Дата размещения статьи: 26.05.2018 10:03
Где проходит тонкая грань между обычным бизнесом и социальным? Как отличить их от некоммерческих организаций?
На эти вопросы попытались дать ответ участники интересного «круглого стола», посвященного социальным инновациям в Ульяновской области. Встреча прошла в рамках первой региональной Недели социальных инициатив.
Нет такого понятия
- В законодательстве - ни на федеральном, ни на областном уровне - понятие «социальный предприниматель» не отражено. Это означает, что отсутствуют четкие критерии, кого считать таковым, а кого нет. Например, недавно премию «Импульс добра» получил калининградский бизнесмен за то, что он собирал в своем городе макулатуру и передавал ее на переработку. Награду он получил именно как соцпредприниматель. Соответственно, у организаторов премии есть какие-то критерии, которые они придумали, чтобы отличать обычный бизнес от социально ориентированного, - комментирует модератор «круглого стола», директор Центра инноваций социальной сферы Елена Гусева.
По ее мнению, подобное понятие должно быть прописано в законодательстве, поскольку это в будущем позволит предоставлять соцбизнесу определенные льготы и преференции.
- Для социального предпринимательства характерна низкая маржинальность, то есть бизнесмены, которые берут на себя социальные обязательства, не получают большую прибыль. Именно поэтому им нужны помощь и преференции со стороны государства, - считает модератор.
Ульяновский соцбизнес
В «круглом столе» участвовали те ульяновские предприниматели, чья деятельность может быть названа социально-значимой.
- В январе 2017 года мы запустили в Ульяновске новый обучающий проект «Клуб программирования для школьников». Мы создали его на базе уже существующего бизнеса - франчайзинговой компании, занимающейся программным обеспечением 1С. В какой-то момент мы поняли, что специалистов в городе этого направления не хватает и начали активно приглашать студентов на практику. Затем решили пойти дальше и заняться профориентацией детей старшего школьного возраста. Так появился наш клуб. Дети обучаются по трем направлениям: программирование на Java, web-разработка и системное администрирование, - рассказывает руководитель центра сертифицированного образования «Софт-центр» Светлана Карпова.
Посещение клуба программирования платное - 400 рублей за занятие. В то же время понятно, что много прибыли такой бизнес не принесет.
Похожая ситуация, к примеру, у бизнесвумен Диляры Сабаевой - создателя детского развивающего клуба «Продленка».
- Часто мы заканчиваем месяц «в ноль». Но мне нравится быть педагогом, и я не хочу это бросать, - говорит Сабаева.
Конечно, низкая прибыль - не единственный критерий социального предпринимательства. По мнению большинства участников, данный вид бизнеса должен быть, прежде всего, направлен на решение некой общественной «боли», ориентирован на социально незащищенные слои населения.
С протянутой рукой
Противоположной точки зрения на проблему придерживается Вагиз Зелимов - создатель ульяновской сети велопроката «Прокат-Мокат».
- Если мы закрепим понятие соцпредпринимательства на уровне законодательства, то сами себе создадим дополнительные ограничения. Лучше организовать что-то наподобие ассоциации соцпредпринимателей, члены которой и будут решать, кого относить к соцбизнесу, а кого - нет, - поясняет свою позицию Вагиз.
По его словам, объединение усилий соцпредпринимателей позволит им зарабатывать, создаст реальную силу, с которой государство будет считаться.
На первом месте в словосочетании «социальный предприниматель» должно быть именно слово «предприниматель». Мы не должны вечно стоять с протянутой рукой и жаловаться на маленькую прибыль. Бизнесмен, который умеет решать общественные проблемы, и должен считаться соцпредпринимателем, получать льготы и бюджетные преференции - как некоммерческие организации.
Молодые социальные предприниматели Ульяновска: директор школы программирования Светлана Карпова (справа) и Мария Кондрашина - руководитель детского центра развития «Новатор», который откроется в нашем городе в августе 2017 года
С таким подходом не согласна «Софт-центра» Светлана Карпова.
- Должна быть четкая сетка критериев, чтобы отличать бизнес, который занимается благотворительностью, от социального предпринимательства и НКО. К примеру, некоммерческие организации - это те, кто получает деньги из одного источника - от государства, а предоставляет услуги другому субъекту - населению. Кстати, далеко не всегда такой подход приводит к хорошим результатам. Я могу привести пример из своей работы: НКО оплачивает обучение 20 человек - молодых мам. Поскольку обучение для них бесплатное, приходят только 10. А заканчивают обучение лишь пятеро. Если бы обучающиеся платили собственные деньги, они по-другому относились к посещению занятий, - замечает выступающая.
Любопытно, что в европейских странах соцпредпринимательство понимается достаточно свободно.
- Например, в Германии пчеловод может просто производить мед без всяких добавок, и это уже считается экологическим производством, а значит - социально ориентированным бизнесом, - уверяет замруководителя ульяновского Молодежного инициативного центра Павел Андреев.
В завершение модератор Елена Гусева пообещала обобщить высказанные идеи и, возможно, подготовить резолюцию «круглого стола», чтобы передать ее областным законотворцам.
Евгений Нувитов