размере 100%;
налога на пользователей автомобильных дорог — в размере 100%;
налога с владельцев транспортных средств — в размере 100%;
доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, — в размере100%;
прибыли областных государственных унитарных предприятий, остающейся послеуплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размере 10%;
прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению вобластной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томскойобласти.
В доходы областного бюджета зачисляются средства, поступающие от налогоплательщиков по расчетам и в счет погашения задолженности, образовавшейся по платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также штрафы и пени за несвоевременную уплату указанных налогов в соответствии с нормативами распределения этих налогов.
Регулярные платежи за пользование недрами распределяются следующим образом: федеральный бюджет — 40%, областной бюджет — 60%.
Из областного бюджета предоставляются дополнительные налоговые льготы благодаря государственной поддержке инвестиционной и инновационной деятельности.
Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, зачисляются в федеральный, областной и местные бюджеты в следующих размерах: федеральный бюджет — 50%, областной бюджет — 25%, местные бюджеты — 25%.
Плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют платежи в полном объеме на счета органов Территориального управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по субъекту с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по
49
следующим нормативам: федеральный бюджет — 30%, областной бюджет — 20%, местные бюджеты — 50%.
Доходы от сдачи в аренду и субаренду объектов, находящихся в государственной собственности области, а также суммы неустойки, пени и штрафов за нарушения договоров полностью зачисляются в областной бюджет.
Средства от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды распределяются между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: федеральный бюджет — 30%, областной бюджет — 20%, местные бюджеты — 50%.
Средства, поступающие в счет погашения задолженности, по налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с владельцев транспортных средств, налогу на приобретение автотранспортных средств, а также суммы штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанных налогов в объеме, не взысканном с налогоплательщиков — недоимщиков в течение года, зачисляются в областной бюджет.
В местные бюджеты для выполнения государственных и муниципальных полномочий зачисляются:
налог на прибыль организаций — по ставке 2%;
налог на доходы физических лиц — в размере 50%;
акцизы на этиловый спирт-сырец из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевогосырья (за исключением спирта-сырца), спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия,спиртосодержащие растворы — в размере 5%;
акцизы на остальные виды товаров, производимых в области, за исключением акцизов,поступающих в доход федерального бюджета, — в размере 10%;
единый налог на вмененный доход, уплачиваемый организациями, — в размере 15%;
единый налог на вмененный доход, уплачиваемый предпринимателями, — в размере75%;
единый налог на валовую выручку для организаций — субъектов малогопредпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета иотчетности, — в размере 50%;
единый налог, уплачиваемый предпринимателями, применяющими упрощеннуюсистему налогообложения, учета и отчетности, — в размере 100%;
налог на имущество предприятий — в размере 50%;
платежи за пользование лесным фондом — в размере 100%;
плата за пользование водными объектами — в размере 100%;
госпошлина — в размере 100%;
сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, — вразмере 100%;
суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, исредства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконнодобытой с их помощью продукции — в размере 100%.
Вопросы:
Каковы функции и структура региональных финансов?
В чем заключаются цели и задачи региональной финансовой политики?
Охарактеризуйте структуру региональных бюджетов современной России.
Тестовое задание:
1. в состав финансов субъекта входит:
средства консолидированного бюджета субъекта;
дотации из федерального центра;
средства собственного бюджета субъекта.
50
2. разграничение финансовых полномочий определяется:
федеральным законом;
законом субъекта;
местными нормативно-правовыми актами.
3. к функциям региональных финансов относятся:
распределительная;
организационная;
накопительная.
4. принцип бюджетного федерализма означает:
разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами;
разграничение источников дохода бюджетов трех уровней;
открытость и подконтрольность бюджетного процесса.
5. экономической основой государственной власти субъекта являются:
финансы субъекта;
собственность муниципальных образований на территории субъекта;
имущество, находящееся в собственности субъекта.
51
studfiles.net
Лекция № 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации. — МегаЛекции
1. Финансы: понятие, сущность и функции.
2. Финансовая система Российской Федерации: понятие и структура.
3. Формы и методы финансовой деятельности публично-правовых образований.
4. Органы, осуществляющие финансовую деятельность.
1. Финансы: понятие, сущность и функции
Происхождение финансов как экономического и правового феномена теснейшим образом связано с деньгами, сферой денежного обращения. Термин «финансы» происходит от лат. finare (finire), что означает окончание, урегулирование денежного спора. Отсюда затем появилось понятие «financia» — обязательная уплата денег или денежный платеж вообще. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для наименования всех отношений, связанных с доходами и расходами государства. Необходимыми предпосылками возникновения и развития финансов являются, во-первых, возникновение товарного производства, а, во-вторых, — развитого денежного оборота.
Понятие финансы можно рассматривать в нескольких аспектах. По своему материальному содержанию финансы государства и органов местного самоуправления, предприятий и организаций представляют собой фонды денежных средств. В качестве экономической категории финансы рассматриваются как совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.
В правом смысле слова финансы — это общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права. Таким образом, во всех аспектах финансов прослеживается теснейшая связь с деньгами, различными денежными фондами и отношениями по поводу их формирования. Несмотря на генетическую близость финансов и денег, денежных отношений, финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием, как мы убедились, являются те из денежных общественных отношений, посредством которых образуются денежные фонды государства, территориальных подразделений государства, муниципальных образований, предприятий, организаций и учреждений. Синтезируя различные походы к пониманию финансов, можно сказать, что финансы – это общественные денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, муниципальных образований, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для реализации их функций, целей и задач.
Сущность такого феномена как финансы раскрывается через функции, финансами выполняемые. Финансы выполняют три важнейших функции – распределительную, регулирующую и контрольную. Распределительная функция заключается в том, что посредством финансов осуществляется распределение и перераспределение накопленного общественного богатства – валового внутреннего продукта. Через механизм изъятия части национального дохода у владельцев факторов производства и его распределение через централизованные публичные фонды, происходит эффективное и справедливое перераспределение национального богатства в целях гармонизации общественных отношений, обеспечения расширенного воспроизводства. Регулирующая функция финансов находит своё выражение в их способности оказывать воздействие на направленность и содержание макроэкономических процессов. Государство использует данную способность финансов в целях проведения антикризисной политики, смягчения циклических колебаний и нестабильности, имманентно присущих рыночной экономике. И, наконец, контрольная функция финансов находит своё отражение в том факте, что с их помощью осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в рамках народнохозяйственного организма. Данная функция теснейшим образом связана с распределительной функцией финансов.
2. Финансовая система Российской Федерации: понятие и структура
Складывающиеся в процессе финансовой деятельности общественные отношения представляют собой не простую их совокупность, а определенную систему, порядок их расположения, взаимодействия между собой. Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.
Под финансовой системой РФ понимается совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также система государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Совокупность финансовых институтов, их взаимодействие по созданию, перераспределению и использованию фондов денежных средств образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку. Так, финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
— бюджетная система;
— внебюджетные фонды;
— финансы организаций;
— фонды страхования;
— государственный и банковский кредит.
Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены. К централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта. Прежде всего, это все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование (имущественное и личное), кредит (государственный и банковский). Централизованные денежные фонды в определённых территориальных пределах используются для удовлетворения общих нужд соответствующего территориального образования. К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, используемые для производственных и социальных целей в пределах указанных организаций, предприятий и учреждений соответственно их предназначению. Также выделяют целевые и общие денежные фонды. Фондами общего характера являются бюджеты, государственные и местные. К целевым денежным фондам относятся государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система РФ. Путём её использования образуются централизованные денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований. Такого рода централизованные денежные фонды необходимы для реализации задач общегосударственного, территориального или местного развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Бюджеты всех уровней служат финансовой основой суверенитета государства, самостоятельности субъектов РФ, развития муниципальных образований. Средства бюджетов всех уровней образуются за счёт налогов, иных обязательных платежей физических и юридических лиц, привлечения заёмных средств за счёт использования государственного и муниципального кредита.
Бюджетная система РФ включает в себя, как это следует из действующей редакции Бюджетного кодекса, и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК). В БК дано определение государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, предназначенного для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально- экономических задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются Бюджетный кодекс РФ и другие нормативные акты. К ним относятся государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды формируются в основном за счёт обязательных платежей физических и юридических лиц – страховых взносов.
Финансы организаций, предприятий и учреждений представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием децентрализованных фондов наличных и безналичных денежных средств хозяйствующими субъектами. В рамках данного элемента финансовой системы РФ выделяют финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов являются одной из основ финансовой системы страны в том плане, что они непосредственно связаны со сферой материального производства, в которой создаётся национальное богатство, распределяемое и перераспределяемое с помощью финансовой системы. В материальном смысле финансы предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности представляют собой обособленные денежные фонды, создаваемые на каждом отдельном предприятии и используемые для производства материальных и нематериальных благ, а также для удовлетворения разнообразных социальных нужд их работников.
Институт кредитования образуют: 1) отношения, возникающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения и размещения денежных средств; 2) отношения государственного кредита.
Государственный кредит основан на добровольности платежей. Государственный кредит предполагает возможность для государства выступать как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Прежде всего, это деятельность государства по получению в кредит средств от юридических, физических лиц и других государств, межгосударственных организаций. Государственное кредитование осуществляется через размещение государственных ценных бумаг, получение кредитов от кредитных организаций. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Он может быть внутренним и внешним. Внутренний долг представляет собой в совокупности все заёмные обязательства государства, выраженные в национальной валюте. Государственный кредит — это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений, государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. в иностранных валютах. Государство в законах о бюджете регулярно предусматривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.
Двойственность государственного кредита выражается и в том, что публично-правовые образования могут выступать и в качестве кредиторов. Бюджетные средства предоставляются на возмездной, срочной и возвратной основе бюджетам иных уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также юридическим лицам. Такого рода предоставления именуются бюджетными кредитами.
Банковский кредит представляет собой элемент финансовой системы РФ, воплощающий отношения, складывающиеся по поводу предоставления кредитными организациями денежных средств физическим и юридическим лицам на началах платности, срочности и возвратности для решения последними собственных нужд производственного, потребительского и социально-бытового характера. При этом источником кредитных ресурсов банков выступают временно свободные денежные средства физических и юридических лиц, привлекаемые на основании договоров банковского вклада, банковского счёта, а также иные денежные средства. Таким образом, прослеживается достаточно устойчивая зависимость банковского кредитования от осуществления кредитными организациями сберегательных операций.
Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение гражданам различных неблагоприятных последствий, обусловленных наступлением страховых случаев. Средства страховых фондов формируются за счёт взносов физических и юридических лиц, вступающих в страховые правоотношения. Выделяется две главных формы страхования: обязательное, добровольное. Обязательное страхование осуществляется в силу требований законодательства за счёт средств государственных бюджетов, а также средств страхователей – физических и юридических лиц. К видам обязательного страхования относятся, к примеру, обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование. Добровольное страхование возникает на основании договора, заключаемого физическим или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). По объекту страхования выделяют также имущественное страхование, когда страхуется имущество, ответственность или имущественные риски, и личное страхование, когда объектом страхования выступает жизнь, здоровье гражданина.
3. Формы и методы финансовой деятельности публично-правовых образований
Финансовая деятельность — вид человеческой деятельности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующих потребностей. Финансовой деятельностью занимаются государственные органы, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты. Особая значимость финансовой деятельности публично-правовых образований заключается в том, что государство и местное самоуправление определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов в сфере финансов. В силу этого публичная финансовая деятельность приобретает основополагающий характер.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения национального дохода, удовлетворения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но и общества в целом. Определенный процент совокупного общественного продукта идет на возмещение потребленных средств производства. Оставшиеся средства образуют национальный доход, одна часть которого направляется на оплату труда работников материального производства, другая — на дальнейшее развитие производства, создание специальных резервных, страховых фондов, оборону страны, содержание управленческого аппарата, социальные нужды. Распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода происходят в денежной форме. Это — первое объективное условие существования финансовой деятельности публично-правовых образований.
Товарное производство, действие закона стоимости определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий. В процессе производства у предприятий и иных организаций, а также у граждан образуются децентрализованные фонды денежных средств. При финансовой деятельности часть этих средств привлекается в общегосударственный фонд для удовлетворения общественных потребностей. Это — второе объективное условие финансовой деятельности.
Таким образом, финансовую деятельность государства и муниципальных образований мы можем определить как организационную деятельность уполномоченных органов, должностных лиц по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и муниципальных образований и выполнения ими стоящих перед ними целей и задач. То есть, содержанием публичной финансовой деятельности являются усилия по формированию, распределению и использованию соответствующих фондов денежных средств, которые обеспечивают реализацию функций публично-правовых образований.
4. Органы, осуществляющие финансовую деятельность.
В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.
Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на ряд групп.
К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью.
Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.
Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного, регулирования, денежной эмиссии.
Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной и которые несут основное бремя этой деятельности. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.
Минфин России относится к числу федеральных ведомств, постоянная необходимость и актуальность которого доказывается тем, что оно непрерывно функционирует в России с 1802 г. Минфин России, в соответствии с Положением о нем, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
Минфин России осуществляет следующие основные функции:
— составляет проект федерального бюджета;
— утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
— доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
— открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
— осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
— запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.
Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, особую роль в осуществлении финансовой деятельности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор налогов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.
Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Банке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны .Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют другие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администрация области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным собранием.
В составе администраций субъектов Российской Федерации функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.
Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администрации финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные):
— устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
— обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов Российской Федерации, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;
— составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;
— осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;
— осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
— предоставляют необходимую информацию налоговым органам;
— получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;
— осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.
Лекция № 2. Финансовое право как отрасль права и учебная дисциплина.
1. Предмет и метод финансового права.
2. Принципы финансового права.
3. Система финансового права: понятие и структура.
4. Финансово-правовые нормы.
5. Финансовые правоотношения: понятие и структура.
1. Предмет и метод финансового права.
Основными критериями деления права на отрасли в соответствии с положениями теории права и государства принято считать предмет и метод правового регулирования.
Предметом регулирования любой отрасли права являются общественные отношения. Предметом финансового права служат общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. финансы.
Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что:
— они складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер;
— в них участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями относительно иных субъектов таких отношений, т.е. они носят властный характер;
— объектом данных отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.
Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам. Так, финансовые отношения возникают:
— между федеральными, региональными и местными представительными органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирования и исполнения;
— между федеральными, региональными и местными исполнительными органами власти;
— между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физическими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их перечислением в бюджет и т.п.;
— внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита (например, между Минфином России и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностей названных органов.
Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву. Основным методом финансового права становится административно-правовой (императивный) метод. Он основан на неравенстве участников правоотношений. Одна из сторон имеет право выдавать в отношении другой обязательные для исполнения властные предписания.
Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.
Регулирование финансовых правоотношений осуществляется также гражданско-правовым (диспозитивным) методом, основанным на равенстве участников правоотношений. Он применяется в основном в банковских и кредитных отношениях. Законность данного метода иногда оспаривается, поскольку в основе регулирования названных выше отношений лежит административно-правовой метод, с помощью которого государственными органами и учреждениями (например, ЦБ РФ) устанавливаются правила обращения банков и клиентов, кредиторов и должников и т.д.
2. Принципы финансового права.
В основе финансового права лежит принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджетов. Очень важно, чтобы в работе над этим основным финансовым актом обязательно участвовали обе ветви власти. Право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа (ст. 106 Конституции). То же касается и всех других уровней бюджетов при обсуждении и утверждении их органами государственной и исполнительной власти. За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного дела и т. д .Вторым принципом финансовой деятельности и финансового права считается принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Несомненно, одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового права следует признать принцип законности.
Финансовое право не обходится и без принципа плановости. Хотя в условиях перехода к рынку от административного планирования отказались, однако, анализируя развитие человечества, можно сделать вывод о том, что человеческое общество — это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система. Развиваясь, оно начало осуществлять сначала простой товарообмен, затем сложилось денежное обращение, а затем общество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы, и, что особенно важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, несомненно, является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не спланировав свои доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая количество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не учесть и затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет, или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (см. ст. 13 БК). Это — объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Есть отдельный план — по доходам государства и специальный план — по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющие и детализирующие бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль. Таким образом, принцип плановости есть основное условие всей финансовой деятельности государства.
3. Система финансового права: понятие и структура
Система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по под отраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль — финансовое право.
Финансовое право состоит из двух частей: общей и особенной.
К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.
Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности под отрасли и институты финансового права, регулирующие отдельные виды финансовых отношений. Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли в определенные правовые институты и под отрасли. Институты—это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Под отрасль права — более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Основной под отраслью финансового права принято считать бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются важнейшие государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения,
образуют институт, входящий в данную под отрасль. Правовые институты, управляющие общественными отношениями, которые складываются в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
Бюджет— это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный раздел финансового права — государственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве со стороны как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую под отрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому за институтом государственных доходов следует институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Особо нужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматри
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru