Финансы в экономике кратко – ее понятие, структура, функции финансов, роль в экономике.

Содержание

Роль финансов в экономике — Answr

Финансы — совокупность экономических отношений при использовании, формировании и распределении фондов денежных средств.

Распределение финансов

Роль финансов, заключается в их распределении и перераспределении в различные сектора экономики. При стабильной экономической ситуации и грамотной финансовой политике, вливание денежных потоков в определенную проблемную зону, способно позитивным образом воздействовать на общее экономическое и социальное развитие страны. Чаще всего финансовые ресурсы распределяются по различным отраслям экономики, отдельным регионам и субъектам, хозяйственной деятельности, в соответствии с заранее составленным и утвержденным планом правительства.

На микроуровне, в условиях отдельно взятого предприятия, финансы могут распределяться в различные структуры организации, для решения производственных, хозяйственных и прочих задач.

Выделяют несколько разновидностей финансового распределения:

  • внутрихозяйственное;
  • внутриотраслевое;
  • межотраслевое;
  • межтерриториальное;
  • межгосударственное.

Воспроизводственная функция финансов

Воспроизводственная функция финансов, проявление которой отражено показателями прибыльности и ликвидности активов, заключается в обеспечении необходимого баланса между материальными, трудовыми и денежными ресурсами. Воспроизводство актуально на каждой стадии оборота капитала, и не зависит от масштаба процесса производства экономических благ.

Финансы также являются основным элементом воспроизводства рабочей силы. Помимо оплаты труда, в стоимость воспроизводства входят расходы на здравоохранение, образование и социальное обеспечение.

Финансовый мониторинг

Финансовый мониторинг это внешний и внутренний контроль финансовой деятельности организаций, совершающих разного рода операции с использованием денежных средств.

Внешний мониторинг подразумевает реализацию финансовой политики государства, создающей необходимые условия для оборота капитала внутри страны. С этой целью сформированы органы контроля по линии законодательной власти (Счетная Палата РФ), и исполнительной власти (правительственный или президентский контроль).

Внутренний контроль позволяет рассмотреть масштабы организации и производственные мощности на отдельно взятом предприятии.

Стимулирующая функция финансов

Стимулирующая функция финансов заключается в возможности их влияния на различные процессы, происходящие в экономической среде. Инновационные проекты и стратегически важные структуры, технологичные и трудоемкие производственные отрасли являются приоритетами в экономическом развитии государства.

Стимулирование важнейших экономических секторов финансовыми средствами обусловлено:

  • внедрением налоговых льгот;
  • снижением налоговых ставок;
  • лимитированием налоговой базы;
  • освобождением от налоговых выплат.

Социальная функция финансов

Социальная функция финансов заключается в:

  • Обеспечении существования государства. Созданные общегосударственные финансовые фонды, используются в соответствии с провозглашенными руководством страны целями.
  • Содержании нетрудоспособного населения. За счет формирования финансовой системы пенсионного обеспечения, государство содержит граждан, являющихся нетрудоспособными по достигнутому возрасту. Как правило, источники пенсионных накоплений носят смешанный характер. Часть оплачивает государство, часть — работодатель, а часть накапливают работники на всем протяжении своей трудовой деятельности.
  • Сглаживании материального неравенства. При помощи социальной политики руководство страны за счет бюджетных средств сглаживает материальные различия в денежном достатке людей.
  • Обеспечении духовного роста населения. Финансовые отношения позволяют государству перераспределять денежные ресурсы для развития науки, культуры, образования и других сфер.

Политическая функция финансов

Государство, последовательно распределяя финансовые средства, укрепляет свой внутренний и внешний политический курс. Инвестирование денежных средств в развитие и реструктуризацию предприятий оборонно-промышленного комплекса, положительно отражается на обороноспособности страны. В связи с этим, государство поднимает свой престиж на международной арене, его политическая роль заметно возрастает, что соответствующим образом сказывается на экономической и политической независимости.

Финансы в экономике играют ключевую роль, представляя собой комплекс мер и инструментов эффективного функционирования экономической, политической и социальной систем государства.

answr.pro

§ 1. Понятие, функции и роль финансов

Общая часть

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Их значение определено местом денежных отношений в экономи­ ке, хозяйственных связях. Финансы являются прежде всего рас­ пределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, ис­ пользуемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей1 , термин «финан­ сы» восходит к средневековым латинским словам finatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo — вбивать, вколачивать, а позднее — finis, означаю­ щее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивал­ ся в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно­практического труда, посвященного финансам («О доходах Афинской республики»), считают древ­ негреческого писателя и историка Ксенофонта (около 430— 355 гг. до н. э.).

Финансы можно рассматривать в экономическом и матери­ альном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это эко­ номические отношения, связанные с формированием, распре­ делением и использованием централизованных и децентрализо­ ванных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного само­ управления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процес­

1 См.: Чантладзе В. Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси, 1979. С. 107; Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Советское финансовое право.

Киев, 1983. С. 3; Грачева Е. Ю., Куфакова Η. Α., Пепеляев С. Г. Финан­ совое право России. М, 1995. С. 6; Финансы / Под ред. В. М. Родионо­ вой. М., 1993. С. 7.

18 Финансовое право России. Общая часть

се которых осуществляются распределение и перераспределе­ ние валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворе­ нием потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой де­ нежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, орга­ низаций, используемые для материального обеспечения по­ требностей общества и развития производства. Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой фи­ нансовые ресурсы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отноше­ ния следует отождествлять с финансами. В содержание финан­ сов включаются только те денежные отношения, которые име­ ют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов де­ нежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отрас­ лями права. Например, продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, эти отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. Однако уплата налогов, объекты кото­ рых возникают в результате совершения предприятием сделки купли-продажи, включается в финансовые отношения.

Финансовые отношения от денежных отличаются и по при­ знаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или ус­ луг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовле­ творения, их движение не носит характера возмещения. Един­ ственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приоб­ ретении государственных ценных бумаг. Согласно Конститу­ ции РФ (ч. 4 ст. 75) отношения в сфере государственного кре­ дита основываются на принципе добровольности для частного субъекта в их вступление, поэтому покупка эмитированных го­ сударством ценных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.

Содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды денежных ресурсов, а те денежные, экономические

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

19

отношения, которые возникают в процессе формирования, рас­ пределения и использования денежных фондов и денежных ре­ сурсов.

Финансы, таким образом, являются денежными отношения­ ми, в которых одним из участников обязательно выступает го­ сударство. К числу финансовых относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существова­ ния государства как органа управления.

Сущность государственных и муниципальных финансов, за­ кономерности их развития, сфера охватываемых ими товарноденежных отношений и их роль в процессе общественного вос­ производства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправле­ ния.

Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы — одновременно с возникновением местного самоуправления. Основные средства государства и местного самоуправления концентрируются в соответствующих бюджетах. Причиной, по­ рождающей появление финансов, являются потребности госу­ дарства или муниципального образования в ресурсах, обеспе­ чивающих их деятельность. Данную ресурсопотребность без финансов невозможно удовлетворить ни в хозяйственной сфе­ ре, ни в сфере государственного или муниципального управле­ ния, ни в сфере выполнения делегированных государственных полномочий.

Современное государство — итог длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на эко­ номику постоянно менялись. При рыночном типе экономики государству отводится весьма важная роль, поскольку рынок, как и любая хозяйственная система, не является совершенным механизмом. Он имеет и положительные, и отрицательные сто­ роны, что вызывает необходимость со стороны государства вы­ рабатывать собственный механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным последствиям в финансовой сфере. Период становления рыночных отношений характеризу­ ется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обще­ стве складывается особая группа денежных отношений, возни­ кающая вне производственной сферы, — государственные (публичные) финансы. Данные отношения формируют денеж­ ные фонды, необходимые для функционирования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функцио-

20 Финансовое право России. Общая часть

нировать без государственных (публичных) финансов, посколь­ ку на любом этапе исторического развития общества всегда су­ ществуют такие потребности, которые обязано финансировать только государство. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, освоение космического пространства, инвестирование наибо­ лее приоритетных отраслей экономики и т. д.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся вос­ производственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.

Благодаря экономической сущности финансы придают пер­ воначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Через финансы государ­ ство накапливает свое состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подоб­ ные накопления служат не только важным стабилизатором эко­ номических отношений и гарантом экономического суверени­ тета государства, но и регулятором производства, а также ин­ фляционных процессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масшта­ бов общественного производства, содержание и развитие не­ производственной сферы, обеспечение функционирования го­ сударственной инфраструктуры, реализуются иные функции государства. Однако обусловленность части финансовых отно­ шений фактом существования государства или местного само­ управления еще не дает основания считать деятельность госу­ дарственных или муниципальных органов причиной возникно­ вения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению государственных или муниципальных органов. Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство — развитием государства в целом. Государствен­ ные и муниципальные органы должны лишь учитывать объек­ тивную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования: формировать бюджет, вводить или отменять какие-либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отно­ шений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам — ин-

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

21

фляции, безработице, финансово-правовым конфликтам, стаг­ нации экономики и т. д.

Финансовые отношения строятся на потребностях государ­ ства или местного сообщества, а не порождаются деятельно­ стью государственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений

иотносятся к базисной категории. Но хотя финансы и отно­ сятся к базисной категории, они во многом зависят от поли­ тики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Органы власти, как известно, относятся к над­ строечной категории. Диалектика взаимоотношений между ба­ зисом и надстройкой состоит именно в том, что только соци­ альные и экономические причины порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а государство

иместное самоуправление придают им правовое оформление

иреализуют их.

Следовательно, финансы — это система денежных отноше­

ний по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения вы­ полнения государственных функции и задач.

Рассматриваемая категория имеет следующие отличитель­ ные признаки. Она:

складывается всегда относительно денег или денежного эк­ вивалента;

обусловлена управленческой ролью государства; является формой перераспределительных отношений в сфе­

ре совокупного общественного продукта.

Указанные признаки только в единстве характеризуют сущ­ ность государственных (публичных) финансов. Отсутствие лю­ бого из них не позволит считать какие-либо денежные отноше­ ния финансовыми.

Федеративная природа Российского государства обусловли­ вает наличие собственных функций, целей и задач как у всего государства в целом, так и у субъектов Российской Федерации. Реализация компетенции каждого субъекта РФ предполагает наличие соответствующих региональных финансов.

Финансы субъекта Российской Федерации — это экономиче­ ские отношения, связанные с аккумулированием, распределе­ нием и использованием централизованных и децентрализован­ ных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполне­ ния его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происхо­ дят распределение и перераспределение валового внутреннего

22 Финансовое право России. Общая часть

продукта и контроль за удовлетворением публичных потребно­ стей в границах соответствующего региона.

Признание в России местного самоуправления и гарантированность самостоятельности его финансовой деятельности позволяют выделить в системе публичных финансов особую ка­ тегорию — финансы муниципальных образований. Финансы му­ ниципальных образований — это экономические отношения, свя­ занные с аккумулированием, распределением и использовани­ ем централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного само­ управления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процес­ се которых происходят распределение и перераспределение ва­ лового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образо­ вания.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О фи­ нансовых основах местного самоуправления в Российской Феде­ рации»1 определяет местные финансы как совокупность денеж­ ных средств, формируемых и используемых для решения вопро­ сов местного значения. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства (п. 1 ст. 2).

Несмотря на относительную самостоятельность финансов субъектов РФ и финансов муниципальных образований, в гра­ ницах всего государства публичные финансы являются единой категорией, что подтверждается следующими аспектами:

федеративным устройством России в сочетании с самостоя­ тельностью местного самоуправления;

единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики;

единством государственной и муниципальной систем управ­ ления и регулирования финансово-кредитной сферы.

На государственном уровне денежные средства мобилизуют­ ся в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Важное значение имеют финансы пред­ приятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью которых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.

1 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

23

Таким образом, финансы функционируют в двух основных формах:

экономические денежные отношения, связанные с аккуму­ лированием, распределением и использованием централизован­ ных денежных фондов государства и муниципальных образова­ ний;

экономические отношения, обслуживающие кругооборот де­

централизованных денежных фондов предприятий, учреждений,

организаций.

Сущность финансов проявляется в их функциях — формиро­ вании денежных фондов государства и местного самоуправления

ииспользовании денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание госу­ дарством финансово-правового механизма, направленного на аккумулирование денежных средств в его пользу. Выполнение государством своих функций и задач нуждается в материальном обеспечении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Государство не является производственным инст­ рументом, поэтому оно вынуждено вступать в финансовые от­ ношения на стадии их распределения с целью перераспределе­ ния части дохода граждан или прибыли предприятий и направ­ ления полученных таким образом денежных средств в специально образованные фонды. Никакое государство не име­ ет иного способа формирования своих денежных фондов, кро­ ме финансов. Формирование денежных фондов осуществляется различными методами, основной из которых налоги.

Использование денежных фондов означает направление госу­ дарственных средств на реализацию публичных мероприятий. Посредством материального обеспечения государство осущест­ вляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществляя бюджетное регулирование, финансируя министер­ ства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударст­ венным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т. е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам — получателям бюджетных средств или креди­ торам.

В совокупности функции финансов отражают их обществен­ ное предназначение. Они не свойственны никакой иной эконо­ мико-правовой категории. Формирование и использование де­ нежных фондов выражают главные особенности финансов, по-

24 Финансовое право России. Общая часть

зволяют отграничивать их от смежных денежных отношений. Важное значение финансов в механизме обеспечения экономи­ ческого суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства.

Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать иные публичные функции. Выполнение государ­ ством посредством использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций отражает роль финансов, т. е. резуль­ таты их практического использования. Роль финансов выража­ ется в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за этими отношениями.

Посредством использования финансов государство осущест­ вляет регулирование экономики, влияет на социальные и поли­ тические процессы. Функция регулятора связана с вмешатель­ ством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государ­ ственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирующая роль финансов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хозяйствующих субъектов.

Формы государственного регулирования разнообразны и за­ висят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, по­ требности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т. д.

Первостепенную роль в обеспечении регулирующей функ­ ции государства должно играть финансовое законодательство. В качестве финансовых регуляторов могут использоваться пра­ вовое регулирование ценообразования — установление норма­ ми законов предельных цен на товары и услуги, регулирование получения монополиями сверхприбыли, финансирование от­ раслей промышленности и т. д.

Финансы помогают государству осуществлять функцию кон­ троля. Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способ­ ность финансов количественно отображать ход воспроизводст­ венного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов фи-

studfile.net

1.Финансы как экономическая категория. Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов.

финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных (уровень предприятия) фондов денежных средств.

Финансы имеют следующие особенности:

они обусловлены товарно-денежными отношениями, являются неотъемлемой частью денежных отношений, по этому их роль зависит от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Причины появления финансов можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Функции финансов: распределительная, перераспределительная и контрольная (тетр/).

2. Финансовые ресурсы, их содержание и состав, механизм формирования и направления использования

Финансовые ресурсы — это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения стоимости общественного продукта в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса и удовлетворения общегосударственных потребностей..

Финансовые ресурсы общества разделяются на централизованные (т.е. государственные) и децентрализованные (финансовые ресурсы первичных хозяйствующих звеньев). Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в их первичном исчислении является чистый доход хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, за счет которого формируются финансовые ресурсы, как самого субъекта хозяйствования, так и государства.

Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма являются:

• финансовое планирование и прогнозирование;

• финансовые показатели, нормы, нормативы и лимиты;

• управление финансами;

• финансовые рычаги, стимулы и санкции;

• финансовый контроль;

• финансовое законодательство.

финансовый механизм — совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

3. Функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Инструментом такого распределения выступают финансы.

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике.

В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве выделяются три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Стадии общественного воспроизводства:

производство; распределение; обмен; потребление.

4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

Взаимосвязь финансов с другими категориями

Процесс стоимостного распределения общественного продукта, в ходе которого созданная в производстве стоимость делится между субъектами хозяйствования, а у каждого из них — по целевому назначению, довольно трудный, поэтому он осуществляется с помощью разных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую, только ей присущую роль. Финансы, участвующие в стоимостном распределении взаимодействуют с такими категориями как цена, зарплата, кредит. Первичным моментом возникновения финансовых отношений является процесс первичного распределения созданной стоимости на составляющие K=C + V + m, а также процесс образования различных денежных фондов и накоплений. Распределение получает форму движения товаров, т.е. имеет место одностороннее движение стоимости. Это движение приобретает форму финансов, зарплаты, кредита (тетрадь)

5. Национальная финансовая система, ее понятие, структура и элементы

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

централизованные финансы;

децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

Финансы домашних хозяйств

Государственные финансы

Муниципальные финансы

studfile.net

Раздел I. Финансовая деятельность в рф

1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.

Как экономическая категория финансы представляют собой совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.

Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода и являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, стимулирования развития государства и общества.

В материальном выражении финансы государства и органов самоуправления представляют собой фонды денежных средств.

Финансы непосредственно вязаны с функционированием общественных отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами начало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.

Особенность финансов как общественных отношений в том, что это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Управление при помощи денег является наиболее эффективным регулятором общественных отношений.

Направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство таким образом стимулирует или, наоборот, ограничивает деятельность в определенных сферах.

Финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения, однако не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Например, денежные отношения, возникающие в процессе купли-продажи или уплаты административных штрафов финансовыми не являются. Это общественные отношения, урегулированные другими отраслями права: гражданским, административным и т.д. Таким образом, по объему, содержание денежных отношений больше, чем содержание финансовых общественных отношений.

Функции финансов:

1) аккумулирующая, предполагает накопление, собирание фонда денежных средств;

2) распределелительная, происходит перераспределение денежных средств;

3) регулирующая;

4) контрольная, была преобладающей во времена советского периода;

5) информационная

2. Финансовая система рф как экономическая категория: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (институтов).

Финансовая система РФ как экономическая категория – это совокупность финансовых институтов, каждый их которых способствует образованию, перераспределению и использованию соответствующих денежных фондов.

Система отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку. Так, в результате использования зарубежного опыта стали создаваться различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты. Перестали быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.

Наличие различных институтов (звеньев) внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Структуру финансовой системы РФ составляют следующие фонды денежных средств:

1. государственные финансы (бюджеты всех уровней, в том числе государственные внебюджетные фонды пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

2. Финансы хозяйствующих субъектов объединяют такие децентрализованные фонды как финансы предприятий и организаций, функционирующих на коммерческой основе; финансы учреждений и некоммерческих организаций; финансы общественных организаций.

3. Местные финансы: средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления.

4. Фонды страхования: личное, имущественное, ответственности, предпринимательских рисков и перестрахование.

5. Государственный кредит и кредит банковский (отношения, возникающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения и размещения денежных средств).

Все фонды денежных средств в государстве делятся на централизованные и децентрализованные.

Централизованные — денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта ( средства, аккумулируемые в бюджетной системе, государственных внебюджетных фондах, средства гос. страхования ( имущественное и личное), кредита ( государственного и банковского).

Децентрализованные

  • финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

studfile.net

1 Необходимость и сущность финансов. Роль финансов в социально-экономическом развитии страны.

Финансы — это система эк отношений, связанная с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП, НД и части национального богатства.

Общими чертами для финансовых операций является: денежный характер и распределительный характер финансовых отношений.

Ден характер отражает взаимосвязь категорий деньги и финансы, при этом указывая на отличие в содержание и выполняемых функциях. Деньги являясь всеобщим эквивалентом, с помощью которого измеряются затраты труда, главное свое значение выражают через реализацию функций мер и стоимости, средства платежа, обращения, образования, накопления сбережений и мировых денег. Именно с функцией денег как средство платежа связывают финансовые операции.

Распределительный хар-ер обусловлен перемещением средств от одних хоз субъектов к другим. Что образует систему эк отношений денежного характера. Совокупность эк отношений возникает между государством, организациями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств образуют финансовые отношения, которые определяют содержание финансов как эк категории.

В результате перемещения средств, в процессе финансовых отношений происходит распределение стоимости ВВП, а также доходов от внешнеэк деятельности и части национального богатства.

В процессе распределения происходит формирование и использование денежных доходов у домохозяйств — з/п и доходы от собственности, организаций — прибыль и государства — налоги.

Т.обр. сформированные в процессе распределения денежные доходы, поступления и накопления обеспечивают функционирование эк субъектов и используются для решения эк и соц задач, направляясь в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление. Данные денежные доходы сформированные у эк субъектов называются финансовыми ресурсами.

Существуют 2 концепций сущности финансов:

1.распределительная

2.воспроизводственная .

Сторонники первой связывают финансы со стадией распределения, а вторую – рассматривают финансы как категорию связанную со всеми стадиями общественного производства. Согласно второй финансы приравниваются к денежным средствам, а соответственно теряется их самостоятельность. Однако такая трактовка наиболее близка к рассмотрению финансов как процесса создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов.

Рассматривая понятие финансы следует иметь ввиду что не все денежные отношения являются финансовыми. Финн. отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с формированием и использованием фондов денежных средств хоз-их субъектов и гос-ва, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы – эк денежные отношения связанные с формирование и использованием фондов денежных средств государства, которые аккумулируются в гос бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – денежные отношении отражающие кругооборот денежных фондов юрид и физич лиц.

studfile.net

1. Экономическая сущность финансов

Экономическая сущность финансов. Финансы – совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов. Финансы выступают в качестве особой формы экономических отношений, которые возникают в процессе образования и использования всего многообразия фондов денежных ресурсов на макро и микроуровнях экономики в ходе формирования доходов и накоплений предприятий, а также денежных доходов государства и местных органов самоуправления. Эти экономические отношения реализуются через движение денег

2. Функции финансов

Две основные функции: — распределительная. Осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Финансы, связанные с движением ВВП в денежной форме, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Сущность контрольной функции финансов заключается в контроле за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Контрольная функция сообщает обществу о всех неполадках в экономических и денежных отношениях. — контрольная Кроме рассмотренных выше двух основных функций, экономисты выделяют и ряд других функций. Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе расширенного воспроизводства.

3. Условия возникновения и признаки финансов

Таким образом, необходимыми условиями для возникновения финансов являются:

1) существование государства;

2) развитие товарно-денежных отношений;

3) появление налогов в денежной форме.

Из вышесказанного следует, что финансы как историческая категория имеют два основных этапа развития:

1) этап возникновения: докапиталистическая формация (рабовладельческий, феодальный строй) – возникновение государства, появление денежных отношений – возникают государственные финансы;

2) этап развития: капиталистическая формация – товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, расширяется сфера распределительных отношений – развиваются финансы предприятий, а потом и домохозяйств.

Термин «финансы» возник и стал применяться в узком смысле как государственные (публичные) финансы (до начала 20 в.). Именно такое определение дано в «Толковом словаре» В.И.Даля: Финансы – все, что касается до прихода и расхода государства.

С развитием капитализма, корпоративных форм предпринимательства, появлением разнообразных финансовых посредников термин «финансы» стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций).

Признаки финансов

1. Наличие денежных отношений между субъектами. 2. Обладание субъектами разными правами этих отношений. 3. Формирование производства этих отношений обмена как гос. фонда, ден. средств бюджета. 4. Прение налогам, сборам и др. платежам в пользу государства принудительного государства, что достигается посредством нормативной деятельности государства и создание соответствующего фискального аппарата.

studfile.net

Параграф 9. Финансы в экономике

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика

resheba.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.